уточнить знания детей о наречии, их отличие от других частей речи;
отработать умение определять разряды наречий по значению;
продолжать развивать устную и письменную речь;
Ход урока
1.Организационный момент
2.Сообщение темы и цели.
Сегодня на уроке мы продолжим изучение этой части речи. А пока ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ДУЭЛЬ
К самостоятельным или служебным частям речи относится наречие? (к самостоятельным)
Что наречие обозначает? (признак действия, признак другого признака)
Вопросы? (Где? Куда? Откуда? Почему? Зачем? Как?)
Главный морфологический признак? (неизменяемость)
Каким словам чаще всего примыкает (присоединяется) наречие? (к глаголу)
Синтаксическая роль? (обстоятельство)
3.Устная работа
- Как вы думаете, почему эти предложения записаны попарно?
В дали голубой замелькал парус.
Вдали послышался шум.
В начале лета было жарко.
Вначале разговор не клеился.
С начала весны установилась солнечная погода.
Сначала надо выучить правило.
Я шел на встречу с писателем.
Я шел навстречу ветру.
- Что нужно знать и о чем помнить, чтобы отличить наречие от похожих на них слов?
- Как называются слова одинаково звучащие, но разные по значению? (омонимы)
. Актуализация нового материала
По значению наречия делятся на определённые группы, а на какие именно, вы сейчас попробуете догадаться сами.
Работа с таблицей. Самостоятельно сформулировать вопросы к наречиям, записанным в третьем столбике, записать их и попробовать определить , к какому разряду могут относиться эти наречия).
Разряд
Вопросы
Примеры
Наречия места
Где? Куда? Откуда?
Внизу, направо, издалека
Наречия времени
Когда? Как долго?
Утром, допоздна, завтра
Наречия причины
Почему? По какой причине? Отчего?
Сгоряча, впопыхах, сослепу
Наречия цели
Зачем? С какой целью? Для чего?
Назло, нарочно, специально
Наречия образа действия
Как? Каким образом?
Громко, быстро, шёпотом
Наречия меры и степени
Насколько? В какой степени? Сколько?
Очень, слишком, чересчур
Чтение параграфа 46,стр 184
5 Упражнения на закрепление
Упр 314 комментированно
Физкультминутка.
- От глагола бежать задать вопросы и подобрать наречия.
Бежать (когда?) сегодня, завтра, утром.
Бежать (где?) здесь, рядом, впереди.
Бежать (куда?) вперед, назад, вниз.
Бежать (откуда?) издалека.
Бежать (как?) быстро, медленно.
Бежать (зачем?) специально.
Бежать (почему?) с перепугу, со страха.
6. Упражнения на закрепление
Попробуйте самостоятельно определить разряд наречий, но прежде вы должны заменить фразеологический оборот наречием.
Фразеологизм
Наречие
Разряд
Положа руку на сердце
честно
Образа действия
У чёрта на куличках
далеко
наречие места
Битый час
долго
наречие времени
Бок о бок
рядом
наречие места
Душа в душу
дружно
наречие образа действия
Кот наплакал
мало
наречие меры и степени
Ни свет ни заря
рано
наречие времени
Рукой подать
близко
наречие места
Черепашьим шагом
медленно
наречие образа действия
Ещё одно творческое задание поможет вам лучше запомнить разряды наречий. В пословицы допишите слова (наречия).
На одного сердит, а на другого (как?) косо глядит.
Радости (как долго?) быстро забываются, а печали никогда.
Не откладывай на завтра то, что можно сделать (когда?) сегодня.
(где?) Дома и стены помогают.
Едет не скоро, да (как?) споро.
Все (с какой целью?) назло да наперекор, да людям в укор.