Просмотр содержимого документа
«Приёмы исследования на уроках русского языка»
Приёмы исследований на уроках русского языка
Согласно требованиям ФГОС к результатам освоения основной общеобразовательной программы, овладение универсальными учебными действиями обучающимися является одной из первоочередных задач учителя. Для решения данной задачи мной был выбран исследовательский метод обучения, так как он помогает ставить познавательную задачу на основе практической деятельности, познавательных проблем, обосновывая ссылками на собственные интересы, мотивы, внешние условия; самостоятельно выбирать способ решения проблемы; обосновывать выбор способов решения; планировать и реализовывать способ решения с основой на собственный опыт; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии.
Таким образом, меняется суть деятельности учителя: он не выдаёт готовые знания, а создаёт условия для самостоятельного получения их учеником. Подобный подход повышает качество самого знания: добытые самостоятельно знания усваиваются надолго и основательно.
На уроке русского языка исследование может занимать как часть урока, быть его отдельным этапом, так захватывать урок полностью или быть на протяжении системы уроков.
Изыскание на этапе словарной работы, как орфографический прием, широко рекомендуется методистами, занимающимися проблемами обучения правописанию (М.А. Рыбникова, Н.Н. Алгазина, М.Т. Баранов, А.И.Власенков, М.М. Разумовская и др.). я разделяю данный подход и согласна со словами русского педагога В.П. Шереметевского: «Орфография слова есть биография слова, кратко, но вразумительно повествующая о происхождении его». Удивительные и разнообразные изменения могут происходить с русским словом с течением времени: меняется звучание, иногда и морфемный состав слова и даже лексическое значение. Но буквенное обличье слова остается неизменным. А ведь такая стабильность графического облика свойственна большинству слов, фонетическая сторона которых подверглась историческим изменениям. Причина скрыта в почти бесперебойном действии в языке главного орфографического закона, суть которого в единообразном написании значимых частей слова. «Пиши морфему всегда одинаково» - основное правило русской орфографии. И пусть какая-то морфема была поглощена в слове соседней (руб-ах-а\ рубах-а), все равно она сохраняет свое «лицо» даже и в таких условиях. Чем объясняется, например, различие в написании слов обаяние и обоняние? В первую очередь – различиями в происхождении и историческом морфемном строении. В первом слове этимологический корень –ба-, который находим в древнем глаголе баять – «говорить» (обаять – «оговорить, околдовать словами») и производных от него (басня, бай-бай, байка). Существительное обоняние образовано от глагола воняти («пахнуть»), а значит, при написании слова сохраняет графический облик корня исходного слова вонь. Привычные глазу приставки до-, на-, за- находит этимология в словах дозор (от зреть – «смотреть»), донимать (от имать – «брать, ловить»), нахлобучить (от клобук – «шапка»), запястье (от пясть – «пятерня»). Вот исследование способно переместить непроверяемые слова в разряд слов с проверяемыми или, по крайней мере, поддающимися объяснению написаниями. При этом омертвевшие в слове орфограммы как бы оживают, прочнее запоминается их орфографический облик, лучше усваивается учениками суть главного закона русского правописания. В 5-6 классах предлагаю узнать слово по исторической справке. Например, слова перст –палец и обозначает «варежку с пальцами»; слова пить и обозначает буквально «пьющая»; слова пес – собака и обозначало первоначально «щенок пушистого зверя»; слова печь – «жечь» и обозначало первоначально «выжженный знак»; слова пита – пища + ник (помещение); слова печь – печка и обозначало первоначально «углубление, похожее на печь»; слова пальма и обозначало буквально «человека, возвратившегося из святых мест с пальмовою ветвью». /Перчатка, пиявка, песец, печать, питомник, пещера, паломник./ Или решить подобную задачу через игровой момент
Поиграй с мячом!
Английское слово БОЛ значит «мяч».
Сложи это слово с другими английскими словами так, чтобы получились названия спортивных игр:
со словом ФУТ, что значит «нога»
со словом БАСКЕТ, что значит «корзина»
со словом ГАНД, что значит «рука»
словом ВОЛЕЙ, что значит «удар в воздухе»
Попробуй объяснить правописание этих слов.
Что дальше?
Греческое слово ТЕЛЕ значит «далеко».
Реши: какие слова содержат греческое ТЕЛЕ, если их значения:
1) аппарат, который далеко передает звуки человеческой речи
Т
Е
Л
Е
Т
Е
Л
Е
3)аппарат для быстрой передачи известий на расстоянии
Т
Е
Л
Е
4) известие, быстро переданное на расстоянии
Т
Е
Л
Е
5) Прибор для рассматривания далеких звезд
Т
Е
Л
Е
Для 7-9 предлагаются задания на объяснение образования слов.
Или провести диахронный анализ слова с учетом морфологического свойства
Например, счастье – в современной морфемике - счаст[j]-э. В древнерусском языке с-част-э. Так как произошло от слова часть. Первоначально на Руси на рождение ребенка пекли хлеб, наделяли каждого своей частью каравая. Данную приставку с (означает свой) мы видим и в слове с-мерть (мёртвый).
Исследование уместно на этапе формирования новых знаний о теме урока. К примеру, в русском языке все вопросы падежей практически одинаковые: кто-что, кого-чего, кому-чему, кем-чем, о ком- о чем. Единственный падеж выделяется. Винительный: кого – чего. Почему так? Это связано с одушевленностью и неодушевленностью существительных. Одушевленные имеют вопрос кого? Вижу (кого?) куклу. Неодушевленные – что? вижу вирус.
Вопросы в русском языке помогают понять ребенку разряды частей речи. Попробую доказать это на фрагменте урока по теме «Количественные и порядковые числительные». Здесь исследование занимает целый урок.
Тип урока: ОНЗ
Основные цели:
Предметные
Раскрыть алгоритм определения разрядов числительных;
Формировать умение классифицировать их в речи и тексте;
Метапредметные
совершенствовать умение применения алгоритма определения места и причины затруднения, составления плана выхода из затруднения.
формировать устойчивый интерес к изучению родного края;
Личностные
развивать вкус к изучению русского языка.
создавать внутреннюю потребность исправить собственную ошибку, чтобы она больше не появлялась
Ход урока.
I. Мотивация к учебной деятельности
-Здравствуйте. Мы отправляемся в самое удивительное путешествие за самыми интересными фактами, попробуем иными глазами взглянуть на то, что хорошо знаем.
- В этом мультфильме собраны некоторые интересные факты о нашей великой Родине. Такие рекорды записываются в книгу Гиннеса. Сегодня мы составим свой буклет рекордов, взяв туда 5 самых интересных, на ваш взгляд, фактов. В какую точку нашей необъятной Родины мы отправимся, определите вы. Перед вами текст c древнерусской нумерацией. Ваша задача: заменив буквы на цифры, восстановить текст и определить место нашего путешествия
Текст : …….. - один из ͠е самых северных городов мира. За зиму на территорию города выпадает столько снега, что на каждого жителя приходится по ͠ i тонн. Административная территория города равна͠ с͠п͠д квадратным километрам (для сравнения: Большой Сочи раскинулся на ͠р͠н, а Нью-Йорк — на ͠о͠е км.). В ноябре ͠҂вi͠е года в городе было показано самое северное световое
Итак, о каком городе идет речь? О Норильске. (проверяем). Почему мы выбрали Норильск?
Именно о Норильске сегодня мы узнаем самое-самое-самое. Место определено, а как же с темой урока?
II. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии
Пробное действие. Работа в парах переменного состава. Из текста выпишите числительные и определите, какие из них порядковые, а какие количественные. Все ли справились с заданием? Почему? Мы не знаем, какие числительные называются количественными, а какие порядковыми. Значит, тема урока: Количественные и порядковые числительные. Цель урока:
Узнать, какие числительные называются порядковыми, а какие количественными и применить это правило на практике.
Как мы это будем делать?
- Найдем источник информации. Может ли учитель быть таким источником? Почему?
Отправляемся добывать знания самостоятельно. Перед вами олимпиадное задание. Определите категорию грамматической одушевленности следующих слов: снеговик, вирус, мертвец, труп, ферзь. Как определили? (по вопросу) На какие вопросы отвечает числительное? Сколько? Какой по счету или порядку? О чем это говорит? Это вопросы количественных и порядковых числительных.
III. Первичное закрепление во внешней речи
Составляем эталон
Количественное порядковое
Сколько? Какой по порядку?
Обозначает количество порядок предметов при счете
Три третий
Теперь мы можем выполнить пробное действие? Да. Выполняем
Количественные: пять, десять, двести восемьдесят четыре, сто пятьдесят, семьдесят пять.
Порядковое: две тысячи пятнадцатый
IV. Самостоятельная работа в группах с проверкой хронологической лентой.
Восстановить хронологию, приклеив в правильном порядке, найти числительные, указать разряд, представить результат для обсуждения группам.
Лучшие в области строительства в условиях экстремальных температур: В 1942 году норильчане впервые в мировой строительной практике применили электропрогрев и при 40 градусах ниже нуля возводили не только стены, но и дымовую заводскую трубу высотой почти в 200 метров».
Самые трудолюбивые парикмахеры: В 1958 году в городе парикмахерские работают до 24 часов.
Самый читающий город СССР: В 1972 году Норильск занимал второе место в стране по числу людей с высшим образованием на 1000 человек и первое в Союзе - по количеству литературы на душу населения.
Самый длительный лыжный переход в истории Норильска: В 1970 году отряд норильчан «Айсберг» совершил 50-дневный лыжный переход Шушенское-Норильск.
Самые счастливые выпускники: До 1957 года выпускников в престижные вузы Москвы принимали по справке, на которой было отмечено только лишь хорошее окончание школы в г. Норильске.
Как видим, исследование проходит целый урок, поэтому ребята 6 класса заносят свои результаты в специальный журнал исследователя (страницы представлены в приложении 1).
В старших классах подобные журналы можно заменить на опорные конспекты. Например, урок русского языка в 8 классе по теме «Обращение»
Деревня – село. В чем различие?___________________________________
ОБРАЩЕНИЕ – слово в форме И.п., называющее того, к кому адресована речь.
Веди, княже!
Чего тебе надобно, старче?
Ань, иди сюда!
3. Ситуация
У нас сегодня гости. Как можно обратиться к незнакомому человеку?
4. Пропорция
Осенний сад = Сад осенний.
Уважаемый гражданин пройдите на место. = Гражданин уважаемый пройдите на место.
5. Мои вопросы (рефлексия)
Исследование на уроке – это и пропедевтика подготовки обучающихся к участию в олимпиадах различного уровня. Так, в заданиях муниципального уровня Всероссийской олимпиады по русскому языку (9 класс) 2016-2017 гг. было представлено: «Какие из устаревших слов ратай, орать, оратай, ратный, ратник, орань, рать являются родственными?» Подобные задания решаются учащимися во время урочной словарной работы, связанной с этимологией слова. Поэтому после анализа лексической оболочки, безусловно, ребята находят правильное решение: в примерах представлены две группы родственных слов: 1) рать (войско; битва, война) – ратай (воин), ратный (военный), ратник (воин); 2) орать (пахать) – оратай (пахарь), орань (вспаханная земля).
Одно из заданий для 7-8 классов 2016-2017гг.: «Одно из слов – дверь, горсть, тень, лошадь, постель, кровать – изменило в ходе истории свой род (однако некоторые следы того, что оно было ранее другого рода, в русском языке сохранились). Найдите это слово. Обоснуйте свой ответ.»
Конечно, это задание сложнее предыдущего, так как связано не с происхождением слова, а с морфологией. И речь как раз идет о таком этапе урока, как «Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии». Учащимся необходимо вспомнить тему 5 класса «Род существительных», трудные моменты с утратой первоначального рода слов типа «кофе-кофеj» разбираются именно в ней. И попробовать образовать от данных слов уменьшительно-ласкательные формы, так как несмотря на разницу в словообразовании, род остается неизменным. Например: кулак (м.р.) – кулачок (м.р.), ухо (ср.р.) – ушко (ср.р.), нога (ж.р.) – ножка (ж.р.). Образуем уменьшительную форму от предложенных существительных: дверь- дверка, горсть- горстка, лошадь –лошадка, постель –постелька, кровать – кроватка, но: тень - тенёк (а не тенька). Таким образом, слово тень обнаруживает здесь характерную черту мужского рода.
В заключение необходимо заметить: исследование на уроке не требует дополнительного времени. Оно и есть урок или его этап. Нельзя проводить исследование ради исследования, так это модно. Изыскание должно стать необходимостью, средством, через которое ребенок не только изучает слова, тему, предмет, но и учится понимать мир и решать различные проблемы в любой жизненной сфере.
Использованная литература
«Исследовательская работа школьников». Научно-методический и информационно-публицистический журнал. Редакция «Народное образование». Борзенко В. И., Обухов А. С. Насильно мил не будешь. Подходы к проблеме мотивации в школе и учебно-исследовательской деятельности // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001. С. 80-88.
Абрамова С.В. Организация учебно-исследовательской работы по русскому языку. – М.: Первое сентября, русский язык № 17-24.
Гурвич Е. М. Исследовательская деятельность детей как механизм формирования представлений о поливерсионности мира создания навыков поливерсионного исследования ситуаций // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001. С. 68-80.
Леонтович А. В. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. // Народное образование, № 10, 1999.
Леонтович А. В. Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии: [Опыт учеб. комплекса на базе сред. шк. N 1333 «Донская гимназия» и Дома науч.-техн. творчества молодежи Москвы] // Школ. технологии.- 1999.- N 1-2.- C. 132-137.
Логинова Н. А. Феномен ученичества: приобщение к научной школе. // Психологический журнал. 2000, том 21, № 5.
Обухов А. С. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. // Народное образование, № 10, 1999.
Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический сборник.— М.: Народное образование, 2001.— 272с.
Чечель И. Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. — М.: Сентябрь, 1998.
Приложение 1
Журнал исследователя – языковеда
Фамилия, имя ___________________________________________________
Дата ___________________________________________________________
Цель исследования_______________________________________________
Материал для исследования 1
Замените буквы на цифры и определите место нашего путешествия
…….. - один из ͠е самых северных городов мира. За зиму на территорию города выпадает столько снега, что на каждого жителя приходится по ͠ i тонн. Административная территория города равна͠ с͠п͠д квадратным километрам (для сравнения: Большой Сочи раскинулся на ͠р͠н, а Нью-Йорк — на ͠о͠е км.). В ноябре ͠҂вi͠е года в городе было показано самое северное световое «Go Show».
Определите категорию грамматической одушевленности следующих слов: снеговик, вирус, мертвец, труп, ферзь. Поставьте над словами буквы о (одушевленное)- н (неодушевленное).
Восстановить хронологию, приклеив в правильном порядке, найти числительные, указать разряд, представить результат для обсуждения группам.
Лучшие в области строительства в условиях экстремальных температур:В тысяча девятьсот сорок втором году норильчане впервые в мировой строительной практике применили электропрогрев и при сорока градусах ниже нуля возводили не только стены, но и дымовую заводскую трубу высотой почти в двести метров».
Самые трудолюбивые парикмахеры: В тысяча девятьсот пятьдесят девятом году парикмахерские работают до двадцати четырех часов.
Самый читающий город СССР: В тысяча девятьсот семьдесят втором году Норильск занимал второе место в стране по числу людей с высшим образованием на тысячу человек и первое в Союзе - по количеству литературы на душу населения.
Самый длительный лыжный переход в истории Норильска: В тысяча девятьсот семидесятом году отряд норильчан «Айсберг» совершил пятидесятидневный лыжный переход Шушенское-Норильск.
Самые счастливые выпускники: До тысяча девятьсот пятьдесят седьмого года выпускников в престижные вузы Москвы принимали по справке, на которой было отмечено только лишь хорошее окончание школы в г. Норильске.
Самая маленькая школа: В тысяча девятьсот тридцать пятом году организовали первую школу для семи учеников. Чтобы во время пурги они не плутали, от школы к домам ребят натянули проволоку. Ребенку поверх шубки надевали пояс с веревкой, на конце которой - карабин, пристегнутый к проволоке.
Самый уникальный врач: в тысяча девятьсот пятьдесят шестом году главврачом больницы был В. А. Кузнецов. Он первым в стране сделал искусственный пищевод.
Самое счастливое время для детворы: В тысяча девятьсот пятьдесят третьем году ввели «актировки».
Самая быстро построенная школа: В тысяча девятьсот пятидесятом году в Норильске открыта новая школа № четыре, построенная всего за шестьдесят восемь дней.
Самые первые северные солярии: В тысяча девятьсот пятьдесят седьмом году при детских учреждениях были установлены ультрафиолетовые лампы, и дети получали под присмотром медиков порционно ультрафиолет.
Самая северная в мире железная дорога: Норильская железная дорога работает с тысяча девятьсот тридцать седьмого года. В тысяча девятьсот семьдесят четвертом году был пущен первый пассажирский электропоезд Норильск-Дудинка.
Самая протяженная подземная дорога: На двухтысячный год общая протяженность талнахских рудников - около трёх тысяч километров (для сравнения – все линии Московского Метрополитена в общей сложности составляют триста километров)
Самый лучший проект герба города: В тысяча девятьсот семьдесят первом году среди двухсот проектов отобрали макет студента-художника В.Лещука, который изобразил фигуру белого медведя как олицетворение Севера, а Норильск – как ключ к Северу, его тайнам и богатствам».
Самая уникальная справка: В тысяча девятьсот семьдесят седьмом году норильчанам предлагалась телефонная услуга по № шестьдесят восемь. Записанная на магнитофонную ленту информация содержала сведения об имеющихся товарах, адресах магазинов, часах их работы, цвете, размере и фасоне изделий.
Самый северный совхоз: В тысяча девятьсот тридцать седьмом году на месте нынешнего стадиона «Заполярник» возвели животноводческие постройки, теплицы. В мае тысяча девятьсот тридцать восьмого года в стаде было уже тридцать две коровы. А в теплицах выращивали картофель, три вида капусты, репу, редьку, редис, салат, морковь, горох, свеклу, укроп, щавель и перьевой лук.
Оцени свою работу в группе: _______ баллов
Оценка за урок (сложи все полученные баллы и раздели на 4) «________»
Дополнительное задание
Выпиши 3 понравившихся тебе факта в личный буклет.
1935-1942гг.
Самая маленькая школа: В тысяча девятьсот тридцать пятом году организовали первую школу для семи учеников. Чтобы во время пурги они не плутали, от школы к домам ребят натянули проволоку. Ребенку поверх шубки надевали пояс с веревкой, на конце которой - карабин, пристегнутый к проволоке.
Самая северная в мире железная дорога: Норильская железная дорога работает с тысяча девятьсот тридцать седьмого года. В тысяча девятьсот семьдесят четвертом году был пущен первый пассажирский электропоезд Норильск-Дудинка.
Самый северный совхоз: В тысяча девятьсот тридцать седьмом году на месте нынешнего стадиона «Заполярник» возвели животноводческие постройки, теплицы. В мае тысяча девятьсот тридцать восьмого года в стаде было уже тридцать две коровы. А в теплицах выращивали картофель, три вида капусты, репу, редьку, редис, салат, морковь, горох, свеклу, укроп, щавель и перьевой лук.
Лучшие в области строительства в условиях экстремальных температур:В тысяча девятьсот сорок втором году норильчане впервые в мировой строительной практике применили электропрогрев и при сорока градусах ниже нуля возводили не только стены, но и дымовую заводскую трубу высотой почти в двести метров».
1943-1956
Самая быстро построенная школа: В тысяча девятьсот пятидесятом году в Норильске открыта новая школа № четыре, построенная всего за шестьдесят восемь дней.
Самое счастливое время для детворы: В тысяча девятьсот пятьдесят третьем году ввели «актировки».
Самый уникальный врач: в тысяча девятьсот пятьдесят шестом году главврачом больницы был В. А. Кузнецов. Он первым в стране сделал искусственный пищевод.
Самые счастливые выпускники: До тысяча девятьсот пятьдесят седьмого года выпускников в престижные вузы Москвы принимали по справке, на которой было отмечено только лишь хорошее окончание школы в г. Норильске.
1957-1971
Самые первые северные солярии: В тысяча девятьсот пятьдесят седьмом году при детских учреждениях были установлены ультрафиолетовые лампы, и дети получали под присмотром медиков порционно ультрафиолет.
Самые трудолюбивые парикмахеры: В тысяча девятьсот пятьдесят девятом году парикмахерские работают до двадцати четырех часов.
Самый длительный лыжный переход в истории Норильска: В тысяча девятьсот семидесятом году отряд норильчан «Айсберг» совершил пятидесятидневный лыжный переход Шушенское-Норильск.
Самый лучший проект герба города: В тысяча девятьсот семьдесят первом году среди двухсот проектов отобрали макет студента-художника В.Лещука, который изобразил фигуру белого медведя как олицетворение Севера, а Норильск – как ключ к Северу, его тайнам и богатствам».
1972-2000
Самый читающий город СССР: В тысяча девятьсот семьдесят втором году Норильск занимал второе место в стране по числу людей с высшим образованием на тысячу человек и первое в Союзе - по количеству литературы на душу населения.
Самая уникальная справка: В тысяча девятьсот семьдесят седьмом году норильчанам предлагалась телефонная услуга по № шестьдесят восемь. Записанная на магнитофонную ленту информация содержала сведения об имеющихся товарах, адресах магазинов, часах их работы, цвете, размере и фасоне изделий.
Самый любимый день открытия: Шестого мая тысяча девятьсот восемьдесят третьего годапринято решение об открытии школы № тридцать пять (нынешнего лицея № три.
Самая протяженная подземная дорога: На двухтысячный год общая протяженность талнахских рудников - около трёх тысяч километров (для сравнения – все линии Московского Метрополитена в общей сложности составляют триста километров).
object(ArrayObject)#863 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(248) "Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка на основе этимологического анализа в 5 классе при изучении темы «Морфемика» "
["seo_title"] => string(147) "slovarno-orfoghrafichieskaia-rabota-na-urokakh-russkogho-iazyka-na-osnovie-etimologhichieskogho-analiza-v-5-klassie-pri-izuchienii-tiemy-morfiemika"
["file_id"] => string(6) "115628"
["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1412054441"
}
}