kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие монологической речи на уроках русского языка с целью повышения качества знаний

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема обучения монологической речи при изучении русского языка является одной из самых актуальных проблем в методике обучения языку. Обучение монологической речи – чрезвычайно сложное дело. Монологическое высказывание рассматривается как компонент процесса общения любого уровня – парного, группового, массового. Это означает, что любое монологическое высказывание монологично по своей природе, всегда кому-то адресовано, даже если этот адресат – сам говорящий.

Целенаправленно и системно используя разнообразные способы развития устной речи, можно качественно повысить уровень сформированности речевой культуры учащихся.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие монологической речи на уроках русского языка с целью повышения качества знаний»

Развитие монологической речи на уроках русского языка с целью повышения качества знаний

Кусаинова Анар Кадылбековна

учитель русского языка и литературы

КГУ «Средняя школа № 26! отдела образования

по горолу Усть –Каменогорску управления образования ВКО

Развитие монологической речи учащихся – актуальная проблема в современном обществе, т.к. связная речь является необходимым условием успешного обучения ребенка в школе. Обладая развитой монологической речью, учащиеся могут давать развернутые ответы на вопросы школьной программы; аргументировано и логично излагать свои собственные суждения; воспроизводить содержание текстов из учебников, художественных произведений.

Проблема обучения монологической речи при изучении русского языка является одной из самых актуальных проблем в методике обучения языку. Обучение монологической речи – чрезвычайно сложное дело. Монологическое высказывание рассматривается как компонент процесса общения любого уровня – парного, группового, массового. Это означает, что любое монологическое высказывание монологично по своей природе, всегда кому-то адресовано, даже если этот адресат – сам говорящий.

Целенаправленно и системно используя разнообразные способы развития устной речи, можно качественно повысить уровень сформированности речевой культуры учащихся.

Методы и приёмы развития монологической речи на уроках русского языка:

  1. Языковые разминки. Например, в 6 классе: замени все слова синонимами или замените фразеологизмы словами-антонимами (или словами-синонимами); реши кроссворд (заимствованные слова) и т.д.

  2. Игра 4 –лишнее. Можно проводить во всех классах и с разными целями.

  3. Исправь ошибку (слова паронимы)

  4. Объяснительный диктант

  5. Работа с карточками с последующим объяснением.

  6. Работа над пунктуацией с последующим объяснением, построением схемы. Идр.

При подготовке к письменной работе :

  1. Продолжи предложение.

  2. Составь небольшой рассказ по заданному началу и концу.

  3. Объясни лексическое значение слов.

  4. Составь рассказ используя назывные предложения и др.

Но больше всего для развития связной речи необходимы приёмы и формы работы с текстом.

1)различные виды пересказа (, краткий, подробный, художественный, с творческим заданием, от лица одного из героев, пересказ с элементами анализа и рассуждения)

2)Кроме создания текстов традиционных сочинений и изложений, я провожу творческие работы исследовательского характера, вызывающие наибольший интерес у учащихся: сочинение-репортаж на экологическую тему, интервью с литературным героем или с реальным лицом, например, с ветераном труда, отзыв о просмотренном фильме, сочинение - портретный очерк «Моя мама» («Мой отец», «Моё имя» и т.п.)

3)Для речевого развития учащихся, формирования у них коммуникативной и общекультурной компетенции большое значение имеют сочинения на нелитературные темы, которые проводятся на основе разных источников высказывания: произведений живописи, музыки, личных наблюдений учащихся. Это сочинения-миниатюры, зарисовки, написанные на уроке за несколько минут, и обучающие творческие работы.

Воспринимая репродукции картин известных художников, музыкальные произведения, дети стараются понять, что испытывает автор, создавая произведение, почувствовать настроение, которое передаёт художник, и воплотить его в слове. Использование репродукций способствует взаимосвязанному обучению всем видам речевой деятельности: говорению, слушанию, чтению, письму. Наблюдая явления природы и социальной жизни, дети учатся размышлять о мире и о себе. Творческие открытия детей делают урок живым и интересным. Работу над культурой речи я также связываю с изучением стилистики, т.к. большим недостатком письменной речи является нарушение логической последовательности в изложении мыслей, отсутствие должной аргументации, неоправданное смешение стилей. Знание стилей речи и типов текста активизирует мыслительную и речевую деятельность учащихся. Особенно убедительно выглядит сопоставление текстов, контрастных в стилистическом отношении, например, научный и публицистический, художественный и официально-деловой.

Огромное значение для развития речи учащихся имеет технология активного обучения

Технология активного обучения - это такая организация учебного процесса, при которой невозможно неучастие в познавательном процессе: либо каждый учащийся имеет определённое ролевое задание, в котором он должен публично отчитаться, либо от его деятельности зависит качество выполнения поставленных перед группой познавательных задач. Технология включает в себя методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся. Я использовала такие элементы, как драматизация в обучении, эвристические вопросы, метод инверсии.

Развитие речи учащихся – одна из актуальных проблем методики преподавания литературы и русского языка. Для её решения я применяю эффективные способы развития речи, наработанные в практике преподавания. Активизируя интерес учащихся к предмету в целом, развивая речевую грамотность на уроках и во внеклассной работе, а также целенаправленно и системно используя разнообразные способы развития устной речи, можно качественно повысить уровень сформированности речевой культуры учащихся.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Кусаинова Анар Кадылбековна

Дата: 23.05.2023

Номер свидетельства: 632175

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Лингвистические игры на уроках русского языка "
    ["seo_title"] => string(53) "linghvistichieskiie-ighry-na-urokakh-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "149343"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1420139477"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(212) "Cтатья "Формирование коммуникативных УУД   на уроках русского языка в начальной школе на примере УМК «Перспектива»" "
    ["seo_title"] => string(122) "ctat-ia-formirovaniie-kommunikativnykh-uud-na-urokakh-russkogho-iazyka-v-nachal-noi-shkolie-na-primierie-umk-pierspiektiva"
    ["file_id"] => string(6) "102953"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402560914"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "Среднесрочное планирование серии последовательных уроков по русскому языку в 5 классе. "
    ["seo_title"] => string(96) "sriedniesrochnoie-planirovaniie-sierii-posliedovatiel-nykh-urokov-po-russkomu-iazyku-v-5-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "140581"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1417970030"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(221) "статья на тему «Развитие речи младших школьников как важнейший фактор формирования личности в рамках реализации ФГОС». "
    ["seo_title"] => string(131) "stat-ia-na-tiemu-razvitiie-riechi-mladshikh-shkol-nikov-kak-vazhnieishii-faktor-formirovaniia-lichnosti-v-ramkakh-riealizatsii-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "174217"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424100204"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Тематическое планирование по русскому языку 2 класс "
    ["seo_title"] => string(57) "tiematichieskoie-planirovaniie-po-russkomu-iazyku-2-klass"
    ["file_id"] => string(6) "216154"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1432885244"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства