kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разноуровневые упражнения по русскому языку для 6 класса по теме "Имя прилагательное"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разноуровневые упражнения по теме "Имя прилагательное". 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разноуровневые упражнения по русскому языку для 6 класса по теме "Имя прилагательное"»

1. Выделите все имена прилагательные, определите их категориальное значение, морфологические признаки и синтаксическую функцию.

I. Я моюсь ледяной(кач., полная форма , м.р., ед.ч., ТВ.П., определение) зимней(относ., полная форма , м.р., ед.ч., ТВ.П., определение )водой под краном. Здесь, в кухне, тоже ночь, но в окнах, может быть потому, что лампа здесь слабее (кач, сравн.степень , синтетическая с помощью ЕЕ, сказуемое) , все же я вижу как будто признаки дня, пока еще темно-синего (относ., полная форма, м.р., ед.ч., Р.П., опред.), как железо.

Какие-то гудки вдали, от которых делается печально, настолько печально, что печаль эта кажется непоправимой(относ, полная форма, ж.р., ед.ч, Им.п.,сказуемое). А тут еще нужно идти в гимназию!

После стакана чая становится легче. Кусок хлеба с маслом, о которое пачкаешь пальцы. Как крепко спят за белой (кач., полная форма , ж.р., ед.ч., ТВ.П., определение) дверью папа и мама! Кажется, что их вообще нет — такая тишина за дверью. Только вытянутые(относ., полная форма, ж.р., мн.ч., ИМ.П., опред.) губы замочной(относ., полная форма, ж.р., ед.ч., Р.П., дополнение )скважины — единственное, что живет в этой двери. Может быть, вообще нет ни папы, ни мамы — я один? Ни бабушки, ни сестры — один? Кто я? А? Кто я? Тот, на кого я смотрю в еще темное(кач, полная форма, ср.р., ед.ч., В.П., опред. ), как вода, зеркало, не отвечает. Там лицо, в зеркале нечто удивительное (кач., полная форма , ср.р., ед.ч., ИМ.П., подлеж??) — лицо с двумя… С чем — с двумя? Что это, глаза? Почему их два — а смотрит на меня кто-то один, я? С чем сравнить глаза? Они молчат и смотрят. Молчат, а кажется, что говорят. Что это?

Есть папа и мама, есть и бабушка, есть и сестра… Есть день, который уже стоит на всех улицах, в переулках, даже в парадных, когда я выхожу из дому — белый(кач, полная форма, м.р., ед.ч., ИМ.П., опред.), грязноватый (относ., полная форма, м.р., ед.ч., ИМ.П., опред.)день в ноябре, исчерченный ветками, но чем-то приятный(кач, полная форма, м.р., ед.ч., ИМ.П., опред.),. Не тем ли, что на афише нарисован клоун и что он – суббота, оканчивающаяся цирком? (Ю. Олеша).



2. Определите лексико-грамматический разряд прилагательных. Укажите их морфологические, синтаксические, словообразовательные и лексические признаки.

I. 1) Светлеет розовая(относ., полная форма, ж.р., ед.ч., ИМ.П., опред.) вершина, скалы пылят снегом, Маков лежит, вглядываясь в небосвод; холодный (кач, полная форма, м.р., ед.ч., ИМ.П., опред.),и прекрасный(кач, полная форма, м.р., ед.ч., ИМ.П., опред.),, чистый (относ, полная форма, м.р., ед.ч., ИМ.П., опред.),и свободный(относ, полная форма, м.р., ед.ч., ИМ.П., опред.), он не истлеет, он не состарится, не заплачет, никого не уничтожит, ни в чем не разочаруется. Он бессмертен. Может ли быть судьба завиднее? (Т. Толстая).

2) Из автобусов и троллейбусов вываливались студенты: ослепительные(кач, полная форма, ж.р., мн.ч., ИМ.П., опред.) красавицы на филологический(относ, полная форма, м.р., ед.ч., В.П., опред.), строгие(кач, полная форма, ж.р., мн.ч., ИМ.П., опред.) отличницы — на физический (относ, полная форма, м.р., ед.ч., В.П., опред.). И на всех факультетах можно было встретить и подтянутых(относ, полная форма, м.р., мн.ч., Р.П., опред.), комсомольских(относ, полная форма, м.р., мн.ч., Р.П., опред.), активистов, и чудаков, еще не знающих своей горькой(кач, полная форма, ж.р., ед.ч., Р.П., опред.) судьбы. Народ теснился в столовых и буфетах. Кофе в граненых (относ, полная форма, м.р., мн.ч., ПР.П., опред. ) стаканах размешивали алюминиевыми(относ, полная форма, Ж.р., мн.ч., ТВ.П., опред. ) вилками, в пробегающую (относ, полная форма, Ж.р., ед.ч., В.П., опред.) мышь можно было метнуть вареным(относ, полная форма, М.р., ед.ч., ТВ.П., опред.) яйцом, а если схватит живот после рыбы в томате, так от этого никто не умер (Т. Толстая).

3) Напугав дядиными(притяж, полная форма, м.р., мн.ч.,ТВ.П., опред.) стихами, Марьиванна уходит ночевать к себе, в коммунальную(относ, полная форма,Ж.р., ЕД.ч., В.П., опред.)квартиру, где, кроме нее, живут еще: Ираида Анатольевна с диабетом, и какая-то пыльная (относ, полная форма, ж.р., ед.ч.,ИМ.П., опред.) Соня, и Бадыловы, лишенные родительских прав (Т. Толстая).

3. Какой из трех разрядов имен прилагательных является наиболее древним? Докажите на примерах. Для справок обращайтесь к книге В.В. Виноградова «Русский язык». Выясните в этимологических словарях происхождение прилагательных голубой, коричневый, лиловый, фиолетовый, оранжевый.

1.голубой Восточнославянское слово, значение которого определяется цветом голубиной шейки. См. голубь. Этимологический словарь Крылова

голубь Образовано от основы гол; та же основа (жьл), но с измененными согласными выступает в прилагательном жёлтый в жёлтый.

2. коричневый Образовано суффиксальным способом от корица. Значение, таким образом, – "имеющий цвет корицы". Этимологический словарь Крылова

3. лиловый лило́вый Через нем. lilа или франц. lilas "сиреневый, лиловый" из араб. līlâk "сирень", которое восходит к др.-инд. nī́las "темно-синий"; см. Литтман 87, 124; Клюге-Гётце 359 и сл.; Гамильшег, ЕW 561. Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

4. фиолетовый Название этого цвета восходит к латинскому viola – "фиалка". От этого корня пошло современное русское название и цветка, и окраски его лепестков; правда, прежде чем попасть в русский, латинское слово было усвоено западноевропейскими языками, а потом через польский (fioletowy) попало к нам. Этимологический словарь Крылова

5. ора́нжевый Позднее заимствование из франц. orange "аnельсин", возм., через нем. orange (с 1616 г.; см. Шульц–Баслер 2, 259), источником которого является перс.-араб. nāranǰ. Родину последнего ищут в Индии; ср. др.-инд. nāraŋgas "апельсинное дерево"; см. Литтман 83; Уленбек, Aind. Wb. 146; Клюге-Гётце 426. Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера



4. Замените, где возможно, словосочетание «существительное + существительное» словосочетанием «прилагательное + существительное». Составьте с ними предложения. Отметьте сходство и различия между словосочетаниями.

I. Смех детей, -детский смех

Во дворе был слышен детский смех.

небо пустыни,

песни гор, -горные песни

Проходя мимо мы слышали красивые горные песни

картины волшебства, -волшебные картины

В музее были волшебной красоты картины.

минуты радости.-радостные минуты

Сегодня мы проживали радостные минуты после сдачи зачета.

5. Выпишите из толкового словаря современного русского языка словосочетания с прилагательными золотой, каменный, деревянный, свинцовый, лебединый, в которых эти прилагательные были бы то относительными, то в качественном значении; к последним подберите синонимы.

золотой I м. см. золотые II м. Употребляется как фамильярно-ласковое обращение к тому, кто дорог и любим. III прил. 1. Соотносящийся по знач. с сущ. золото I 1., связанный с ним. 2. Свойственный золоту золото I 1., характерный для него. 3. Состоящий, сделанный из золота золото I 1. || Содержащий в своём составе золото. || Украшенный золотом, позолотой. || Вытканный из золотых, позолоченных шелковых нитей, вышитый такими нитями. 4. Связанный с добычей и обработкой золота золото I 1. 5. Цветом и блеском напоминающий золото I 1. IV прил. 1. Замечательный по своим качествам, свойствам; очень ценный. || Содержащий важные сведения. 2. Чрезмерно дорогой; дорогостоящий. 3. Самый счастливый, благоприятный (об отрезке времени, периоде жизни). V прил. Обеспеченный золотом золото I 3. (в экономике).

К’АМЕННЫЙ, каменная, каменное. 1. Сделанный, состоящий из камня или из кирпича. Каменная лестница. Каменный дом. Каменная гора. 2. перен. Неподвижный, застывший, безжизненный (·книж. ). Каменное лицо. 3. перен. Бессердечный, невозмутимый, такой, у которого трудно пробудить чувство, жестокий. Его ничто не трогает — каменный какой-то. Каменное сердце. 4. Составная часть ботанических, зоологических и минералогических названий. Каменный лук. Каменный дрозд. Каменное масло. Каменный уголь (см. уголь). Каменная соль. • Каменная баба — см. баба. Каменный век (·ист., археол.) — период первобытной культуры, характеризующийся обработкой камня и предшествующий обработке металлов. Каменная болезнь (·устар.) — образование твердых осадков, окаменелостей в печени, почках, мочевом пузыре ·и·др. Каменный мешок — 1) тесная, низкая тюремная камера, в которой трудно вытянуться во весь рост (·ист.), 2) тюрьма вообще (·ритор., ·газет. ). Упрятать кого-нибудь в каменный мешок. Как за каменной стеной — см. стена.

ДЕРЕВЯННЫЙ, ая, ое. 1. Сделанный, построенный из дерева. Деревянная шкатулка. Д. дом. 2. Относящийся к постройкам из дерева. Деревянная архитектура. Русское деревянное зодчество. 3. перен. Лишённый естественной подвижности, маловыразительный, бесчувственный. Д. голос. Деревянное выражение лица. • Деревянное масло обиходное название низших сортов оливкового масла.

свинцовый прил. 1. Соотносящийся по знач. с сущ. свинец 1., связанный с ним. 2. Свойственный свинцу свинец 1., характерный для него. || перен. Тяжелый, сильный (об ударе, силе кулака и т.п.). 3. Состоящий, сделанный из свинца свинец 1., содержащий в себе свинец. || перен. Гнетущий, давящий. 4. Цветом напоминающий свинец; темно-серый.

ЛЕБЕД’ИНЫЙ, лебединая, лебединое. 1. прил. к лебедь. Лебединый крик. Лебединые перья. 2. перен. Белоснежный и пышный (о груди, шее; ·книж., ·поэт. ). «В жемчуге лебединая шея, бриллиант по ореху в ушах.» Некрасов. 3. перен. Плавный, изящно-величавый (·книж., ·поэт. ). Лебединая поступь. • Лебединая песня (·книж.) — перен. последнее (перед смертью или в жизни, в конце деятельности) произведение, последнее значительное проявление таланта (от поверья, будто лебедь поет раз в жизни — перед смертью).



6. Определите сходство и различие между выделенными прилагательными.

I. Я многого не понимал, много забыл, и у меня остались

в памяти только отцовы слова (С. Аксаков). (Князь Андрей) велел оседлать себе лошадь и с перехода поехал в отцовскую деревню (Л. Толстой). И комиссарская рука. Впервой за весь поход.

К кудрям чужого паренька с отцовской лаской льнет (А. Сурков).




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Разноуровневые упражнения по русскому языку для 6 класса по теме "Имя прилагательное"

Автор: Елена Игоревна Радостева

Дата: 12.11.2023

Номер свидетельства: 639707

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Урок русского языка по теме "Имя прилагательное как часть речи" "
    ["seo_title"] => string(71) "urok-russkogho-iazyka-po-tiemie-imia-prilaghatiel-noie-kak-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "104523"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402727201"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "урок русского языка на тему "Имя прилагательное" "
    ["seo_title"] => string(53) "urok-russkogho-iazyka-na-tiemu-imia-prilaghatiel-noie"
    ["file_id"] => string(6) "170217"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423507367"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Открытый  урок  по  русскому  языку  для    класса "
    ["seo_title"] => string(44) "otkrytyi-urok-po-russkomu-iazyku-dlia-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "169888"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423482340"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Урок с использованием  интерактивных методов обучения по  теме «Имя прилагательное»"
    ["seo_title"] => string(92) "urok-s-ispol-zovaniiem-intieraktivnykh-mietodov-obuchieniia-po-tiemie-imia-prilaghatiel-noie"
    ["file_id"] => string(6) "253741"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447658942"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(226) "Интегрированный урок по русской речи на тему "Имя прилагательное. Определение, выраженное именем прилагательным" (5,6-класс) "
    ["seo_title"] => string(138) "intieghrirovannyi-urok-po-russkoi-riechi-na-tiemu-imia-prilaghatiel-noie-opriedielieniie-vyrazhiennoie-imieniem-prilaghatiel-nym-5-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "196806"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428125690"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства