Программа развития творческих способностей учащихся начальной школы
Программа развития творческих способностей учащихся начальной школы
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
Актуальность
Проблема развития способностей не нова для психолого-педагогических исследований, но до сих пор актуальна. Далеко не секрет, что школу и родителей волнует вопрос о развитии способностей учащихся.
Общество заинтересовано в том, чтобы человек начал трудиться именно там, где он может принести максимальную пользу. А для этого школа должна помочь воспитанникам найти свое место в жизни.
Труд - необходимое условие жизни и всестороннего развития человека.
Конституция РФ предоставляет человеку право на выбор занятия и профессии в соответствии со способностями, призванием, потребностями государства в кадрах.
Каковы бы ни были индивидуальные возможности школьника, но если у него нет желания учиться, то и успехов не будет. Правда, положительное отношение к учению тоже тесно связано со способностями. Много раз отмечалось в психолого – педагогической литературе, что желание учиться возрастает, когда учение идет успешно, и гаснет из-за неудач.
Неудачи могут быть объяснены не только недостатком знаний, которые должны были быть приобретены на предшествующих этапах обучения, но и неразвитыми способностями ребенка.
Главная задача начальной школы – обеспечить развитие личности ребенка. Источниками полноценного развития ребенка выступают два вида деятельности
Во-первых, любой ребенок развивается по мере освоения прошлого опыта человечества за счет приобщения к современной культуре.
В основе этого процесса лежит учебная деятельность, которая направлена на овладение ребенком знаниями и умениями, необходимыми для жизни в обществе.
Во – вторых, ребенок в процессе развития самостоятельно реализует свои возможности, благодаря творческой деятельности. В отличие от учебной творческая деятельность не нацелена на освоение уже известных знаний.
Она способствует проявлению у ребенка самодеятельности, самореализации, воплощению его собственных идей, которые направлены на создание нового.
Осуществляя указанные виды деятельности, дети решают разные задачи и с разной целью.
Так, в учебной деятельности решаются учебно - тренировочные задачи для того, чтобы овладеть каким-то умением, освоить то или иное правило. В творческой деятельности решаются поисково-творческие задачи с целью развить способности ребенка. Поэтому, если в процессе учебной деятельности формируется общее умение учиться, то в рамках творческой деятельности формируется общая способность искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации. Если говорить о настоящем состоянии современной начальной школы в нашей стране, то следует отметить, что основное место в ее деятельности все еще продолжает занимать познавательная деятельность школьников, а не творческая, поэтому тему нашего исследования мы обозначили как “ Педагогическое руководство развитием творческих способностей младших школьников”.
.Цель
Повышение уровня творческих способностей детей младшего школьного возраста.
Задачи:
Повышение уровня творчества детей младшего школьного возраста.
2. Формирование творческого мышления, развитие коммуникативных навыков.
Категории обучающихся:
Дети младшего школьного возраста (1-2 класс)
Продолжительность занятий:
16 академических часов.
Программа:
Каждое занятие, включает четыре этапа:
Создание единого психологического пространства, а также обратная связь «отдельный участник - вся группа», и наоборот.
Проведение беседы для создания рефлексии.
Рисование на заданную тему и последующее обсуждение чувств, вызванных данным рисунком, с использованием феномена проекции.
Релаксационно - восстановительные упражнения для снятия психологической напряженности и подведение итогов занятия.
Каждый этап, в свою очередь предполагает соответствующие фазы:
Определение темы, целей беседы, характера проблемы, а также ориентация на них участников занятия.
Круговая беседа по обсуждаемой проблеме для сбора информации, знаний, суждений, мнений, новых идей, предложений от всех участников.
Просмотр содержимого документа
«Программа развития творческих способностей учащихся начальной школы »
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
Актуальность
Проблема развития способностей не нова для психолого-педагогических исследований, но до сих пор актуальна. Далеко не секрет, что школу и родителей волнует вопрос о развитии способностей учащихся.
Общество заинтересовано в том, чтобы человек начал трудиться именно там, где он может принести максимальную пользу. А для этого школа должна помочь воспитанникам найти свое место в жизни.
Труд - необходимое условие жизни и всестороннего развития человека.
Конституция РФ предоставляет человеку право на выбор занятия и профессии в соответствии со способностями, призванием, потребностями государства в кадрах.
Каковы бы ни были индивидуальные возможности школьника, но если у него нет желания учиться, то и успехов не будет. Правда, положительное отношение к учению тоже тесно связано со способностями. Много раз отмечалось в психолого – педагогической литературе, что желание учиться возрастает, когда учение идет успешно, и гаснет из-за неудач.
Неудачи могут быть объяснены не только недостатком знаний, которые должны были быть приобретены на предшествующих этапах обучения, но и неразвитыми способностями ребенка.
Главная задача начальной школы – обеспечить развитие личности ребенка. Источниками полноценного развития ребенка выступают два вида деятельности
Во-первых, любой ребенок развивается по мере освоения прошлого опыта человечества за счет приобщения к современной культуре.
В основе этого процесса лежит учебная деятельность, которая направлена на овладение ребенком знаниями и умениями, необходимыми для жизни в обществе.
Во – вторых, ребенок в процессе развития самостоятельно реализует свои возможности, благодаря творческой деятельности. В отличие от учебной творческая деятельность не нацелена на освоение уже известных знаний.
Она способствует проявлению у ребенка самодеятельности, самореализации, воплощению его собственных идей, которые направлены на создание нового.
Осуществляя указанные виды деятельности, дети решают разные задачи и с разной целью.
Так, в учебной деятельности решаются учебно - тренировочные задачи для того, чтобы овладеть каким-то умением, освоить то или иное правило. В творческой деятельности решаются поисково-творческие задачи с целью развить способности ребенка. Поэтому, если в процессе учебной деятельности формируется общее умение учиться, то в рамках творческой деятельности формируется общая способность искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации. Если говорить о настоящем состоянии современной начальной школы в нашей стране, то следует отметить, что основное место в ее деятельности все еще продолжает занимать познавательная деятельность школьников, а не творческая, поэтому тему нашего исследования мы обозначили как “ Педагогическое руководство развитием творческих способностей младших школьников”.
.
Цель
Повышение уровня творческих способностей детей младшего школьного возраста.
Задачи:
Повышение уровня творчества детей младшего школьного возраста.
2. Формирование творческого мышления, развитие коммуникативных навыков.
Категории обучающихся:
Дети младшего школьного возраста (1-2 класс)
Продолжительность занятий:
16 академических часов.
Программа:
Каждое занятие, включает четыре этапа:
Создание единого психологического пространства, а также обратная связь «отдельный участник - вся группа», и наоборот.
Проведение беседы для создания рефлексии.
Рисование на заданную тему и последующее обсуждение чувств, вызванных данным рисунком, с использованием феномена проекции.
Релаксационно - восстановительные упражнения для снятия психологической напряженности и подведение итогов занятия.
Каждый этап, в свою очередь предполагает соответствующие фазы:
Определение темы, целей беседы, характера проблемы, а также ориентация на них участников занятия.
Круговая беседа по обсуждаемой проблеме для сбора информации, знаний, суждений, мнений, новых идей, предложений от всех участников.
Педагог. Однажды Кристофер-Робин шел по улице и нес в руке пакет, из которого что-то выпирало. Тигра это заметил, и ему очень захотелось узнать, что же лежит в пакете? Кристофер-Робин шёл большими шагами и не замечал Тигру (показ педагога). А Тигра прямо-таки вился около Кристофера-Робина, то с одной стороны подбежит, то с другой, шею вытянул, заглядывая в полуоткрытый пакет (показ педагога). Вдруг Кристофер-Робин остановился, поставил пакет на землю рядом с лавочкой и присел отдохнуть. Тигра присел на корточки около пакета и заглянул внутрь. Там лежала ваза. Тигра разочарованно махнул лапой, встал и не спеша пошел к своему дому.
Давай те покажем, как все это было. Ваня будет Кристофером-Робином, а все остальные дети - Тигрой. Как Тигре было интересно, любопытно? (Со сменой ролей.).
Минутка шалости
Давайте мы порадуемся вместе с Осликом Иа и немного пошалим. Но не забывайте, что по моему хлопку вы должны все спокойно подойти ко мне.
Игра «Что это такое?»
В игре может участвовать вся группа детей.
Дидактическая задача. Научить детей на основе восприятия заместителей предметов создавать в воображении новые образы.
Материал. Круги разных цветов, полоски разной длины, мяч.
Ход игры. Дети встают в круг. Воспитатель показывает один из цветных кружков, кладёт его в центр и предлагает рассказать, на что он похож. Отвечает тот ребёнок, к которому взрослый прикатит мяч. Возможные ответы детей про красный кружок: помидор, цветок, праздничный флажок и т.п. Они не должны повторять друг друга. Затем детям показывается кружок другого цвета, и игра продолжается.
В дальнейшем можно использовать кружки разных цветов, полоски разной длины.
Примечание. Воспитатель должен отметить оригинальность ответов детей, обратить на это внимание остальных. За одно проведение игры можно предлагать 2-3 различных вида материала.
Психогимнастика. Этюд «Игра с камушками»
(эмоции радости, удовольствия)
П е д а г о г. Сейчас мы перемещаемся на берег моря. Закройте глазки. Мы летим, летим, не открывайте глазки, так как вы можете испугаться, увидев, как высоко мы летим (музыкальное сопровождение).
Всё! Прилетели, можете открыть глаза, мы на берегу моря. Здесь светло, тепло и слышен шум моря (музыкальное сопровождение). Мы гуляем, радуемся солнечному лучезарному дню, улыбаемся солнцу своей самой счастливой улыбкой.
Давайте подойдем друг к другу, встанем в круг, посмотрим и улыбнемся каждому доброй улыбкой. Я улыбнусь по очереди Диме, Насте, Саше...
Теперь ты, Дашенька, улыбнись всем своим друзьям, улыбнись, как солнышко, «обогрей» всех своей улыбкой, теперь ты, Настя (и так нужно улыбнуться всем по очереди).
Как хорошо и тепло, какое синее море. А на солнце жарко стоять, так припекает, так хочется поиграть с прохладной водичкой, побрызгаться. Наберем воду в ладоши, какая чистая вода! Как хорошо! Побрызгаемся! Вот так! Вот так! Теперь давайте выйдем из воды. Выходим.
Смотрите, какие под ногами лежат камешки. Смотрите, смотрите, какие они все разные, и серые, и зеленые, и квадратные, и круглые, как монетка. Наберем камешки. Подбросим вверх камешки, ловим, а теперь кинем далеко-далеко.
Как хорошо здесь: тепло, красиво. Но нам нужно путешествовать дальше, наденем шапочки, скажем слова, закроем глазки.
Упражнение «Дети на прогулке».
В выполнении упражнения может участвовать вся группа детей, но лучше проводить его по подгруппам в 5-7 человек.
Дидактическая задача. Научить на основании восприятия схематических изображений создавать новые образы.
Материал. Несколько картинок такой величины, чтобы они хорошо были видны всем детям. На каждой картинке изображён ребёнок (мальчик или девочка), в руке у которого неопределённый предмет (например, палочка, полукруг, верёвочка и т.п.)0.
Ход игры. Воспитатель показывает детям картинку. Объясняет: «Художник нарисовал мальчика, который идёт на прогулку, но не успел дорисовать то, что у него в руках.». Педагог предлагает детям самим придумать, что мальчик взял с собой на прогулку. Например, если на картинке изображён мальчик с палочкой, то можно сказать, что он идёт на прогулку с флажком, шариком, цветком, мороженым. Каждый ребёнок должен дать свой ответ, отличающийся от ответов товарищей. Если дети затрудняются, то воспитатель сам предлагает несколько вариантов ответов.
Примечание. Упражнение можно проводить неоднократно, меняя картинки. На одном занятии следует анализировать одну - две картинки.
Психогимнастика. Этюд «Что слышно?»
(игра на внимание)
П е д а г о г. Ребята вы еще не устали путешествовать? Я так устала, давайте посидим на стульчиках, отдохнем, помолчим и послушаем тишину. Вам кажется, что, когда мы молчим, наступает полная тишина, я предлагаю вам послушать, так ли это.
Все, игра началась (1,5—2 мин). Ребята, я слышу множество звуков: на улице слышен шум проезжающих машин, слышно, как в ванной комнате капает вода, в соседней комнате идет занятие. А вы какие слышите звуки?
Упражнение «Волшебные кляксы»
Упражнение лучше проводить по подгруппам в 5-7 человек.
Дидактическая задача. Научить детей воображать различные предметы на основе полученных клякс.
Материал. Краски, кисти, бумага.
Ход игры. До начала игры изготовляют несколько клякс: на середину листа бумаги выливается немного чернил или туши, и лист складывают пополам. Затем лист разворачивают, и можно начать игру. Играющие по очереди говорят, какие изображения они видят в кляксе или отдельных её частях. Выигрывает тот, кто назовёт больше всего предметов.
Впечатления дня
Занятие 2.
Приветствие «Невербальный подарок»
Психогимнастика. Этюд «Скучно, скучно так сидеть»
(игра на развитие двигательной активности, быстроты реакции)
П е д а г о г. У меня для вас есть еще одна интересная и увлекательная игра. С двух противоположных сторон стоят стулья. Садитесь с одной стороны. Вы должны будете быстро-быстро перебежать с одной стороны на другую, а я постоянно буду убирать по одному стулу. Перебегать надо после того, как я закончу говорить такие слова:
Скучно, скучно так сидеть,
Друг на друга все глядеть,
Не пора ли пробежаться
И местами поменяться?
Проигрывает тот, кто остался без стула.
Игра «Камушки на берегу».
В игре может участвовать вся группа. Но лучше проводить её по подгруппам в 5-7 человек.
Дидактическая задача. Научить создавать новые образы на основе восприятия схематических изображений.
Материал. Большая картинка, изображающая морской берег. Нарисовано несколько камушков (5-7) разной формы. Каждый должен иметь сходство с каким-нибудь предметом, животным или человеком0.
Ход игры. Воспитатель показывает детям картинку и говорит: «По этому берегу прошёл волшебник и за несколько минут всё, что на его пути, превратил в камушки. Вы должны угадать, что было на берегу, сказать про каждый камушек, на кого или на что он похож». Камушки могут быть самые разные: похожие на мячик, волчок, птичку, рыбку, человечка, ведёрко.
Желательно, чтобы несколько камушков имели практически одинаковый контур, но воспитатель должен помочь детям найти разные варианты ответов.
Упражнение можно предлагать неоднократно, но при этом следует менять картинку с изображением формы камушков.
Психогимнастика. Этюд «Что там происходит ?»
(развитие способности понимать эмоциональное состояние другого)
Мамонтенок встал возле меня, смотрит на конверт и думает: «Что же там в конверте? Посмотрите, как интересно мамонтенку. А вам интересно? Так давайте выразим свой интерес с помощью жестов и мимики. Голову повернем на конверт, посмотрим на него пристальным взглядом, как будто мы сможем увидеть что-то в нем; одну ногу выдвинем вперед и на нее перенёсем вес своего тела; одну руку поставим на бедро, а другую опустим вдоль тела.
Ну, что, открываем конверт? Что это? Это же телеграмма от мамы мамонтенка.
Игра «Что это такое?»
В игре может участвовать вся группа детей.
Дидактическая задача. Научить детей на основе восприятия заместителей предметов создавать в воображении новые образы.
Материал. Круги разных цветов, полоски разной длины, мяч.
Ход игры. Дети встают в круг. Воспитатель показывает один из цветных кружков, кладёт его в центр и предлагает рассказать, на что он похож. Отвечает тот ребёнок, к которому взрослый прикатит мяч. Возможные ответы детей про красный кружок: помидор, цветок, праздничный флажок и т.п. Они не должны повторять друг друга. Затем детям показывается кружок другого цвета, и игра продолжается.
В дальнейшем можно использовать кружки разных цветов, полоски разной длины.
Изменение в следующем: дети при одном проведении игры могут действовать не с одним, а с двумя заместителями предметов и по ним воссоздать не только образы отдельных предметов, но и называть элементарные действия, если речь идёт об одушевлённых персонажах.
Примечание. Воспитатель должен отметить оригинальность ответов детей, обратить на это внимание остальных. За одно проведение игры можно предлагать 2-3 различных вида материала.
Психогимнастика. Этюд «Новая кукла»
(эмоция радости)
П е да г о г. Как рад мамонтенок, что он получил телеграмму от мамы: он весело скачет, кружится. Покажите, как мамонтенку радостно, весело.
Я читаю ее, слушайте внимательно: «Здравствуй, сын, со мной все хорошо! Я нахожусь на Северном полюсе. Жду очень тебя. Твоя мама!» Ребята, поедем с мамонтенком искать его маму? Как думаете, на чем надо ехать, чтобы добраться до Северного полюса? Конечно же, на корабле. Помните, мы уже как-то отправлялись в плавание? Давайте построим себе корабль (из стульев, строительного материала или просто обозначив место),
Упражнение «Дети на прогулке».
В выполнении упражнения может участвовать вся группа детей, но лучше проводить его по подгруппам в 5-7 человек.
Дидактическая задача. Научить на основании восприятия схематических изображений создавать новые образы.
Материал. Несколько картинок такой величины, чтобы они хорошо были видны всем детям. На каждой картинке изображён ребёнок (мальчик или девочка), в руке у которого неопределённый предмет (например, палочка, полукруг, верёвочка и т.п.)0.
Ход игры. Воспитатель показывает детям картинку. Объясняет: «Художник нарисовал мальчика, который идёт на прогулку, но не успел дорисовать то, что у него в руках.». Педагог предлагает детям самим придумать, что мальчик взял с собой на прогулку. Например, если на картинке изображён мальчик с палочкой, то можно сказать, что он идёт на прогулку с флажком, шариком, цветком, мороженым. Каждый ребёнок должен дать свой ответ, отличающийся от ответов товарищей. Если дети затрудняются, то воспитатель сам предлагает несколько вариантов ответов.
Изменение состоит в том, что детям можно предложить не только называть отдельные предметы, но и придумать целую историю по картинке, основываясь на выдуманном предмете. При этом важно создать у ребёнка установку на придумывание своей оригинальной истории.
Примечание. Упражнение можно проводить неоднократно, меняя картинки. На одном занятии следует анализировать одну - две картинки.
Впечатление дня
Занятие 3.
Приветствие «Пожелание соседу»
Психогимнастика. Этюд «Слушай хлопки!»
(активное внимание)
П е д а г о г. Давайте встанем в круг. Идите по кругу, слушайте внимательно. Когда я хлопну в ладоши один раз, то вы должны остановиться и принять позу «аиста» (стоять на одной ноге, руки в стороны), а если я хлопну два раза, то вы принимаете позу «лягушки» (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ногами на полу). А если вы услышите три хлопка, то вы встаете и продолжаете ходьбу дальше (2—3 раза).
Вы такие молодцы, все внимательно слушали мои задания, все правильно выполняли. Я вами горжусь!
Игра «Камушки на берегу».
В игре может участвовать вся группа. Но лучше проводить её по подгруппам в 5-7 человек.
Дидактическая задача. Научить создавать новые образы на основе восприятия схематических изображений.
Материал. Большая картинка, изображающая морской берег. Нарисовано несколько камушков (5-7) разной формы. Каждый должен иметь сходство с каким-нибудь предметом, животным или человеком0.
Ход игры. Воспитатель показывает детям картинку и говорит: «По этому берегу прошёл волшебник и за несколько минут всё, что на его пути, превратил в камушки. Вы должны угадать, что было на берегу, сказать про каждый камушек, на кого или на что он похож». Камушки могут быть самые разные: похожие на мячик, волчок, птичку, рыбку, человечка, ведёрко.
Желательно, чтобы несколько камушков имели практически одинаковый контур, но воспитатель должен помочь детям найти разные варианты ответов.
Упражнение можно предлагать неоднократно, но при этом следует менять картинку с изображением формы камушков.
Изменение состоит в том, что детям можно предложить придумать небольшую историю про свой камушек: Что это такое? Как он оказался на берегу? Что с ним произойдёт потом? И т.п.
Психогимнастика. Этюд «Вкусные конфеты»
(эмоции удовольствия)
П е д а г о г. Ребята, конфетное дерево хочет угостить нас конфетами. Мы попробуем и только потом сможем идти дальше. (Дети подходят к воображаемому дереву с конфетами, берут по одной конфете (срывают с ветки,) и благодарят дерево, потом разворачивают бумажки и берут конфеты в рот. По детским лицам видно, что угощение вкусное.)
Ветки наклоняйте осторожно, чтобы не сломать. Осматривайте дерево со всех сторон. Какое удовольствие съесть вкусную конфету! Ребята, покажите, какая вкусная конфета, оближите шоколад с губ, погладьте свой животик от удовольствия (педагог изображает вместе с детьми).
Мимика жевательные движения, улыбка.
Ваня, какая начинка у твоей конфеты? Какого цвета? Какой формы? Чем пахнет? Что нарисовано на фантике?
Конфет наелись в удовольствие, а теперь пойдем дальше. (Все идут и останавливаются в любом месте комнаты.)
Ребята, злой волшебник придумал нам еще одно препятствие.
Упражнение «Волшебная мозаика».
Упражнение проводится по подгруппам в 2-7 человек.
Дидактическая задача. Научить детей создавать в воображении предметы, основываясь на схематическом изображении деталей этих предметов.
Материал. Наборы вырезанных из плотного картона геометрических фигур (одинаковые для каждого ребёнка). Несколько кругов, квадратов, треугольников, прямоугольников разных величин.
Ход игры. Воспитатель раздаёт наборы и говорит, что это волшебная мозаика, из которой можно сложить много интересных вещей. Для этого надо разные фигурки, кто какие хочет, приложить друг к другу так, чтобы получилось что-нибудь интересное, например, домик, машинка, человечки, поезда и т.п.
Когда дети научатся выполнять задание, можно предложить соревнование: кто сможет больше разных предметов из своей мозаики.
Упражнение может проводиться на разном материале (разные наборы мозаики), а также с одним и тем же материалом, но с инструкцией придумывать всё время разное (после того, как все дети дали по одному варианту решения).
«Минутка шалости»
П ед а г о г. Хорошо. Я думаю, вы все поняли, что старшим всегда нужно помогать. А теперь давайте немного отдохнем. Как только зазвучит музыка, вы можете делать все, что хоти те, но как только музыка стихнет, вы все сразу должны подойти ко мне. (Музыка В. Шаинского «Чунга-чанга»).
Психогимнастика. Этюд «Четыре стихии»
(внимание)
П е д а г о г. Когда мы пойдем по земле, я буду говорить «земля», и вы все должны опустить руки вниз. Когда говорю «вода» - вытянуть руки вперед. Когда «воздух» — поднимаете руки вверх; а «огонь» — производите вращение руками (в лучезапястных и локтевых суставах).
Мы всё преодолели: и в воде не утонули, и в огне не сгорели. Мы не боимся колдуна и пойдем дальше.
Игра «Поможем художнику».
В игре может принимать участие вся группа.
Дидактическая задача. Научит детей воображать предметы на основе заданной схемы.
Материал. Большой лист бумаги, прикреплённый к доске или большому фланелеграфу, с нарисованным на нём схематическим изображением человека0. Цветные карандаши или краски (фломастеры).
Ход игры. Воспитатель рассказывает, что один художник не успел дорисовать картину и попросил ребят помочь ему её закончить. Педагог показывает схематическое изображение человека и говорит, что сейчас они все вместе эту картину закончат. Дети будут придумывать, как это лучше сделать, а он будет рисовать всё, что ребята придумают.
Воспитатель спрашивает у детей: кто здесь нарисован (мальчик или девочка)? Какого цвета глаза? Какого цвета волосы? Как он (она) одет(а)? Дети дают разные варианты ответов. Вместе с педагогом обсуждают их и выбирают наиболее удачные. Самые интересные ответы воспитатель «воплощает» в картинке: постепенно дорисовывает схему, превращая её в рисунок. Дети могут помогать воспитателю.
После того, как рисунок закончен, можно предложить детям придумать историю про нарисованного человека (Как его зовут? Куда он идёт? Кто идёт вместе с ним? и т.п.).
Психогимнастика. Этюд «Качели»
(расслабление)
Дети как бы плывут на лодках, «качаясь» на воде под музыку.
Выразительные движения: 1)ноги слегка расставлены, обе ступни касаются пола, но вес тела перенесен на одну из ног, переносят тяжесть тела одной ноги на другую; 2) выдвинуть одну ногу вперед, перенести на нее тяжесть тела, покачиваться вперед-назад, для большей экспрессии сгибать и выпрямлять колени.
Игра «Волшебные картинки».
Игра проводится по подгруппам в 4-6 человек.
Дидактическая задача. Научить воображать предметы и ситуации на основе схематических изображений отдельных деталей предметов.
Материал. Набор карточек (5 штук), одинаковый для каждого ребёнка. На каждой карточке даётся схематическое изображение некоторых деталей объектов или геометрических фигур. У всех детей изображения одинаковые. Каждое изображение расположено на карточке так, чтобы оставалось свободное место для дорисовывания картинки0.
Карандаши для всех играющих.
Ход игры. Дети рассаживаются за столиками. Воспитатель раздаёт им карандаши и наборы карточек. Говорит, что они сейчас будут играть в игру «Волшебные картинки». Объясняет её содержание.
Каждую фигурку, изображённую на карточке, дети могут превратить в картинку, какую они захотят. Для этого надо пририсовать к фигурке всё, что угодно (на каждой карточке только одна фигурка). Если детям трудно сразу приступить к выполнению задания, можно показать на примере, как это делается. Для показа лучше брать фигурку, которой нет на карточках у детей. Например, показать, как прямоугольник можно превратить в вагон поезда, в конверт с письмом, в окно, в дом, в портфель, который несёт девочка и т.п.
После этого взрослый предлагает детям самим выполнит задание. Когда дети закончат работу, воспитатель собирает все карточки. Затем отбирает неповторяющиеся картинки (например, большинство ребят превратили круг в солнышко или в яблоко, один мальчик – в лицо клоуна) и обращает на них внимание детей. Подчёркивает, что эти картинки интересные и оригинальные.
Через некоторое время можно повторить игру, предложив для дорисовывания другие фигурки (подбираются произвольно).
Впечатления дня
Занятие 4.
Приветствие «Невербальный подарок»
Психогимнастика. Этюд «Лизунчик»
(эмоция радости)
П е д а г о г. Далеко, за семью морями, в жаркой стране поселилось животное. Возьмитесь за руки, покажите, какое оно большое. Рано утром оно просыпается и радуется солнышку. Но пока оно спит. Присядьте и закройте глазки. Солнышко взошло, животное открыло глаза и вы тоже, потянулось, зевнуло. Солнышко припекает, и животное подставляет жарким лучам свои ладошки, лицо, радуется, улыбается. (дети протягивают ладони к солнцу.) Животное подошло к речке, стало умываться и плескаться в прохладной воде (педагог использует прямой показ). (Пантомимика.)
Вдруг животное увидело в речке, как в зеркале, свое отражение. Как вы думаете, ребята, оно обрадовалось или испугалось? Ему понравилось свое отражение? Покажите испуг, удивление, радость. Давайте нарисуем это животное (музыкальный фон). (Дети рисуют на бумаге цветными карандашами необыкновенное животное, которого не существует в природе.) Расскажите, как его зовут, где живет, какое по характеру, .почему использовался тот или иной цвет?
(Педагог предлагает назвать животное Лизунчиком) (Эмоции страха, удивления, радости.)
Мне очень понравились ваши рисунки.
Игра «Перевёртыши».
Игра проводится по подгруппам в 4-6 человек. Дидактическая задача. Учить создавать в воображении образы предметов на основе восприятия схематических изображений отдельных деталей этих предметов. Материал. Карандаши. Наборы карточек по 8-16 штук, одинаковые для каждого ребёнка. В каждом наборе должны быть 4 одинаковые карточки. Возможные варианты картинок на карточках. Рисунок. Например, если набор состоит из 8 карточек, то в него входят 4 карточки с одним изображением и 4 с другим. Каждое изображение расположено таким образом, чтобы осталось свободное место для дорисовывания картинки0. Ход игры. Воспитатель раздаёт карандаши и наборы карточек, предлагает поиграть в игру «Перевёртыши». Объясняет её правила. На карточках изображены фигурки. Каждую из них можно превратить в любую картинку. Для этого к каждой фигурке можно пририсовать всё, что угодно, но так, чтобы получилась картинка. Затем надо взять ещё одну карточку с такой же фигуркой, положить её вверх ногами или боком и превратить фигурку в другую картинку. Таким образом можно карточку с одной и той же фигуркой превратить в разные картинки. Если детям трудно сразу приступить к выполнению задания, педагог даёт образец (для показа лучше брать фигурку, которой нет на карточках у детей). Например, воспитатель может показать детям, как прямоугольник превратить в вагон поезда, в дом, в конверт с письмом, в портфель. Придав прямоугольнику вертикальное положение, воспитатель показывает, как его можно превратить в окно, в высотный дом, в ствол большого дерева и т.п. Когда дети выполнят задание – закончат дорисовывание карточек с одинаковыми фигурками – педагог предлагает взять карточки с другой фигуркой и т.д. Игра длится до тех пор, пока все дети не закончат дорисовывать фигурки. В заключении воспитатель отбирает работы тех детей, которые все четыре карточки с одной и той же фигуркой сумели превратить в совершенство разные картинки. Игру можно повторить, предложив для дорисовывания другие фигурки.
Психогимнастика. Этюд «Цветок»
(выражение удовольствия и радости)
П е д а г о г. Сядем на корточки, как маленькое семечко, обхватим руками колени, голова опущена вниз. И тут теплый лучик солнца упал на землю и стал согревать в земле, семечки, как стало тепло. Все почувствовали, как стало тепло? (Музыкальное сопровождение.) И из каждого семечка проклюнулся росток, сначала поднимается голова, распрямляется корпус, туловище, руки поднимаются выше, выше к солнышку. Цветочки растут, растут, и вот уже появился бутончик, а солнышко все теплее и теплее греет, и бутончик распускается. Вот какие красивые у всех цветы! Погреем на солнышке каждый лепесточек, погреем головку, улыбнемся солнышку, другим цветам, погреем правую щечку, теперь левую. Можно покружиться, мы же волшебные цветы.
Как рады солнышку цветы! Улыбаются!
Игра «Сочиняем сказку».
В игре принимает участие вся группа.
Дидактическая задача. Научить создавать в воображении ситуации, основываясь на использовании отдельных заместителей предметов.
Материал. Разноцветные кружки (каждому ребёнку – по 3 разных цветов; отдельные цвета у детей могут повторяться).
Ход игры. Воспитатель раздаёт детям цветные кружки: при первом проведении упражнения по два, при следующих – по три. Кружки у всех детей разного цвета, например, у одного – красный, коричневый и жёлтый, у другого – синий, зелёный и жёлтый, у третьего – белый, красный, зелёный и т.д.
Взрослый говорит детям, что сейчас они будут сочинять сказки, причём каждый сочинит сказку про своего героя.
Каждому ребёнку надо посмотреть на свои кружки, придумать, кого они могут обозначать, и сочинить про них историю. При этом следует подчеркнуть, что кружки у всех разные и сказки тоже должны быть разными.
Воспитатель даёт дошкольникам на обдумывание 5-7 минут и начинает опрос. Выслушивает всех детей, поощряет за оригинальность ответа, но при оценке учитывает, соответствуют ли выбранные персонажи цвету кружков.
Если дети затрудняются при выполнении задания, педагог даёт образец сказки, обращает внимание на соответствие персонажей цвету кружков, на соблюдение структуры сказки (зачин, кульминация, развязка), на оригинальность происходящих событий.
Упражнение можно проводить неоднократно, меняя цвета кружков у каждого ребёнка.
Психогимнастика. Этюд «Дождик»
(выражение радости и удовольствия)
П е д а г о г. Давайте подставим свое лицо золотым капелькам дождя. Голова запрокинута назад, рот полуоткрыт, глаза закрыты. Ветер прекратился, стало теплее. Мышцы лица расслаблены, плечи и руки опущены. Хорошо под таким дождиком? Не хватает только солнышка! Вот оно и появляется, начинает пригреват1 Но что это? Опять надвигается небольшая тучка..
Игра «Разные постройки».
Игра проводится по подгруппам в 5-6 человек.
Дидактическая задача. Научить детей варьировать в воображении образы предметов.
Материал. Каждому ребёнку даётся по три одинаковых комплекта, состоящих из 4-5 деталей строителя (например, в один комплект могут входить два кубика, брусочек, две треугольные призмы). Важно, чтобы у одного и того же ребёнка комплекты повторялись полностью.
Ход игры. Дети рассаживаются за столиками. Каждому ребёнку воспитатель даёт по три одинаковых комплекта деталей и говорит, что сейчас они будут сооружать разные постройки. Каждый ребёнок может сделать три разные постройки.
Дети начинают строить. Если они затрудняются при выполнении задания, воспитатель даёт образец различных построек из одних и тех же деталей, например, из брусочка и двух кубиков сооружает дом, кукольный диван, машинку, ворота и т.д.
После того, как все выполнят задание, взрослый вместе с детьми рассматривает постройки и отмечает те, где наиболее интересно использованы детали.
Игру можно повторить, предложив для построек другие комплекты деталей.
Впечатления дня
Занятие 5.
Приветствие «Пожелание соседу»
Психогимнастика. Этюд « 3аход солнышка»
(снятие психоэмоционального напряжения)
П е д а г о г. Наше солнышко заходит за горизонт, ложится отдыхать. И нам, цветочкам, пора отдыхать. Вы можете закрыть глаза, вдохнуть глубоко и выдохнуты (2—З раза). Рас слабили все мышцы рук (наши лепестки), ноги (наш стебелек) с туловищем, мышцы лица (бутончик).
А теперь я коснусь вас волшебной палочкой, и вы превратитесь в деток. Касаюсь тебя, моя Ромашка, и ты превращаешься в девочку Катю (так с каждым ребенком). Вставай те, ребята, нам пора обратно в детский сад.. Вам понравилось путешествовать? В следующий раз мы отправимся еще в одно интересное путешествие. Хотите? А сейчас возьмемся за руки, сядем на волшебное пушистое облако и полетим в детский сад. Держимся за руки, чтобы не упасть. Вот мы и прилетели обратно.
Упражнение «Кому что нужно?»
Упражнение можно проводить по подгруппам в 5-7 человек и со всей группой.
Дидактическая задача. Научит создавать в воображении образы предметов и ситуаций на основе восприятия схематических изображений отдельных предметов.
Материал. Несколько картин со схематически изображённой ситуацией. Под каждой ситуацией – несколько схематически изображённых предметов. Например:
Мальчик, сидящий за столом. Под этим изображением нарисованы круг, прямоугольник, палочка.
Двое детей. Под этим изображением нарисованы круг, палочка, животное, человечек.
Дети идут в детский сад. Внизу – схематическое изображение девочка с собакой, машина, книги0.
Ход игры. Воспитатель показывает детям одну картинку и говорит: «Перед вами неоконченная картина. Надо придумать и рассказать, кто здесь нарисован, что делает. Для этого надо использовать какой-нибудь предмет из нарисованных внизу».
Дети по очереди выбирают одно из маленьких схематических изображений под картинкой, придумывают, что это такое и составляют рассказ. Например, если ребёнок выбирает в первой картине изображение круга, то он может рассказать, что мальчик сидит за столом, перед ним тарелка и т.д. Можно придумать иначе: перед мальчиком стоит чашка и он пьёт чай и т.п.
Педагог ориентирует детей на создание разных историй по одному и тому же схематическому изображению под картинкой.
После проведения упражнения можно отметить наиболее оригинальные и последовательные истории
Упражнение можно проводить многократно, меняя картины или схематическое изображение под ними.
На одном занятии следует разобрать одну картинку с одним набором схематических изображений.
Подвижная игра «Слушай команду»
(внимание, ловкость)
П е д а г о г. Чтобы разогреться, давайте поиграем. Игра называется «Слушай команду». Под музыку вы будете идти вокруг пенечков (стульев), а когда музыка закончится, вы должны выполнить команду, которую я дам (сесть на стул, поднять руки, присесть, наклониться и т.п.) (2—3 раза).
Психогимнастика. Этюд «Старик Хоттабыч»
(развитие внимания, памяти)
П е д а г о г. Дети, сегодня мы побываем в волшебной стране. А поможет нам в этом старик Хотгабыч. Помните сказку о нем? Сейчас я скажу волшебные слова, и он появится: «Тах-тибидох-тибидох-трах!»
А где же волшебник Хоттабыч? Давайте все вместе произнесем эти волшебные слова, может, он нас услышит? (Дети произносят.)
Я забыла, ведь надо после слов покружиться вокруг себя З раза. Давайте попробуем еще раз (включает музыку).
А вот и я — старик Хотгабыч, маг и волшебник! (Имитирует вылезание из кувшина, поправляет «тюрбан», разглаживает «бороду», кружится вокруг себя.)
Мальчик Волька освободил меня из кувшина, в котором я просидел сто лет. А творить волшебство мне помогает моя волшебная седая борода. Я очень соскучился по детям и сегодня с большой радостью поиграю, повеселюсь с вами!
Сейчас я выдерну волосок, произнесу заклинание, перевернусь вокруг себя З раза, и мы очутимся в волшебной стране. Но что-то я постарел, забыл, что мне надо сделать. Напомните мне.
Игра «Где чей дом?»
В игре может принимать участие любое количество детей.
Дидактическая задача. Научить детей воображать ситуации на основе схематических изображений отдельных предметов.
Материал. Картинки, на которых схематически изображён домик: высокий и узкий, широкий и низкий0.
Ход игры. Воспитатель показывает одну картинку и предлагает придумать, кто из зверей живёт в этом доме, что он там делает, кто ходит к нему в гости и т.п.
Каждый ребёнок составляет свою историю, например, говорит, что в узком домике живёт жираф или страус.
Дети придумывают истории, в которых участвуют реальные и фантастические звери.
При оценке ответов следует обращать внимание на их полноту и соответствие схеме.
Психогимнастика. Этюд «На жарком юге»
(эмоция удовольствия)
П е д а г о г. Ах, какие здесь огромные арбузы, душистые груши, спелые гранаты, сладкие дыни, над которыми постоянно летают пчелы!
Сейчас я выберу большую дыню (имитирует). Вот какая желтая душистая! Разрежу ее на кусочки и дам каждому из вас. Попробуйте дыню (раздает). Какая сочная, сладкая, даже губы и пальцы липнут. Такая сочная и спелая, что даже сок течет по подбородку, капает на пол. Какое удовольствие! Все наелись? Вкусно было?!
Игра «Чудесный лес».
В игре может принимать участие любое количество детей.
Дидактическая задача. Научить детей воображать ситуации на основе схематического изображения.
Материал. Одинаковые листы бумаги (для каждого играющего), где нарисовано несколько деревьев и в разных местах расположены незаконченные, неоформленные изображения0. Наборы цветных карандашей.
Ход игры. Воспитатель раздаёт детям листы бумаги; предлагает нарисовать лес, полный чудес, и рассказать про него сказочную историю. Незаконченные изображения можно превратить в реальные или выдуманные предметы: цветы, деревья, бабочки, птички и т.д.
Когда дети нарисуют лес, воспитатель собирает листы и вместе с детьми рассматривает рисунки, отмечает оригинальные, наиболее соответствующие схеме.
Для задания можно использовать материал на любую тему: «Чудесное море», «Чудесная поляна», «Чудесный парк» и т.п.
П е д а г о г. Я очень люблю отгадывать загадки, которые придумывают сами дети. Давайте поиграем в загадки. Только загадывать вы будете жестом, движением, а мы будем внимательно смотреть, запоминать и отгадывать.
Сначала все подумайте, что вы хотите загадать: предмет или действие. Представьте, как будете изображать. Кто хочет первым? (Педагог отмечает образность, выразительность показа.)
Очень мне понравилось отгадывать загадки! А теперь фокус-покус! Я всех вас превращаю в морских животных. Поиграем в игру «Море волнуется». Каждый из вас будет изображать какое-нибудь морское животное. Вы знаете эту игру. Самое главное — не шевелиться, когда я скажу: «Морская фигура, замри».
Молодцы, все старались выполнять правила игры!
Этюд «Дядя Федор приехал»
(эмоция радости)
П ед а г о г. Кот Матроскин и пес Шарик сидели дома и скучали, никто не хотел ничего делать.
Покажите, как они сидят за столом, позевывают, рукой щеку подперли, во взгляде лень и скука. Но вдруг в окно кто- то постучал. Открылась дверь, и на пороге появился дядя Федор, красный от мороза, с лыжами, радостный, и сказал:
— А вот и я! Я к вам надолго, я так соскучился!
— Ура! дядя Федор приехал. Теперь мы от нашей коровы в два раза больше молока надоим! — закричал Матроскин.
— Ура! Теперь мы на охоту будем ходить! — закричал Шарик.
Покажите, как обрадовались Матроскин и Шарик (разыгрывание сценки).
Этюд «Поза»
(выражение внимания, интереса, сосредоточенности)
П е д а г о г. Как много в лесу животных, насекомых! Вт прыгает кузнечик. Давайте попробуем его поймать. Тихо подкрадывайтесь, накрывайте ладошкой. Поймали? Да нет, он уже стрекочет в другом месте. Давайте попробуем еще раз (шея вытянута вперед, пристальный взгляд, туловище слегка наклонено вперед, ступать на кончики пальцев).
Не повезло нам. Но ничего, пусть лучше кузнечик прыгает и стрекочет на воле.
Ав-ав-ав! Что это? В лесу началась охота! А мы - охотничьи собаки. Выслеживаем дичь. Вот мы видим хитрую лису. Перед прыжком застыли в напряжении, морду вытянули вперед, уши навострили, глаза неподвижно глядят на добычу, а нос бесшумно втягивает приятный и дразнящий запах (2-З раза). Но хитрая лиса убежала!
Давайте посмотрим, куда она делась? Ага! Вот где она. Подслушивает, что говорят котик и петушок из сказки «Кот и петух». :
Давайте покажем, как она это делает (голова наклонена в сторону, слушает, подставляет ухо, взгляд направлен в другую сторону, рот полуоткрыт, нога выставлена вперед, корпус слегка наклонен).
Слушала лиса, слушала. И такое услышала! Придумали котик с петушком, как обмануть лису.
Этюд «Золотые капельки»
(эмоции удовольствия и радости)
П е д а г о г. Идет теплый дождь. Пляшут пузырьки в лужах. Из-за тучи выглянуло солнце. Дождь стал золотым. Мы подставляем лицо золотым капелькам дождя. Приятен летний теплый дождь.
Выразительные движения: голова запрокинута, рот полуоткрыт, глаза закрыты, мышцы лица расслаблены, плечи опущены.
Прошла мимо тучка, закончился дождик, подставьте лицо и руки солнышку.
И вот, ребятки, лучи теплого солнышка переносят нас (звенит колокольчик) в сказочную страну Доброландию — это добрая страна.
Этюд «На корабле»
Мимические и пантомимические этюды
(выражение эмоций)
П е д а г о г. Ребята, сегодня мы отправимся с вами в путешествие — в далекое плавание на корабле и увидим много интересного, нового. Мы поплывем на остров спасать Утку- длинный нос от Бармалея, она просила нашей помощи. Но, перед дорогой мы должны набраться храбрости. Давайте по смотрим друг на друга и скажем: «Мы все храбрые!»
Мы уже с вами плавали на корабле. Здорово было, правда? Я буду капитаном, а вы моряки. Наш корабль готов к плаванию? Тогда мы отправляемся в путешествие.
Давайте покажем, какие мы смелые. Все вместе мы большая сила. Возьмитесь крепко за руки и скажите дружно: «Что не сделает один, сделаем вместе» (Педагог встает лицом из круга, все держатся за руки, раскачиваются, изображая качку в море. Играет плавная музыка (шум, моря), слышен крик чаек.)
Вот мы и приплыли. Вижу землю справа по борту: «Стоп машина! Бросить якорь! Трап на землю!». Корабль остановился, и мы все выходим на берег.
Этюд «Слушай и исполняй»
(внимание)
П е д а г о г. Сходить с корабля можно только по трапу (обозначает место). Трап очень узкий и качается. Ребята, осторожно идите, не упадите, здесь ведь вода! Не спешите, можно руки расставить в стороны, чтобы балансировать. Вот все и сошли на берег.
Этюд «Крокодил»
(эмоции страха, внимание)
П е д а г о г. Ребята, смотрите, на берегу большой крокодил. Он спит, нам нельзя его будить, иначе он нас поймает и съест. Давайте все тихонько пройдем, через него переступим. Тс-с-с, тихо идем, на цыпочках. Ой, как страшно! Посмотрите, он открыл один глаз. Остановитесь, даже не дышите. Опять заснул, можно идти. Убежали мы от крокодила!
Ура! (Эмоция радости.)
Ребята, смотрите, кто там за кустом? (Дети изображают внимание.) Ну-ка, внимательно посмотрите. Все видят. Это же бегемотики. А что с ними случилось (эмоция печали)?
А рядом бегемотики
Схватились за животики.
У них, у бегемотиков,
Животики болят.
Этюд «Ты – лев»
(саморегуляция)
П ед а г о г. Закройте глаза, представьте льва — царя зверей: сильного, могучего, уверенного в себе, спокойного и мудрого. Он красив и выдержан, горд и свободен. Этого льва зовут как каждого из вас. Каждый из вас лев. У него ваши глаза, руки, ноги, тело. Лев – каждый из вас! (Поза гордого человека.) Давайте попробуем ещё раз. Это упражнение по может вам сдержать свою злость, когда захочется кого-нибудь обидеть или что-нибудь разрушить.