kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Практические работы по русскому языку

Нажмите, чтобы узнать подробности

Практические работы по дисциплине «Русский язык» предназначены для студентов 1 курса очной формы обучения Сургутского политехнического колледжа.

      Практические занятия позволяют реализовать главную цель изучения предмета – качественное повышение уровня речевой культуры; формирование коммуникативной компетенции, которая предполагает умение человека организовать свою речевую деятельность в соответствии с ситуацией общения; обогащение представлений о языке как важнейшей составляющей духовного богатства народа; овладение системой норм современного русского литературного языка. Главным источником норм являются словари, поэтому практические занятия, основанные на работе со словарями и справочниками, позволят студентам повысить уровень практического владения современным литературным языком в разных сферах его функционирования (в письменном и устном его разновидностях).

     Выполнение студентами практических занятий направлено на:

  • обобщение, систематизацию, углубление и закрепление полученных теоретических знаний по учебной дисциплине «Русский язык»;
  • формирование умений применять полученные знания на практике, реализацию единства интеллектуальной и практической деятельности;
  • выработку при решении поставленных задач таких профессионально значимых качеств, как самостоятельность, ответственность, точность, творческая инициатива.

      Состав заданий для практических работ спланирован с расчетом, чтобы за отведенное время они могли быть выполнены качественно большинством студентов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Практические работы по русскому языку»

Сборник практических работ по русскому языку


Организация-разработчик: АУ «Сургутский политехнический колледж»

Разработчик:

Плеханова Л.И., преподаватель русского языка и литературы

Ф.И.О., должность





Рекомендована методическим объединением «Русский язык и литература»,

протокол № ____ от «___» декабря 2015 г.









































Пояснительная записка

Практические работы по дисциплине «Русский язык» предназначены для студентов 1 курса очной формы обучения Сургутского политехнического колледжа.

Практические занятия позволяют реализовать главную цель изучения предмета – качественное повышение уровня речевой культуры; формирование коммуникативной компетенции, которая предполагает умение человека организовать свою речевую деятельность в соответствии с ситуацией общения; обогащение представлений о языке как важнейшей составляющей духовного богатства народа; овладение системой норм современного русского литературного языка. Главным источником норм являются словари, поэтому практические занятия, основанные на работе со словарями и справочниками, позволят студентам повысить уровень практического владения современным литературным языком в разных сферах его функционирования (в письменном и устном его разновидностях).

Выполнение студентами практических занятий направлено на:

  • обобщение, систематизацию, углубление и закрепление полученных теоретических знаний по учебной дисциплине «Русский язык»;

  • формирование умений применять полученные знания на практике, реализацию единства интеллектуальной и практической деятельности;

  • выработку при решении поставленных задач таких профессионально значимых качеств, как самостоятельность, ответственность, точность, творческая инициатива.

Состав заданий для практических работ спланирован с расчетом, чтобы за отведенное время они могли быть выполнены качественно большинством студентов.

Студенты обязаны выполнить все задания, представленные в практической работе. Практические работы оформляются письменно и сдаются на проверку.

При выполнении практической работы необходимо соблюдать следующие общие требования:

  • работы выполняются в тетради для практических работ;

  • текст пишется синими чернилами, разборчиво и аккуратно;

  • задания нумеруются, но не переписываются.

Оценка за выполнение практических работ выставляется по пятибалльной системе согласно нормам оценки письменных работ и учитывается как показатель текущей успеваемости студента. Если работа выполнена неудовлетворительно, то студент на консультации должен исправить неудовлетворительную отметку.

В результате выполнения в совокупности всех практических работ по дисциплине «Русский язык» у студента должны быть сформированы следующие общие компетенции:

ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2 Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 4 Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6 Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами.

ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.


Перечень практических работ

п/п

Темы


Количество

часов

1.

Практическая работа № 1 «Текст и его строение».

1

2.

Практическая работа № 2 «Стили речи».

1

3.

Практическая работа № 3 «Фонетика, орфоэпия, орфография».

1

4.

Практическая работа № 4. «Лексика и фразеология».

1

5.

Практическая работа № 5 «Морфемика».

1

6.

Практическая работа № 6 «Морфология».

1

7.

Практическая работа № 7 «Простое предложение».

1

8.

Практическая работа № 8 «Сложное предложение».

1


ИТОГО:

8





































Практическая работа № 1


Тема: «Текст и его строение».

Цель: обобщить знания по теме «Текст. Типы речи»; совершенствовать навыки правописания.


Вариант -1

1) Вчера я приехал в Пятигорск, нан…л квартиру на краю города, на самом высоком месте, у подошвы Машука: во время грозы обл…ка будут спускат…ся до моей кровли. 2) Нын…че в пять часов утра, когда я открыл окно, моя комната наполн…лась зап…хом цветов, растущих в скромном палисаднике. 3) Ветки цветущих черешен смотрят мне в окно, и ветер иногда усыпает мой письмен…ый стол их белыми лепестками. 4) Вид с трех сторон у меня чудес…ный. 5) На запад пят…главый Бешту сине…т, как «последняя туча рас…еян…ой бури»; на север подымается Машук, как мохнатая персидская шапка, и закрыва…т всю эту часть неб…склона; на восток смотреть веселее: внизу передо мною пестре…т чистенький, новенький городок, шумят целебные ключи, шумит разн…язычная толпа, а там, дальше, амфитеатром гром…здятся горы всё синее и туман…ее, а на краю горизонта тян…тся серебр…ная цепь снеговых вершин, нач…наясь Казбеком и окан…ч…ваясь двуглавым Эльборусом… 6) Весело жить в такой земле! 7) Какое(то) отрадное чувство разлито во всех моих жилах. 8) Воздух чист и свеж…, как поцелуй ребенка; солнце ярко, небо синё – чего(бы), кажется, больше? 9)Зачем тут страсти, желания, сож…ления?.. 10)Однако пора. 11)Пойду к Елисаветинскому источнику: там, говорят, утром соб…рает…ся всё вод...ное общество.

Вопросы и задания

  1. Определите, к какому типу речи относится текст?

  2. Докажите, что перед вами текст.

  3. Определите вид связи между 1 и 2 предложением.

  4. Отметьте в тексте слова эмоционально-оценочной лексики. Какое настроение они создают?

  5. Какие ещё средства художественной выразительности использовал автор, какую функцию они выполняют?

  6. Найдите в тексте лексические и грамматические повторы, объясните их роль.

  7. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки и графически обозначьте и объясните орфограммы.

  8. Выпишите из текста глаголы прошедшего времени и страдательные причастия с безударной гласной перед суффиксами –Л– и –Н–/–НН–. Объясните, каким правилом вы руководствовались при написании этих слов.

  9. Выпишите все слова, в которых есть корни с чередующимися гласными. Объясните их написание.

  10. Найдите в тексте бессоюзные сложные предложения (БСП), в которых использованы двоеточие и точка с запятой. Объясните постановку знаков препинания в этих предложениях и расскажите о других случаях употребления в БСП двоеточия и точки с запятой.

  11. Сделайте синтаксический разбор третьего предложения.










Вариант -2


1) Человеческие страдания – основа основ всего творчества Достоевского. 2) Нет другого художника в мировой литературе, который (бы) с большей остротой и глубиной передал всё мног…образие (не)счастий, горестей, соц…ального зла, которые испытало человечество. 3) Во…приимч…вость к страданиям людей подавляла самого художника. 4) Тем не менее он не уст…вал нагром…ждать сцены страданий, находя всё новые формы их художествен…ого выр…жения. 5) Им двигала бе…мерная жалость и любовь к людям, боль за поруган…ое человеческое досто…нство. 6) Но к великому ужасу Достоевского, развитие обществен…ых противоречий, какое он мог наблюдать в 60 – 70-е годы, (не) только (не) улучшало жизнь людей, но безмерно увелич…вало их страдания. 7) Достоевский ясно вид…л, что в пореформен…ой России к старым формам эксплуатац… народа пр…бавляются всё новые, всё более бе…пощадные и бе…жалос…ные. 8) Капиталистическая эксплуатац…я, денежный рас…чёт влекли за собой (не)вида…ную раньше нищету масс, ещё большее порабощение человеческой личности. 9) И…чезали всякие патриархальные и м…ральные основы отношений людей. 10) За деньги покупалось всё: ум, чу…ства, здоровье, красота, человеческая (не)завис…мость, гордость, женская честь, любовь, материнская пр…вязанность, семейный уют.

11) По силе разоблачения того, как деньги извр…щали все нормальные отношения людей, Достоевский ср…вним лиш… с великим француз…ким реалистом Бальзаком, которого он ещ… в молодости переводил на русский язык.

12) Наибольшего реализма в изображени… власти денег как движущей силы человеческих отношений в эксплуататорском обществе Достоевский достиг в романах «Пр…ступление и нак…зание», «Идиот», «Подросток». 13) Роман «Пр…ступление и нак…зание» в художествен…ом отношени… наиболее совершенен и закончен.

Вопросы и задания

  1. Определите, к какому типу речи относится текст.

  2. Докажите, что данный отрывок является текстом. Назовите его основные признаки.

  3. Определите тему и идею данного текста.

  4. Найдите и выпишите ключевые слова в тексте, определите, какими частями речи они являются, докажите их принадлежность к той или иной части речи.

  5. Выпишите слова с пропущенными буквами, обозначьте орфограммы.

  6. Какие виды и средства связи предложений использовал автор в 1-м абзаце?

  7. Разберите по членам 1-е предложение, объясните постановку в нём тире.

  8. Сделайте полный синтаксический разбор последнего предложения.

  9. Выпишите из текста слова, в суффиксах которых всегда пишется буква И.

  10. Подберите синонимы и антонимы к словам БЕЗМЕРНО и БЕСПОЩАДНЫЙ.

  11. Расскажите о правописании приставок на З/С и приставок ПРЕ- / ПРИ-. Приведите примеры из текста.



Условия выполнения заданий:

1. Списать текст, вставить и объяснить пропущенные буквы.

2. Ответить письменно на 11 вопросов к тексту.

Критерии оценки:

«5» - все буквы вставлены верно, орфограммы объяснены, на все вопросы есть правильные и полные ответы, синтаксический разбор предложения выполнен верно (допускается 1 ошибка).

«4» - все буквы вставлены верно, орфограммы объяснены, на 7-8 вопросов есть правильные и полные ответы, синтаксический разбор предложения выполнен верно.

«3» - не все буквы вставлены верно, орфограммы объяснены, на 5 вопросов есть правильные и полные ответы.

«2» - не все буквы вставлены верно, орфограммы не объяснены, на 3-4 вопроса есть правильные и полные ответы.

















































Практическая работа № 2


Тема: «Стили речи».

Цель: уметь определять стилевую принадлежность текста.


Вариант -1


Определите, к какому стилю принадлежат приведенные ниже тексты, укажите отличительные признаки этих стилей:

1) разговорному

2) художественному

3) публицистическому

4) официально-деловому

5) научному.


ТЕКСТ 1.

О целесообразности внедрения в лесокультурное производство ягодников свидетельствует передовой опыт алтайских лесоводов по созданию государственных лесных полос в сухой Кулундинской степи с участием этих ягодников в опушечных рядах. Во всяком случае, местное население с большой благодарностью оценивает такое мероприятие, ежегодно до последней ягодки собирая обильный урожай смородины, золотистой облепихи, не повреждая кустарников.


ТЕКСТ 2.

Разговорная речь широко использует просодические средства для выделения различных по степени важности элементов высказывания. Наиболее динамически выделенными во фразе являются слова, принимающие на себя синтагматическое ударение, они, как правило, являются смысловым центром высказывания, коммуникативным ядром.


ТЕКСТ 3.

Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации, обществом с ограниченной ответственностью (далее – ООО) признается учрежденная одним или несколькими лицами коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на доли определенными учредительными документами.


ТЕКСТ 4.

Для передачи, приема и записи оперативной информации используется телефонограмма – официальное сообщение, переданное по телефону. Если разговор по телефону – это диалог, то телефонограмма – это письменная фиксация монолога по телефону, регламентированного во времени. Обязательными для телефонограммы являются: наименование учреждений адресанта и адресата; реквизит «от кого» и «кому» с указанием должности; время передачи и приема телефонограммы; должности и фамилии передавшего и принявшего телефонограмму; номера телефонов; текст и подпись.


ТЕКСТ 5.

Мы сидели у Дарьи, самой старой из старух. Лет своих в точности никто из них не знал, потому что точность эта осталась при крещении в церковных записях, которые потом куда-то увезли, – концов не найдешь. О возрасте своем старухи говорили так:

– Я уж Ваську на загорбке таскала, когда ты на свет родилась. Я уж в памяти находилась, помню.


ТЕКСТ 6.

Буду говорить о состоянии культуры в нашей стране и главным образом о гуманитарной, человеческой ее части. Без культуры в обществе нет и нравственности. Без элементарной нравственности не действуют социальные и экономические законы, не выполняются указы, не может существовать современная наука, ибо трудно, например, проверить эксперименты, стоящие миллионы, огромные проекты «строек века» и так далее. Должна быть долгосрочная программа развития культуры в нашей стране.


ТЕКСТ 7.

На реке было прохладно и тихо. За лугами, в синеющей роще, куковала кукушка. У берега зашуршали камыши, и из них медленно выплыла лодка. Седенький старичок в очках и поломанной соломенной шляпе сидел в ней, рассматривая удочку. Он поднял ее и соображал что-то, лодка остановилась и вместе с ним, с его белой рубашкой и шляпой, отразилась в воде.

Вариант -2


Определите, к какому стилю принадлежат приведенные ниже тексты, укажите отличительные признаки этих стилей:

1) разговорному

2) художественному

3) публицистическому

4) официально-деловому

5) научному.


ТЕКСТ 1.

2002-й год показал: прикладным наукам пора объединиться в противостоянии не только терроризму, но и природным стихиям. Всемирная метеорологическая организация призналась, что предсказывать катаклизмы не в ее силах. Если раньше аномальные погодные явления случались только в Африке и Австралии, то теперь никакой континент от них не застрахован.


ТЕКСТ 2.

Разработать теорию единого поля, то есть доказать математически, что нет отдельного магнитного поля, электрического и даже биополя, а все это проявления Единого энергетического поля Вселенной, было любимой и неосуществленной мечтой Эйнштейна. Мечтал, но не успел...


ТЕКСТ 3.

В ответ на Ваш запрос о дивидендах по акциям предприятия «Форум» и по акциям инвестиционного фонда сообщаем следующее. В 1999 году значительные инвестиции (более 300 млн. руб.) были направлены на модернизацию предприятия, на приобретение нового оборудования и технологий «ноу-хау». В связи с этим в 2000 году выплата дивидендов акционерам будет временно приостановлена, так как вся прибыль предприятия «Форум» пойдет на развитие производства.


ТЕКСТ 4.

От земледельческих работ освобождала крестьян осень, награждая за труды временным отдыхом. Щедрая, богатая, она украшала землю золотым нарядом. Наступала пора веселых свадеб. Чтобы проверить сметливость, наблюдательность, ум жениха и невесты, очень часто прибегали к излюбленному в народе приему – загадыванию загадок.

Г. Науменко.

ТЕКСТ 5.

Громадная мощность импульсных лазеров позволяет проводить лазерную локацию Луны. Это помогает определять фундаментальные параметры системы «Земля – Луна» и на этой основе решать многие проблемы геодинамики, геодезии, астрономии.


ТЕКСТ 6.

Самая большая ценность народа – его язык. Язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает! Ведь это значит, что вся сознательная жизнь человека протекает через родной ему язык. Эмоции, ощущения только окрашивают то, о чем мы думаем, или подталкивают мысль в каком-то отношении, но мысли наши все формулируются языком.

Д. С. Лихачев.


ТЕКСТ 7.

Расписка

Настоящая расписка дана библиотеке школы № 12 в том, что мною, старостой 10 класса Петровой Еленой, получено для класса 20 (двадцать) экземпляров книг И. А. Бунина «Темные аллеи» сроком на 10 дней.

15.04.2015. Е. Петрова

Условия выполнения заданий:

1. Указать цифрами номер стиля.

2. Выписать из текстов отличительные признаки стилей.


Критерии оценки:

«5» - указаны стили, названы 3 отличительные признака стиля, приведены примеры (допускается 1 ошибка).

«4» - указаны стили (1 ошибка), названы 3 отличительные признака стиля, приведены примеры (2 ошибки).

«3» - указаны стили (2 ошибки), названы 3 отличительные признака стиля, приведены примеры (4 ошибки).

«2» - допущено более 5 ошибок.
































Практическая работа № 3


Тема: «Фонетика, орфоэпия, орфография».

Цель: сформировать четкое представление о системе гласных и согласных звуков, способах их обозначения на письме; соотношение звукового и буквенного облика слова; выработать умение находить основные звуковые процессы в слове; закрепить орфографические действия, связанные с правописанием гласных и согласных в корне слова; навыки произношения.


Вариант-1


Блок А.

1.В каком слове все согласные мягкие?

А) видение

Б) шепелявить

В) жить

Г) извержение


2. В каком слове звуков больше, чем букв?

А) деревья

Б) поезд

В) подъезд

Г) перебежчик


3. В каком слове букв больше, чем звуков?

А) продолбил

Б) причинил

В) прихожанин

Г) поэтесса


4.В каком слове все согласные твёрдые?

А) провозгласил

Б) притеснял

В) пробуждал

Г) проглотил


5. В каком слове произносится согласный звук Д?

А) праздный

Б) ирландский

В) движение

Г) бутерброд

 

Блок Б.

1. Спишите слова, поставьте в них ударение.

Августовский, каталог, сведущий, пахота, иконопись, филистер, аристократия, христианин, торты, красивее, диспансер, звонят, информировать, форзац, квартал, каучук, приняться, колосс, досыта, триптих, партер, сосредоточение, договорный, щебень, цемент, балованный, откупорить, сироты, изобретение, кремень, кредитор, агент, ходатайствовать, добела, склады, анатом, игрище, хлопоты, кашлянуть, плато, донизу, алфавит, договор, газопровод, досуг, знамение, гастрономия, береста, эпилог, драматургия.

 

2. Запишите слова в фонетической транскрипции:

Бульон, расчёска, антенна, занимается, чудесного, обжечься, шёлк, апельсин, серёжка, сшить.


3. Произведите фонетический разбор слов:

Объясниться, всё.

Вариант - 2


Блок А.

1.В каком слове все согласные мягкие?

А) джемпер

Б) степь

В) чудеса

Г) цепи


2. В каком слове звуков больше, чем букв?

А) купаешься

Б) явление

В) июньский

Г) живёт


3. В каком слове букв больше, чем звуков?

А) огоньки

Б) ест

В) кочуют

Г) яблоко


4.В каком слове все согласные твёрдые?

А) конец

Б) термометр

В) дельта

Г) шомпол


5. В каком слове произносится согласный звук Т?

А) отделить

Б) крепостной

В) искрить

Г) отвёл


Блок Б.

1. Спишите слова, поставьте в них ударение.

Гастрономия, мещанин, ломота, намерение, танцовщица, факсимиле, флюорография, порты, ходатайство, щавель, звонят, премировать, плесневеть, квартал, холодность, стенография, обеспечение, лубочный, туфля, облегчить, медикаменты, осведомить, знахарство, оптовый, мизерный, приговоры, усугублена, пепелище, каллиграфия, зевота, благоволить, ремень, демократия, средство, коклюш, жалюзи, бармен, черпать, добыча, крендели, компас, задолго, статуя, значимость, пиала, приданое, свекла, бюрократия, еретик, грушевый.


2. Запишите слова в фонетической транскрипции:

Компаньон, расчёт, в шинели, открывается, широкого, испечься, книжка, сбегать, разжать, касса.


3. Произведите фонетический разбор слов:

Разъехаться, всегда.


Условия выполнения заданий:

1. В тестах найти 1 правильный ответ.

2. В заданиях творческого характера написать словами верный вариант.

Критерии оценки:

«5» - допущена 1 ошибка, 1 ошибка орфографическая.

«4» - допущены 2 ошибки, 2 ошибки орфографические.

«3» - допущены 3 ошибки, 3 ошибки орфографические.

«2» - допущено более 4 ошибок.

















































Практическая работа № 4


Тема: «Лексика и фразеология».

Цель: уметь на практике применять знания, полученные при изучении разделов «Лексика и фразеология».


Вариант – 1


Упражнение 1.

Выделите в предложениях омонимы, омоформы, омографы, омофоны.
Медведь в бору, не зная правил, машиной персональной правил. И в елку врезался. Смех смехом. А Мишка-то едва остался с мехом. И заревел он грозно: - Надо ели срубить в бору, они мне надоели (Я. Козловский) Нет хуже удела, чем быть не у дела (Я. Козловский)


Упражнение 2.

Выделите синонимы, отличая их от слов, близких по значению, но не входящих с ними в один синонимический ряд.
Душевно рад, - начал он… - Надеюсь, любезнейший Евгений Васильевич, что вы не соскучитесь у нас, - продолжал Николай Петрович… - Так как же, Аркадий, - заговорил опять Николай Петрович… - Сейчас, сейчас, - подхватил отец (Т.)


Упражнение 3.

Выделите в тексте слова, к которым можно подобрать антонимы.  Запишите получившиеся антонимические пары.
Пестрая моя судьба послала мне столько замечательных людей, что их хватило бы на сотню таких, как я.


Упражнение 4.

Вместо точек употребите один из паронимов, данных в скобках.
Группа школьников … (пришла - зашла) в музей на лекцию. Мы все завтра … (придем - выйдем) на стадион, чтобы посмотреть игру своей любимой команды.

Тест


1. Какое из перечисленных слов имеет значение «направленный на благо других, человеколюбивый»?

а) порядочный 
б) гуманный  
в) преданный 
г) добрый


2. Какое из выделенных слов употреблено в прямом значении?
а) черное платье
б) черная душа
в) черный вторник
г) черные мысли


3. Какое из слов в предложении употреблено в переносном значении?
Летний вечер тих и ясен; посмотри, как дремлют ивы; запад неба бледно-красен, и реки блестят извивы.
а) летний   
б) дремлют  
в) бледно-красен 
г) блестят

4.  В каком варианте пары слов не являются синонимами?
а) деликатный — тактичный
б) вульгарный — корыстный
в) чуткий — отзывчивый
г) гуманный — человечный


5.  Какое из данных слов является антонимом к слову «страдание»?
а) печаль 
в) смятение  
б) праздник 
г) блаженство


6.  Какое слово относится к лексике ограниченного употребления?
а) бежать  
б) четыреста  
в) гипотенуза 
г) время


7.  Какой фразеологизм не соответствует значению «много»?
а) куры не клюют
б) семь пятниц на неделе
в) тьма тьмущая
г) хоть пруд пруди


8.  Какой из фразеологизмов относится к разряду книжных?
а) раскрыть карты
б) попасть впросак
в) смотреть сквозь пальцы
г) камень преткновения

Вариант -2


Упражнение 1.

Выделите в предложениях омонимы, омоформы, омографы, омофоны.
Для производства футбольных голов ноги бывают важнее голов (Я. Козловский) Любил студентов засыпать он, видно, оттого, что те любили засыпать на лекциях его (Марш.) Как жаль, что способность делиться осталась лишь преимуществом простейших. 

Упражнение 2.

Выделите синонимы, отличая их от слов, близких по значению, но не входящих с ними в один синонимический ряд.
Через двести-триста лет жизнь на Земле будет невообразимо прекрасной, изумительной (Ч.) Он был добрый и отзывчивый человек, бесстрашный и храбрый летчик, умный, талантливый инженер.

Упражнение 3.

Выделите в тексте слова, к которым можно подобрать антонимы.  Запишите получившиеся антонимические пары.
Это не значит, что все они были моими друзьями или приятелями, но разве и простое знакомство с уникальными людьми, с их удивительными рассказами – не подарок? (Ю. Даниэль)

Упражнение 4.

Вместо точек употребите один из паронимов, данных в скобках.
Перед подвигом защитников Отечества мы (преклоняем - склоняем) голову. Мы так давно не виделись, что вначале я его даже не (узнал - признал). На голове отца (одета -  надета) меховая шапка.

Тест

1.  Какое из перечисленных слов имеет значение «чувство нравственной ответственности за свое поведение перед определенным лицом, обществом»?
а) совесть 
б) долг  
в) стыд  
г) благородство

2. В каком варианте лексическое значение слова указано неверно?
а) дискуссия — спор, обсуждение какого-либо вопроса на собрании, в печати, беседе
б) имитация — воспроизведение чего-либо с возможной точностью, подражание
в) аналогия — противоположность чему-либо
г) привилегия — преимущественные права, льготы

3. Какое из слов в предложении употреблено в переносном значении?
В Генуе, на малой площади перед вокзалом, собралась густая толпа народа.
а) площадь  
б) вокзал  
в) собралась  
г) густая

4. Какое из приведенных слов имеет омонимы?
а) идиллия   
б) брак  
в) линейка  
г) давление

5.  В каком предложении нет антонимов?
а) Книга учит различать добро и зло.
б) Корень учения горек, да плод его сладок.
в) Недруг поддакивает, а друг спорит.
г) Ученье способно и украшать, и утешать.

6.  Какое из слов-синонимов относится к общеупотребительной лексике?

а) клевый 
б) классный  
в) крутой  
г) отличный

7.  Определите, в каком варианте значение фразеологизма указано неверно.
а) считать ворон — бездельничать
б) в час по чайной ложке — медленно
в) тертый калач — опытный (о человеке)
г) седьмая вода на киселе — близкие родственники

8.  В каком предложении не используется фразеологизм?
а) Он, как мне кажется, одаренный физик, есть в нем божья искра.
б) Говорит он, может, и красиво, а у него на лбу большими буквами написано: я лгун.
в) Наша команда участвовала в соревнованиях по футболу и сумела в гостях победить соперника.
г) Он слушал только себя, верил только себе и жил только для себя, поэтому с ним никому не удавалось найти общий язык.


Условия выполнения заданий:

1. В тестах найти 1 правильный ответ.

2. В заданиях творческого характера написать словами верный вариант.


Критерии оценки:

«5» - допущена 1 ошибка, 1 ошибка орфографическая.

«4» - допущены 2 ошибки, 2 ошибки орфографические.

«3» - допущены 3 ошибки, 3 ошибки орфографические.

«2» - допущено более 4 ошибок.






































Практическая работа № 5

Тема: «Морфемика».

Цель: обобщить, систематизировать и закрепить на практике, изученное в разделе «Морфемика, словообразование, орфография».

Вариант-1


1. В каком варианте верно определение: Словообразование – раздел науки о языке, в котором…

А) даются ответы на вопросы, как построены (т.е. из каких частей состоят) слова и как они образованы (т.е. от чего и с помощью чего)

Б) изучается звуковая сторона слова

В) изучаются правила правописания слов

Г) изучается история слова

Д) изучается лексическое значение и употребление слов


2. Что такое основа?

А) главная значимая часть слова

Б) значимая часть слова перед корнем

В) часть изменяемого слова без окончания или все неизменяемое слово

Г) значимая часть слова без корня

Д) значимая часть слова, служащая для образования новых форм слова.


3. Определите вариант, в котором дана форма слова мести:

А) вымести Б) подмету В) подметенный Г) подметавший Д) метет.


4. Укажите слово, образованное по модели «∩^^□»:

А) молчание, Б) сдержанный, В) опасно, Г) городской, Д) давненько.


5. Укажите способ образования видовой пары глаголов:

прощать – простить, получать – получить, забывать – забыть.

А) суффиксальный Б) приставочный В) перенос ударения

Г)  приставочно-суффиксальный Д) безаффиксный.


6. В каких случаях в сложных словах пишется соединительная гласная е?

А) только после основ на мягкий согласный и Ц Б) после основ на мягкий согласный и гласные

В) после основ на мягкий согласный Г) только после основ на мягкий согласный шипящий и Ц Д) после основ на шипящий и Ц.


7. Определите, какой вариант схем соответствует словам:

слушатель, сверхсекретный, приукрасить.

А) ∩^^□, ¬∩^□, ¬¬∩^□ Б) ∩^□, ∩∩^□, ¬∩^□ В) ¬∩^□, ∩^□, ¬∩□

Г) ¬∩^^□, ¬∩□, ¬∩^^ Д) ¬∩^□, ¬ ¬∩^□, ∩^^□.


8. Определите способ образования существительного учительская:

А) суффиксальный Б) переход из одной части речи в другую

В) сложение основ Г) приставочно-суффиксальный Д) безаффиксный.


9. Определите, с помощью каких морфем образовалось слово преотличный:

А) суффикс Б) два суффикса В) приставка и суффикс Г) приставка

Д) соединительной гласной Е.


10. Какое слово образовано путём  сложения основ:

А) настенный Б) подоконник В) пешеходный Г) ВУЗ Д) кресло-кровать.


11. В каком слове букв больше, чем звуков?

  1. самолёт 2) устье 3) пишешь 4) яхта.

12. В каком слове все согласные звуки твёрдые?

  1. машина 2) сначала 3) объезд 4) отряд.

13. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

  1. красивЕе 2) алфавИт 3) пОртфель 4) располОжить.

14. Из данного предложения выпишите слово (слова), в котором (которых) есть звук [ч]

Я хочу, чтобы лучше жилось всем.


Вариант -2

1 . Морфема – это…:

А)  наименьшая значимая часть слова; Б)  звук В)  Буква Г)  слово; Д)  словосочетание


2.Корень – это…:

А)  состав слова Б)  центральный элемент структуры слова

В)  основа слова Г)  логическое ударение Д)  система морфем


3. Раздел языкознания, изучающий систему морфем языка и морфемную структуру слов, называется:

А)  фонетикой Б)  синтаксисом В)  морфологией Г)  морфемикой Д)  фразеологией


4. Какие слова называются однокоренными?

А)  слова с одним лексическим значением Б)  слова с переносным значением

В)  слова с прямым значением Г)  слова с одинаковым корнем

Д)  слова с несколькими лексическими значениями


5. Найдите слово с нулевым окончанием:

А)  книга Б)  умный В)  стул Г)  вышла Д)  сильное


6. Основы бывают:

А)  непроизводные и производные Б)  прямые и косвенные

В)  глухие и звонкие Г)  парные и непарные Д)  сильные и слабые


7. Определите способ словообразования: лесоруб, снегопад, водоустойчивый:

А)  суффиксальный Б)  приставочный В)  приставочно-суффиксальный

Г)  переход одной части речи в другую Д)  сложение основ


8. Укажите, какой частью речи является подчёркнутое слово в предложении: Мы вошли в столовую.

А)  прилагательное Б)  причастие В)  существительное Г)  наречие Д)  местоимение


9.По какой модели образовано слово подснежник:

А)  ∩ ¬  Б)  ¬ ∩  В)  ∩ ^ Г)  ¬ ∩ Д)  ¬ ∩ ^ 


10. Аббревиатурами называются:

А) сложносокращённые слова Б) иноязычные слова В) устаревшие слова

Г) новые слова Д) заимствованные слова


11. В каком слове букв больше, чем звуков?

  1. чудо 2) мощный 3) съёмка 4) яблоко


12. В каком слове все согласные звуки твёрдые?

  1. рожь 2 лесть 3) врач 4) роща


13. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

  1. киломЕтр2) облЕгчить 3) дОсуг 4) квАртал


14. Из данного предложения выпишите слово (слова), в котором (которых) есть звук [ч]

Условия выполнения заданий:

В тестах найти 1 правильный ответ.


Критерии оценки:

«5» - допущена 1 ошибка.

«4» - допущены 2 ошибки.

«3» - допущены 3 ошибки.

«2» - допущено более 5 ошибок.














































































Практическая работа № 6

Тема: «Морфология».

Цель: проверка знаний по теме «Морфология и орфография»; уметь выполнять синтаксический и морфологический разборы.



Диктант и грамматическое задание


Человек рождается на свет и вместе с жизнью получает в наследство самое, быть может, своё бесценное богатство: Родину. Её не выбирают по своему вкусу и желанию точно так же, как не выбирают себе мать. Родина, как и родная мать,— это твоя судьба, доставшаяся тебе на радость и на горе, на все испытания, муки и восторги, на непрестанный каждодневный труд и на редкие праздники. И потому-то принимать её надо без ропота и жёлчного недовольства, без плебейской зависти к другим людям и народам, родившимся на иной, возможно, более тёплой и благодатной земле.

Возблагодари же за честь называться её сыном! Раздели с Родиной её судьбу и люби по-сыновнему, храни ей верность, оберегай, цени, не кляни в злую минуту жизни, а делай всё для неё, что в твоих силах сделать хорошего, доброго,— это и будет главным мерилом твоей порядочности и благородства.

Не жди и не требуй награды за верность. Награда тебя непременно найдёт, и это будет спокойное, гордое сознание, что не зря жил, не был лишним, бесполезным для Родины человеком, что исполнил свой главнейший долг гражданина — прожил жизнь честно, по совести, без обмана, так что не жжёт стыд перед детьми и внуками. И они, твоё продолжение на земле, благословят твою память. (По В. Ткаченко).


Дополнительное задание: сделать синтаксический разбор третьего предложения, разобрать как часть речи слова по-сыновнему, доставшаяся, возблагодари (1 вариант); сделать синтаксический разбор восьмого предложения, разобрать как часть речи слова возблагодари, с жизнью (II вариант).



Условия выполнения заданий:

1. Грамотно написать текст.

2. Выполнить дополнительное задание.

Критерии оценки:

«5» - текст написан без ошибок, допущена 1 ошибка в задании.

«4» - в тексте 1 ошибка, допущены 2 ошибки в задании.

«3» - допущены 3 ошибки.

«2» - допущено более 4 ошибок.














Практическая работа № 7

Тема: «Простое предложение».

Цель: практическое использование знаний, полученных при изучении раздела «Синтаксис и пунктуация. Простое предложение».


Вариант – 1


(1) Никто в русской литературе не мог лучше Ахматовой простым и сдержанным словом выразить экстремальное душевное состояние.

(2) Это удивительное свойство её стихотворений обнаружилось ещё в десятые годы, в знаменитом “Смятении”, например.

(3) Ахматова сделала, казалось бы, невозможное: выразила немоту…

(4) Выражение невыразимого – задача, не решаемая с помощью привычного к горю простого и сдержанного слова Ахматовой.

(5) Ясная логика и классический строй её стиха резко прерываются, размер нарушается.

(6) Лирическая героиня не может говорить от горя.

(7) Однако Ахматова продолжает жить и творить.

(8) Её слово вновь обретает классические размеры и благородную ясность.

(9) Благодаря чему?

(10) Она получает право на слово как обязанность: она призвана сказать от имени всего «стомиллионного народа».

(11) Она должна свидетельствовать.

(12) И Ахматова начинает свидетельствовать – с опорой на традицию, на мировую культуру.

(13) Три древние традиции – народно-песенная, поэтическая и христианская – помогают лирической героине “Реквиема” выстоять в неслыханном испытании.

(14) “Реквием” завершается преодолением немоты и безумия.

(15) Завершая “Реквием”, Ахматова утверждает победу человека над ужасом и оцепенением, победу памяти…

(По М.Свердлову.)


Задания:


1.Выпишите из предложения 1 по одному словосочетанию с каждым видом подчинительной связи, укажите вид.

2.Среди предложений 4-7 найдите простое с составным именным сказуемым, укажите его номер. 3.Укажите номер простого неполного предложения.

4.Укажите номер предложения с обособленным определением.

5.Исправьте ошибки в характеристике предложения 14: повествовательное, невосклицательное, простое, односоставное, назывное, распространённое, неполное, неосложнённое.

6.Среди предложений второго абзаца найдите предложение, осложнённое вводным словом, укажите его номер.

7.Выберите грамматически правильное продолжение предложения:

Читая стихотворения Анны Ахматовой,

1) нельзя не удивляться тончайшим смысловым нюансам её слов,

2) поражаешься глубине её проникновения в тайная тайных души,

3) приходит понимание красоты истинной поэзии,

4) возникает интерес к поэтическому слову.

8.Запишите предложение, исправив грамматическую ошибку:

Восхищённая Марина Цветаева личностью и стихами Ахматовой, написала ей не одно поэтическое посвящение.



Вариант – 2

(1) Никто в русской литературе не мог лучше Ахматовой простым и сдержанным словом выразить экстремальное душевное состояние.
(2) Это удивительное свойство её стихотворений обнаружилось ещё в десятые годы, в знаменитом “Смятении”, например.
(3) Ахматова сделала, казалось бы, невозможное: выразила немоту…
(4) Выражение невыразимого – задача, не решаемая с помощью привычного к горю простого и сдержанного слова Ахматовой.
(5) Ясная логика и классический строй её стиха резко прерываются, размер нарушается. 
(6) Лирическая героиня не может говорить от горя.
(7) Однако Ахматова продолжает жить и творить.
(8) Её слово вновь обретает классические размеры и благородную ясность.
(9) Благодаря чему?
(10) Она получает право на слово как обязанность: она призвана сказать от имени всего “стомиллионного народа”.
(11) Она должна свидетельствовать.
(12) И Ахматова начинает свидетельствовать – с опорой на традицию, на мировую культуру. 
(13) Три древние традиции – народно-песенная, поэтическая и христианская – помогают лирической героине “Реквиема” выстоять в неслыханном испытании.
(14) “Реквием” завершается преодолением немоты и безумия.
(15) Завершая “Реквием”, Ахматова утверждает победу человека над ужасом и оцепенением, победу памяти…

(По М.Свердлову.)

Задания:

1.Выпишите из предложения 5 по одному словосочетанию с каждым видом подчинительной связи, укажите вид. 

2.Среди предложений 4–6 найдите простое с составным глагольным сказуемым, укажите его номер. 

3.Укажите номер простого нераспространённого и неосложнённого предложения.

4. Среди предложений 10–15 найдите предложение с обособленным обстоятельством, укажите его номер.

5.Исправьте ошибки в характеристике предложения 7: повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, неполное, осложнено однородными дополнениями. 

6.Среди предложений первого абзаца найдите предложение, осложнённое вводным словом, укажите его номер.

7.Выберите грамматически правильное продолжение предложения:
Читая стихотворения Анны Ахматовой,
1) начинаешь понимать тончайшие смыслы слов и звуков,
2) захватывает их психологическая глубина,
3) открывается красота великого русского языка,
4) хочется выучить их наизусть.

8.Запишите предложение, исправив грамматическую ошибку:
Анна Ахматова – последовательно отстаивающая поэтесса право личности на свободу мысли и чувства.









Практическая работа № 8

Тема: «Сложное предложение».

Цель: применять на практике знания, полученные при изучении раздела «Синтаксис и пунктуация. Сложное предложение».


Вариант – 1


I. Распределите в колонки номера предложений, не записывая предложения:


ПП

ССП

СПП

БСП






1. По его званию, его надо бы величать всего только «господин подпрапорщик», но он раз навсегда приказал называть себя «ваше благородие».

2. В сенях хлопает дверь и что-то грохочет, падая.

3. Это было знакомое Изумруду бодрое, приятное и жуткое своей всегдашней неожиданностью ощущение.

4. Ноги и тело у него были безупречные, совершенных форм, поэтому он всегда спал стоя, чуть покачиваясь вперед и назад.

5. Лошади отпрянули от решетки и насторожились.

6. Жалко, и грустно, и противно было глядеть сквозь мутную кисею дождя на этот жалкий скарб, казавшийся таким изношенным, грязным и нищенским.

7. Хорошо выходило, что именины совпали с дачным временем.

8. Когда я в первый раз вижу море после большого времени, оно меня и волнует, и радует, и поражает.

9. Восемь лет я его держала на квартире, и он казался мне не квартирантом, а родным сыном.

10. Вера собралась с силами и открыла дверь.

11. Знаешь закон: сила действия равна силе противодействия.

12. Он паж, он слуга, он раб.


II. Определите вид придаточного, не записывая предложения:

1. Мне послышалось, будто он между слов, в разговоре обещал помочь семенною картошкою.

2. У Юрия Андреевича являлось чувство, будто он знакомится с городом, стоя на одном из его людных скрещений.

3. Он успел перевидаться со всеми приглашенными, так что это не было их первой встречей.


III. Определите вид подчинения, построив схемы, не записывая предложения:

1. Он поймет, потому что он способен понять все, что выражено логично, просто и без иностранных слов.

2. Напрасно ему объясняли со всевозможной кротостью, что он обращается в неподлежащее место, что ему надобно направиться туда-то, что следует представить такие-то и такие-то бумаги, что его известят о результате.

3. Хотя при нем и был собственный паспорт запасного офицера, но он почему-то нашел нужным заявить, что его бумаги находятся пока в комендантском управлении.


IY. Спишите и расставьте знаки препинания в БСП:

1. Проглотил изволь обрабатывать.

2. Я почувствовал гипноз сковал мои мышцы.

3. Вот вам ответ кролик, проглоченный удавом, может стать удавом.

4. Лучше держать их при себе надоело.

5. Вылечится назначим его на должность.


Вариант – 2


I. Распредели в колонки номера предложений, не записывая предложения:


ПП

ССП

СПП

БСП






1. Со скамейки не было видно берега, и оттого ощущение бесконечности и величия морского простора еще более усиливалось.

2. Вера собралась с силами и открыла дверь.

3. Деревни кажутся внизу не больше спичечной коробки, леса и сады – как мелкая травка.

4. Я боюсь только: это не он.

5. Только над головой большие звезды дрожали своими ресницами среди черной ночи, да голубой луч от маяка подымался прямо вверх тонким столбом и точно расплескивался о небесный купол жидким, туманным, светлым кругом.

6. Все глядят на меня и на отца, мне даже стыдно.

7. Поглядел я в переборку – свету нет.

8. Но ты пойми, о какой любви я говорю.

9. Но Желтков даже не поглядел на него, хотя и слышал его слова.

10. А квартиры все очень дороги, и сняли квартиру в расчете сдачи комнат.

11. Он привык к этим переменам, и в обстановке вечной нескладицы отсутствие отца не удивляло его.

12. Поезд стоял на какой-то очень большой станции, разряда узловых.


II. Определите вид придаточного, не записывая предложения:

1. Хотя Юра кончил по общей терапии, глаз он знал с доскональностью будущего окулиста.

2. И было неизвестно, куда адресовать ей письмо.

3. Купе, куда вошел Живаго, ярко освещалось оплывшею свечой на столике.


III. Определите вид подчинения, построив схемы, не записывая предложения:

1. В оправдание скользкости этого спорта он мог бы сказать, что внутренний психологический интерес значительно превосходил в нем те выгоды, которые он потом приобретал в качестве бытописателя.

2. Оттого что окно было заперто ставнями, оттого что лампа едва горела, в комнате было темно.

3. Хотя при нем и был собственный паспорт запасного офицера, но он почему-то нашел нужным заявить, что его бумаги находятся пока в комендантском управлении.


IY. Спишите и расставьте знаки препинания в БСП:

1. Это время оправдало старинное изречение человек человеку волк.

2. Он говорит завидна участь растоптанных.

3. Он был уверен всё получится.

4. Придет время покажем.

5. Не сделал уроки не захотел.


Условия выполнения заданий:

1. Прочитайте внимательно задания к каждому упражнению.

2. Выполняйте задания, следуя указаниям.

Критерии оценки:

«5» - все 4 задания выполнены верно.

«4» - допущены 2-3 ошибки.

«3» - допущены 4-5 ошибок.

«2» - допущено более 5 ошибок.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Практические работы по русскому языку

Автор: Плеханова Людмила Ивановна

Дата: 25.12.2015

Номер свидетельства: 270147

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Методические указания по выполнению практических работ. РУССКИЙ ЯЗЫК"
    ["seo_title"] => string(73) "metodicheskie_ukazaniia_po_vypolneniiu_prakticheskikh_rabot_russkii_iazyk"
    ["file_id"] => string(6) "629110"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1680794661"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(194) "методическая разработка по теме "Комплексный анализ художественного текста при обучении русскому языку" "
    ["seo_title"] => string(117) "mietodichieskaia-razrabotka-po-tiemie-komplieksnyi-analiz-khudozhiestviennogho-tieksta-pri-obuchienii-russkomu-iazyku"
    ["file_id"] => string(6) "235137"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1443614984"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Система подготовки к ГИА по русскому языку "
    ["seo_title"] => string(45) "sistiema-podghotovki-k-gia-po-russkomu-iazyku"
    ["file_id"] => string(6) "194461"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427782894"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(169) "Статья "Особенности преподавания литературного  чтения на русском языке в казахской  школе" "
    ["seo_title"] => string(101) "stat-ia-osobiennosti-priepodavaniia-litieraturnogho-chtieniia-na-russkom-iazykie-v-kazakhskoi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "139428"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417711788"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(217) "Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся(из  опыта работы с одаренными детьми по русскому языку) "
    ["seo_title"] => string(131) "razvitiie-intielliektual-nykh-i-tvorchieskikh-sposobnostiei-uchashchikhsia-iz-opyta-raboty-s-odariennymi-diet-mi-po-russkomu-iazyku"
    ["file_id"] => string(6) "242809"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445538765"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства