5 класс
Тема урока: Полные и краткие имена прилагательные.
Цель урока:
- Повторить и обобщить знания обучающихся об имени прилагательном как о части речи.
Задачи:
Образовательные:
Дать понятия полных и кратких прилагательных; содействовать развитию уметь различать полные и краткие прилагательные; освоить важность кратких прилагательных в предложениях. Тренировать умения распознавать имена прилагательные в тексте, устанавливать связь с именами существительными, повторить его морфологические , синтаксические признаки.
Развивающие:.
- развивать умения планировать, контролировать, регулировать и анализировать собственную учебную деятельность;
- развивать речь учащихся, обогащать словарный запас детей;
- развивать умение работать с текстом;
- развивать сообразительность, мышление, память.
Воспитательные:
- создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность;
- формировать культуру речи.
- работать над вниманием, добрым отношением друг к другу
Тип урока: изучение нового материала.
Методы обучения: словесный, наглядный, частично- поисковый.
Приемы: работа по учебнику, карточкам
Формы работы: индивидуальная, коллективная, парная.
Оборудование: интерактивная доска, слайды, учебник , таблица « Полные и краткие имена прилагательные»
Ход урока.
I. Организационный момент.
Психологический настрой класса.
Слово учителя:
- Здравствуйте, дети! Садитесь.
- Проверьте наличие на столах всех школьных принадлежностей: дневник, тетрадь, пенал.
- Вы сегодня очень красивые. Нарядные. Перед Вами лежат три разных колокольчика. Возьмите тот, который соответствует вашему настроению перед уроком, и прикрепите к столу. (Дети выбирают колокольчик и крепят).
2. Оформление записей в тетради.
3. Сообщение темы и целей урока.
II.Повторение пройденного материала.
- Словарно- орфографическая работа.
Цель: отработать умение правильного написания слов. Указать оглушение и озвончение согласных. Уметь правильно подбирать проверочные слова.
Сладко, просьба, вязкий, косьба, варежка, ножка, молотьба, связка, упаковка, зимовка, друг, хоровод, год, зуб, гибкий, ловкий, рыбка, гладкий, голубь, повозка, сад, снег, редкий.
Взаимопроверка.
СЛАЙД № 2 ( на интерактивной доске записаны слова, учащиеся проверяют свои работы)
Вывод: Как « ведут» себя глухие и звонкие согласные в слове? Как нужно проверить?
- « Синтаксическая пятиминутка» ( устно)
СЛАЙД № 3
1.Прыгает по вырубке белый заяц.
2.Заяц зимой белый.
3. снег в лесу поражает своей белизной.
4. Белеют в темноте сугробы снега.
Работа по вопросам учителя:
- Определите , к каким частым речи относятся слова с корнем – бел- Каким членом предложения они являются?
- Что такое имя прилагательное?
- Как изменяются имена прилагательные?
- С какой частью речи и каким образом согласуются имена прилагательные?
- Какова роль имен прилагательных в предложении?
III. Объяснение новой темы.
СЛАЙД № 4
1. Загадка.
Щеки красны, нос бел
В темноте сижу весь день.
А рубашка зелена, Вся на солнышке она.
( Редис)
2. Работа с загадкой.
Ребята, что вам помогло отгадать загадки?
Выпишите все прилагательные в столбик, не забывайте задавать вопрос и выделять окончание. Например: нос( каков? ) бел…..
Все ли прилагательные одинаковы? Чем они отличаются?
- Работа с теоретическим материалом и таблицей « Краткие и полные имена прилагательные»
СЛАЙД № 5
Полные
Краткие
Чистый воздух
Какой?
Ясное небо
Какое?
Удивительная погода
Какая?
Яркие лучи
Какие?
Воздух чист
Каков?
Небо ясно
Каково?
Погода удивительна
Какова?
Лучи ярки
Каковы?
Слайд № 6
Вопрос: Ребята, как вы думаете, почему одни прилагательные называются полными, а другие краткими?
Вывод:
Признаки
Полные имена прилагательные
Краткие имена прилагательные
Отвечают на вопросы
Какой? Какая? Какое? Какие?
Каков? Какова? Каково? Каковы?
В предложении являются
Определения, сказуемые
Сказуемые
Изменяются
По родам, числам, падежам
По родам и числам
IV. Физминутка.
- А теперь все тихо встали,
Дружно руки вверх подняли,
В стороны, вперёд, назад,
Повернулись вправо, влево
Тихо сели, вновь за дело.
V. Закрепление изученного материала.
СЛАЙД № 7
- Обратим внимание на доске записаны слова, ваша задача, образовать с полных имен прилагательных краткие. ( работа в паре)
Например: узкий- узок, узка, узко
Резкий-
Мягкий-
Бледный-
Горький-
СЛАЙД № 8
ОТВЕТЫ: резок, резко, резка, мягок, мягка, мягко, бледен, бледно, бледна, горек, горька, горько.
2.Работа учебником.
- упражнение 563 страница 208
Задание: Образуйте краткую форму от полных прилагательных.
Слайд № 9
3. А) Распределительный диктант (работа в паре)
Красивый, добрый, ловок, смелый, горек, умен, широк, сладкий, низок, светел, краток, недобр, упругий, тонок, приветливый.
Б) Составить 1 предложение с кратким именем прилагательным, 1 с полным именем прилагательным.
4. Работа с текстом. ( групповая работа, листы с текстом лежат у каждого на парте)
Микроцель: учиться определять краткие и полные имена прилагательные в предложениях, в тексте.
Слайд № 10
Весна идёт! Весна идёт! Мы молодой весны гонцы. Зимние дни миновали, ночи короткие стали. Чиста небесная лазурь. Солнышко с неба луч золотой разливает. Воздух свеж и прозрачен. Влажным теплом подувает ветер с полей.
Утро ещё прохладно. И всё-таки на душе светло и радостно, потому что «весна душистая повеяла крылом».
Вопросы:
Прочитайте текст. Какова основная мысль текста? О чём сообщили скворцы, вернувшиеся с юга?
Задания к тексту:
- Найдите в тексте краткие и полные имена прилагательные. ( Устно)
- Сделайте синтаксический разбор 3- 4 предложения. ( Письменно)
VI. Подведение итогов урока.
Рефлексия.
1. Понравился ли вам урок? Чем?
2. Что для вас было интересным?
3. Что на ваш взгляд вызвало у вас затруднение?
4. Вы довольны своей работой?
Давайте мы похлопаем друг – другу, за нашу плодотворную работу. А теперь снова возьмите один из колокольчиков, который больше выражает ваше состояние и настроение сейчас, в данный момент, после работы на уроке, прикрепите рядышком с первым.
- Я рада, что Ваше настроение улучшилось. Спасибо за работу на уроке.
Желаю Вам успеха!
VII. Домашнее задание (разноуровневое):
Слайд № 11
1. Базовый уровень – упражнение 561 страница 207.
2. Продвинутый уровень – сочинение-миниатюра “То было раннею весною” (с использованием полных и кратких прилагательных).
VIII. Выставление оценок с комментированием.
Благодарю всех за урок!