kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Работа по формированию навыков грамотного письма на уроках русского языка."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование навыков грамотного письма и речи у  учащихся - одна из самых трудных задач, стоящих перед учителем русского языка. Ни для кого не секрет, что грамотность наших учащихся оставляет желать лучшего. А тема самообразования « Развитие орфографической зоркости учащихся»  наверняка была у каждого учителя, как молодого, так и стажиста, и, не смотря на некоторую «заезженность» темы, особую актуальность работа по формированию орфографических и пунктуационных навыков приобретает в настоящее время, когда на качестве письма негативно сказывается снижение уровня речевой культуры в целом.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Работа по формированию навыков грамотного письма на уроках русского языка." »



Доклад на районном МО.

Работа по формированию навыков грамотного письма на уроках русского языка.

Формирование навыков грамотного письма и речи у учащихся - одна из самых трудных задач, стоящих перед учителем русского языка. Ни для кого не секрет, что грамотность наших учащихся оставляет желать лучшего. А тема самообразования « Развитие орфографической зоркости учащихся» наверняка была у каждого учителя, как молодого, так и стажиста, и, не смотря на некоторую «заезженность» темы, особую актуальность работа по формированию орфографических и пунктуационных навыков приобретает в настоящее время, когда на качестве письма негативно сказывается снижение уровня речевой культуры в целом.

Формирование грамотности предполагает, что ребенок хочет учиться русскому языку. Но в реальности мы наблюдаем, что у детей не сформированы навыки добросовестного ежедневного труда, или ими не усвоены нормы культурного поведения, они мало читают или не читают совсем у них нет желания учиться, овладевать знаниями, нет контроля со стороны родителей. В то же время эти обстоятельства заставляют искать наиболее эффективные методы и приемы, способствующие повышению грамотности учащихся, пробуждению у них интереса к родному русскому языку, осознанию необходимости грамотного письма и речи. Я считаю, что, во-первых, важно заинтересовать детей, и не столько занимательным материалом, сколько тем фактом, что они занимаются серьезным делом на уроке, что знания, приобретенные на уроках русского языка, им будут необходимы на протяжении всей жизни. Именно серьезное отношение к предмету пробуждает интерес к его постижению.

Расскажу о некоторых методах и приемах, которые я использую на уроках русского языка в целях повышения грамотности и речевой культуры учащихся:

  1. Работа со словарными словами.

  2. Работа с мини-текстами.

  3. Работа над ошибками.

  4. Контроль за теоретическими знаниями учащихся.

  5. Лингвистические тренажеры.

  6. Тексты с включением слов на орфоэпические нормы.

  7. Прием «Лови ошибку»

  8. Различные виды диктантов : выборочные, объяснительные, распределительные и т.д.

Остановлюсь на некоторых видах работ подробней.

РАБОТА НАД ОШИБКАМИ.

Большое внимание я уделяю регулярной работе над ошибками. Каждый день ученики, допустившие ошибки в классной или домашней работе, дома выполняют в рабочей тетради работу над ошибками, в столбик выписывая все слова в исправленном виде, выделяют при помощи простого карандаша орфограммы, графически объясняя их написание, или пишут рядом проверочное слово. Ученики, как правило, не очень любят этот вид деятельности, но без кропотливой работы здесь не обойтись. Необходимо приучить детей выполнять эту работу постоянно. Работа над ошибками может занимать не только фрагмент урока. Иногда такой работе уделяю целый урок. Обычно это уроки, следующие за диктантами, изложениями, сочинениями. Предлагаю некоторые виды таких уроков, например, «Письмо ученому соседу». Этот вид работы был описан в журнале «Русский язык» №5 за 1999 год.

“Письмо учёному соседу”

(индивидуальная работа)

. Цель работы – развить умение анализировать собственную деятельность, научить исправлять и предупреждать ошибки.



Учащиеся пишут друг другу письма приблизительно по следующей схеме. В письме “учёный сосед” должен вставить пропущенные орфограммы. Схема письма следующая:



Дорогой друг, сегодня получил свою контрольную работу и хочу под..лит..ся с тобой _____________, потому что п..лучил ____. А ошибок всего ______.

Ты зна…ш.., оказывается, слово _______________пишет…ся с буквой ____, так как ___________. Жаль, конечно, но я не знал, что слово __________пиш..т..ся через ______, потому что _________________. А ещё я д…пустил ошибку в слове _______, но теперь я запомнил, что _______________. Предст..вляеш…, такое пр..стое слово, как _________я написал с ошибкой из(за) собственной невн..мательности Интересно, что , когда писал, сомн..вался в написании.. слова ____________, зато в следующий раз я ни на минуту ( не) усомнюсь и воспользуюсь правилом _________________. Несколько ошибок я д..пустил на правило ____________. А слова _________________ мне следует запомнить. Правда, правило о ___________я ещё (не) изучил, поэтому и слово _______________написал неправильно.

Думаю, что в следующ… работе я учту все зам..чания и нап..ишу её на ______.

А теперь, мой друг, я пр..щаюсь с тобой и надеюсь, что моё письмо будет полезно и тебе. Но если вдруг я д..пустил ошибку, я об..зательно её проанализирую, исправлю и запомню. Ведь человеку свойственно ошибат..ся, и считаю, что не стыдно ( не ) знать, но стыдно ( не ) учит..ся.

Как показывает опыт, эти задания вызывают интерес у учащихся и привлекают их внимание к работе над ошибками.

Очень хорошо помогает повысить орфографическую зоркость работа с мини-текстами. В записанном на доске тексте буквы не пропущены, но ученики находят в словах орфограммы, устно объясняют их у доски. Эта работа занимает не более 12 минут и важна тем, что развивает устную речь учащихся.

Все вы, наверное . замечали, что ученики хорошо «видят» чужие ошибки, и в этом плане интересен прием «Лови ошибку».



Цель такого вида работы - актуализация имеющихся у учащихся знаний по изучаемой теме, развитие у школьников критического подхода к получаемой информации.

Время выполнения: 5-6 минут

Суть этого приема заключается в следующем :учитель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки .Важно, чтобы задание содержало в себе ошибки 2 уровней:

А – явные, которые достаточно легко выявляются учащимися, исходя из их личного опыта и знаний;

Б - скрытые, которые можно установить, только изучив новый материал.

Учащиеся анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы.

Учитель предлагает изучить новый материал, после чего вернуться к тексту задания и исправить те ошибки, которые не удалось выявить в начале урока.

Тексты с включением слов на орфоэпические нормы.

Так как в русском языке ударение плавающее (колокол – колокола, стол – столы, дверь – дверей), для орфографического проговаривания нужны не только отдельные слова, но и словосочетания, и предложения, и тексты. В старших классах можно использовать пример следующего текста , к которому предварительно дано задание:

1. Подготовьтесь к чтению текста (в случае затруднений обратитесь к орфоэпическому словарю).

2. Прочитайте текст, соблюдая нормы литературного произношения.

3. Выполните тестовые задания.

Вечер начался. Жалюзи были опущены, свет включен. На столах уже стояли торты и откупоренные бутылки вина. В зале стали появляться завсегдатаи клуба, которые по средам проводили здесь свой досуг: джентльмены в щегольских костюмах, дамы в декольтированных платьях, украшенных шарфами и бантами. Безудержный смех то и дело наполнял зал, один только грустный бармен у стойки рассеянно переставлял ополоснутые бокалы, ожидая чего-то. И вот появилась она. В лиловой тунике из атласа, с крупными ирисами в руках, эта танцовщица была красивее всех. Влюбленный юноша мечтал о том, как они закружатся вдвоем, но девушка, избалованная мужским вниманием, даже мельком не взглянула на него.

ТЕСТ

1.В каком слове ударение падает не на последний слог?

А. Начался.

Б. Жалюзи.

В. Включен.

Г. Торты.

2. В каком случае ударный гласный выделен неверно?

А. Откупоренный.

Б. Банты.

В. Шарфы.

Г. Завсегдатай.

3. В каком из этих слов постановка ударения определяется контекстом?

А. Избалованный.

Б. Ирис.

В. Красивее.

Г. Туника.

4.В каком из этих слов ударение падает на второй слог?

А. Бармен.

Б. Банты.

В. Танцовщица.

Г. Начался.

5. В каком из этих слов ударный гласный выделен верно?

А. Декольтированный.

Б. Досуг.

В. Избалованный.

Г. Красивее.

6. В каком из этих слов возможны два варианта постановки ударения?

А. Ополоснутый.

Б. Безудержный.

В. Закружится.

Г. Щегольские.

7. В скольких словах ударение падает на второй слог?

Туника, красивее, танцовщица, избалованный.

А. В одном.

Б. В двух.

В. В трех.

Г. В четырех

Тест можно предложить проверить как самостоятельно ,так и путем взаимопроверки при помощи ключа.

Ключ к тесту: 1Г, 2В, 3Б, 4В, 5А, 6В, 7В.

В качестве домашнего задания предлагаю ученикам составить текст, употребив как можно больше слов из орфоэпического словарика учебника. Большую роль в овладении грамотностью играет постоянный контроль за теоретическими знаниями учеников. С этой целью веду специальную тетрадь, где фиксирую уровень теоретической осведомленности каждого в различных областях лингвистики. С этой же целью с пятого класса мои ученики ведут тетрадь с названием «Помощница» , «Памятка», где собран теоретический минимум, необходимый для успешной работы в средних классах). Ученикам старших классов советую покупать различные словари русского языка, справочники.

Большое внимание уделяю словарной работе на уроках русского языка. В ходе этой работы слово рассматривается в орфоэпическом, лексико-семантическом, этимологическом, синтаксическом аспектах. Происходит не только формирование навыков правописания, но и обогащение словарного запаса учеников.

Прежде чем написать, мы

- знакомимся с орфоэпическим обликом слова;

– выясняем смысл слова;

– объясняем написание с помощью этимологии (этимологическую справку дает учитель).

А далее в ходе урока закрепляется написание слов, эти слова продолжают работать в контексте словосочетаний и предложений:

– Составление учениками собственных словосочетаний и предложений с этими словами Таким образом, записав слово несколько раз, ученик невольно запоминает его.

На последующих уроках закрепляется правописание этих слов в различных письменных работах, например:

– орфоэпический диктант;

– диктант «Угадай словечко» – учитель дает толкование, дети записывают само слово;

Как правило, систематическая работа дает положительные результаты.

Систематическая, тщательно спланированная и хорошо организованная словарная работа не только вырабатывает орфографическую зоркость, грамотность, но и расширяет словарный запас учащихся, развивает речь, а также дисциплинирует детей, способствует устойчивости внимания. И как следствие – уважение к родному языку, повышение интереса к предмету.

Ликвидировать пробелы в знаниях помогают и другие многочисленные приемы; своими находками щедро делятся лучшие учителя на страницах методических газет и журналов. Главное – это заинтересованность, желание освоить различные методики, поиск наиболее эффективных методов обучения, стремление овладеть педагогическим мастерством, чтобы дети учились с желанием и видели результаты своего труда.

ВЫВОД:

Развить грамотное письмо и речь возможно, но для этого требуются следующие условия:

  1. Помощь со стороны родителей.

  2. Систематическая кропотливая работа над ошибками.

  3. Заинтересованность и помощь преподавателей других предметов. Писать грамотно надо не только на уроках русского языка.

А зачастую мы слышим от коллег: «Ну, буду я еще ошибки исправлять!» Это в лучшем случае, а в худшем слышим: « звонит», «каталог», « мое день рождение», « у ней , «договор» и т.д. И здесь уже нужно вести речь о едином орфографическом режиме в школе, так как только в комплексе, в совместной работе можно добиться результатов, какой бы проблемы это ни касалось.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
"Работа по формированию навыков грамотного письма на уроках русского языка."

Автор: Богуславская Людмила Николаевна

Дата: 25.03.2015

Номер свидетельства: 191347

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Доклад:Пути  формирования функциональной грамотности учащихся по русскому языку."
    ["seo_title"] => string(79) "dokladputiformirovaniiafunktsionalnoighramotnostiuchashchikhsiaporusskomuiazyku"
    ["file_id"] => string(6) "275316"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452538406"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Формирование навыков грамотного письма в начальной школе. Из опыта работы. "
    ["seo_title"] => string(78) "formirovaniie-navykov-ghramotnogho-pis-ma-v-nachal-noi-shkolie-iz-opyta-raboty"
    ["file_id"] => string(6) "238529"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444579276"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Роль словарной работы в формировании навыков грамотного письма"
    ["seo_title"] => string(63) "rol-slovarnoi-raboty-v-formirovanii-navykov-ghramotnogho-pis-ma"
    ["file_id"] => string(6) "276514"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452753360"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Приемы работы со словарными словами на уроках русского языка. "
    ["seo_title"] => string(64) "priiemy-raboty-so-slovarnymi-slovami-na-urokakh-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "153937"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421081682"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(249) "Формирование читательской        грамотности обучающихся на уроках    русского языка в 5-6 классах как  требование ФГОС общего образования. "
    ["seo_title"] => string(150) "formirovaniie-chitatiel-skoi-ghramotnosti-obuchaiushchikhsia-na-urokakh-russkogho-iazyka-v-5-6-klassakh-kak-triebovaniie-fgos-obshchiegho-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "246635"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446409167"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства