КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА
ПРИ ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ
1. ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ С ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ТЕКСТОМ
ПРИ ОБУЧЕНИИ РКИ
Работа с художественным текстом осуществляется в рамках работы по страноведению с иностранными студентами. Формы работы с художественным текстом на практических занятиях по РКИ должны соответствовать специфике практического курса.
Основными задачами работы с художественным текстом, проводимой со студентами нефилологической специальности, является:
– обогащение фоновых знаний, необходимых для правильного формирования представления о стране изучаемого языка;
– формирование языковой компетенции.
Поэтому не должно быть чисто лингвистического или литературоведческого анализа художественного текста, он должен прежде всего ориентироваться на обучение речи, то есть иметь коммуникативную направленность. Это главная особенность работы с художественным текстом на уроках РКИ.
Одни лингвисты, такие как В.Г. Костомаров и Е.М. Верещагин говорят о том, что работа над художественными текстами в иностранной аудитории должна начинаться на раннем этапе обучения, поэтому преподаватели должны использовать адаптированные произведения классиков. Другие категорически возражают против адаптации произведений классики и считают, что к работе с художественными текстами необходимо обращаться на более поздних сроках изучения языка.
Критерии отбора художественных текстов
1) На начальном этапе художественные произведения должны быть максимально просты в языковом отношении, не должны быть перегружены языковой образностью, метафоричностью. Но в то же время тексты должны отличаться грамматической наполненностью, то есть обязательно присутствие ранее изученных грамматических форм.
2) Художественные тексты должны обладать сюжетной занимательностью.
3) Они должны побуждать к речи.
4) Художественные тексты должны иметь небольшой объем, если они предназначены для изучающего чтения на занятии, и более крупный, если предполагается внеаудиторное чтение.
Произведения, насыщенные художественной образностью, следует использовать на продвинутых этапах обучения. Главная трудность при работе с художественным произведением – это адекватность восприятия. Даже обладающий языковой компетенцией иностранец без целенаправленной работы преподавателя воспринимает лишь буквальный смысл художественного текста.
МЕТОДИКА РАБОТЫ С ХУДОЖЕСТВЕННЫМИ ТЕКСТАМИ
Методика работы с художественными текстами существенно отличается от методики работы с текстами информативного характера или с текстами по специальности, когда главной задачей в работе является семантизация лексических единиц и буквальное понимание текста, а также проверка этого понимания, умение использовать введенные лексические единицы в модельных коммуникативных ситуациях.
Анализ художественного произведения должен включать в себя следующие этапы.
1 этап. Первичная семантизация лексических единиц (первичное толкование для непосредственного понимания текста). Проводится предварительный отбор единиц, продумываются способы их семантизации. Слова семантизируются в том порядке, в каком они встречаются в тексте. Подлежит обязательной семантизации следующая лексика:
– безэквивалентная,
– стилистически маркированная, то есть имеющая ярко выраженную стилистическую принадлежность,
– слова нейтрального стиля, но редко употребляемые,
– многозначные слова,
– фразеологические единицы.
Работа со стихотворными жанрами несколько отличается от прозаических. Если при работе с прозой семантизируемые лексические единицы выносятся из текста, то при работе со стихотворением целесообразно пронумеровать строки стихотворения и выносить лексические единицы под номером строки.
При семантизации используются все те приемы, которые используются в других случаях. При внеаудиторном чтении предпочтение отдается дефиниции, подбору синонимов, антонимов.
2 этап. Выполнение предтекстовых (предречевых) заданий. Оно должно быть направлено на снятие языковых трудностей, например, выявление морфемной структуры, семантической сочетаемости слов и т. д.
3 этап. Чтение или аудирование текста. Если это стихотворное произведение, то чтение должно быть выразительным. Преподаватель может сам прочитать текст, а затем его читают студенты. Особое внимание здесь уделяется отработке интонационных конструкций. Чтению текста обязательно должна предшествовать информация о писателе, времени создания данного произведения.
4 этап. Выполнение послетекстовых (неречевых) упражнений. Сюда относятся в первую очередь лексические упражнения, предпочтение которым отдается на более ранних этапах изучения РКИ (подбор синонимов, антонимов, подбор дополнений к глаголам, вставка глаголов во фразы и так далее). Данные задания не ведут к развитию речи, а являются подстановочными.
5 этап. Выполнение послетекстовых речевых упражнений, то есть тех, которые способствуют порождению речи в том или ином виде. Эти упражнения связаны с контролем прочитанного.
В современной методике выделяется 4 уровня понимания прочитанного, в соответствии с контролем которых и должна строиться работа с художественным произведением:
1 уровень: о чем говорится,
2 уровень: что говорится,
3 уровень: как говорится,
4 уровень: зачем говорится.
О ЧЕМ ГОВОРИТСЯ. После прочтения текста студенты отвечают на вопросы, объединяя тематический ряд текста. Данные вопросы помогут составить план текста, если это проза, и понять смысл произведения глубже, если это стихи. В дальнейшем по плану студенты могут пересказывать текст или писать его изложение.
ЧТО ГОВОРИТСЯ. Большое значение имеет непосредственное отношение к тексту.
Примерные формулировки заданий: найдите в тексте описание внешности героев; выпишите из текста глаголы, прилагательные, характеризующие героя или его поступки и т. д.
КАК ГОВОРИТСЯ. Начинается работа непосредственно над языком произведения. Мы должны помнить, что главное отличие художественного текста – его образность. Образность в значительной степени обусловлена феноменом национальной культуры. Поэтому художественный текст воспринимается иностранцами адекватно только при наличии фоновых знаний, формирующих коммуникативную компетентность. Главная задача – выявление и понимание художественных образов, особенно при работе со стихами.
6 этап. Вторичная семантизация лексических единиц, их углубленное толкование через анализ художественных образов.
7 этап. Выявление идейной сущности произведения.
ЗАЧЕМ ГОВОРИТСЯ. Задания должны быть направлены на построение монолога-рассуждения или дискуссии. Это может быть уже и выход за рамки художественного произведения, так как художественный текст – это обобщение некоего жизненного опыта.
Приемы, используемые на данном этапе:
– выявление фразы, несущей основную смысловую нагрузку;
– предложение противоположного заключения, которое студенты должны опровергнуть;
– предложение еще одного текста для самостоятельного чтения, чтобы сравнить их, выявить сходство и различие в постановке проблем и в их решении.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Исаева Э.А. Использование произведений художественной литературы на начальном этапе // Вопросы обучения русскому языку студентов-иностранцев: Сб. статей и сообщений. – М.: УДН, 1974. – С. 56–64.
2. Кулибина Н.В. Лингвострановедческая направленность работы над художественным текстом в рамках практического курса русского языка для филологов // Русский язык для студентов-иностранцев: Сб. методических статей. – № 24. – М.: Русский язык, 1987. – С. 119–127.
3. Магомедова Д.М. Лингвостилистический анализ стихотворного текста в процессе изучения русского языка как иностранного // Русский язык для студентов-иностранцев: Сб. методических статей. – № 20. – М.: Русский язык, 1981. – С. 200–207.