Урок с использованием интерактивных методов обучения по теме «Имя прилагательное»
Урок с использованием интерактивных методов обучения по теме «Имя прилагательное»
Обобщающий урок с использованием интерактивных методов обучения по теме «Имя прилагательное»
(6 класс)
Ж.С.Давлетова, учитель русского
языка и литературы
сш.Балтабай
Енбекшиказахского района
В Послании Президента Республики Казахстан народу отмечено, что конкурентоспособность нации в первую очередь определяется уровнем ее образованности и чтобы интегрироваться в Мировое образовательное пространство, необходимо поднять систему образования на международный уровень. Поэтому следует прежде всего обратить внимание на мотивацию обучения. И здесь все зависит от того, насколько хорошо учитель владеет современными формами и методами обучения.
Всем известны недостатки и достоинства классно-урочной системы и традиционного урока. Считается, что традиционный урок не предоставляет возможности каждому ученику показать свои способности, не помогает его творческому развитию. Поэтому учителя ищут ответа на вечный вопрос: как сделать урок интересным? А теперь к этим вопросам добавился еще один: как научить ученика учиться? Известно, что преподаватели школы используют две модели процесса обучения: директивную, те. базирующуюся на однонаправленном воздействии учителя на ученика, и интерактивную, основанную на постоянном взаимодействии и активной связи участников учебного процесса (учителя и ученика).
Интерактивное обучение - это особая форма организации познавательной деятельности. Оно предполагает развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, совместному решению задач, важных для каждого участника процесса (iпtегасt - находиться во взаимодействии). Главная идея интерактивной методики - активизация учебной деятельности через систему развивающего обучения; сотрудничество с учителем и различные стили общения в коллективе. Этот комплекс методов направлен не только на решение образовательных задач, но и на формирование жизненно важных для личности качеств, его умения общаться, высказывать свое мнение, дорожить оценкой товарищей, стремиться к творчеству и тд.
Таким образом, основное отличие интерактивной методики от существующих методик состоит в том, что результат усвоения знаний зависит от развития
обучаемого, поэтому в основе каждого метода заложена идея формирования и развития творческой, общительной, высокообразованной, демократичес-
кой, толерантной личности. К интерактивным методам относятся: 1. Мозговая атака - метод коллективного обсуждения, выражения мнений всех учеников. 2. Составление кластера, когда определяется ключевое слово тематической группы. З. Дидактические игры (ролевая, деловая игра). 4. Логические задачи, когда создается ситуация и ученики решают связанную с ней проблему. 5. Дебаты. 6. Исследовательская деятельность. 7. Дискуссии. 8. Тренинги. 9. Разноуровневые задания и др.
Сейчас на практике применяется более 30 методов интерактивного обучения. Некоторые из них я использовала в 6 классе при планировании урока повторения и обобщения знаний по теме «Имя прилагательное», цель которого:
- повторить и обобщить изученный материал, научить учащихся правильно употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи;
- создать условия для развития у учащихся логического мышления, памяти, творческой активности и диалогового общения;
- воспитывать у школьников умение общаться и высказывать свое мнение, творческий подход к учебной деятельности.
На уроке использовались таблицы, карточки, опорные схемы.
Перед началом учебной деятельности сообщаю тему и цели урока. Затем организую проверка домашнего задания: шестиклассники объясняют слитное, дефисное и раздельное написание имен прилагательных. Далее предлагаю учащимся повторить и обобщить сведения о прилагательном. На доске вывешивается опорная схема со словами, указывающими на различные грамматические категории всех частей речи: род, спряжение, число, падеж, склонение, разряд, наклонение, сравнительная степень и др. Ученики работают у доски, выбирая только те слова, которые имеют отношение к имени прилагательному, и, объясняя свой выбор, попутно рассказывают правила и составляют кластер. Например: ученик выбирает слово падеж объясняет, что он выбрал его, потому что имя прилагательное изменяется по падежам.
Следующий этап учебной деятельности на уроке - это организация тренинга и творческой работы. Ученикам предлагается прослушать 10 слов, записать их по памяти, составить из них логическую цепочку, которая используется учащимися для выполнения разноуровневых заданий:
1 уровень - составить текст (10 б).
2 уровень - составить распространенные предложения (8 б).
3 уровень - составить словосочетания (6б).
Задача учащихся не только составить словосочетания, предложения, текст, но и использовать при этом прилагательные со словами дорога, дерево, сорока,
ветер, ученик, книга, велосипед, кошка, солнце, погода. Шестиклассники составляют, например, такой текст: Антон - любознательный ученик Он прочитал интересную книгу Потом Антон сел на новый велосипед и поехал по ровной дороге к другу.
Светило яркое солнце. В его теплых лучах грелась пушистая кошка. На дереве сидела большая сорока.
Вдруг подул сильный ветер. Солнечная погода стала меняться.Учащиеся с большим интересом выполняют упражнение (читают текст, знакомятся с понятием «словесный штамп»). На следующем этапе занятия ученики составляют синквейн со словами:
Человек
Честный
Порядочный
Добрый
Думает
Работает
Казахстан
Независимый
Свободный
Любимый
Развивается
Процветает
Весна
Шумная
Веселая
Теплая
Радует
Наступает
При выполнении графического теста шестиклассники прослушивают 10 прилагательных и указывают их разряд: О - относительное, К - качественное,
П - притяжательное
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
О К К П О П П О К П
глиняный
красивый
умный
соловьиный
черноморский
отцовский
орлиный
чугунная
свежая
10. лисий
Дети отмечают правильные ответы знаком «+», неправильные - «-». От 10 отнимают количество неправильных ответов и выставляют себе баллы за тест.
Работая по карточкам, учащиеся списывают словосочетания, вставляют пропущенные буквы и раскрывают скобки: бессо. ая ночь, журавли. ая стая, баше.. ый кран, масля.. ая краска, песча . ый берег; (не) уклюжий медвежонок, (не) интересный фильм; (не) свежий, а черствый хлеб.
Объяснив правописание слов в предложенных словосочетаниях, учащиеся подсчитывают ошибки, выставляют себе баллы, вычитывая количество ошибок из общего числа данных словосочетаний.
Осуществляя "мозговой штурм", ученики подбирают к прилагательным подходящие по смыслу существительные:
В заключение урока подводятся его итоги: подсчитываются баллы и выставляются оценки: «5», если ученик набрал ЗЗ балла; «4» - от 25 до 3О
баллов; «З» -меньше 25 баллов. В качестве домашнего задания учитель предлагает шестиклассникам написать сочинение по картине А Кастеева «Родная степь».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок с использованием интерактивных методов обучения по теме «Имя прилагательное»»
Обобщающий урок с использованием
интерактивных методов обучения по
теме «Имя прилагательное»
Давтетова Ж.С.
Балтабайская средняя школа
2014-2015 уч год
Обобщающий урок с использованием интерактивных методов обучения по теме «Имя прилагательное»
(6 класс)
Ж.С.Давлетова, учитель русского языка и литературы сш.Балтабай Енбекшиказахского района
В Послании Президента Республики Казахстан народу отмечено, что конкурентоспособность нации в первую очередь определяется уровнем ее образованности и чтобы интегрироваться в Мировое образовательное пространство, необходимо поднять систему образования на международный уровень. Поэтому следует прежде всего обратить внимание на мотивацию обучения. И здесь все зависит от того, насколько хорошо учитель владеет современными формами и методами обучения.
Всем известны недостатки и достоинства классно-урочной системы и традиционного урока. Считается, что традиционный урок не предоставляет возможности каждому ученику показать свои способности, не помогает его творческому развитию. Поэтому учителя ищут ответа на вечный вопрос: как сделать урок интересным? А теперь к этим вопросам добавился еще один: как научить ученика учиться? Известно, что преподаватели школы используют две модели процесса обучения: директивную, те. базирующуюся на однонаправленном воздействии учителя на ученика, и интерактивную, основанную на постоянном взаимодействии и активной связи участников учебного процесса (учителя и ученика).
Интерактивное обучение - это особая форма организации познавательной деятельности. Оно предполагает развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, совместному решению задач, важных для каждого участника процесса (iпtегасt - находиться во взаимодействии). Главная идея интерактивной методики - активизация учебной деятельности через систему развивающего обучения; сотрудничество с учителем и различные стили общения в коллективе. Этот комплекс методов направлен не только на решение образовательных задач, но и на формирование жизненно важных для личности качеств, его умения общаться, высказывать свое мнение, дорожить оценкой товарищей, стремиться к творчеству и тд.
Таким образом, основное отличие интерактивной методики от существующих методик состоит в том, что результат усвоения знаний зависит от развития обучаемого, поэтому в основе каждого метода заложена идея формирования и развития творческой, общительной, высокообразованной, демократичес- кой, толерантной личности. К интерактивным методам относятся: 1. Мозговая атака - метод коллективного обсуждения, выражения мнений всех учеников. 2. Составление кластера, когда определяется ключевое слово тематической группы. З. Дидактические игры (ролевая, деловая игра). 4. Логические задачи, когда создается ситуация и ученики решают связанную с ней проблему. 5. Дебаты. 6. Исследовательская деятельность. 7. Дискуссии. 8. Тренинги. 9. Разноуровневые задания и др.
Сейчас на практике применяется более 30 методов интерактивного обучения. Некоторые из них я использовала в 6 классе при планировании урока повторения и обобщения знаний по теме «Имя прилагательное», цель которого:
- повторить и обобщить изученный материал, научить учащихся правильно употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи;
- создать условия для развития у учащихся логического мышления, памяти, творческой активности и диалогового общения;
- воспитывать у школьников умение общаться и высказывать свое мнение, творческий подход к учебной деятельности.
На уроке использовались таблицы, карточки, опорные схемы.
Перед началом учебной деятельности сообщаю тему и цели урока. Затем организую проверка домашнего задания: шестиклассники объясняют слитное, дефисное и раздельное написание имен прилагательных. Далее предлагаю учащимся повторить и обобщить сведения о прилагательном. На доске вывешивается опорная схема со словами, указывающими на различные грамматические категории всех частей речи: род, спряжение, число, падеж, склонение, разряд, наклонение, сравнительная степень и др. Ученики работают у доски, выбирая только те слова, которые имеют отношение к имени прилагательному, и, объясняя свой выбор, попутно рассказывают правила и составляют кластер. Например: ученик выбирает слово падеж объясняет, что он выбрал его, потому что имя прилагательное изменяется по падежам.
Следующий этап учебной деятельности на уроке - это организация тренинга и творческой работы. Ученикам предлагается прослушать 10 слов, записать их по памяти, составить из них логическую цепочку, которая используется учащимися для выполнения разноуровневых заданий:
1 уровень - составить текст (10 б).
2 уровень - составить распространенные предложения (8 б).
3 уровень - составить словосочетания (6б). Задача учащихся не только составить словосочетания, предложения, текст, но и использовать при этом прилагательные со словами дорога, дерево, сорока, ветер, ученик, книга, велосипед, кошка, солнце, погода. Шестиклассники составляют, например, такой текст: Антон - любознательный ученик Он прочитал интересную книгу Потом Антон сел на новый велосипед и поехал по ровной дороге к другу.
Светило яркое солнце. В его теплых лучах грелась пушистая кошка. На дереве сидела большая сорока.
Вдруг подул сильный ветер. Солнечная погода стала меняться.Учащиеся с большим интересом выполняют упражнение (читают текст, знакомятся с понятием «словесный штамп»). На следующем этапе занятия ученики составляют синквейн со словами:
Человек Честный Порядочный Добрый Думает Работает
Казахстан Независимый Свободный Любимый Развивается Процветает
Весна Шумная Веселая Теплая Радует Наступает
При выполнении графического теста шестиклассники прослушивают 10 прилагательных и указывают их разряд: О - относительное, К - качественное,
П - притяжательное
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
О К К П О П П О К П
глиняный
красивый
умный
соловьиный
черноморский
отцовский
орлиный
чугунная
свежая 10. лисий
Дети отмечают правильные ответы знаком «+», неправильные - «-». От 10 отнимают количество неправильных ответов и выставляют себе баллы за тест.
Объяснив правописание слов в предложенных словосочетаниях, учащиеся подсчитывают ошибки, выставляют себе баллы, вычитывая количество ошибок из общего числа данных словосочетаний.
Осуществляя "мозговой штурм", ученики подбирают к прилагательным подходящие по смыслу существительные:
В заключение урока подводятся его итоги: подсчитываются баллы и выставляются оценки: «5», если ученик набрал ЗЗ балла; «4» - от 25 до 3О баллов; «З» -меньше 25 баллов. В качестве домашнего задания учитель предлагает шестиклассникам написать сочинение по картине А Кастеева «Родная степь».