kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок с использованием интерактивных методов обучения по теме «Имя прилагательное»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщающий урок с использованием интерактивных методов обучения по теме «Имя прилагательное»

(6 класс)

Ж.С.Давлетова, учитель русского
языка и литературы
сш.Балтабай
Енбекшиказахского района

 

В Послании Президента Республики Казахстан народу отмечено, что конкурентоспособность нации в первую очередь определяется уровнем ее образованности и чтобы интегрироваться в Мировое образовательное пространство, необходимо поднять систему образования на международный уровень. Поэтому следует прежде всего обратить внимание на мотивацию обучения. И здесь все зависит от того, насколько хорошо учитель владеет современными формами и методами обучения.

Всем известны недостатки и достоинства классно-урочной системы и традиционного урока. Считается, что традиционный урок не предоставляет возможности каждому ученику показать свои способности, не помогает его творческому развитию. Поэтому учителя ищут ответа на вечный вопрос: как сделать урок интересным? А теперь к этим вопросам добавился еще один: как научить ученика учиться? Известно, что преподаватели школы используют две модели процесса обучения: директивную, те. базирующуюся на однонаправленном воздействии учителя на ученика, и интерактивную, основанную на постоянном взаимодействии и активной связи участников учебного процесса (учителя и ученика).

Интерактивное обучение - это особая форма организации познавательной деятельности. Оно предполагает развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, совместному решению задач, важных для каждого участника процесса (iпtегасt - находиться во взаимодействии). Главная идея интерактивной методики - активизация учебной деятельности через систему развивающего обучения; сотрудничество с учителем и различные стили общения в коллективе. Этот комплекс методов направлен не только на решение образовательных задач, но и на формирование жизненно важных для личности качеств, его умения общаться, высказывать свое мнение, дорожить оценкой товарищей, стремиться к творчеству и тд.

Таким образом, основное отличие интерактивной методики от существующих методик состоит в том, что результат усвоения знаний зависит от развития
обучаемого, поэтому в основе каждого метода заложена идея формирования и развития творческой, общительной, высокообразованной, демократичес-
кой, толерантной личности.  К интерактивным методам относятся: 1. Мозговая атака - метод коллективного обсуждения, выражения мнений всех учеников. 2. Составление кластера, когда определяется ключевое слово тематической группы. З. Дидактические игры (ролевая, деловая игра). 4. Логические задачи, когда создается ситуация и ученики решают связанную с ней проблему. 5. Дебаты. 6. Исследовательская деятельность. 7. Дискуссии. 8. Тренинги. 9. Разноуровневые задания и др.

Сейчас на практике применяется более 30 методов интерактивного обучения. Некоторые из них я использовала в 6 классе при планировании урока повторения и обобщения знаний по теме «Имя прилагательное», цель которого:

- повторить и обобщить изученный материал, научить учащихся правильно употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи;

- создать условия для развития у учащихся логического мышления, памяти, творческой активности и диалогового общения;

- воспитывать у школьников умение общаться и высказывать свое мнение, творческий подход к учебной деятельности.

На уроке использовались таблицы, карточки, опорные схемы.

Перед началом учебной деятельности сообщаю тему и цели урока. Затем организую проверка домашнего задания: шестиклассники объясняют слитное, дефисное и раздельное написание имен прилагательных. Далее предлагаю учащимся повторить и обобщить сведения о прилагательном. На доске вывешивается опорная схема со словами, указывающими на различные грамматические категории всех частей речи: род, спряжение, число, падеж,  склонение, разряд, наклонение, сравнительная степень и др. Ученики работают у доски, выбирая только те слова, которые имеют отношение к имени прилагательному, и, объясняя свой выбор, попутно рассказывают правила и составляют кластер. Например: ученик выбирает слово падеж объясняет, что он выбрал его, потому что имя прилагательное изменяется по падежам.

Следующий этап учебной деятельности на уроке - это организация тренинга и творческой работы. Ученикам предлагается прослушать 10 слов, записать их по памяти, составить из них логическую цепочку, которая используется учащимися для выполнения разноуровневых заданий:

  1 уровень - составить текст (10 б).

 2 уровень - составить распространенные предложения (8 б).

     3 уровень - составить словосочетания (6б).
Задача учащихся не только составить словосочетания, предложения, текст, но и использовать при этом прилагательные со словами дорога, дерево, сорока,
ветер, ученик, книга, велосипед, кошка, солнце, погода.
Шестиклассники составляют, например, такой текст: Антон - любознательный ученик Он прочитал интересную книгу Потом Антон сел на новый велосипед и поехал по ровной дороге к другу.

Светило яркое солнце. В его теплых лучах грелась пушистая кошка. На дереве сидела большая сорока.

Вдруг подул сильный ветер. Солнечная погода стала меняться.Учащиеся с большим интересом выполняют упражнение (читают текст, знакомятся с понятием «словесный штамп»). На следующем этапе занятия ученики составляют синквейн со словами:

 

Человек
 Честный
Порядочный
Добрый
Думает
Работает

Казахстан
Независимый
Свободный
Любимый
Развивается
Процветает

Весна
Шумная
Веселая
Теплая
Радует
Наступает

 

При выполнении графического теста шестиклассники прослушивают 10 прилагательных и указывают их разряд: О - относительное, К - качественное,

П - притяжательное

1 2  3  4  5  6  7  8  9  10

О             К К П О  П П О К П

  1. глиняный
  2. красивый
  3. умный
  4. соловьиный
  5. черноморский
  6. отцовский
  7. орлиный
  8. чугунная
  9. свежая
    10. лисий

Дети отмечают правильные ответы знаком «+», неправильные - «-». От 10 отнимают количество неправильных ответов и выставляют себе баллы за тест.

Работая по карточкам, учащиеся списывают словосочетания, вставляют пропущенные буквы и раскрывают скобки: бессо. ая ночь, журавли. ая стая, баше.. ый кран, масля.. ая краска, песча . ый берег; (не) уклюжий медвежонок, (не) интересный фильм; (не) свежий, а черствый хлеб.

Объяснив правописание слов в предложенных словосочетаниях, учащиеся подсчитывают ошибки, выставляют себе баллы, вычитывая количество ошибок из общего числа данных словосочетаний.

Осуществляя "мозговой штурм", ученики подбирают к прилагательным подходящие по смыслу существительные:

Родная, ласковая, заботливая (мать)
Горячая, нежная, материнская (любовь)
Отцовский, дедушкин, строгий (взгляд)
Яркое, весеннее, жаркое (солнце)

Ясное, голубое, чистое (небо)
Сухое, свежее, душистое (сено)
Серое, хмурое, раннее (утро)

В заключение урока подводятся его итоги: подсчитываются баллы и выставляются оценки: «5», если ученик набрал ЗЗ балла; «4» - от 25 до 3О
баллов; «З» -меньше 25 баллов. В качестве домашнего задания учитель предлагает шестиклассникам написать сочинение по картине А Кастеева «Родная степь».

Просмотр содержимого документа
«Урок с использованием интерактивных методов обучения по теме «Имя прилагательное»»




Обобщающий урок с использованием

интерактивных методов обучения по

теме «Имя прилагательное»









Давтетова Ж.С.

Балтабайская средняя школа









2014-2015 уч год

Обобщающий урок с использованием интерактивных методов обучения по теме «Имя прилагательное»

(6 класс)

Ж.С.Давлетова, учитель русского
языка и литературы
сш.Балтабай
Енбекшиказахского района


В Послании Президента Республики Казахстан народу отмечено, что конкурентоспособность нации в первую очередь определяется уровнем ее образованности и чтобы интегрироваться в Мировое образовательное пространство, необходимо поднять систему образования на международный уровень. Поэтому следует прежде всего обратить внимание на мотивацию обучения. И здесь все зависит от того, насколько хорошо учитель владеет современными формами и методами обучения.

Всем известны недостатки и достоинства классно-урочной системы и традиционного урока. Считается, что традиционный урок не предоставляет возможности каждому ученику показать свои способности, не помогает его творческому развитию. Поэтому учителя ищут ответа на вечный вопрос: как сделать урок интересным? А теперь к этим вопросам добавился еще один: как научить ученика учиться? Известно, что преподаватели школы используют две модели процесса обучения: директивную, те. базирующуюся на однонаправленном воздействии учителя на ученика, и интерактивную, основанную на постоянном взаимодействии и активной связи участников учебного процесса (учителя и ученика).

Интерактивное обучение - это особая форма организации познавательной деятельности. Оно предполагает развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, совместному решению задач, важных для каждого участника процесса (iпtегасt - находиться во взаимодействии). Главная идея интерактивной методики - активизация учебной деятельности через систему развивающего обучения; сотрудничество с учителем и различные стили общения в коллективе. Этот комплекс методов направлен не только на решение образовательных задач, но и на формирование жизненно важных для личности качеств, его умения общаться, высказывать свое мнение, дорожить оценкой товарищей, стремиться к творчеству и тд.

Таким образом, основное отличие интерактивной методики от существующих методик состоит в том, что результат усвоения знаний зависит от развития
обучаемого, поэтому в основе каждого метода заложена идея формирования и развития творческой, общительной, высокообразованной, демократичес-
кой, толерантной личности. К интерактивным методам относятся: 1. Мозговая атака - метод коллективного обсуждения, выражения мнений всех учеников. 2. Составление кластера, когда определяется ключевое слово тематической группы. З. Дидактические игры (ролевая, деловая игра). 4. Логические задачи, когда создается ситуация и ученики решают связанную с ней проблему. 5. Дебаты. 6. Исследовательская деятельность. 7. Дискуссии. 8. Тренинги. 9. Разноуровневые задания и др.

Сейчас на практике применяется более 30 методов интерактивного обучения. Некоторые из них я использовала в 6 классе при планировании урока повторения и обобщения знаний по теме «Имя прилагательное», цель которого:

- повторить и обобщить изученный материал, научить учащихся правильно употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи;

- создать условия для развития у учащихся логического мышления, памяти, творческой активности и диалогового общения;

- воспитывать у школьников умение общаться и высказывать свое мнение, творческий подход к учебной деятельности.

На уроке использовались таблицы, карточки, опорные схемы.

Перед началом учебной деятельности сообщаю тему и цели урока. Затем организую проверка домашнего задания: шестиклассники объясняют слитное, дефисное и раздельное написание имен прилагательных. Далее предлагаю учащимся повторить и обобщить сведения о прилагательном. На доске вывешивается опорная схема со словами, указывающими на различные грамматические категории всех частей речи: род, спряжение, число, падеж, склонение, разряд, наклонение, сравнительная степень и др. Ученики работают у доски, выбирая только те слова, которые имеют отношение к имени прилагательному, и, объясняя свой выбор, попутно рассказывают правила и составляют кластер. Например: ученик выбирает слово падеж объясняет, что он выбрал его, потому что имя прилагательное изменяется по падежам.

Следующий этап учебной деятельности на уроке - это организация тренинга и творческой работы. Ученикам предлагается прослушать 10 слов, записать их по памяти, составить из них логическую цепочку, которая используется учащимися для выполнения разноуровневых заданий:

1 уровень - составить текст (10 б).

2 уровень - составить распространенные предложения (8 б).

3 уровень - составить словосочетания (6б).
Задача учащихся не только составить словосочетания, предложения, текст, но и использовать при этом прилагательные со словами дорога, дерево, сорока,
ветер, ученик, книга, велосипед, кошка, солнце, погода.
Шестиклассники составляют, например, такой текст: Антон - любознательный ученик Он прочитал интересную книгу Потом Антон сел на новый велосипед и поехал по ровной дороге к другу.

Светило яркое солнце. В его теплых лучах грелась пушистая кошка. На дереве сидела большая сорока.


Вдруг подул сильный ветер. Солнечная погода стала меняться.Учащиеся с большим интересом выполняют упражнение (читают текст, знакомятся с понятием «словесный штамп»). На следующем этапе занятия ученики составляют синквейн со словами:


Человек
Честный
Порядочный
Добрый
Думает
Работает

Казахстан
Независимый
Свободный
Любимый
Развивается
Процветает

Весна
Шумная
Веселая
Теплая
Радует
Наступает


При выполнении графического теста шестиклассники прослушивают 10 прилагательных и указывают их разряд: О - относительное, К - качественное,

П - притяжательное

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

О К К П О П П О К П

  1. глиняный

  2. красивый

  3. умный

  4. соловьиный

  5. черноморский

  6. отцовский

  7. орлиный

  8. чугунная

  1. свежая
    10. лисий

Дети отмечают правильные ответы знаком «+», неправильные - «-». От 10 отнимают количество неправильных ответов и выставляют себе баллы за тест.

Работая по карточкам, учащиеся списывают словосочетания, вставляют пропущенные буквы и раскрывают скобки: бессо ... ая ночь, журавли ... ая стая, баше ... ый кран, масля ... ая краска, песча .. ый берег; (не) уклюжий медвежонок, (не) интересный фильм; (не) свежий, а черствый хлеб.

Объяснив правописание слов в предложенных словосочетаниях, учащиеся подсчитывают ошибки, выставляют себе баллы, вычитывая количество ошибок из общего числа данных словосочетаний.

Осуществляя "мозговой штурм", ученики подбирают к прилагательным подходящие по смыслу существительные:

Родная, ласковая, заботливая (мать)
Горячая, нежная, материнская (любовь)
Отцовский, дедушкин, строгий (взгляд)
Яркое, весеннее, жаркое (солнце)


Ясное, голубое, чистое (небо)
Сухое, свежее, душистое (сено)
Серое, хмурое, раннее (утро)

В заключение урока подводятся его итоги: подсчитываются баллы и выставляются оценки: «5», если ученик набрал ЗЗ балла; «4» - от 25 до 3О
баллов; «З» -меньше 25 баллов. В качестве домашнего задания учитель предлагает шестиклассникам написать сочинение по картине А Кастеева «Родная степь».




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Урок с использованием интерактивных методов обучения по теме «Имя прилагательное»

Автор: Давлетова Жанна Сабыргалиевна

Дата: 16.11.2015

Номер свидетельства: 253741

Похожие файлы

object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Урок – проект на  тему: Имя прилагательное как часть речи. "
    ["seo_title"] => string(61) "urok-proiekt-na-tiemu-imia-prilaghatiel-noie-kak-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "129128"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415638466"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) "Обобщающий урок с использованием интерактивных методов обучения по теме «Имя прилагательное»"
    ["seo_title"] => string(98) "obobshchaiushchiiuroksispolzovaniiemintieraktivnykhmietodovobuchieniiapotiemieimiaprilaghatielnoie"
    ["file_id"] => string(6) "305610"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457967574"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(191) "Конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Образование превосходной степени имён прилагательных" "
    ["seo_title"] => string(116) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-6-klassie-po-tiemie-obrazovaniie-prievoskhodnoi-stiepieni-imion-prilaghatiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "133133"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416472828"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "Разработки уроков по русскому языку "
    ["seo_title"] => string(36) "razrabotki-urokov-po-russkomu-iazyku"
    ["file_id"] => string(6) "139137"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1417666553"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(251) "Оптимизация учебно-воспитательного процесса на уроках русского языка и литературы при использовании технологии критического мышления "
    ["seo_title"] => string(153) "optimizatsiia-uchiebno-vospitatiel-nogho-protsiessa-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury-pri-ispol-zovanii-tiekhnologhii-kritichieskogho-myshlieniia"
    ["file_id"] => string(6) "238038"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444470263"
  }
}

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства