Рабочая программа по русскому языку 11 класса составлена на основе следующих документов:
2. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Методические рекомендации к учебнику « Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи» для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. - М., «Просвещение»,2002.
Данная программа отводит на изучение 68 часов (2 часа в неделю).
В 11 классе 24 ученика, качество знаний составляет более 70%. Учащиеся достаточно хорошо овладели орфографическими и пунктуационными навыками, применяют эти знания на практике. Процент выполнения административных контрольных работ высокий. Также хорошо выполняют тестовые задания. Ученики применяют в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; соблюдают в процессе письма изученные орфографические и пунктуационные нормы; различают грамматические ошибки и речевые недочеты, стараются тактично реагировать на речевые погрешности в высказываниях собеседников.
Новый вид работы, который я ввожу в этом учебном году-составление заданий по типу части А и В ЕГЭ по тексту, которые, на мой взгляд, помогут закрепить знания учащихся, заставят многих повторить тот материал, по которому имеются пробелы.
В соответствии с целями преподавания русского языка основные задачи курса русского языка в старших классах по данной программе сводятся к следующему:
2) закрепить и углубить знания учащихся об основных единицах и уровнях языка, развить умения по фонетике, лексике, фразеологии, грамматике, правописанию;
- закрепить и расширить знания о языковой норме, развивая умение анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления и совершенствуя навык применения в практике речевого общения основных норм современного русского литературного языка;
- обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах использования;
3) развивать и совершенствовать способность учащихся создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в разных сферах общения; осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- формировать и совершенствовать основные информационные умения и навыки: чтение и информационная переработка текстов разных типов, стилей и жанров, работа с различными информационными источниками.
Особенностью работы по русскому языку в 11 классе является обобщение всего, чему научились ранее учащиеся на уроках русского языка. Поэтому узконаправленные, сугубо тренировочные занятия по грамматике и правописанию не оправдывают себя. Задача повышения письменной грамотности ни в коей мере не снижается, но главным является совершенствование речи учащихся. Работа эта должна быть органично связана с изучением литературы и строиться в неразрывном единстве с формированием личности учащихся, развитием их мышления. В свете последних требований времени большое внимание уделяется подготовке к единому государственному экзамену.
«Стили речи» Функциональные стили (научный, официально-деловой, публицистический), разговорная речь и язык художественной литературы как разновидности современного русского языка. Научный стиль, сферы его использования, назначение. Признаки научного стиля. Разновидности научного стиля. Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение, аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект, беседа, дискуссия. Совершенствование культуры учебно-научного общения в устной и письменной форме (7ч)
Повторение изученного в 5-10 классах. Принципы русской пунктуации. Словосочетание. Виды синтаксической связи Простое предложение. Простое неосложненное предложение. Грамматическая основа предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. (7 ч.)
Публицистический стиль речи. Основные признаки текста публицистического стиля речи. Средства эмоциональной выразительности текстов публицистического стиля речи. (7 ч.)
Повторение изученного в 5-10 классах. Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанных с предложением. Вводные слова и вводные предложения Знаки препинания при обособленных членах предложения. Обособленные и необособленные определения, приложения, обстоятельства. (9 ч.)
«Стили речи» Стиль художественной литературы. Изобразительно-выразительные средства языка (5 ч.)
Повторение изученного в 5-10 классах. Синтаксис и пунктуация Сложное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Сложноподчиненное предложение с одним придаточным. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными. (17 ч.)
«Текст и его строение» Текст. Содержательно-композиционный анализ текста. (2 ч.)
«Сокращение текста. План» Типы речи. Рассуждение. Типологический анализ текста (8 ч.)
«Стили речи» Официально-деловой стиль речи. Основные стилевые черты текстов официально-делового стиля речи. Разговорный стиль речи. Общие признаки разговорного стиля речи. (4 ч.)
Обучение родному языку в школе рассматривается современной методикой не просто как процесс овладения определенной суммой знаний о русском языке и системой соответствующих умений и навыков, а как процесс речевого, речемыслительного, духовного развития школьника. Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника школы практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей старшеклассника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Предлагаемая рабочая программа обеспечивает в процессе изучения русского языка формирование и совершенствование общеучебных умений и навыков, базирующихся на видах речевой деятельности и предполагающих развитие речемыслительных способностей: коммуникативных (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальных (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационных (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационных (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию) и создаёт условия для развития общекультурного уровня старшеклассника, способного к продолжению обучения в образовательных учреждениях высшей школы.
В основу рабочей программы положены актуальные в настоящее время идеи личностно-ориентированного и деятельностного подходов к обучению русскому языку. Особенностью такого обучения является синтез языкового, речемыслительного и духовного развития учащихся старшей школы, установление взаимосвязи между процессами изучения и использования языка, смещение традиционного акцента на запоминание теоретического материала к осмыслению функционального потенциала языкового явления и овладению навыками уместного использования его в разных ситуациях речевого общения.
В соответствии с вышеуказанными подходами содержание представленной программы направлено на реализацию единства процесса усвоения основ лингвистики и процесса формирования коммуникативных умений, что предполагает не только усвоение учащимися лингвистических знаний, но и освоение ими элементов современной теории речевого общения с целью формирования у них умений уместного использования языковых средств в разнообразных сферах общения.
Освоение тем, предусмотренных федеральным компонентом государственного стандарта, связанных с оценкой коммуникативных качеств и эффективности речи, с развитием навыков использования различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста, с развитием навыков диалогической и монологической речи, с совершенствованием умений и навыков создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров осуществляется в практическом применении непосредственно на уроках русского языка в процессе выполнения специально подобранных заданий.
Ярко выраженной особенностью данной программы является её практическая направленность. На старшей ступени обучения (10-11 классы) подростки проявляют интерес к выбору процессии, профессиональной ориентации, строят планы на будущее. В связи с этим одной из задач обучения на данном этапе является развитие и совершенствование способности учащихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации. Предлагаемая рабочая программа предусматривает углубление и расширение знаний о языковой норме и ее разновидностях, коммуникативных качествах речи, нормах речевого поведения в различных сферах общения, совершенствование умений моделировать свое речевое поведение в соответствии с условиями и задачами общения. Особое внимание в программе уделяется научному, публицистическому и художественному стилям речи, практическому овладению учениками данными стилями; это связано с практическими потребностями, возникающими у учащихся в связи с обучением и окончанием школы, вступлением в активную самостоятельную жизнь( владение языком таблиц, схем, рекламы, умение создавать текст в различных научно-популярных вариантах, овладение культурой публичной речи).
Общее содержание рабочей программы направлено на повторение и углубление знаний учащихся по фонетике, лексике, фразеологии, грамматике; дальнейшее совершенствование орфографической, пунктуационной и речевой грамотности учащихся, изучение лингвистики текста, а также закрепление и расширение знаний о коммуникативных качествах речи, об основных нормах современного русского языка, так как овладение основными нормами русского литературного языка способствует формированию умений опознавать, классифицировать, оценивать языковые факты с точки зрения нормативности, целесообразности их употребления в речи, что является необходимым условием успешной коммуникации.
-смысл понятий: речевая ситуация и её компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
-орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
-адекватно воспринимать информацию и понимать читемый и аудируемый текст. Комментировать и оценивать информацию исходного текста, определять позицию автора;
-использовать основные виды чтения ( просмотровое, ознакомительно-изучающее. Ознакомительно-реферативное, сканирование и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
-осознавать коммуникативную цель слушания текста и в соответствии с этим организовывать процесс аудирования;
-осознавать языковые, графические особенности текста, трудности его восприятия и самостоятельно организовывать процесс чтения в зависимости от коммуникативной задачи;
-извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных тестов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
-передать содержание прослушанного или прочитанного текста в виде развернутых или сжатых планов, полного и сжатого пересказа, схем, таблиц, резюме, конспектов, аннотаций, сообщений, докладов, рефератов; уместно употреблять цитирование;
-использовать информацию исходного текста других видов деятельности ( при составлении рабочих материалов, при выполнении проектных заданий, подготовке докладов, рефератов);
-создать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения;
-формулировать основную мысль своего высказывания, развивать эту мысль, убедительно аргументировать свою точку зрения;
-выстраивать композицию письменного высказывания, обеспечивая последовательность и связность изложения, выбирать языковые средства, обеспечивающие правильность, точность и выразительность речи;
-высказывать свою позицию по вопросу, затронутому в прочитанном или прослушанном тексте, давать оценку художественным особенностям исходного текста;
-владеть основными жанрами публицистики, создавать собственные письменные тексты проблемного характера на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые темы, использовать в собственной речи многообразие грамматических форм и лексическое богатство языка;
-владеть приемами редактирования текста, используя возможности лексической и грамматической синонимии;
-опознавать и анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
-анализировать тексты различных функциональных стилей и разновидностей языка с точки зрения содержания, структуры, стилевых особенностей, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач и использования изобразительно-выразительных средств языка:
-применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
-соблюдать нормы речевого поведения в социално-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
-участвовать в спорах, диспутах, дискуссиях, владеть умениями доказывать, отстаивать свою точку зрения, соглашаться или не соглашаться с мнением оппонента в соответствии с этикой речевого взаимодейстия;
-фиксировать замеченные нарушения норм в процессе аудирования, различать грамматические ошибки и речевые недочеты, тактично реагировать на речевые погрешности в высказываниях собеседников.
№ | Тема уроков | Кол-во уроков | Тип урока | Элементы содержания урока | Характеристика деятельности учащихся | Виды контроля, измерители | Планируемые результаты освоения материала | Домашнее задание | Дата проведения |
план | факт |
1 I чет-верть | Разновидности употребления языка: язык разговорный и язык литературный. Стили речи. | 1 | Урок изучения и закрепления знаний | Дать представление о социальной сущности языка, его функциях, структуре, о языковой норме и происходящих в русском языке изменениях, о его взаимосвязи с другими языками | Составление плана | Предварительный контроль. Фронталь ный опрос | Знать фонетическую, лексическую, грамматическую системы русского языка, стили речи, особенности текстов. | Стр. 196-197, выучить Упр.340 | 1. 09 | |
2. | Научный стиль речи. Особенности научно-популярного подстиля речи. Комплексный анализ текста. | 1 | Урок изучения и закрепле ния знаний | Продолжать обучение умению пользоваться языковыми средствами точной передачи мысли при построении научно-учебного, научно-популярного высказывания, правильно употребляя термины, обеспечивая простоту и ясность предложений, структурную чёткость высказывания | Составление плана, | Текущий контроль Устное сообщение на лингвистическую тему | Умение пользоваться языковыми средствами точной передачи мысли при построении научно-учебного, научно-популярного высказывания. Умение выполнять комплексный анализ текста | Стр.202-204, 207-208, пересказ Упр.343 (уст.), 346 (письм.) | 5.09 | |
3. | Лексические особенности научного стиля речи. Термины. | 1 | Урок закрепления знаний. | Познакомить с лексическими особенностями научного стиля; уметь выделять три пласта слов в научной речи; уметь пользоваться словарями | Ключевые слова, терминология, работа с текстом | Текущий контроль Осложнен ное списывание | Уметь передавать содержание прочитанного близко к тексту, сжато, выборочно, с изменением последовательности содержания, с выражением собственных суждений о прочитанном - в устной и письменной формах. Владеть орфографической, пунктуационной, речевой грамотностью в объёме, достаточном для свободного пользования русским языком в учебных и иных целях в устной и письменной форме, владеть навыками исследовательской работы, сопоставительного анализа | Стр. 210-214 учить, упр.351, 352, 362 | 8.09 | |
4. | Морфологические особенности научного стиля речи. | 1 | Урок обобще ния и систематизации знаний учащихся | Закрепить знания о характерных особенностях научного стиля. Уметь на практике определять научный стиль. Развивать речь учащихся | Ключевые слова, терминология, работа с текстом | Устное сообщение на лингвисти ческую тему | Стр.222, выучить теорию, упр.378 Инд. задание | 10.09 | |
5. | Синтаксические особенности научного стиля речи. | 1 | Урок изучения и закрепле ния знаний | Познакомиться с синтаксическими особенностями научного стиля; уметь отличать научный стиль от художественного; развивать навыки исследовательской работы, сопоставительного анализа | Ключевые слова, терминология, работа с текстом, практическая работа | Устное сообщение на лингвисти ческую тему | Стр. 202-224, повтор. Упр.384, выпол нить задания Подгото виться к контр. раб | 15.09 | |
6 | К/Р. № 1. Комплексный анализ текста с тестовыми заданиями. (Демоверсия 2014: А6-А11) | 1 | Урок контроляоценки и коррек ции знаний учащих ся | Закрепление и проверка знаний по теме, закрепление навыков грамматического разбора. | Самостоятельная работа | Заключи тельный контроль. Контроль ная работа | | 18.09 | |
7 | Анализ контрольной работы. | 1 | Комбинированный урок | Выполнить работу над ошибками. Обобщить знания учащихся по теме | Работа над ошибками | Текущий контроль | Активизация орфографической и пунктуационной зоркости учащихся. | Выпол нить задания в тетради | 20.09-23.09 | |
| Повторение изученного в 5-10 классах. Синтаксис и пунктуация (7 ч.) | | | | | | | | | |
8 | Принципы русской пунктуации. Употребление знаков препинания. Пунктуационный анализ текста | 1 | Лекция с элемента ми беседы. Урок закрепле ния знаний | Умение анализировать языковые единицы, умение производить все виды разборов, знать и уметь показывать роль в тексте различных единиц языка (звуков, слов, частей речи, синтаксических конструкций) | Составление схем, работа над правилом | Предвари тельный контроль Фронталь ный опрос | Производить фонетический, лексический, словообразователь ный, морфологический, синтаксический, речеведческий разбор. | Упр. 207 | 25.09 | |
9. | Словосочетание. Виды синтаксической связи. Упр. 208. Решение тестовых задач к тексту (ДВ 2014: В3) | 1 | Урок изучения и закрепле ния знаний | Обобщение знаний учащихся о словосочетаниях, формирование навыков определения видов связи в словосочетаниях | Ключевые слова, терминология, работа с текстом | Текущий контроль. Срез знаний. Работа по карточкам | Закрепление понятий о строении и значении словосочетаний, определение способов связи в словосочетаниях. | Упр.211 или 212 | 27.09-2.10 | |
10. | Простое предложение. Простое неосложненное предложение. Грамматическая основа предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. | 1 | Комбинирован ный урок | Обобщение знаний учащихся о простых предложениях, формирование навыков определения грамматической основы предложения, постановки знаков препинания | Ключевые слова, терминология, работа с текстом, работа по карточкам в парах | Осложненное списывание | Закрепление изученного о предложении, совершенствование навыков устной речи | Упр.217, 224 (письм.) | 03.10 | |
11. | Двусоставное и односоставное предложение. Синтаксический и пунктуационный анализ простого предложения. | 1 | Комбинирован-ный урок | Обобщение знаний учащихся о двусоставных и односоставных предложения, формирование навыков постановки знаков препинания в них. | Составление схем, фронтальная работа, наблюдение над языковым явлением | Текущий контроль Устное сообще ние на лингвистическую тему | Строить собственное суждение, правильно употребляя термины, обеспечивая простоту и ясность предложений, структурную чёткость высказывания; иметь представление о социальной сущности языка, его функциях, структуре, о языковой норме и происходящих в русском языке изменениях, о его взаимосвязи с другими языками | Упр. 232 | 4-9. 10 | |
12. | Простое осложненное предложение. Знаки препинания при однородных членах предложения. | 1 | Урок обобще ния и систематизации знаний учащихся | Повторение сложных вопросов разделов языкознания; орфографические и пунктуационные правила | Составление схем, фронтальная работа, подбор примеров из текстов художественной литературы | Изложение с творчес ким заданием | Упр. 235 | | |
13. | Знаки препинания в предложениях с обобщающими словами при однородных членах предложения. | 1 | Урок комплексного применения ЗУН учащих ся | Обобщение знаний учащихся о однородных членах предложения, формирование навыков постановки знаков препинания при однородных членах предложения | Составление схем, фронтальная работа, подбор примеров из текстов художественной литературы | Текущий контроль. Работа по карточкам. | Упр. 237 Подготовиться к контр. раб | 11-16. 10 | |
14. | К/Р. № 2. Тест в формате ЕГЭ. | 1 | Урок контроля; оценки и коррекции знаний учащихся | Контроль знаний; совершенствование навыков лингвистического разбора | | Заключительный контроль. Контроль ная работа | Владеть орфографической, пунктуационной, речевой грамотностью | Упр. 240 | 17.10 | |
| Из раздела «Стили речи» (7 ч.) | | | | | | | | | |
15. | Публицистический стиль речи. Основные признаки текста публицистического стиля речи. Анализ контрольного теста. | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Углубление и развитие представлений о публицистическом стиле речи; совершенствование навыков анализа текста | Ключевые слова, терминология, работа с текстом, составление плана | Постановка вопросов по теме урока, работа по материалам учебника | Информационная переработка устного и письменного текста: составление плана текста; пересказ текста по плану; пересказ текста с использованием цитат | Стр. 229-230,пересказ.Зада-ния 3,4 к упр. 385 (письм.) | 18-21.10 | |
16. | Лексические особенности публицистического стиля речи. | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний учащихся | Совершенствовать умение передавать содержание прочитанного близко к тексту, сжато, выборочно, с изменением последовательности содержания, с выделением элементов, отражающих идейный смысл произведения, с выражением собственных суждений о прочитанном, - в устной и письменной формах; | Ключевые слова, терминология, работа с текстом, составление плана, конспекта | Текущий контроль. Работа по карточкам. | Умение строить устное и письменное продуктивное высказывание, показать умение цитировать, доказывать, делать выводы Информационная переработка устного и письменного текста: составление плана текста; пересказ текста по плану | Стр. 232,читать выписать примеры из журналов в таблицу | 23.10 | |
17. | Средства эмоциональной выразительности текстов публицистического стиля речи. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Совершенствовать владение читательскими умениями, достаточными для продуктивной самостоятельной работы с литературой разных стилей и жанров. | терминология, работа с текстом, составление плана, подбор примеров из текста, работа с презентацией | Текущий контроль Устное сообщение на лингвистическую тему | Стр. 237, пересказ, упр.401, 404 | 25-30. 10 | |
18. | Р/Р. Лексико-стилистический анализ текста. Обучающее изложение. | 1 | Урок комплексного применения ЗУН | Проверка знаний учащихся. Совершенствование навыков пересказа текста, выполнения творческих заданий | | Предварительный контроль | Умение выполнять лингвистический анализ языковых явлений и текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка | Закон чить работу. | | |
19 II чет-верть | Синтаксические особенности текстов публицистического стиля речи. | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний учащихся | Углубление и развитие представлений о жанрах публицистического стиля речи; совершенствование навыков анализа текста | Ключевые слова, терминология, работа с текстом, составление конспекта | Осложненное списывание | Умение создавать письменные тексты делового, научного и публицистического стилей с учётом орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка | Упр.410, написать соч-мин. на одну из тем | 8-13. 11 | |
20. | К/Р. № 3. Контрольное изложение с решением тестовых заданий (ДВ 2014, часть В). | 1 | Урок контроляоценки и коррек ции знаний учащих ся | Проверка знаний учащихся. Владение орфографической, пунктуационной, речевой грамотностью в объёме, достаточном для свободного пользования русским языком в учебных и иных целях в устной и письменной форме | | Заключительный контроль. Изложение с творчес ким заданием | Повторить стр. 229-237 | 14.11 | |
21. | Анализ контрольной работы. | 1 | Комбинирован ный урок | Выполнить работу над ошибками. Обобщить знания учащихся по теме | Работа над ошибками, составление заданий части В | Текущий контроль | Активизация орфографической и пунктуационной зоркости учащихся. | Упр.241 | 15-20. 11 | |
| Повторение изученного в 5-10 классах. Синтаксис и пунктуация (9 ч.) | | | | | | | | | |
22, 23. | Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанных с предложением. Вводные слова и вводные предложения. | 2 | Повторительно-обобщающий урок | Повторение и обобщение знаний учащихся о конструкциях, грамматически не связанных с предложением, формирование навыка грамотно пунктуационно оформлять указанные конструкции | Составление схем, чтение схем, схематический диктант.Подбор примеров из художественного текста | Предвари тельный Фронталь ный опрос | Формировать навыки грамотного пунктуационного оформления вводных слов и вставных конструкций в письменной речи. | Выписать примеры из худож. произведения | 22-27.11 | |
24. | Знаки препинания при обращении. | 1 | Комбинирован ный урок | Повторение и обобщение знаний учащихся о конструкциях, грамматически не связанных с предложением, формирование навыка грамотно пунктуационно оформлять указанные конструкции | Составление схем, чтение схем, схематический диктант.Подбор примеров из художественного текста | Текущий контроль.Осложнен ное списыва ние | Формировать навыки грамотного пунктуационного оформления вводных слов и вставных конструкций в письменной речи. | Задания по группам: подгото вить вопросы , примеры по изученной теме | 29.11-4.12 | |
25. | Р/Р. Комплексный анализ текста с творческим заданием (мини-сочинение). (ДВ 2014: часть С) | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний учащихся | Проверка знаний учащихся Повторение сложных вопросов различных разделов языкознания, орфографические и пунктуационные правила | Доказательство выбранного ответа, составление алгоритма решения | Текущий контроль Постановка вопросов по теме урока, работа по материалам учебника | Умение создавать письменные тексты делового, научного и публицистического стилей с учётом орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка | Повто рить теорию: знаки препинания при обособленных членах | 05.12 | |
26, 27. | Знаки препинания при обособленных членах предложения. Обособленные и необособленные определения, приложения. | 2 | Урок обобще ния и систематизации знаний учащихся | Повторение и обобщение знаний учащихся о конструкциях, грамматически не связанных с предложением, формирование навыков постановки знаков препинания при обособленных членах предложения | Составление схем, чтение схем, схематический диктант.Подбор примеров из художественного текста | Текущий контроль Устное сообщение на лингвисти ческую тему | Формировать навыки грамотного пунктуационного оформления обособленных членов предложения | Выполнить задания в тетради Упр.243 | 6-11. 12 | |
28. | Знаки препинания при обособленных членах предложения. Обособленные обстоятельства. | 1 | Урок комплексного применения ЗУН учащими ся | Обобщение знаний учащихся об обособленных членах предложения, формирование навыков постановки знаков препинания при обособленных членах предложения | Составление схем, чтение схем, схематический диктант.Подбор примеров из художественного текста | Предварительный контроль | Умение оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач | Задания по группам: подгото вить вопросы , примеры по изучен ной теме Упр. 244 | 13-18. 12 | |
29. | К/Р. № 4. Диктант с решением тестовых заданий. | 1 | Урок контроляоценки и коррекции знаний учащих ся | Проверка знаний учащихся Умение производить фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, речеведческий разбор | | Заключительный контроль. Контроль ная работа | Умение владеть орфографической, пунктуационной, грамотностью | | 19.12 | |
30. | Анализ контрольной работы. | 1 | Комбинирован ный урок | Выполнить работу над ошибками. Обобщить знания учащихся по теме | Работа над ошибками | Текущий контроль | Активизация орфографической и пунктуационной зоркости учащихся. | Выписать примеры из худож. произведения | 20-25.12 | |
| Из раздела «Стили речи» (5 ч.) | | | | | | | | | |
31, 32 | Стиль художественной литературы. Изобразительно-выразительные средства языка. | 2 | Повторительно-обобщающий урок | Дать общую характеристику художественному стилю, совершенствовать навыки анализа текста, умения различать тропы и стилистические фигуры | Составление плана и тезисов к тексту, подбор примеров ИВС. | Постановка вопросов по теме урока, работа по материалам учебника | Информационная переработка устного и письменного текста: составление плана текста; пересказ текста по плану; пересказ текста с использованием цитат | Стр. 310-311,пересказ, упр.497 | 27-30.12 | |
33 III чет-верть | Практическая работа. Развитие умений школьников работать со словарем литературоведческих терминов при анализе авторских текстов. | 3 | Урок комплексного применения ЗУН учащихся | Развивать умение учащихся работать со словарем литературоведческих терминов | Работа со словарём. | Текущий контроль Устное сообщение на лингвисти ческую тему | Умение работать с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации, конспектирование. Умение создавать письменные тексты художественного стиля с учётом орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка | Стр.319-322, знать, упр.518 Подготовиться к контр. раб | 10-14.01 | |
34. | К/Р. № 5. Анализ изобразительно-выразительных средств языка. Анализ текста художественного стиля речи с решением тестовых заданий. (ДВ 2014: часть В: В8) | 1 | Урок контроляоценки и коррек ции знаний учащих ся | Проверка знаний учащихся. Знание изобразительно-выразительных средств языка. Умение производить фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, речеведческий разбор, анализ текста | | Заключи тельный контроль. Контроль ная работа | | 15.05 | |
35. | Анализ контрольной работы. | 1 | Комбинирован ный урок | Выполнить работу над ошибками. Обобщить знания учащихся по теме | | Текущий контроль | Выполнить задания в тетради | 17-22.01 | |
| Повторение изученного в 5-10 классах. Синтаксис и пунктуация (17 ч.) | | | | | | | | | |
36, 37 | Сложное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. | 2 | Повторительно-обобщающий урок | Повторение классификации сложных предложений, повторить постановку знаков препинания в союзных сложных предложениях | Составление схем, чтение схем.Подбор примеров из художественного текста | Предвари тельный контроль Фронталь ный опрос | Повторение и закрепление навыков постановки знаков препинание | Упр.247 | 24-29.01 | |
38, 39 | Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Сложноподчиненное предложение с одним придаточным. | 2 | Урок обобщения и система тизации знаний учащих ся | Прояснение роли интонации и логического ударения в предложении, разбор сложных вопросов синтаксиса | | Текущий контроль.Осложненное списыва ние | Уметь определять связь между частями сложного предложения, закрепить навыки постановки знаков препинание. | Упр.249 | 31.01-5.02 | |
40 | Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. | 1 | Комбинирован ный урок | Прояснение сложных вопросов синтаксиса. | Составление схем, чтение схем.Подбор примеров из художественного текста | Предвари тельный контроль | Повторение и закрепление навыков постановки знаков препинание. | Выпол нить задания в тетради | 7-12.02 | |
41, 42 | Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными. | 2 | Урок обобще ния и систематизации знаний учащихся | Закрепление умений учащихся определять грамматическую основу, виды сказуемых. Отработка навыков постановки знаков препинания | Составление схем, чтение схем.Подбор примеров из художественного текста | Текущий контроль Устное сообщение на лингвисти ческую тему | Умение работать с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации, конспектирование | Задания по группам: подгото вить вопросы , примеры по изученной теме | 14-17.02 | |
43 | Р/Р. Подготовка к ЕГЭ (часть С). Особенности сочинения-рассуждения по прочитанному тексту как части экзаменационной работы. | 1 | Урок обобщения и система тизации знаний учащихся | Проверка знаний учащихся Написание сочинения-рассуждения с последующим обсуждением работ | Запись основных моментов лекции. | Текущий контроль Устное сообщение на лингвисти ческую тему | Умение оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач | Подготовиться к контр. раб Выписать примеры из худож. произведения | 19.02 | |
44 | К/Р. № 6. Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту. | 1 | Урок контроля; оценки и коррекции знаний учащихся | Проверка знаний учащихся. Умение высказать собственное суждение по поставленной проблеме | | Заключи тельный контроль. Написание сочинения | Владеть орфографической, пунктуационной, речевой грамотностью | Закон чить работу | 21-26.02 | |
45 | Анализ контрольной работы. | 1 | Комбинирован ный урок | Выполнить работу над ошибками. Обобщить знания учащихся по теме | | Текущий контроль | Активизация орфографической и пунктуационной зоркости учащихся. | Повто рить теорию: СБП | 28.02-5.03 | |
46 | Бессоюзное сложное предложение. | 1 | Урок комплекс ного примене ния ЗУН учащими ся | Повторение основных видов сложных предложений | Составление схем, чтение схем.Подбор примеров из художественного текста | Предвари тельный Фронталь ный опрос | Иметь представление о бессоюзных предложениях и постановке знаков препинания в таких предложениях | Выпол нить задания в тетради | 06.03 | |
47-48 | Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. | 2 | Повторительно-обобщающий урок | Разбор заданий тестов; повторение сложных вопросов различных разделов языкознания; орфографические и пунктуационные правила | Составление схем, чтение схем.Подбор примеров из художественного текста | Текущий контроль | Умение производить все виды разборов, знать и уметь показывать роль в тексте различных единиц языка | Упр.259 | 7-12.03 | |
49 | Практическая работа. Решение тестовых заданий по синтаксису и пунктуации в формате ЕГЭ. | 1 | Урок комплекс ного примене ния ЗУН учащими ся | Проверка знаний учащихся Написание сочинения-рассуждения с последующим обсуждением работ | Решение тестовых заданий, составление алгоритма выполнения задания. | Текущий контроль Устное сообщение на лингвистическую тему | Умение создавать письменные тексты делового, научного и публицистического стилей с учётом орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка | Выпол нить задания в тетради | 13.03 | |
50 | Знаки препинания в предложениях с прямой и косвенной речью. | 1 | Комбинирован ный урок | Обобщение знаний учащихся о знаках препинания в предложениях с прямой и косвенной речью, формирование навыков постановки знаков препинания | Составление схем, выполнение тестов | Постановка вопросов по теме урока, работа по материалам учебника | Углубление знаний о сферах применения прямой и косвенной речи, обучение правил правильно цитирования. | Выпол нить задания в тетради | 14-18.03 | |
51 | Знаки препинания при цитировании. | 1 | Урок обобще ния и систематизации знаний учащихся | формирование навыков постановки знаков препинания при цитировании. | Составление схем, выполнение тестов. | Текущий контроль.Осложненное списыва ние | Информационная переработка устного и письменного текста: пересказ текста с использованием цитат | Упр. 261 | 19.03 | |
52 | Р/Р. Комплексный анализ текста с тестовым заданием в формате ЕГЭ. | 1 | Урок комплекс ного примене ния ЗУН учащими ся | Проверка знаний учащихся Написание сочинения-рассуждения с последующим обсуждением работ | | Предвари тельный контроль | Владеть орфографической, пунктуационной, речевой грамотностью | Выписать примеры из худож. произведения | 21-26. 03 | |
| Из раздела «Текст и его строение» (2 ч.) | | | | | | | | | |
53 IV чет-верть | Текст. Содержательно-композиционный анализ текста. | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Обобщение знаний учащихся о тексте; формирование навыков выполнения композиционного анализа текста | Составление плана, ключевые слова | Предвари тельный контроль. Фронталь ный опрос | Строить собственное суждение, правильно употребляя термины, обеспечивая простоту и ясность предложений. | Стр. 144-145, 148, выучить теорию, упр. 282 | 4-9.04 | |
54 | Р/Р. Особенности работы над текстом сочинения по прочитанному тексту. | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний учащихся | Проверка знаний учащихся Написание сочинения-рассуждения с последующим обсуждением работ | Лекция с записью тезисов | Постановка вопросов по теме урока, работа по материалам учебника | Владеть орфографической, пунктуационной, речевой грамотностью | Упр. 286 | 10.04 | |
| Из раздела «Сокращение текста. План» (8 ч.) | | | | | | | | | |
55-56 | Сокращение текста. Практическая работа. Особенности выполнения задания А27. (ДВ 2010). | 2 | Комбинирован ный урок | Развивать умение сокращать текст, использовать полученные знания на практике | Практическая фронталльная работа | Предвари тельный контроль. Фронталь ный опрос | Умение работать с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации, конспектирование | Стр. 176 -177, знать теорию, упр. 317 (письм.) 318 (уст.) | 11-16.04 | |
57 | Типы речи. Рассуждение. Типологический анализ текста. | 1 | Лекция с элемента ми беседы | Обобщение знаний учащихся о типах речи, формирование умения выполнять типологический анализ текста | Анализ по предложенному плану | Постановка вопросов по теме урока, работа по материалам учебника | Умение выполнять лингвистический анализ языковых явлений и текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка | Стр. 152-176, повторить теорию, упр.301, задания | 18-23. 04 | |
58-59 | Р/Р. Особенности сочинения-рассуждения по прочитанному тексту как части экзаменационной работы. | 2 | Урок комплекс ного примене ния ЗУН учащими ся | Проверка знаний учащихся Написание сочинения-рассуждения с последующим обсуждением работ | | Предварительный контроль | Умение оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач | Подготовиться к контр. раб. | 25-30.04 | |
60-63 | К/Р. № 7. Итоговая контрольная работа в формате ЕГЭ. | 2 | Урок контроля оценки и коррек ции знаний учащихся | Итоговая проверка знаний учащихся | | Заключи тельный контроль. Контроль ная работа | Владеть орфографической, пунктуационной, речевой грамотностью | Повто рить стр. 152-176 | 2-6.05 | |
64 | Анализ контрольной работы. | 1 | Комбинирован ный урок | Отработка орфографических и пунктуационных навыков, развитие связной речи учащихся | | Текущий контроль | Активизация орфографической и пунктуационной зоркости учащихся. | Выписать примеры из худож. произведения | 7.05 | |
| Из раздела «Стили речи» (4 ч.) | | | | | | | | | |
65 | Официально-деловой стиль речи. Основные стилевые черты текстов официально-делового стиля речи. Практическая работа по составлению документов. | 1 | Урок-лекция | Показать необходимость владения официально-деловым стилем в повседневной жизни, развивать умение пользоваться этим стилем на практике Показать необходимость владения официально-деловым стилем в повседневной жизни, развивать умение пользоваться этим стилем на практике | Составление таблицы, написание деловых бумаг | Предварительный контроль Фронталь ный опрос | Умение выполнять лингвистический анализ языковых явлений и текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка | Стр.285-286,читать. Упр.458, 463 | 10-14.05 | |
66 | Разговорный стиль речи. Общие признаки разговорного стиля речи. | 1 | Урок комплексного примене ния ЗУН учащими ся | Обобщить и углубить знания учащихся по теме «Разговорный стиль речи», закрепить навыки правописания | Составление таблицы | Текущий контроль Осложнен ное списывание | Знать о происходящих в русском языке изменениях, о его взаимосвязи с другими языками | Стр.300-302, читать, упр.480 | 16-21.05 | |
67-68 | Контрольная работа. Анализ выполненной работы. | 2 | Урок обобщения | | | Текущий контроль | | | 25.05 | |