Развитие монологической речи на уроках русского языка с целью повышения качества знаний
Развитие монологической речи на уроках русского языка с целью повышения качества знаний
Проблема обучения монологической речи при изучении русского языка является одной из самых актуальных проблем в методике обучения языку. Обучение монологической речи – чрезвычайно сложное дело. Монологическое высказывание рассматривается как компонент процесса общения любого уровня – парного, группового, массового. Это означает, что любое монологическое высказывание монологично по своей природе, всегда кому-то адресовано, даже если этот адресат – сам говорящий.
Целенаправленно и системно используя разнообразные способы развития устной речи, можно качественно повысить уровень сформированности речевой культуры учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие монологической речи на уроках русского языка с целью повышения качества знаний»
Развитие монологической речи на уроках русского языка с целью повышения качества знаний
Кусаинова Анар Кадылбековна
учитель русского языка и литературы
КГУ «Средняя школа № 26! отдела образования
по горолу Усть –Каменогорску управления образования ВКО
Развитие монологической речи учащихся – актуальная проблема в современном обществе, т.к. связная речь является необходимым условием успешного обучения ребенка в школе. Обладая развитой монологической речью, учащиеся могут давать развернутые ответы на вопросы школьной программы; аргументировано и логично излагать свои собственные суждения; воспроизводить содержание текстов из учебников, художественных произведений.
Проблема обучения монологической речи при изучении русского языка является одной из самых актуальных проблем в методике обучения языку. Обучение монологической речи – чрезвычайно сложное дело. Монологическое высказывание рассматривается как компонент процесса общения любого уровня – парного, группового, массового. Это означает, что любое монологическое высказывание монологично по своей природе, всегда кому-то адресовано, даже если этот адресат – сам говорящий.
Целенаправленно и системно используя разнообразные способы развития устной речи, можно качественно повысить уровень сформированности речевой культуры учащихся.
Методы и приёмы развития монологической речи на уроках русского языка:
Языковые разминки. Например, в 6 классе: замени все слова синонимами или замените фразеологизмы словами-антонимами (или словами-синонимами); реши кроссворд (заимствованные слова) и т.д.
Игра 4 –лишнее. Можно проводить во всех классах и с разными целями.
Исправь ошибку (слова паронимы)
Объяснительный диктант
Работа с карточками с последующим объяснением.
Работа над пунктуацией с последующим объяснением, построением схемы. Идр.
При подготовке к письменной работе :
Продолжи предложение.
Составь небольшой рассказ по заданному началу и концу.
Объясни лексическое значение слов.
Составь рассказ используя назывные предложения и др.
Но больше всего для развития связной речи необходимы приёмы и формы работы с текстом.
1)различные виды пересказа (, краткий, подробный, художественный, с творческим заданием, от лица одного из героев, пересказ с элементами анализа и рассуждения)
2)Кроме создания текстов традиционных сочинений и изложений, я провожу творческие работы исследовательского характера, вызывающие наибольший интерес у учащихся: сочинение-репортаж на экологическую тему, интервью с литературным героем или с реальным лицом, например, с ветераном труда, отзыв о просмотренном фильме, сочинение - портретный очерк «Моя мама» («Мой отец», «Моё имя» и т.п.)
3)Для речевого развития учащихся, формирования у них коммуникативной и общекультурной компетенции большое значение имеют сочинения на нелитературные темы, которые проводятся на основе разных источников высказывания: произведений живописи, музыки, личных наблюдений учащихся. Это сочинения-миниатюры, зарисовки, написанные на уроке за несколько минут, и обучающие творческие работы.
Воспринимая репродукции картин известных художников, музыкальные произведения, дети стараются понять, что испытывает автор, создавая произведение, почувствовать настроение, которое передаёт художник, и воплотить его в слове. Использование репродукций способствует взаимосвязанному обучению всем видам речевой деятельности: говорению, слушанию, чтению, письму. Наблюдая явления природы и социальной жизни, дети учатся размышлять о мире и о себе. Творческие открытия детей делают урок живым и интересным. Работу над культурой речи я также связываю с изучением стилистики, т.к. большим недостатком письменной речи является нарушение логической последовательности в изложении мыслей, отсутствие должной аргументации, неоправданное смешение стилей. Знание стилей речи и типов текста активизирует мыслительную и речевую деятельность учащихся. Особенно убедительно выглядит сопоставление текстов, контрастных в стилистическом отношении, например, научный и публицистический, художественный и официально-деловой.
Огромное значение для развития речи учащихся имеет технология активного обучения
Технология активного обучения - это такая организация учебного процесса, при которой невозможно неучастие в познавательном процессе: либо каждый учащийся имеет определённое ролевое задание, в котором он должен публично отчитаться, либо от его деятельности зависит качество выполнения поставленных перед группой познавательных задач. Технология включает в себя методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся. Я использовала такие элементы, как драматизация в обучении, эвристические вопросы, метод инверсии.
Развитие речи учащихся – одна из актуальных проблем методики преподавания литературы и русского языка. Для её решения я применяю эффективные способы развития речи, наработанные в практике преподавания. Активизируя интерес учащихся к предмету в целом, развивая речевую грамотность на уроках и во внеклассной работе, а также целенаправленно и системно используя разнообразные способы развития устной речи, можно качественно повысить уровень сформированности речевой культуры учащихся.