Приемы работы со словарными словами на уроках русского языка.
Приемы работы со словарными словами на уроках русского языка.
Современное общество нуждается в гражданах с активной гражданской позицией, грамотных, обладающих развитой речью, имеющих богатый словарный запас. Чтобы сформировать у школьников прочные навыки грамотного письма, учителя - словесники прилагают большие усилия, однако грамотность продолжает оставаться низкой. Это связано, в первую очередь, с тем, что у обучающихся отсутствует мотивация к занятиям русским языком. Использование учителем однообразных форм и приемов работы на уроке, отсутствие системы в работе делают его скучным и непривлекательным для школьников.
При этом возникают противоречия между
- потребностью общества в гражданах с богатым словарным запасом, способных ориентироваться в сложных ситуациях и несовершенством образовательной системы, которая должна готовить таких граждан;
- необходимостью формирования у современных школьников культуры устной и письменной речи и отсутствием системы в работе учителя по решению этой проблемы.
В связи с этим возникает проблема: как организовать работу со словарными словами на уроках русского языка, чтобы она активизировала учебно-познавательную деятельность школьников, развивала их орфографическую грамотность.
Цель: организация работы со словарными словами на уроке русского языка для развития орфографической грамотности обучающихся.
Объект исследования: процесс развития орфографической грамотности обучающихся на уроках русского языка.
Предмет исследования: методы и приемы работы со словарными словами.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Приемы работы со словарными словами на уроках русского языка. »
Приемы работы со словарными словами на уроках русского языка.
Известно, что одной из самых сложных тем курса русского языка является тема «Непроверяемые гласные и согласные в корне слов», иными словами, правописание словарных слов, так как эти слова нельзя проверить, а нужно «запоминать или проверять по словарю». А как же запомнить такое огромное количество слов? Разумеется, легче тем, у кого хорошая зрительная память, кто много читает, но среди сегодняшних школьников таких немного. Что же делать им? С ними, как уже упоминалось выше, необходимо регулярно проводить словарную работу.
В работе со словарными словами можно выделить три основных этапа: знакомство, заучивание, усвоение. Для повышения эффективности каждого из этих видов работы, существуют следующие приемы:
1 этап - знакомство со словарными словами
Слова для запоминания нужно каким-то способом группировать. Например, так:
То же самое можно сделать и с другими согласными. Кроме того, есть целый ряд слов, в которых прибавляют ненужный гласный или согласный. Такие слова даются отдельно (с кратким пояснением).
2 этап - заучивание (домашнее задание)
Предлагаются для заучивания слова по группам. Например: задание №1 слова на -А-А-; -О-О-; задание №2 слова на -А-; -О- и т.д.
Когда учителя записывают на доске слова, то обязательно должны объяснять значение каждого слова. Учащимся нужно не только знать написание слов, но и их лексическое значение.
В качестве домашнего задания можно также предложить самим составить текст, используя как можно больше словарных слов. Например:
Закончите предложенный текст.
Однажды бывший импресарио Иннокентий в очередной раз досконально изучал страничку в утренней прессе с предложениями о вакансиях. Диапазон предлагаемых профессий был широк: от банального водителя троллейбуса до продюсера мюзикла.
3 этап - проверка усвоения.
Проверку можно проводить:
а) в виде словарного диктанта (при этом проверяется не только то, как ребята усвоили правописание этих слов, но и то, как они знают их лексическое значение). Например:
Подчеркните волнистой линией слово, значение которого следующее: «искусство планирования какой-либо деятельности на длительную перспективу» (стратегия).
Подчеркните пунктиром слово, значение которого «злободневное публицистическое произведение остросатирического характера, создаваемое с целью социально-политического обличения кого-либо или чего-либо» (памфлет).
Подчеркните одной чертой слово, значение которого «прекращение отношений с кем-либо в знак несогласия с чем-либо» (бойкот)
Подчеркните двумя чертами слово, значение которого «самопроизвольный, возникающий вследствие внутренних причин, без непосредственного воздействия извне» (спонтанный)
Подчеркните «точкой-тире» (-.-.-.) слово, имеющее значение «слой творческой интеллигенции, не имеющей устойчивого дохода, ведущей беспорядочную, беспечную жизнь» (богема).
Подчеркните волнистой линией слово, значение которого следующее: «обжалование решения суда в вышестоящей инстанции; обращение за поддержкой» (апелляция).
Подчеркните пунктиром слово, значение которого «наклеивание на какую-либо основу материалов разного цвета и фактуры для получения изображения» (коллаж).
Подчеркните одной чертой слово, значение которого «художественная повествовательная литература», «легкое чтиво» (беллетристика).
Подчеркните двумя чертами слово, значение которого «беседа преподавателя со студентами с целью выяснения и повышения их знаний» (коллоквиум).
Подчеркните «точкой-тире» слово, значение которого «равное соотношение между чем-либо; средства, находящиеся в распоряжении какого-либо предприятия» (баланс).
б) в виде тестовых заданий.
Тесты могут быть двух видов: можно проверять только усвоение правописания слов или еще и знание их лексического значения.
Тест № 1. Укажите номера слов, в которых нет пропущенных букв.
дил...ер
юрис...консульт
эл...егия
драм...а
дерма...тин
ил...юзия
конъюнктура
э..скорт
эм...грация
интриган... ка
искус...ный
деф...ект
Тест № 2. Укажите номера слов, в которых пропущена буква А.
б...икот
п...рхать
кат...клизм
п...ритет к...морка
досконально
нафт...лин
к...нфорка
сп...нтанный
б...рдюр
к...вычки
ярм...рка
Тест № 3. Укажите номера слов, в которых пропущена буква И.
пер...петии
д...ликатес
л...нолеум
д...зертир
реп...тиция
инт...ллект
д...рижер
дир...жабль
мец...нат
10. д...версант
11. ижд...вение
12. прив...легия
Тест № 4. Укажите номера слов, в написании или толковании которых есть ошибка.
Таким образом, в качестве эффективных в методической литературе предлагаются следующие приемы работы со словарными словами: группирование, составление текста, словарные диктанты, проверяющие не только правописание, но и понимание значения используемых слов, тесты.