(Д. Пеннак «Чтение – это подарок!»)
Чтение как смысл обучения открывает двери в культуру с помощью учителя, библиотекаря, родителя, книжного или реального, но без их помощи цель «чтения как труда и творчества» не достижима. Поэтому перед педагогами стоит задача приобщения к чтению как универсальному увлекательному и полезному учебному умению.
Чтение как процесс сохраняет «человеческое в человеке» – способность к самосознанию и саморазвитию, поэтому и является ведущим видом деятельности в школе под названием «жизнь». Поэтому чтение сопровождает самореализацию человека в течение всего жизненного пути. Чтение как универсальное учебное действие является показателем функциональной компетентности школьника, поэтому в школе это учебное действие формируют, оценивают, корректируют, но чтение – это умение, которое совершенствуется всю жизнь.
Внеклассное чтение, если оно грамотно педагогически и эстетически ориентированно, открывает особые возможности для реализации региональных и индивидуальных потребностей, общих задач образования; для самореализации развивающейся личности. Оно дает свободу выбора произведения, способствует его целостному эстетическому восприятию и последующей индивидуальной творческой интерпретации. Оно открыто для многообразных форм творческой деятельности.
По Л. С. Выготскому, необходимо знать психологический механизм воображения детей, основу которого составляет взаимосвязь фантазии и реальности. «Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия, прежнего опыта человека, потому что этот опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии. Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение». Задача взрослого – расширять опыт ребенка, который создаст условия для развития творческой деятельности детей.
В современной психолого-педагогической литературе (Т.В. Кудрявцев, В.И. Андреев, Г.С. Альтшуллер, А.В. Хуторский А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов, Е.И. Машбиц, А.И. Уман и др.) заостряется внимание на поиске способов улучшения эффективности познавательной деятельности обучающихся, подготовки совместной творческой деятельности. Решаются задачи развития творческих способностей учащихся в процессе внеклассного чтения.
В настоящее время одной из наиболее важных проблем является тот факт, что у большинства детей и подростков отсутствует желание изучать литературу и проводить время за чтением. Литературный опыт их остается на уровне детских сказок и рассказов из хрестоматий.
То, что чтение является очень важным в развитии детей, признают не только педагоги. Также, по указу Президента Российской Федерации, 2007 год был провозглашен годом книги.
Необходимо отметить, что участие правительства и его поддержка в таком вопросе имеет огромное значение в процессе развития и становления общества нашей страны.
Для детей начальной школы, читательский и жизненный путь находится в стартовой точке. Совершенно очевидно, что им неизвестны их собственные способности и непосредственные интересы в читательском мире.
Читательские предпочтения школьников младших классов условны и постоянно меняются по естественным причинам. Характер и закономерности развития читательских предпочтений, совместно с книгоиздателями и литераторами исследуют и учителя, как старших классов, так и начальной школы. Именно учитель формирует в сознании ребенка роль квалифицированного читателя, то есть личность, обращающуюся за советами к книгам, знающий, к каким именно книгам необходимо обращаться по тому или иному вопросу. Формирование сознания такой личности полностью зависит от учителя начальной школы, так как, согласно известному высказыванию Сухомлинского В.А. «если в начальной школе дети мало читали, у них складывается структура малодеятельного мозга». Уроки внеклассного чтения и работа на них является сложной системой, включающей в себя многообразные элементы. Эта система составляет комплекс повседневной, эпизодической и циклической работы. Эта работа также может носить как индивидуальный, так и групповой или массовый характер.
Несомненно, внеклассные занятия и уроки должны быть связанны между собой. Необходимо отметить, что ребенок, активно занимающийся внеклассным чтением имеет возможность познакомиться с огромным количеством доступных книг, научиться свободно ориентироваться в них и объединять отдельные стороны читательской деятельности, относя их к какому-либо комплексу культуры чтения. Кроме того, внеклассное чтение способствует формированию у каждого ученика собственный опыт индивидуального чтения, формируя при этом собственное видение окружающего мира и восприятия действительности.
Целью внеклассного чтения, является личностное развитие ребенка.
Личностное развитие школьников – это одна из главнейших задач общеобразовательной системы, которая выполняет воспитательную функцию и личность формируется именно в стенах школы, соответственно, недочеты и ошибки, которые могут быть допущены во время учебно-воспитательного процесса, имеют отрицательные последствия для ученика.
Творческое чтение произведений помогает развивающемуся человеку объективно оценить себя в современном мире и определить свое назначение и свою роль в нем.