Программа по подготовке к региональным экзаменам в 8 классах на 2016 - 2017 уч.г. Актуальность проблемы Региональный экзамен проводится в целях дальнейшего формирования региональной системы оценки качества образования, систематизации и обобщения знаний обучающихся, повышения ответственности обучающихся и педагогов за результаты своего труда, а также в целях подготовки к государственной (итоговой) аттестации.
Цель: повышение качества образования. Педагогические задачи: • создание и систематизация банка нормативно-правовых документов по проведению регионального экзамена; • совершенствование системы подготовки учащихся к региональному экзамену; • создание психолого-консультационной службы для оказания психологической помощи учащимся; • организация системы разноуровневого обучения и обобщающего повторения материала; • отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствуют более качественной подготовке учащихся для успешной сдачи экзамена; • осуществление индивидуализации обучения; • работа с банком тренировочных материалов по русскому языку и математике. Данная программа включает план подготовки к региональным экзаменам и включает в себя: • организационные вопросы; • работу с педагогическим коллективом; • работу с родителями; • работу с учащимися. Направления реализации программы: 1. Организационно-информационное: Цель: создать банк информации по проблеме.
2. Методическое: Цель: мобилизовать и мотивировать педагогов на подготовку учащихся к успешной сдаче регионального экзамена, совершенствовать педагогическое мастерство учителей.
3. Контроль, анализ, регулирование Цель: выявление проблем в ходе подготовки к региональным экзаменам и их ликвидация. Можно выделить следующие составляющие готовности учащихся к сдаче региональных экзаменов: • информационная готовность (знания о правилах поведения на экзамене, правилах заполнения бланков); • предметная готовность (качество подготовки по определенному предмету, умение выполнять задания экзаменационной работы); • психологическая готовность (внутренняя настроенность на определенное поведение, ориентированность на целесообразные действия, актуализация и использование возможностей личности для успешных действий в ситуации сдачи экзамена). Все направления плана подготовки к региональным экзаменам взаимосвязаны, работа по ним осуществляется в несколько этапов: • 1-й этап – организационный (август-сентябрь); • 2-й этап – информационный (октябрь-январь); • 3-й этап – практический (октябрь-май); • 4-й этап – психологическая подготовка к экзаменам (ноябрь-май); • 5-й этап – аналитический (июнь-сентябрь). Этапы реализации программы: Организационный этап 1. Анализ результатов за прошлый учебный год. 2. Включение в планы работы НК вопросов, касающихся подготовки к региональным экзаменам. Информационный этап В своей деятельности по подготовке и проведению региональных экзаменов администрация и педагогический коллектив руководствуются нормативно-распорядительными документами регионального и муниципального уровней. Данные документы систематизируются и оформляются в папки по уровням прохождения информации. Папки пополняются по мере поступления документов. Все нормативно-распорядительные документы рассматриваются в течение года на совещаниях различного уровня.
Содержание информационной работы с педагогами. 1. На административных совещаниях изучаются нормативно-правовые документы различных уровней по организации и проведению региональных экзаменов; 2. На заседаниях НК анализируются инструктивно-методические письма по итогам региональных экзаменов прошлого года и учитываются рекомендации по подготовке в текущем году; 3. Проводятся педагогические советы по вопросам подготовки к региональным экзаменам; 4. Учителя направляются на проблемные семинары и курсы.
Содержание информационной работы с родителями учащихся. При организации работы с родителями учащихся приоритетным направлением является обеспечение их информацией о процедуре проведения регионального экзамена. С этой целью организуются родительские собрания, оформляются информационные стенды, уголки в кабинетах, на сайте ОУ размещается раздел по подготовке к региональным экзаменам.
Содержание информационной работы с учащимися: 1. Инструктажи учащихся: • правила поведения на экзамене; • правила заполнения бланков. 2. Оформление информационного стенда для учащихся. 3. Подготовки папки с материалами по региональным экзаменам (нормативные документы, инструкции, демоверсии экзаменационных работ).
Практический этап Данный этап включает в себя работу учителей-предметников по подготовке учащихся к экзаменам: • знакомство учащихся с процедурой проведения экзамена; • знакомство учащихся со структурой и содержанием экзаменационной работы; • знакомство учащихся с кодификатором элементов и требований к уровню подготовки обучающихся по предметам; • работа с демоверсиями; • индивидуализация процесса обучения (разноуровневое обучение); • обучение учащихся заполнению бланков; • проведение пробных экзаменов; • развитие навыков самоанализа и самоконтроля.
Организация разноуровневого обучения В начале года проводятся диагностические работы, в ходе которых выявляются разноуровневые группы учащихся. 1. Группа «риска» - учащиеся, которые могут не набрать минимальное количество баллов, подтверждающие освоение основных общеобразовательных программ среднего (полного) общего образования. 2. Группа «слабоуспевающих» – учащиеся, которые при добросовестном отношении могут набрать минимальное количество баллов, подтверждающее освоение основных общеобразовательных программ среднего (полного) общего образования. 3. Группа «сильных» – учащиеся претенденты на получение высоких баллов.
Учитывая степень обученности и мотивацию к учению каждой группы учащихся, учителя-предметники планируют свою работу по подготовке к экзаменам как в урочное, так и во внеурочное время. Для слабоуспевающих учащихся организуются бесплатные дополнительные занятия по предметам. Подготовка учащихся «группы риска» находится на персональном административном контроле. Для учащихся «группы риска» учителя составляют индивидуальные планы. Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, учителя дают слабоуспевающему ученику посильные индивидуальные задания. Самостоятельная работа обучающего характера для разных групп проводится на различных этапах урока: пока группа «сильных» учащихся выполняет задания повышенного уровня, с остальными учениками разбираются задания базового уровня; во второй части урока слабоуспевающие учащиеся работают самостоятельно, в то время как с сильными учениками рассматриваются и анализируются выполненные задания. Вся работа по подготовке учащихся к экзаменам отслеживается администрацией учреждения. В рамках внутришкольного мониторинга качества образования в течение года ставятся на контроль вопросы подготовки к региональным экзаменам.
Формы подготовки: 1. Использование Интернет-технологий и предоставление возможности выпускникам работать с образовательными сайтами: ege.edu.ru, ed.gov.ru, rustest.ru, (выпускник может получить полную информацию о проведении регионального экзамена и протестировать себя, воспользовавшись интерактивным тестом). 2. Приобретение сборников с тренировочными КИМами. 3. Участие в репетиционных работах и экзаменах. 4. Изменение в методах преподавания: • переход на блочно-модульную систему подготовки; • раннее начало подготовки к ГИА и ЕГЭ: с 3,4,5 класса; • регулярный внутренний контроль знаний (в том числе сдача зачётов в формате ЕГЭ); • организация помощи сильных учеников слабым; 5. Использование дополнительных возможностей: • кружки, • консультации.
Психологическая подготовка к экзаменам Формы проведения занятий с психологом разнообразны: групповые дискуссии, игровые и медиативные техники, анкетирование, мини-лекции, творческие работы, устные или письменные размышления по предложенным темам. Содержание занятий ориентировано на рассмотрение следующих вопросов: • как подготовиться к экзаменам; • поведение на экзамене; • способы снятия нервно-психического напряжения; • как противостоять стрессу. Работа проводится как со всем классным коллективом, так и индивидуально.
Аналитический этап Данный этап посвящен сравнительному анализу итогов региональных экзаменов: • средний балл по предмету в сравнительной характеристике по учреждению, району, региону; • мониторинг успеваемости и качества обученности в сравнительной характеристике за 2 года.
Ожидаемые результаты: 1. Систематизация и обобщение знаний обучающихся. 2. Повышения ответственности обучающихся и педагогов за результаты своего труда. 3. Подготовка к итоговой аттестации. |