Методические указания по выполнению практических работ. РУССКИЙ ЯЗЫК
Методические указания по выполнению практических работ. РУССКИЙ ЯЗЫК
Практические работы по учебной дисциплине ОУД.02 «Русский язык» составляют важную часть профессиональной практической подготовки выпускников по техническим специальностям
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методические указания по выполнению практических работ. РУССКИЙ ЯЗЫК»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КУЗБАССА
ГПОУ БлПТ
04/04 МУ ЛПР 08-3.4
БД.02
РУССКИЙ ЯЗЫК
Методические указания
по выполнению практических работ
для специальностей
I курса на базе основного общего образования
ФГОС СОО
Белово
2020
Составлены в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины «Русский язык», утвержденной методическим советом техникума.
Протокол №___от«__» ____202_ г.
СОГЛАСОВАНО
на заседании ЦМК
ООП и ОГСЭД
Протокол №___от «__»__202_г.
Председатель ЦМК
____________М.И.Сюбаева
УТВЕРЖДАЮ
Начальник отдела по УМР и СМК ________Е.П.Рогожникова
«___» ________202_г.
Рекомендованы методическим советом техникума в качестве методического обеспечения для выполнения практических работ по по БД.02 «Русский язык» для групп 1 курса: ОГР-20-1, ОПИ-20-1, ТЭО-20-1, ТС-20-1, ТОД-20-1, ИСиП-20-1, ОПТ-20-1, ТОР 20-1з, ОГР 20-1з
Протокол №___ от «___» ________ 2020г
Разработчик:
преподаватель ГПОУ БлПТ М.И.Сюбаева
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
Введение
4
1.
Практическая работа 1
Фонетические единицы. Фонетический разбор слова.
6
2.
Практическая работа 2
Употребление фразеологизмов в речи.
9
3.
Практическая работа 3
Орфограммы в приставках и суффиксах слов.
14
4.
Практическая работа 4
Морфологические нормы имен существительных и имен прилагательных.
17
5.
Практическая работа 5
Морфологические нормы имен числительных и местоимений
Практические работы по учебной дисциплине БД.02 «Русский язык» составляют важную часть профессиональной практической подготовки выпускников по специальностям 13.02.11 «Техническая эксплуатация электрического и электромеханического оборудования», 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений», 21.02.15 «Открытые горные работы», 21.02.18 «Обогащение полезных ископаемых», 09.02.07 «Информационные системы и программирование», 23.02.01 «Организация перевозок и управление на транспорте (автомобильный транспорт)», 23.02.07 «Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей».
Выполнение студентами практических работ направлено на формирование умений применять полученные знания на практике, формирование общих компетенций:
ОК 01
Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам
ОК 02
Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной
деятельности
ОК 03
Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие
ОК 04
Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами
ОК 05
Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста
осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей
ОК 07
Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях
ОК 08
Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности
ОК 09
Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности
ОК 10
Пользоваться профессиональной документацией на государственном и
иностранном языке
ОК 11
Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере
Количество часов и темы практических работ определены в рабочей программе по УД «Русский язык». Общее количество часов на практические работы – 24 часа .
Практические работы выполняются в отдельной тетради с титульным листом.
Оценки за выполнение практических работ выставляются по пятибалльной системе и учитываются как показатели текущей успеваемости.
Состав заданий на каждую практическую работу спланирован таким образом, чтобы они были выполнены качественно большинством студентов из расчета по 2 часа на каждое занятие.
Все задания практико-ориентированные и подобраны с учетом знаний, полученных студентами при изучении УД «Русский язык».
ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
№
темы
№
п/п
Наименование
Кол-во часов
2.1
1
Фонетические единицы. Фонетический разбор слова.
2
3.2
2
Употребление фразеологизмов в речи.
2
4.3
3
Орфограммы в приставках и суффиксах слов.
2
5.2
5.3
4
Морфологические нормы имен существительных и имен прилагательных.
2
5.4
5.5
5
Морфологические нормы имен числительных и местоимений
1.2.Повторите правила о фонетических процессах в области гласных и согласных в теоретической части практической работы
3.3.Выполните, чтобы не ошибиться , задание в черновике.
4.4.Проверьте и перепишите в тетрадь
Задание 2. Затранскрибируйте данный текст
Темнеют лазурные своды, прохладная стел..тся тень. Дремл..т на возвышении село. Когда услыш..шь или увид..шь (кое)что новое, то захоч..шь увид..ть и услыш..ть продолжение.
Технология выполнения:
2. 1.Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки
2. 2.Повторите правила транскрипции текста
2.3.Используйте для транскрибирования текста
2.4.Запишите текст по правилам транскрипции
Задание 3. Выполните фонетический разбор слов:
Сентябрь, объезд, воробьями.
Технология выполнения:
3.1.Повторите фонетический разбор слова в теоретическом материале
3.2. Рассмотрите образец фонетического разбора и выполните задание
Задание 4. Разделите данные слова на формы (разговорные – литературные ):
Форма отчетности: письменнаяработа, оформленная в тетради для практических работ
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 2 ( 2 часа)
Тема: Употребление фразеологизмов в речи.
Цель: Повторение, обобщение и закрепление навыков правописания по теме «Фразеология».
Задачи:
Учиться использовать теоретический материал при выполнении практических заданий
Научиться находить фразеологизмы в тексте
Научиться подбирать синонимы и антонимы к фразеологизмам
Оборудование: МУ по выполнению практической работы, раздаточный материал, фразеологические словари, конспекты лекций
Формируемые компетенции:
ОК 01-09
Вариант 1
Задание 1. Подберите синонимы к данным фразеологизмам, графически объясните орфограммы.
ОБРАЗЕЦ:Работать спустя рукАва (проверим рукАв- буква А под ударением в корне слова)- плохо.
Работать спустя рук..ва; остат..ся в недоумении; сказать на..бум; ни рыба, ни мясо; пол..жа руку на сердце; на злобу дня; вн..сить свою лепту; вернуться на круги своя; одержать победу.
Технология выполнения:
1. 1. Прочитайте внимательно задание
1.2.Повторите в теоретической части понятия «фразеологизм»,«синоним»
1.3. Прочитайте фразеологизмы
1. 4.Запишите в столбик каждый фразеологизм, вставляя пропущенные орфограммы в словах
1.5.Используйте правила на правописание орфограмм
1.6.Подчеркните пропущенные буквы.
1.7.Подберите синонимы к данным фразеологизмам
1.8.Используйте словарь фразеологизмов
Задание 2. Придумайте два предложения с фразеологизмами (или подберите такие предложения из литературных произведений)
Технология выполнения:
2.1. Прочитайте внимательно задание
2.2. Подумайте, что вы сможете сделать: придумать предложения с фразеологизмами или подобрать их из литературных произведений
2.3. Запишите эти предложения в тетрадь
Задание 3. К данным фразеологизмам подберите:
- синонимические пары: Во все лопатки; одного поля ягоды; хоть волком вой.
Например: со всех ног- сломя голову.
- антонимические пары: Слова не вытянешь; дать маху; воспрянуть духом
Например: куры не клюют- кот наплакал.
Технология выполнения:
3.1. Прочитайте внимательно задание
3.2. Повторите в теоретической части понятие понятия «синоним» и «антоним»
3.3. Выполните задания по образцу, используя фразеологический словарь
Задание 4. Найдите вторую часть фразеологизма и допишите его.
Голод не…; на сон…; дела давно минувших дней, преданье …; рождённый ползать…; рог…; свежо предание, да верится …; еле-еле душа…; плакать в…; сулить золотые…
Технология выполнения:
4.1. Прочитайте внимательно задание
4.2.Допишите фразеологизмы, используя фразеологический словарь.
Задание 5. Спишите, найдите фразеологизмы, подчеркните их как члены предложения.
А) Если я увижу из твоих слов, что ты употребишь их умно, и деньги принесут тебе явную прибыль,- я тебе не откажу и не возьму даже процентов. Но бросать денег на ветер я не стану. (Г.)
Б) С ранней молодости её держали в чёрном теле: работала она за двоих, а ласки никакой никогда не видала; одевали её плохо; жалованье она получила самое маленькое. (Т.)
В) Похвалил его отец:
«Ты, Данило, молодец!
Ты вот, так сказать, примерно,
Сослужил мне службу верно,
То есть, будучи при всем,
Не ударил в грязь лицом». (Ершов)
Технология выполнения:
5.1. Прочитайте внимательно задание
5.2.Повторите в теоретической части понятие «фразеологизм»
5.3.Обратите внимание в теории, каким членом в предложении является фразеологизм.
5.4.Не забудьте подчеркнуть их как члены предложения.
Вариант 2
Задание 1. Подберите синонимы к данным фразеологизмам, графически объясните орфограммы.
ОБРАЗЕЦ:Работать спустя рукАва (проверим рукАв- буква А под ударением в корне слова)- плохо.
Остаться на б..бах; наступить на б..льную мозоль; прийтись по сер..цу; без царя в голове; леч.. костьми; скрепя сердце; читать по глазам; открыть душу; водить за нос; зарубить на носу; попасть не(в)бровь , а в глаз; быть начеку.
Технология выполнения:
1.1. Прочитайте внимательно задание
1.2.Повторите в теоретической части понятия «фразеологизм»,«синоним»
1.3. Прочитайте фразеологизмы
1.4.Запишите в столбик каждый фразеологизм, вставляя пропущенные орфограммы в словах
1.5.Используйте правила на правописание орфограмм
1.6.Подчеркните пропущенные буквы.
1.7.Подберите синонимы к данным фразеологизмам
1.8.Используйте словарь фразеологизмов
Задание 2. Придумайте два предложения с фразеологизмами (или подберите такие предложения из литературных произведений)
Технология выполнения:
2.1. Прочитайте внимательно задание
2.2.Подумайте, что вы сможете сделать: придумать предложения с фразеологизмами или подобрать их из литературных произведений
2.3. Запишите эти предложения в тетрадь
Задание 3. К данным фразеологизмам подобрать:
- антонимические пары: Мухи не обидит; овладеть собой; воспрянуть духом.
Например:куры не клюют- кот наплакал.
- синонимические пары:Одного поля ягоды; Со всех ног; тёртый калач;
Например: во все лопатки- сломя голову.
Технология выполнения:
3.1. Прочитайте внимательно задание
3.2.Повторите в теоретической части понятие понятия «синоним» и «антоним»
3.3.Выполните задание по образцу, используя фразеологический словарь
Задание 4. Найдите вторую часть фразеологизма и допишите его.
Не в бровь…, как бельмо…, кисейная…, не видеть дальше…, проще пареной…, ни богу свечка…, два сапога…, буря в…, топтаться на…, кусать…, черепашьими…
Технология выполнения:
4.1.Прочитайте внимательно задание
4.2.Допишите фразеологизмы, используя фразеологический словарь.
Задание 5. Спишите, найдите фразеологизмы, подчеркните их как члены предложения.
А) Осетин-извозчик неутомимо погонял лошадей, чтоб успеть до ночи взобраться на Койшаурскую гору, и во всё горло распевал песни.(Л.)
Б) Степан…было хотел схватить Муму, но та ловко вывернулась из-под его пальцев и , подняв хвост, пустилась во все лопатки к Герасиму.(Т.)
В) С своей волчихою голодной
Выходит на дорогу волк;
Его почуя , конь дорожный,
Храпит – и путник осторожный
Несется в гору во весь дух. (Пушкин)
Технология выполнения:
5.1. Прочитайте внимательно задание
5.2.Повторите в теоретической части понятие «фразеологизм»
5.3.Обратите внимание в теории, каким членом в предложении является фразеологизм.
5.4.. Подчеркните их как члены предложения.
Контрольные вопросы
Как найти фразеологизм в тексте?
Каким членом предложения является фразеологизм в тексте?
Где могут быть использованы фразеологизмы?
В чём значение фразеологизмов в речи?
Форма отчетности: письменнаяработа, оформленная в тетради для практических работ
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 3 ( 2 часа)
Тема: Орфограммы в приставках и суффиксах слов.
Цель: обобщение и систематизация знаний и умений по орфографии
Задачи:
Научиться правильно писать орфограммы в приставках
Научиться правильно писать орфограммы суффиксах слов
Оборудование: МУ по выполнению практической работы, орфографические словари, раздаточный материал.
Формируемые компетенции:
ОК 01-09
Вариант 1
Задание 1. Разделите слова согласно правил правописания приставок пре-, при-.
Пре-
При-
Пр..норовиться, пр..данность, пр..ступить к делу, пр..кратить, пр..скорбное известие, пр..бывать в унынии, пр..годный к работе, пр..следовать зверя, злой-пр..злой, пр..знание заслуг, непр..рывный процесс, непр..касаемый, пр..зидиум.
Технология выполнения:
1.Прочитайте внимательно задание
2.Повторите правила правописания орфограмм в приставках пре - и при-
3.Вычертите таблицу и заполните её правильно
Задание 2. Спишите, где нужно вставьте удвоенную согласную.
3.3.Выпишите столбиком все слова, а рядом поясните (проверочное слово, запомнить, слово исключение, чередуется гласная, под ударением, в безударном положении, непроизносимая согласная, по глухости-звонкости согласных в приставках)
Вариант 2
Задание 1. Разделите слова согласно правил правописания приставок пре-, при-.
4.3.Произведите морфологический разбор всех союзов
Задание 5. Спишите, расставляя знаки препинания, и укажите междометия.
1.Ай ай ай какая интересная штука!
2.Ну ну …ступайте Кирилл Петрович!
Технология выполнения:
5.1.Прочитайте внимательно задание
5.2. Запишите предложения
5.3.Расставьте знаки препинания в них
5.4. Укажите в предложениях междометия
Контрольные вопросы:
Какиевы знаете служебные части речи?
Для чего служат служебные части речи?
Какие существуют правила на правописание служебных частей
речи?
Форма отчетности: работа, оформленная в тетради для практических работ
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 9 (2 часа)
Тема: Нормы построения словосочетаний
Цель: Обобщение и систематизация знаний и умений по теме «Словосочетание»; отработка умения определять виды и связи слов в словосочетаниях; закрепление навыков правописания.
Задачи:
Научиться правильно находить словосочетания в предложениях
Уметь распространять словосочетания.
Уметь определять виды связи в словосочетаниях.
Оборудование: МУ по выполнению практической работы, раздаточный материал.
Формируемые компетенции:
ОК 01-09
Вариант 1
Задание 1. Спишите словосочетания, распределяя их в три колонки.
3.5.Укажите, какими частями речи являются главные и зависимые слова.
Задание 4. Спишите, выпишите ВСЕ словосочетания и определите части речи и вид связи (образец в задании № 3).
В двух шагах от князя Андрея, подле лошади батальонного командира, негромко шлёпнулась граната.(По Л.Н.Толстому)
Технология выполнения:
4.1. Прочитайте внимательно задание
4.2.Запишите предложение
4.3.Выпишите из него все словосочетания
4.4.Определите вид связи в них
Задание 5. Замените несогласованные определения согласованными. С некоторыми словосочетаниями составьте предложения, объясните грамматические особенности определений (род, число, падеж).
Пример:существование без цели- бесцельное существование.
1) песни народа, листья дуба, шорохи леса, мундир офицера, власть Советов, знамя революции;
2) человек без сердца, произведение без идеи, животные без позвоночника, смерть без славы, пространство без воздуха;
Технология выполнения:
5.1.Прочитайте внимательно задание
5.2. Запишите все словосочетания в столбик
5.3. Образуйте от них словосочетание с видом связи согласование
5.4. Составьте с некоторыми из них предложения и запишите в тетрадь
Вариант 2
Задание 1. Спишите словосочетания, распределяя их в три колонки.
Согласование
Управление
Примыкание
Новое ш..ссе, ш..рох деревьев, стало свеж.., вскипяч..ное молоко, ноч..вка в лесу, очень хорошо, отвлеч..ный взгляд, ягоды кр..жовника, говорил увлеч..но, компьютер програ…миста.
Технология выполнения:
1.1.Прочитайте внимательно задание
1.2. Вычертите таблицу
1.3.Запишитесловосочетания по видам связи в каждую колонку
1.4. Правильно вставьте пропущенные буквы
Задание 2. Составьте и запишите словосочетания, подчиняя данным словамзависимые слова. Полученные словосочетания распространите.
Задание 3. Укажите, какими частями речи являются главные и зависимые слова. Определите вид связи.
ОБРАЗЕЦ: красный кирпич (прил.+ сущ.)- именное, согласование.
Приехал погостить, научили думать, этот карьер, дом напротив, кофе по-шахтёрски, изредка вздыхал, переднеприводный автомобиль, дизельное топливо, приходили поодиночке.
Технология выполнения:
3.1. Прочитайте внимательно задание
3.2. Выполните задание по образцу
3.3. Запишите словосочетания
3.4. Укажите, какими частями речи являются главные и зависимые слова
3.5. Определите вид связи в каждом словосочетании
Задание 4. Спишите, выпишите ВСЕ словосочетания и определите части речи и вид связи (образец в задании № 3).
Граната дымясь, вертелась между князем Андреем и лежащим адъютантом, на краю пашни и луга. (По Л.Н.Толстому)
Технология выполнения:
4.1. Прочитайте внимательно задание
4.2.Запишите предложение
4.3.Выпишите из него все словосочетания
4.4.Определите вид связи в них
Задание 5. Замените несогласованные определения согласованными. С некоторыми словосочетаниями составьте предложения, объясните грамматические особенности определений (род, число, падеж).
Пример:существование без цели- бесцельное существование.
1) яхта для прогулки, мебель для школы, бинокль для театра, посуда для кухни, оружие для наступления, бумага для упаковки, приборы для измерения;
2) броня из стали, набережная из гранита, пюре из яблок, котлеты из моркови, суп из овощей, куртка из замши, плиты из свинца.
Технология выполнения:
5.1.Прочитайте внимательно задание
5.2. Запишите все словосочетания в столбик
5.3.Образуйте от них словосочетание с видом связи согласование
5.4. Составьте с некоторыми из них предложения и запишите в тетрадь
Контрольные вопросы:
Какие виды согласований вы знаете?
Как определить их вид связи?
Форма отчетности: работа, оформленная в тетради для практических работ
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 10 (2 часа)
Тема: Односоставное и неполное предложение.
Цель: Обобщение и систематизация знаний и умений по теме «Предложение»; закрепление навыков правописания.
Задачи:
Научиться правильно находить односоставные предложения в текстах.
Научиться правильно находить неполные предложения в текстах.
Оборудование: МУ по выполнению практической работы, раздаточный материал.
Формируемые компетенции:
ОК 01-09
Вариант 1
Задание 1. Спишите текст. Укажите в тексте односоставные, нераспространенные или распространенные предложения.
Скворцы вывелись и улетели, и давно уже их место в скворечнике занято воробьями. Но до сих пор на ту же яблоню прилетает в хорошее росистое утро старый скворец и поет. Вот странно, - казалось бы, все уже кончено, самка давно вывела, детеныши выросли и улетели… Для чего же старый скворец прилетает каждое утро на яблоню, где прошла его весна, и поет?
Удивляюсь скворцу, и под песню его, косноязычную и смешную, сам в какой – то неясной надежде иногда тоже кое – что сочиняю. (По М. Пришвину.)
Технология выполнения:
1.1.Прочитайте внимательно задание
1.2.Спишите текст
1.3.Укажите в скобках односоставные, нераспространенные и распространенные предложения
Задание 2. Распространите предложения так, чтобы «оживить» данное описание. Выделите распространенные составы главных членов предложения и объясните их строение.
2.3.Распространите каждое предложение второстепенными членами предложения.
2.4.Подчеркните второстепенные члены предложения
Задание 3. Спишите примеры. Подчеркните все дополнения.
1. Здание треста было пониже здания школы. 2. Ты с этими ребятами связи не теряй. 3. Валя ничего больше не добавила к характеристике Сережки Тюленина. 4. Филипп Петрович так и не разрешил жене и дочери остаться вместе с ним. 5. Сережка нащупал одну из бутылок, крепко сжал ее за горлышко. 6. Олег своими большими руками схватил и крепко сжал узкую руку Земнухова. 7. Любка предложила солдату взять воды в балке.(А. Фадеев)
Технология выполнения:
3.1. Прочитайте внимательно задание
2.2.Спишите предложения
3.3.Найдите все дополнения и подчеркните их
Задание 4. Спишите предложения, определите вид односоставных предложений.
1.Жалко жизни!(А.Твардовский) 2. Барин, не прикажешь ли воротиться?(А.С.Пушкин) 3. Дай ему мой заячий тулуп (А.С.Пушкин) 4.За службу награждают, на удар отвечают(пословица) 5. В юности часто стремятся кому-нибудь подражать.(А.Фадеев) 6. Землетрясением разрушило город. 7. Вулканическим пеплом засыпало несколько деревень. 8. Большой волной накрыло шлюпку.
Технология выполнения:
4.1.Прочитайте внимательно задание
4.2.Запишите предложения
4.3.Определите вид односоставных предложений, укажите в скобках.
Вариант 2
Задание 1. Спишите текст. Укажите в тексте односоставные, нераспространенные или распространенные предложения.
В лесу тепло. Зеленеет трава – такая яркая среди серых кустов. Какие тропинки! Какая задумчивость, тишина! Кукушка начала куковать первого мая и теперь осмелела. Бормочет тетерев на вечерней заре. Звезды, как вербочки, распухают в прозрачных облаках. В темноте белеют березки. Растут сморчки. Осины выбросили свои серые червячки. Весенний ручей запоздал, не успел совсем сбежать и теперь струится по зеленой траве, и в ручей падает сок из поломанной ветки березы. (По М.Пришвину)
Технология выполнения:
1.1.Прочитайте внимательно задание
1.2.Спишите текст
1.3.Укажите в скобках односоставные, нераспространенные и распространенные предложения
Задание 2.Распространите предложения так, чтобы «оживить» данное описание. Выделите распространенные составы главных членов предложения и объясните их строение.
Начинались сумерки. Было тепло. Ребята играли. Стоит декабрь. Падали снежинки. Машины двигались. Ехал автобус. Люди стояли. Раздался визг. Все оглянулись. Было страшно. Прохожие останавливались. Светил фонарь. Летели хлопья снега..
Технология выполнения:
2.1.Прочитайте внимательно задание
2.2.Прочитайте текст
2.3.Распространите каждое предложение
2.4.Подчеркните второстепенные члены предложения
Задание 3.Спишите примеры. Подчеркните все дополнения.
1. Необыкновенная чистота ее мышления поразило Ивана Федоровича. 2. У Любки завязались отношения с немецким интендантским полковником и его адъютантом. 3.Население должно было узнать о существовании «Молодой гвардии». 4. Олег разработал очень несложный план распространения листовок среди бела дня . 5. Олег оживился, вспоминая все обстоятельства дела. 6. Девочка, похожая на гриб – боровик, относилась к Любке с величайшим презрением. 7. Из окна им видна была вся Садовая улица.
Технология выполнения:
3.1. Прочитайте внимательно задание
3.2.Спишите предложения
3.3.Найдите все дополнения и подчеркните их
Задание 4. Спишите предложения, определите вид односоставных предложений.
1.Приветствую тебя, пустынный уголок…(А.С.Пушкин) 2. Не хотите ли чаю? (А.С.Пушкин) 3. Не гляди же с тоской на дорогу…(Н.А.Некрасов) 4. Не спеши языком, торопись делом (пословица) 5. На чужой стороне и сокола зовут вороною (пословица) 6. Грохотало на земле и на небе. 7. Водой затопило низкие берега.8. Северным сиянием озарило необъятный снежный простор.
Технология выполнения:
4.1.Прочитайте внимательно задание
4.2.Запишите предложения
4.3.Определите вид односоставных предложений, укажите в скобках.
Контрольные вопросы:
Какие виды односоставных предложений вы знаете?
Какие предложения называются неполными?
Форма отчетности: работа, оформленная в тетради для практических работ
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 11 (2 часа)
Тема: Способы передачи чужой речи.
Цель: Обобщение и систематизация знаний и умений по теме «Чужая речь. Цитирование»; закрепление навыков правописания.
Задачи:
Научиться способам передачи чужой речи
Научиться правильно расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью.
Оборудование: МУ по выполнению практической работы, раздаточный материал.
Формируемые компетенции:
ОК 01-09
Вариант 1
Задание 1. Спишите предложения, расставляя знаки препинания. В предложениях 1-3 замените прямую речь косвенной.
Образец:Главный механик спросил: «Олег Юрьевич, Вы сегодня закончите отгрузку угля?» - Главный механик спросил Олега Юрьевича, закончит ли он сегодня отгрузку угля.
1. Пешком пойдём сказал Каширин когда они вышли на улицу. Времени впереди ещё много.2. Я там нагрубила им сказала Таня с виноватой улыбкой. Чуть оружие не применила. 3. Что с тобой спросил усатый старший лейтенант. 4. Ты что в самом деле на рассвете в полки поедешь спросил Бережной Серпилина. 5. А где ваш товарищ спросил Синцов у Гурского. 6. Спрашиваю Ты чего не умываешься. А он говорит А я думал на войне не умываются. 7. У тебя всё спросил Серпилин когда сын наконец замолчал. 8. Думаю вам и побольше батальона дадут сказал Синцов. (По К. Симонову)
Технология выполнения:
1.1.Прочитайте внимательно задание
1.2.Спишите текст
1.3.Расставьте знаки препинания в предложениях
1.4.Замените в указанных предложениях (№№ 1,2,3) прямую речь на косвенную ( по образцу).
Задание 2.Составьте предложения согласно схемам, используя профессиональную терминологию.
1. «П», - а.
2. «П, -а, -п».
3. А: «П», -а.
Технология выполнения:
2.1.Прочитайте внимательно задание
2.2.Рассмотрите схемы
2.3.Подберите профессиональные термины
2.4.Составьте с ними предложения по указанным схемам и запишите их.
Задание 3. Расставьте знаки препинания.
1.Язык отмечал Чехов должен быть прост и изящен.
2. Вся Россия наш сад говорит Чехов устами своего народа.
3. Беспредельна любовь Сергея Есенина к Родине
О Русь малиновое поле
И синь упавшая в реку-
Люблю до радости и боли
Твою озёрную тоску.
Технология выполнения:
3.1. Прочитайте внимательно задание
3.2.Спишите предложения с прямой речью
3.3.Расставьте в них правильно знаки препинания
Вариант 2
Задание 1. Спишите предложения, расставляя знаки препинания. В предложениях 1-3 замените прямую речь косвенной.
Образец:Главный механик спросил: «Олег Юрьевич, Вы сегодня закончите отгрузку угля?» - Главный механик спросил Олега Юрьевича, закончит ли он сегодня отгрузку угля.
1.Курс лечения мне необходим заметил Николай Артемьевич у меня печень не в порядке. 2. Я тебя не понимаю проговорил Берсенёв.3. Мне совестно шепнула Елена. 4. Я никакого известия не получал возразил Инсаров но по моим соображениям мне нельзя здесь оставаться. 7. Лучше не ходи за мной проворчал он и равнодушно добавил прощай. 5. Мне незачем хитрить промолвила она да я посещала этот дом. 6 Мне было тяжело с моими товарищами прибавил он понизив голос.(И. С. Тургенев)
Технология выполнения:
1.1.Прочитайте внимательно задание
1.2.Спишите текст
1.3.Расставьте знаки препинания в предложениях
1.4. Замените в указанных предложениях (№№ 1,2,3) прямую речь на косвенную ( по образцу).
Задание 2. Составьте предложения согласно схемам, используя профессиональную терминологию.
1. А: «П».
2. «П,-а.-П».
3. А: «П», -а.
Технология выполнения:
2.1.Прочитайте внимательно задание
2.2.Рассмотрите схемы
2.3. Подберите профессиональные термины
2.4. Составьте с ними предложения по указанным схемам .
2.5. Запишите схемы по одной и рядом составленные предложения.
Задание 3. Расставьте знаки препинания.
1. М.Горький писал пусть сильнее грянет буря!
2. Я радуюсь маршу которым идём в работу и в сраженья утверждал В.В.Маяковский.
3.Горький гордится русским народом создавшим ( прекрасную литературу удивительную живопись и оригинальную музыку которая восхищает весь мир).
Технология выполнения:
3.1. Прочитайте внимательно задание
2.2.Спишите предложения с прямой речью
3.3. Расставьте в них правильно знаки препинания
Контрольные вопросы:
Какие виды согласований вы знаете?
Как определить их вид связи?
Форма отчетности: работа, оформленная в тетради для практических работ
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 12 (2 часа)
Тема: Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.
Цель: Обобщение и систематизация знаний и умений по теме «Сложноподчинённое предложение»; закрепление навыков правописания.
Задачи:
1.Научиться правильно расставлять знаки препинания в сложноподчиненном предложении.
Научиться правильно определять вид придаточного предложения.
Оборудование: МУ по выполнению практической работы, раздаточный материал.
Формируемые компетенции:
ОК 01-09
Вариант 1
Задание 1. Спишите, определите вид придаточного предложения. Расставьте знаки препинания.
1.Когда человек утомлён и хочет спать то ему кажется что то же самое состояние переживает и природа. 2. Важно было то что его никто не заметил. 3. Я хочу чтоб пурга и ненастье не закрыли небес голубых. 4. Гуляли мы до тех пор пока в окнах дач не стали гаснуть отражения звёзд. 5. Я выехал из города с мыслью о том что скоро вернусь.
Технология выполнения:
1.1.Прочитайте внимательно задание
1.2.Спишите предложения
1.3.Определите и запишите вид придаточного предложения в них
1.3.Расставьте правильно знаки препинания
Задание 2. Спишите. Расставьте знаки препинания, объясните свой выбор.
1. В комнате послышались восклицания хохот звяканье кружек. (А.Фадеев) 2. Его ловкое юркое щуплое тело скользнуло во тьму.(А.Фадеев).3. Гаврила хотел было что-то возразить да сжал губы.(И.Тургенев). 4. В течение многих дней через Краснодон двигались главные силы немецкого войска танковые части пехота на машинах тяжёлые пушки и гаубицы части связи обозы санитарные и сапёрные части.(А.Фадеев).5. Довольный праздничным обедом сосед сопит перед соседом (А.С.Пушкин) 6. Серёжка смутно различал силуэт фигуры перегнувшийся через подоконник.(А.Фадеев)
Технология выполнения:
2.1.Прочитайте внимательно задание
2.2. Спишите предложения
2.3. Расставьте в них правильно знаки препинания
2.4. Объясните графически выбор знаков препинания в каждом предложении
Вариант 2
Задание 1. Спишите, определите вид придаточного предложения. Расставьте знаки препинания.
1. Нельзя жить только сегодняшним ибо оно чаще всего незаконченное вчерашнее. 2. Прежде всего ритм прозы требует такой расстановки слов чтобы фраза воспринималась без напряжения вся сразу. 3. С некоторых пор Чайковскому стало казаться что дом с утра ждёт когда композитор напившись кофе сядет за рояль. 4. Они понимали насколько все эти дела будничные. 5. А бывают случаи когда книга мирно лежащая у нас на полке постепенно теряет своё обаяние.
Технология выполнения:
1.1.Прочитайте внимательно задание
1.2.Спишите предложения
1.3.Определите и запишите вид придаточного предложения в них
1.3.Расставьте правильно знаки препинания
Задание 2. Спишите. Расставьте знаки препинания, объясните свой выбор.
1. Стол был завален грязной посудой завален бараньими и куриными костями огрызками зелени корками хлеба. (А.Фадеев)3. Послышались приглушённая немецкая команда бряцанье оружия стук каблуков о землю.(А. Фадеев).3. В голосе Якова была и неподдельная глубокая страсть и молодая сила и какая-то грустная скорбь.(И.С.Тургенев) 4. На земле на кустах и деревьях на лицах людей на ружьях и разбросанных по траве стреляных гильзах на всём лежал этот странный меркнущий свет. 5. Берёзы окружавшие площадку сразу выдвинулись вперёд.(А.И.Куприн).6. Здание треста погружённое во тьму и сон смутно вырисовывалось перед ним.(А.Фадеев)
Технология выполнения:
2.1.Прочитайте внимательно задание
2.2. Спишите предложения
2.3. Расставьте в них правильно знаки препинания
2.4. Объясните графически выбор знаков препинания в каждом предложении
Контрольные вопросы:
Какое предложение называется СПП?
Как называются части СПП?
Какие виды придаточных предложений в СПП?
Какие союзы и союзные слова связывают части СПП?
Какие знаки препинания ставятся перед этими союзами?
Форма отчетности: работа, оформленная в тетради для практических работ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Основные источники:
Русский язык: практикум для СПО / Л.И.Новикова , Н.Ю. Соловьева, У.Н. Фысина. - Москва : РГУП, 2017. - 256 с. - ISBN 978-5-93916-586-0 - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1006893 (дата обращения: 05.06.2020)
Кузнецова, Н.В. Русский язык и культура речи : учебник / Н.В. Кузнецова. — 3-е изд. - Москва : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2018. - 368 с. - (Среднее профессиональное образование). - ISBN 978-5-16-102208-5 (ИНФРА-М, online). - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/document?id=329160 (дата обращения: 05.06.2020)
Дополнительные источники: Введенская, Л.А. Русский язык и культура речи : учебное пособие / Л.А. Введенская. - Ростов н \ Д : Феникс, 2016. - 380 с. – ISBN 978-5-222-26476-8. – Текст : непосредственный.
Интернет-ресурсы:
Справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ – русский язык для всех : сайт. – 2000 – 2020. – URL: www.gramota.ru (дата обращения 29.05.2020). – Текст : электронный.