Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Вьюковская средняя общеобразовательная школа
Суражского района Брянской области
Рекомендовано Согласовано Утверждено
Педагогический совет Заместитель директора Директор школы
школы по УВР ____________/А.В. Шалыго/
Протокол №_____ ___________/С.В. Костяная/ приказ №________
от « __» _______20__г. «___»_______20___г. от «__»_______20___г.
Рабочая программа
по предмету: русский язык
класс: 5
количество часов: 175
учитель русского языка и литературы 1 квалиф. категории: Костяная Светлана Владимировна
Программа разработана на основе :
ния второго поколения,
Примерной программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы,
Рабочей программы . Л.М. Рыбченковой, О.М. Александровой .5-9 классы Предметная
линия учебников Л.М. Рыбченковой, О.М. Александровой, О.В. Загоровской и других. 5-9 классы.- М.: Просвещение, 2012
Учебник: Русский язык. 5 класс. В 2ч. Авторы: Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова,
А.В.Глазков, А.Г. Лисицын. – М.: Просвещение, 2016
Вьюково
2018 – 2019 учебный год
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Русский язык».
Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
I) владение всеми видами речевой деятельности:
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
владение разными видами чтения;
способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования, с помощью технических средств и информационных технологий;
способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом;
2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
1) представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения, консолидации и единения народов России; о связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, при получении образования, а также роли русского языка в процессе самообразования;
3) владение всеми видами речевой деятельности:
аудирование и чтение:
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (цели, темы текста, основной и дополнительной информации);
владение разными видами чтения (поисковым/просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
владение умениями информационной переработки прочитанного текста (план, тезисы), приёмами работы с книгой, периодическими изданиями;
способность свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение различными видами аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);
умение сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, принадлежности к определённой функциональной разновидности языка и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
умение воспроизводить в устной и письменной форме прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости (пересказ, план, тезисы);
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
умение создавать устные и письменные тексты разных типов и стилей речи с учётом замысла, адресата и ситуации общения; создавать тексты различных жанров (рассказ, отзыв, письмо, расписка, доверенность, заявление), осуществляя при этом осознанный выбор и организацию языковых средств в соответствии с коммуникативной задачей;
владение различными видами монолога и диалога; выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом;
соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка; стилистически корректное использование лексики и фразеологии; соблюдение в практике письма основных правил орфографии и пунктуации;
способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета; уместно пользоваться внеязыковыми средствами общения в различных жизненных ситуациях общения;
осуществление речевого самоконтроля; способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления и эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
4) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
5) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог и диалог; ситуация речевого общения; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
6) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения; анализ текста с точки зрения его содержания, основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
7) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Содержание учебного предмета «Русский язык»
СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
Раздел 1. Речь и речевое общение
1. Речь и речевое общение. Речевая ситуация. Речь устная и письменная. Речь диалогическая и монологическая. Монолог и его виды. Диалог и его виды.
2. Осознание основных особенностей устной и письменной речи; анализ образцов устной и письменной речи. Различение диалогической и монологической речи. Владение различными видами монолога и диалога. Понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего в разных ситуациях общения. Владение нормами речевого поведения в типичных ситуациях формального и неформального межличностного общения.
Раздел 2. Речевая деятельность
1. Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо.
Культура чтения, аудирования, говорения и письма.
2. Овладение основными видами речевой деятельности. Адекватное понимание основной и дополнительной информации текста, воспринимаемого зрительно или на слух. Передача содержания прочитанного или прослушанного текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с ситуацией речевого общения. Овладение практическими умениями поискового/просмотрового, ознакомительного, изучающего чтения, приёмами работы с учебной книгой и другими информационными источниками. Овладение различными видами аудирования. Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное).
Создание устных и письменных монологических, а также устных диалогических высказываний разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения. Отбор и систематизация материала на определённую тему; поиск, анализ и преобразование информации, извлечённой из различных источников.
Раздел 3. Текст
1. Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность). Тема, основная мысль текста. Микротема текста.
Средства связи предложений и частей текста. Абзац как средство композиционно-стилистического членения текста.
Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение. Структура текста. План текста и тезисы как виды информационной переработки текста.
2. Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу речи. Деление текста на смысловые части, составление его плана, тезисов. Определение средств и способов связи предложений в тексте. Анализ языковых особенностей текста. Выбор языковых средств в зависимости от цели, темы, основной мысли и ситуации общения. Создание текстов различного типа, стиля, жанра. Соблюдение норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.). Оценивание и редактирование устного и письменного речевого высказывания.
Раздел 4. Функциональные разновидности языка
1. Функциональные разновидности языка: разговорный язык; функциональные стили: научный, публицистический, официально-деловой; язык художественной литературы.
Основные жанры научного (отзыв, выступление, доклад), публицистического (выступление, интервью), официально-делового (расписка, доверенность, заявление) стилей, разговорной речи (рассказ, беседа).
2. Установление принадлежности текста к определённой функциональной разновидности языка. Создание письменных высказываний разных стилей, жанров и типов речи: тезисы, отзыв, письмо, расписка, доверенность, заявление; повествование, описание, рассуждение. Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом.
СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ ЯЗЫКОВОЙ И ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ (ЯЗЫКОВЕДЧЕСКОЙ) КОМПЕТЕНЦИИ
Раздел 5. Общие сведения о языке
1. Русский язык — национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Русский язык в современном мире.
Русский язык в кругу других славянских языков. Роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка.
Русский язык как развивающееся явление. Формы функционирования современного русского языка: литературный язык, диалекты, просторечие, профессиональные разновидности, жаргон.
Русский язык — язык русской художественной литературы. Основные изобразительные средства русского языка.
Лингвистика как наука о языке.
Основные разделы лингвистики.
Выдающиеся отечественные лингвисты.
2. Осознание важности коммуникативных умений в жизни человека, понимание роли русского языка в жизни общества и государства, в современном мире.
Понимание различий между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном.
Осознание красоты, богатства, выразительности русского языка. Наблюдение за использованием изобразительных средств языка в художественных текстах.
Раздел 6. Фонетика и орфоэпия
1. Фонетика как раздел лингвистики.
Звук как единица языка. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Элементы фонетической транскрипции. Слог. Ударение.
Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные правила нормативного произношения и ударения.
Орфоэпический словарь.
2. Совершенствование навыков различения ударных и безугарных гласных, звонких и глухих, твёрдых и мягких согласных. Объяснение с помощью элементов транскрипции особенностей произношения и написания слов. Проведение фонетического разбора слов.
Нормативное произношение слов. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпической правильности.
Применение фонетико-орфоэпических знаний и умений и собственной речевой практике.
Раздел 7. Графика
1. Графика как раздел лингвистики. Соотношение звука и буквы. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных. Способы обозначения [J'].
2. Совершенствование навыков сопоставления звукового и буквенного состава слова. Использование знания алфавита при поиске информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, в СМС-сообщениях.
Раздел 8. Морфемика и словообразование
1. Морфемика как раздел лингвистики. Морфема как минимальная значимая единица языка.
Словообразующие и формообразующие морфемы. Окончание как формообразующая морфема.
Приставка, суффикс как словообразующие морфемы.
Корень. Однокоренные слова. Чередование гласных и согласных в корнях слов. Варианты морфем.
Возможность исторических изменений в структуре слова. 11онятие об этимологии. Этимологический словарь.
Словообразование как раздел лингвистики. Исходная (производящая) основа и словообразующая морфема.
Основные способы образования слов: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный; сложение и его виды; переход слова из одной части речи в другую; сращение сочетания слов в слово. Словообразовательная пара, словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо слов.
Словообразовательный и морфемный словари.
2. Осмысление морфемы как значимой единицы языка. Осознание роли морфем в процессах формо- и словообразования.
Определение основных способов словообразования, построение словообразовательных цепочек слов.
Применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в практике правописания.
Использование словообразовательного, морфемного и этимологического словарей при решении разнообразных учебных задач.
Раздел 9. Лексикология и фразеология
1. Лексикология как раздел лингвистики. Слово как единица языка. Лексическое значение слова.
Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Переносное значение слов как основа тропов.
Тематические группы слов. Толковые словари русского языка.
Синонимы. Антонимы. Омонимы. Словари синонимов и антонимов русского языка.
Лексика русского языка с точки зрения её происхождения: исконно русские и заимствованные слова. Словари иностранных слов.
Лексика русского языка с точки зрения её активного и пассивного запаса. Архаизмы, историзмы, неологизмы. Словари устаревших слов и неологизмов.
Лексика русского языка с точки зрения сферы её употребления. Общеупотребительные слова. Диалектные слова. Термины и профессионализмы. Жаргонная лексика.
Стилистические пласты лексики.
Фразеология как раздел лингвистики. Фразеологизмы. Пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые слова. Фразеологические словари.
Разные виды лексических словарей и их роль в овладении словарным богатством родного языка.
2. Дифференциация лексики по типам лексического значения с точки зрения её активного и пассивного запаса, происхождения, сферы употребления, экспрессивной окраски и стилистической принадлежности.
Употребление лексических средств в соответствии со значением и ситуацией общения. Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.
Проведение лексического разбора слов.
Извлечение необходимой информации из лексических словарей различных типов (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и использование её в различных видах деятельности.
Раздел 10. Морфология
1. Морфология как раздел грамматики.
Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Система частей речи в русском языке.
Самостоятельные (знаменательные) части речи. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические свойства имени существительного, имени прилагательного, имени числительного, местоимения, глагола, наречия. Место причастия, деепричастия, слов категории состояния в системе частей речи.
Служебные части речи, их разряды по значению, структуре и синтаксическому употреблению.
Междометия и звукоподражательные слова.
Омонимия слов разных частей речи.
Словари грамматических трудностей.
2. Распознавание частей речи по грамматическому значению, морфологическим признакам и синтаксической роли. Проведение морфологического разбора слов разных частей речи. Нормативное употребление форм слов различных частей речи.
Применение морфологических знаний и умений в практике правописания.
Использование словарей грамматических трудностей в речевой практике.
Раздел 11. Синтаксис
1. Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса.
Словосочетание как синтаксическая единица, типы словосочетаний. Виды связи в словосочетании.
Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения, главные и второстепенные члены, способы их выражения. Виды сказуемого.
Структурные типы простых предложений: двусоставные и односоставные, распространённые и нераспространённые, предложения осложнённой и неосложнённой структуры, полные и неполные.
Виды односоставных предложений.
Предложения осложнённой структуры. Однородные члены предложения, обособленные члены предложения, обращение, вводные и вставные конструкции.
Классификация сложных предложений. Средства выражения синтаксических отношений между частями сложного предложения. Сложные предложения союзные (сложносочинённые, сложноподчинённые) и бессоюзные. Сложные предложения с различными видами связи.
Способы передачи чужой речи.
2. Проведение синтаксического разбора словосочетаний и предложений разных видов. Анализ разнообразных синтаксических конструкций и правильное употребление их в речи. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения правильности, уместности и выразительности употребления синтаксических конструкций.
Применение синтаксических знаний и умений в практике правописания.
Раздел 12. Правописание: орфография и пунктуация
1. Орфография как система правил правописания. Понятие орфограммы.
Правописание гласных и согласных в составе морфем. Правописание ъ и ь.
Слитные, дефисные и раздельные написания.
Употребление прописной и строчной буквы.
Перенос слов.
Орфографические словари и справочники.
Пунктуация как система правил правописания.
Знаки препинания и их функции. Одиночные и парные знаки препинания.
Знаки препинания в конце предложения.
Знаки препинания в простом неосложнённом предложении
Знаки препинания в простом осложнённом предложении.
Знаки препинания в сложном предложении: сложносочинённом, сложноподчинённом, бессоюзном, а также в сложном предложении с разными видами связи.
Знаки препинания при прямой речи и цитировании, в диалоге.
Сочетание знаков препинания.
2. Овладение орфографической и пунктуационной зоркостью. Соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм в письменной речи. Опора на фонетический, морфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова. Опора на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении.
Использование орфографических словарей и справочников по правописанию для решения орфографических и пунктуационных проблем.
СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
Раздел 13. Язык и культура
1. Взаимосвязь языка и культуры, истории народа. Русский речевой этикет.
2. Выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения. Уместное использование правил русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.
Планируемые результаты изучения учебного предмета «Русский язык»
Речь и речевое общение
Выпускник научится:
• использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях общения;
• использовать различные виды диалога в ситуациях формального и неформального, межличностного и межкультурного общения;
• соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения;
• оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения соответствия ситуации речевого общения, достижения коммуникативных целей речевого взаимодействия, уместности использованных языковых средств;
• предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения.
Выпускник получит возможность научиться:
• выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект, реферат; публично защищать свою позицию;
• участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать;
• понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их.
Речевая деятельность
Аудирование
Выпускник научится:
• различным видам аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации); передавать содержание аудиотекста в соответствии с заданной коммуникативной задачей в устной форме;
• понимать и формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу, основную мысль, логику изложения учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов, распознавать в них основную и дополнительную информацию, комментировать её в устной форме;
Выпускник получит возможность научиться:
• понимать явную и скрытую (подтекстовую) информацию публицистического текста (в том числе в СМИ), анализировать и комментировать её в устной форме.
Чтение
Выпускник научится:
• понимать содержание прочитанных учебно-научных, публицистических (информационных и аналитических, художественно-публицистического жанров), художественных текстов и воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией общения, а также в форме ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого), в форме плана, тезисов (в устной и письменной форме);
• использовать практические умения ознакомительного, изучающего, просмотрового способов (видов) чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;
• передавать схематически представленную информацию в виде связного текста;
• использовать приёмы работы с учебной книгой, справочниками и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
• отбирать и систематизировать материал на определённую тему, анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.
Выпускник получит возможность научиться:
• понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию в прочитанных текстах разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;
• извлекать информацию по заданной проблеме (включая противоположные точки зрения на её решение) из различных источников (учебно-научных текстов, текстов СМИ, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов), высказывать собственную точку зрения на решение проблемы.
Говорение
Выпускник научится:
• создавать устные монологические и диалогические высказывания (в том числе оценочного характера) на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы (в том числе лингвистические, а также темы, связанные с содержанием других изучаемых учебных предметов) разной коммуникативной направленности в соответствии с целями и ситуацией общения (сообщение, небольшой доклад в ситуации учебно-научного общения, бытовой рассказ о событии, история, участие в беседе, споре);
• обсуждать и чётко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы;
• извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал на определённую тему и передавать его в устной форме с учётом заданных условий общения;
• соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета.
Выпускник получит возможность научиться:
• создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
• выступать перед аудиторией с докладом; публично защищать проект, реферат;
• анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения их успешности в достижении прогнозируемого результата.
Письмо
Выпускник научится:
• создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения (ученическое сочинение на социально-культурные, нравственно-этические, бытовые и учебные темы, рассказ о событии, тезисы, неофициальное письмо, отзыв, расписка, доверенность, заявление);
• излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, а также тезисов, плана;
• соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию.
Выпускник получит возможность научиться:
• писать рецензии, рефераты;
• составлять аннотации, тезисы выступления, конспекты;
• писать резюме, деловые письма, объявления с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств.
Текст
Выпускник научится:
• анализировать и характеризовать тексты различных типов речи, стилей, жанров с точки зрения смыслового содержания и структуры, а также требований, предъявляемых к тексту как речевому произведению;
• осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного), тезисов, схемы, таблицы и т. п.;
• создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров с учётом требований к построению связного текста.
Выпускник получит возможность научиться:
• создавать в устной и письменной форме учебно-научные тексты с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления в них языковых средств.
Функциональные разновидности языка
Выпускник научится:
• владеть практическими умениями различать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы (экстралингвистические особенности, лингвистические особенности на уровне употребления лексических средств, типичных синтаксических конструкций);
• различать и анализировать тексты разных жанров,
• создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи;
• оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой правильности;
• исправлять речевые недостатки, редактировать текст;
• выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, сообщением и небольшим докладом на учебно-научную тему.
Выпускник получит возможность научиться:
• различать и анализировать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств;
• создавать тексты различных функциональных стилей и жанров, участвовать в дискуссиях на учебно-научные темы; составлять резюме, деловое письмо, объявление в официально-деловом стиле; готовить выступление, информационную заметку, сочинение-рассуждение в публицистическом стиле; принимать участие в беседах, разговорах, спорах в бытовой сфере общения, соблюдая нормы речевого поведения; создавать бытовые рассказы, истории, писать дружеские письма с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств;
• анализировать образцы публичной речи с точки зрения её композиции, аргументации, языкового оформления, достижения поставленных коммуникативных задач;
• выступать перед аудиторией сверстников с небольшой протокольно-этикетной, развлекательной, убеждающей речью.
Общие сведения о языке
Выпускник научится:
• характеризовать основные социальные функции русского языка в России и мире, место русского языка среди славянских языков, роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка;
• определять различия между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном и характеризовать эти различия;
• оценивать использование основных изобразительных средств языка.
Выпускник получит возможность научиться:
• характеризовать вклад выдающихся лингвистов в развитие русистики.
Фонетика и орфоэпия. Графика
Выпускник научится:
• проводить фонетический анализ слова;
• соблюдать основные орфоэпические правила современного русского литературного языка;
• извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.
Выпускник получит возможность научиться:
• опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись);
• выразительно читать прозаические и поэтические тексты;
• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.
Морфемика и словообразование
Выпускник научится:
• делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова;
• различать изученные способы словообразования;
• анализировать и самостоятельно составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов;
• применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов.
Выпускник получит возможность научиться:
• характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнёзда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов;
• опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи и оценивать их;
• извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразовательных и этимологических словарей и справочников, в том числе мультимедийных;
• использовать этимологическую справку для объяснения правописания и лексического значения слова.
Лексикология и фразеология
Выпускник научится:
• проводить лексический анализ слова, характеризуя лексическое значение, принадлежность слова к группе однозначных или многозначных слов, указывая прямое и переносное значение слова, принадлежность слова к активной или пассивной лексике, а также указывая сферу употребления и стилистическую окраску слова;
• группировать слова по тематическим группам;
• подбирать к словам синонимы, антонимы;
• опознавать фразеологические обороты;
• соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях;
• использовать лексическую синонимию как средство исправления неоправданного повтора в речи и как средство связи предложений в тексте;
• пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарём, словарём синонимов, антонимов, фразеологическим словарём и др.) и использовать полученную информацию в различных видах деятельности.
Выпускник получит возможность научиться:
• объяснять общие принципы классификации словарного состава русского языка;
• аргументировать различие лексического и грамматического значений слова;
• опознавать омонимы разных видов;
• оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
• извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.
Морфология
Выпускник научится:
• опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы, служебные части речи;
• анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи;
• употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка;
• применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа;
• распознавать явления грамматической омонимии, существенные для решения орфографических и пунктуационных задач.
Выпускник получит возможность научиться:
• анализировать синонимические средства морфологии;
• различать грамматические омонимы;
• опознавать основные выразительные средства морфологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления морфологических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;
• извлекать необходимую информацию из словарей грамматических трудностей, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.
Синтаксис
Выпускник научится:
• опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение) и их виды;
• анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения структурной и смысловой организации, функциональной предназначенности;
• употреблять синтаксические единицы в соответствии с нормами современного русского литературного языка;
• использовать разнообразные синонимические синтаксические конструкции в собственной речевой практике;
• применять синтаксические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа.
Выпускник получит возможность научиться:
• анализировать синонимические средства синтаксиса;
• опознавать основные выразительные средства синтаксиса в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления синтаксических конструкций в текстах научного и официально-делового стилей речи;
• анализировать особенности употребления синтаксических конструкций с точки зрения их функционально-стилистических качеств, требований выразительности речи.
Правописание: орфография и пунктуация
Выпускник научится:
• соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объёме содержания курса);
• объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов);
• обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
• извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников; использовать её в процессе письма.
Выпускник получит возможность научиться:
• демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи;
• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма.
Язык и культура
Выпускник научится:
• выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах;
• приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;
• уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.
Выпускник получит возможность научиться:
• характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа — носителя языка;
• анализировать и сравнивать русский речевой этикет с речевым этикетом отдельных народов России и мира.
Учебно-методическое обеспечение
1. Богданова Г.А. Сборник диктантов по русскому языку. 5-9 классы. - М.:Просвещение, 2010.
2. Поурочные разработки. 5 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Авторы: Л.М. Рыбченкова, И.Г. Добротина; Москва: «Просвещение», 2011.
3. Примерные программы по учебным предметам (стандарты второго поколения). «Русский язык 5-9 классы»; 2 издание, Москва: «Просвещение»
4. Рабочие программы. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова. – Москва: «Просвещение» 2012.
5. Учебник «Русский язык. 5 класс» в 2-х частях под редакцией Л.М. Рыбченковой, Москва: «Просвещение», 2012, рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации (Серия «Академический школьный учебник»).
6. Таблицы по русскому языку по всем разделам школьного курса.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата (по плану) | Дата (фактич.) |
Введение 4ч + 3ч Рр |
1 | Язык и языкознание | 1 | | |
2 | Входной контроль. Контрольная работа | 1 | | |
3 | Язык и общение | 1 | | |
4 | Язык и общение | 1 | | |
5 | РрТекст. | 1 | | |
6 | Рр Текст | 1 | | |
7 | Рр Текст | 1 | | |
Фонетика. Графика. Орфография 16ч (в том числе 1ч Рр) |
8 | Фонетика, графика, орфография как разделы лингвистики. Буква и звук. Алфавит. | 1 | | |
9 | Буква и звук. Алфавит | 1 | | |
10 | Согласные звуки и обозначающие их буквы. Глухие и звонкие согласные | 1 | | |
11 | Глухие и звонкие согласные | 1 | | |
12 | Непроизносимые согласные. | 1 | | |
13 | Твёрдые и мягкие согласные. | 1 | | |
14 | Гласные звуки и обозначающие их буквы. | 1 | | |
15 | Гласные звуки и обозначающие их буквы. | 1 | | |
16 | Слог и ударение | 1 | | |
17 | Рр Устный рассказ по картине Б. Кустодиева «Масленица» | 1 | | |
18 | Правописание безударных гласных в корне слова | 1 | | |
19 | Правописание безударных гласных в корне слова | 1 | | |
20 | Повторение по теме «Фонетика, графика, орфография» | 1 | | |
21 | Повторение по теме «Фонетика, графика, орфография» | 1 | | |
22 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Фонетика, графика, орфография» (Контрольное списывание) | 1 | | |
23 | Работа над ошибками | 1 | | |
Морфемика. Словообразование. Орфография 13ч (в т. ч. 4ч Рр) |
24 | Морфемика и словообразование как разделы лингвистики. Корень слова. Родственные слова | 1 | | |
25 | Окончание и основа | 1 | | |
26 | Рр Сочинение-рассуждение по данному началу (упр.93) | 1 | | |
27 | Приставки | 1 | | |
28 | Суффиксы | 1 | | |
29 | Рр Заголовок текста. Опорные тематические слова текста | 1 | | |
30 | Сложные слова. | 1 | | |
31 | Повторение по теме «Морфемика, словообразование, орфография» | 1 | | |
32 | Повторение по теме «Морфемика, словообразование, орфография» | 1 | | |
33 | Контрольное списывание/ Контрольный диктант по теме «Морфемика, словообразование, орфография» | 1 | | |
34 | Работа над ошибками | 1 | | |
35 | Рр Изложение с продолжением (упр.40) | 1 | | |
36 | Рр Изложение с продолжением (упр. 40) | 1 | | |
Лексикология 38ч (в т. ч. 9ч Рр) |
37 | Лексикология как раздел лингвистики. Лексическое значение слова | 1 | | |
38 | Рр Устная и письменная речь. | 1 | | |
39 | Рр Разговорная, книжная и нейтральная лексика | 1 | | |
40 | Толковые словари | 1 | | |
41 | Правописание букв О и Ё после шипящих в корне слова. | 1 | | |
42 | Правописание букв О и Ё после шипящих в корне слова. | 1 | | |
43 | Однозначные и многозначные слова | 1 | | |
44 | Рр Понятие о лексической сочетаемости | 1 | | |
45 | Тематическая группа | 1 | | |
46 | Синонимы. | 1 | | |
47 | Синонимы | 1 | | |
48 | Антонимы | 1 | | |
49 | Омонимы. Паронимы | 1 | | |
50 | Омонимы. Паронимы | 1 | | |
51 | Рр Продолжение текста с сохранением заданного стиля и типа речи (упр. 201, задание №5) | 1 | | |
52 | Проверочная работа по теме «Лексикология» | 1 | | |
53 | Понятие о чередовании | 1 | | |
54 | Чередование букв Е/И в корнях | 1 | | |
55 | Чередование букв Е/И в корнях | 1 | | |
56 | Чередование букв А/О в корнях | 1 | | |
57 | Чередование букв А/О в корнях | 1 | | |
58 | Чередование букв А//О в корнях | 1 | | |
59 | Рр Изложение с продолжением (упр. 231) | 1 | | |
60 | Рр Изложение с продолжением (упр. 231) | 1 | | |
61 | Суффиксы –ЧИК- и –ЩИК- | 1 | | |
62 | Суффиксы –ЧИК- и –ЩИК- | 1 | | |
63 | ИиЫ после приставок на согласные | 1 | | |
64 | Рр Обучающее сочинение «Как я первый раз…» (упр. 243) | 1 | | |
65 | Рр Обучающее сочинение «Как я первый раз…» (упр. 243) | 1 | | |
66 | Особенности написания приставок на З/С | 1 | | |
67 | Особенности написания приставок на З/С | 1 | | |
68 | Особенности написания приставок на З/С | 1 | | |
69 | Фразеологизмы | 1 | | |
70 | Фразеологизмы | 1 | | |
71 | Крылатые слова | 1 | | |
72 | Рр Изложение прочитанного текста (упр. 264) | 1 | | |
73 | Повторение по теме «Лексикология» | 1 | | |
74 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Лексикология» | 1 | | |
75 | Работа над ошибками | 1 | | |
Морфология 58ч (в т. ч. 11ч Рр) |
Части речи 2ч |
76 | Морфология как раздел лингвистики. Части речи | 1 | | |
77 | Части речи | 1 | | |
Имя существительное 15ч (в т. ч. 1ч Рр) |
78 | Имя существительное как часть речи | 1 | | |
79 | Род существительных | 1 | | |
80 | Рр Выборочное изложение (упр. 284) | 1 | | |
81 | Склонение существительных. Падеж. Число. | 1 | | |
82 | Склонение существительных. Падеж. Число. | 1 | | |
83 | Контрольная работа по аудированию | 1 | | |
84 | Контрольная работа по аудированию | 1 | | |
85 | БуквыЕ и И в падежных окончаниях имён существительных | 1 | | |
86 | БуквыЕ и И в падежных окончаниях имён существительных | 1 | | |
87 | Буквы О и Ё после шипящих и Ц в окончаниях существительных | 1 | | |
88 | Буквы О и Ё после шипящих и Ц в окончаниях существительных | 1 | | |
89 | Правописание НЕ с существительными | 1 | | |
90 | Правописание НЕ с существительными | 1 | | |
91 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме « Имя существительное» | 1 | | |
92 | Работа над ошибками | 1 | | |
Имя прилагательное 11ч (в т. ч. 4ч Рр) |
93 | Имя прилагательное как часть речи | 1 | | |
94 | Рр Повествование с элементами описания (с. 33) (упр. 329) | 1 | | |
95 | Рр Повествование с элементами описания (с. 33) (упр. 329) | 1 | | |
96 | Правописание окончаний имён прилагательных | 1 | | |
97 | Краткие прилагательные | 1 | | |
98 | Правописание НЕ с именами прилагательными | 1 | | |
99 | Правописание НЕ с именами прилагательными | 1 | | |
100 | Рр Сочинение по картине Ф. Васильева «Мокрый луг» (упр. 350) | 1 | | |
101 | Рр Сочинение по картине Ф. Васильева «Мокрый луг» (упр. 350) | 1 | | |
102 | Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное» | 1 | | |
103 | Работа над ошибками | 1 | | |
Имя числительное 2ч |
104 | Имя числительное как часть речи | 1 | | |
105 | Имя числительное как часть речи | 1 | | |
Местоимение 4ч |
106 | Местоимение как часть речи | 1 | | |
107 | Местоимение как часть речи | 1 | | |
108 | Контрольная работа по теме « Морфология. Части речи» | 1 | | |
109 | Работа над ошибками | 1 | | |
Глагол 13ч (в т. ч. 4ч) |
110 | Глагол как часть речи | 1 | | |
111 | Инфинитив – словарная форма глагола | 1 | | |
112 | Рр Средства связи предложений в тексте | 1 | | |
113 | Рр Средства связи предложений в тексте | 1 | | |
114 | Время глагола | 1 | | |
115 | Рр Тип текста. Время в предложении и тексте(упр. 382) (п 51, с. 58-59; РТ –с.22-25) | 1 | | |
116 | Рр Сочинение-описание (упр. 384-386) | 1 | | |
117 | Изменение глаголов по лицам и числам. Спряжение | 1 | | |
118 | Изменение глаголов по лицам и числам. Спряжение | 1 | | |
119 | Правописание окончаний глаголов | 1 | | |
120 | Правописание окончаний глаголов | 1 | | |
121 | Правописание окончаний глаголов | 1 | | |
122 | Контрольный диктант по теме «Глагол» | 1 | | |
Наречие 3ч |
123 | Наречие как часть речи | 1 | | |
124 | Правописание О(Е) после шипящих в суффиксах наречий | 1 | | |
125 | Ь после шипящих на конце наречий | 1 | | |
Служебные части речи 8ч ( в т. ч. 2чРр) |
126 | Служебные части речи | 1 | | |
127 | Служебные части речи | 1 | | |
128 | Рр Сочинение по картине И. Билибина «Гвидон и царица» (упр. 431-434) | 1 | | |
129 | Рр Сочинение по картине И. Билибина «Гвидон и царица» (упр. 431-434) | 1 | | |
130 | Повторение по теме «Морфология» | 1 | | |
131 | Повторение по теме «Морфология» | 1 | | |
132 | Контрольная работа по теме «Морфология» | 1 | | |
133 | Работа над ошибками | 1 | | |
Синтаксис и пунктуация 42ч (в т. ч. 11чРр) |
134 | Что изучает синтаксис | 1 | | |
135 | Словосочетание | 1 | | |
136 | Словосочетание | 1 | | |
137 | Предложение - основная единица речевого общения | 1 | | |
138 | Главные и второстепенные члены предложения | 1 | | |
139 | Рр Сообщение, вопрос, побуждение к действию. Как они выражаются в предложении | 1 | | |
140 | Рр Сообщение, вопрос, побуждение к действию. Как они выражаются в предложении | 1 | | |
141 | Рр Продолжение текста с сохранением заданного стиля и типа речи (упр. 470) | 1 | | |
142 | Рр Наши эмоции и их отражение в предложении | 1 | | |
143 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Синтаксис и пунктуация» | 1 | | |
144 | Работа над ошибками | 1 | | |
145 | Рр Как писать отзыв (упр. 476) | 1 | | |
146 | Что такое грамматическая основа предложения | 1 | | |
147 | Что такое грамматическая основа предложения. | 1 | | |
148 | Подлежащее и сказуемое. Средства их выражения | 1 | | |
149 | Подлежащее и сказуемое. Средства их выражения | 1 | | |
150 | Второстепенные члены предложения, и их роль в предложении | 1 | | |
151 | Определение | 1 | | |
152 | Дополнение | 1 | | |
153 | Обстоятельство | 1 | | |
154 | Рр Подробное изложение (упр.521) | | | |
155 | Однородные члены предложения | 1 | | |
156 | Рр Сочинение по картине И. Машкова «Снедь московская. Хлебы» (упр. 529) | 1 | | |
157 | Знаки препинания в предложениях с однородными членами | 1 | | |
158 | Знаки препинания в предложениях с однородными членами | 1 | | |
159 | Знаки препинания в предложениях с однородными членами | 1 | | |
160 | Рр Вопросный план текста (упр. 540) | | | |
161 | Обращение | 1 | | |
162 | Обращение | 1 | | |
163 | Прямая речь | 1 | | |
164 | Прямая речь | 1 | | |
165 | Рр План текста. Изложение с элементами сочинения (упр. 554) | 1 | | |
166 | Рр План текста. Изложение с элементами сочинения (упр. 554) | 1 | | |
167 | Контрольный диктант / контрольная работа по теме «Синтаксис и пунктуация» | 1 | | |
168 | Работа над ошибками | 1 | | |
169 | Сложное предложение | 1 | | |
170 | Сложное предложение | 1 | | |
171 | Сложное предложение | 1 | | |
172 | Рр Сочинение по картине З. Серебряковой «За завтраком» (упр.4. с.151) | 1 | | |
173 | Повторение по теме «Синтаксис и пунктуация» | 1 | | |
174 | Итоговый контрольный диктант с грамматическим заданием | 1 | | |
175 | Работа над ошибками | 1 | | |
Лист корректировки календарно-тематического планирования
Предмет_русский язык
Класс___8
Учитель: Костяная Светлана Владимировна
2018/2019 уч.г.
№ урока | Тема | Количество часов | Причина корректировки | Способ корректировки |
По плану | Фактич. |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
Учитель: __________________/________________________________/
22