kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Приёмы формативного оценивания на уроках русского языка и литературы

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной публикации представлены виды формативного оцениввания на уроках русского языка и литературы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Приёмы формативного оценивания на уроках русского языка и литературы»

Приёмы формативного оценивания на уроках русского языка и литературы

«В педагогическом мастерстве учителей сердцевину образует их способность точно оценивать прогресс учеников».

М.Барбер



Устенко С.Г.

Учитель русского языка и литературы

Алгинский район

Бестамакская средняя школа


Формативное оценивание – это оценивание в процессе обучения, наблюдения, анализа учебных достижений учащихся.

Когда применяется?

Проводится регулярно во время урока.

Почему применяется?

Позволяет отслеживать прогресс учащихся и вносить изменения в процесс обучения.

Учитель использует формативное оценивание для своевременной корректировки обучения, внесения изменений в планирование, а учащийся –для улучшения качества выполняемой им работы.

При планировании фо необходимо помнить несколько важных моментов.

1.Цель урока и ожидаемый результат должен быть напрямую связан с фо.

2. Приёмы фо должны быть разнообразны по форме, отвечать возрастным особенностям, различными по типам восприятия информации.

Приёмы формативного оценивания можно подразделить на несколько условных видов.

«Словесная оценка».

Это устная обратная связь учителя и ученика, которая эффективна на любом этапе урока.

 Самый распространенный приём оценивания. Учитель похвалил учащегося за хорошее выполнение упражнения и, таким образом, провел устную обратную связь, соответственно, учащийся может понять, что данный материал или информацию он успешно освоил. Учитель указал учащемуся на ошибки в выполнении упражнения. В результате учащийся может судить о том, что ему необходимо сделать для достижения более высоких результатов.


Следующие виды приёмов используется учителем в процессе объяснения темы, выполнения задания учащимся.

«Сигналы рукой».

Учитель останавливает объяснение и просит учащихся показывать ему сигналы рукой, свидетельствующие о понимании или непонимании материала. Для этого учитель предварительно договаривается с учащимися об этих сигналах:

Я понимаю __________и могу объяснить (большой палец руки направлен вверх)

Я все еще не понимаю _________ (большой палец руки направлен вниз)

Я не совсем уверен в _______________(большой палец направлен в сторону)

Посмотрев на сигналы, учитель предлагает некоторым учащимся высказаться:

(1) тем, кто не понял, задает вопрос: «Что именно вам непонятно?»;

(2) слово предоставляется тем, кто не очень уверен в правильности ответа;

(3) слово предоставляется тем, кто все понял.

Учитель задает уточняющие вопросы: «Что именно вы поняли?» Обязательно предлагается выслушать несколько ответов. По итогам полученных ответов учитель принимает решение либо о повторном изучении, закреплении темы, либо о продолжении изучения темы. В случае повторного объяснения, закрепления темы учитель должен использовать еще одну проверочную мини-работу. Данный шаг важен для того, чтоб понять, происходят ли изменения в понимании темы у учащихся, испытывающих проблемы, и определить свои шаги по дальнейшей работе.

«ЦВЕТОВЫЕ ДОРОЖКИ»

Я это умею и могу двигаться дальше. Я понял материал урока и справился с заданием.

Способ деятельности мной еще не освоен, и я пока не могу двигаться дальше. Мне не все понятно, в моей работе есть ошибки, мне нужна помощь.

Не могу самостоятельно двигаться дальше. Я не понял материал, не смог выполнить задание, мне срочно требуется помощь.


«Да-Нет»

Учитель предоставляет каждому учащемуся две предварительно распечатанные карточки: на одной карточке слово «да», а на другой – «нет».

Когда учитель задаёт вопрос классу, учащиеся отвечают, поднимая одну из своих карт. Учитель сможет быстро увидеть верный или неверный ответ.


«Парковка для вопросов»

Проверка понимания в конце урока –это важный этап для учителя. Можем использовать следующие приёмы оценивания.

Приём «Парковка для вопросов»- это заранее подготовленное место для вопросов, идей учащихся, возникших в течение урока.

Этот приём – ещё один инструмент измерения того, как учатся учащиеся что они думают, какие трудности испытывают, а главное –использование данного приёма не занимает слишком много времени. Это отличный способ для учителя убедиться, что идеи пересматриваются и что учащиеся получат ответы на свои вопросы.


«Сводные вопросы»

Учитель просит учащихся написать по инструкции:

-после изучения темы(раздела) в трёх предложениях запишите то, что вы поняли, на лицевой стороне листочка;

-на обратной стороне листочка запишите то, что непонятно, как утверждение или как вопрос.


«Туман»

Приём помогает учителю выяснить глубину понимания урока, темы пройденного материала. Обычно даётся 1 минута на выполнение данного упражнения, но учитель может дать учащимся больше времени на предоставление ответов на поставленный вопрос. Учитель задаёт вопрос: Какой отрезок сегодняшнего урока был наиболее «туманным» (непонятным)?


Следующая группа приёмов формативного оценивания связана с проведением  небольших промежуточных работ: тестов, заданий, одноминутных/трехминутных эссе, индивидуальных заданий. Целью проведения данного вида промежуточных работ является отслеживание уровня освоения материала в определенном месте конкретной темы, при необходимости предоставление обратной связи учащимся, а также внесение корректировок в свою деятельность.

Элективный (выборочный) тест

Учитель раздает каждому ученику карточки с буквами «A, Б, B, Г », просит учеников ответить одновременно, т.е. поднять карточку с правильным ответом. Ученикам предоставляется 20 секунд  на выбор ответа. Например: Что обозначает местоимение?

А) предмет

Б) действие предмета

В) указывает, но не называет

Г) признак предмета

Затем учитель просит поднять карточки с буквами - правильными ответами. Ученики поднимают одновременно карточки. Учитель обсуждает с учащимися разные варианты ответов и просит их объяснить свой выбор. При необходимости  вызывает к доске одного из учащихся. Ответы позволяют учителю определить уровень и качество понимания учащимися изученной темы и принять решение: продолжить объяснение данной темы или двигаться далее.

При необходимости учитель обращает внимание на ошибки, допущенные при выполнении данного задания.


«Формативный тест»

Учитель произвольно делит учеников на малые группы (по 4-5 учащихся в группе). Каждый учащийся получает лист с вопросами теста и лист для ответов. Учащимся предоставляется время на обсуждение вопросов теста в малых группах. После обсуждения учащиеся заполняют лист ответов самостоятельно. Баллы каждого учащегося подсчитываются отдельно. Необходимо предупредить учащихся, что они могут быть не согласны с членами группы, и отметить тот ответ, который они считают правильным.

Блиц -тест

Блиц -тесты призваны оценивать фактические знания, умения и навыки учащихся, т.е. знания конкретной информации, определенного материала.

Это тесты, предполагающие выбор:

из множества предложенных ответов;

из правильного/ неправильного ответа;

задание на поиск соответствий;

вопрос, требующий краткий ответ.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Приёмы формативного оценивания на уроках русского языка и литературы

Автор: Устенко Светлана Германовна

Дата: 26.06.2021

Номер свидетельства: 584129

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Конспект урока "Разряды имен прилагательных""
    ["seo_title"] => string(48) "konspiekt_uroka_razriady_imien_prilaghatiel_nykh"
    ["file_id"] => string(6) "381443"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1484851491"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "краткосрочное планирование по русскому языку в 8 классе"
    ["seo_title"] => string(60) "kratkosrochnoie-planirovaniie-po-russkomu-iazyku-v-8-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "272501"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1451997494"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Краткосрочное планирование по русскому языку :Род имен существительных"
    ["seo_title"] => string(72) "kratkosrochnoieplanirovaniieporusskomuiazykurodimiensushchiestvitielnykh"
    ["file_id"] => string(6) "300084"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456664342"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Урок по русскому языку "Виды предложений по цели высказывания""
    ["seo_title"] => string(67) "urok-po-russkomu-iazyku-vidy-priedlozhienii-po-tsieli-vyskazyvaniia"
    ["file_id"] => string(6) "262855"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449418199"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(49) "Урок русского языка 9 класс"
    ["seo_title"] => string(29) "urok-russkogho-iazyka-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "300744"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456774613"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства