kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методические рекомендации для работы над сочинением на ЕГЭ по русскому языку

Нажмите, чтобы узнать подробности

 МАОУ СОШ № 17 г. Липецк

Учитель: Беллаш Елена Владимировна

Предмет: русский язык

Класс: 11 – общеобразовательный

Программно-методическое обеспечение: планирование составлено на основе авторского планирования Н.Г.Гольцовой,  И.В.Шамшина

Учебник: «Русский язык 10-11 классы. М.: Русское слово, 2011.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РАБОТЫ НАД СОЧИНЕНИЕМ  НА ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.

РАБОТА НАД ПРОБЛЕМАТИКОЙ ТЕКСТА ПРИ НАПИСАНИИ СОЧИНЕНИЯ НА ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.

Творческая часть ЕГЭ по русскому языку (сочинение) призвана проверить и объективно оценить коммуникативную компетентность выпускников. Это самый сложный вид работы, всегда вызывающий большое количество вопросов не только у ученика, но и у учителя. Готовя ребят к написанию сочинения, необходимо помнить, что ключевыми понятиями для успешного выполнения задания части С являются проблема текста, комментарий к проблеме, авторская позиция, аргументация. И нетрудно заметить, что возглавляет список проблема текста. Невнимательное чтение, неправильная формулировка проблемы исходного текста может свести всю работу выпускника к нулю. Поэтому очень важно правильно построить занятия по подготовке будущих выпускников к выполнению этой части ЕГЭ по русскому языку.
Можно выделить следующие этапы работы по подготовке старшеклассников к написанию сочинения:
1. ознакомление учащихся с требованиями к сочинению и критериями его проверки;
2. поэтапный разбор каждого критерия:
а) проблема текста, виды проблем, приёмы выделения проблем текста, способы формулирования проблемы;
б) комментарий, виды комментария, способ оформления;
в) выявление позиции автора и способы её оформления;
г) аргументация собственной позиции, виды аргументов;
3. работа над композицией сочинения;
4. написание и проверка сочинения по разработанным критериям оценивания.
Итак, остановимся на проблеме исходного текста (К1). Ключевыми вопросами занятия становится следующие:
• Что такое проблема?
• Как выявить проблему текста?
• Как сформулировать проблему текста?
Что же такое проблема текста? Обратившись к толковым словарям, получаем ответ на первый вопрос.
Проблема – это сложный практический или теоретический вопрос, требующий решения, исследования, например: проблема сохранения окружающей среды, проблема смысла жизни, проблема связи языка и мышления и т.п.
Такие вопросы могут затрагивать разные стороны бытия: устройство мироздания, жизнь природы или общества, внутренний мир человека и многое другое. Проблемой может быть некоторое противоречие, конфликт между группами людей, их взглядами на жизнь, как, например, проблема «отцов» и «детей».
Выявление проблематики исходного текста – важнейший этап работы над сочинением, поскольку выбор проблемы определяет структуру сочинения, намечает логику развития мысли.
Выделяют различные категории (виды) проблем:

  1. Проблема взаимоотношений человека и общества (общество подавляет человека, человек чувствует себя лишним в обществе). Личность и общество (близко к проблеме внутренней свободы личности).
  2. Проблема милосердия, сострадания.
  3. Проблема воспитания (роль учителя в воспитании (становлении) характера ребёнка).
  4. Проблема памяти (историческая память, память поколений).
  5. Проблема судьбы (человек и судьба).
  6. Проблема войны (противоестественность войны).
  7. Проблема постижения мира в разные периоды жизни (ребёнок-подросток-взрослый).
  8. Проблема (способа) познания мира (различие чувственного и рационального способов познания).
  9. Проблема социальной несправедливости.
  10.  Проблема подвижничества, праведничества.
  11.  Проблема разрушения человека под влиянием низких страстей (проблема скупости, зависти и т.д.). Проблема «ложных» ценностей.
  12.  Проблема сохранения чистоты языка (засорения языка).
  13.  Проблема поиска смысла жизни.
  14.  Проблема влияния книги на человека.
  15.  Проблема противостояния человека судьбе, старости, смерти (титанизм). В чём состоит величие человека?
  16.  Проблема взаимоотношения «отцов и детей» (старшего и младшего поколений).
  17.  Проблема отношения человека к природе (человек и природа). Попытка изменить природу, естественный ход жизни.
  18.  Проблема нравственного выбора.
  19.  Проблема равнодушия, душевной чёрствости.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации для работы над сочинением на ЕГЭ по русскому языку »

МАОУ СОШ № 17 г. Липецк

Учитель: Беллаш Елена Владимировна

Предмет: русский язык

Класс: 11 – общеобразовательный

Программно-методическое обеспечение: планирование составлено на основе авторского планирования Н.Г.Гольцовой, И.В.Шамшина

Учебник: «Русский язык 10-11 классы. М.: Русское слово, 2011.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РАБОТЫ НАД ЧАСТЬЮ С

( СОЧИНЕНИЕ) НА ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.

РАБОТА НАД ПРОБЛЕМАТИКОЙ ТЕКСТА ПРИ НАПИСАНИИ СОЧИНЕНИЯ НА ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.

Творческая часть ЕГЭ по русскому языку (сочинение) призвана проверить и объективно оценить коммуникативную компетентность выпускников. Это самый сложный вид работы, всегда вызывающий большое количество вопросов не только у ученика, но и у учителя. Готовя ребят к написанию сочинения, необходимо помнить, что ключевыми понятиями для успешного выполнения задания части С являются проблема текста, комментарий к проблеме, авторская позиция, аргументация. И нетрудно заметить, что возглавляет список проблема текста. Невнимательное чтение, неправильная формулировка проблемы исходного текста может свести всю работу выпускника к нулю. Поэтому очень важно правильно построить занятия по подготовке будущих выпускников к выполнению этой части ЕГЭ по русскому языку.
Можно выделить следующие этапы работы по подготовке старшеклассников к написанию сочинения:
1. ознакомление учащихся с требованиями к сочинению и критериями его проверки;
2. поэтапный разбор каждого критерия:
а) проблема текста, виды проблем, приёмы выделения проблем текста, способы формулирования проблемы;
б) комментарий, виды комментария, способ оформления;
в) выявление позиции автора и способы её оформления;
г) аргументация собственной позиции, виды аргументов;
3. работа над композицией сочинения;
4. написание и проверка сочинения по разработанным критериям оценивания.
Итак, остановимся на проблеме исходного текста (К1). Ключевыми вопросами занятия становится следующие:
• Что такое проблема?
• Как выявить проблему текста?
• Как сформулировать проблему текста?
Что же такое проблема текста? Обратившись к толковым словарям, получаем ответ на первый вопрос.
Проблема – это сложный практический или теоретический вопрос, требующий решения, исследования, например: проблема сохранения окружающей среды, проблема смысла жизни, проблема связи языка и мышления и т.п.
Такие вопросы могут затрагивать разные стороны бытия: устройство мироздания, жизнь природы или общества, внутренний мир человека и многое другое. Проблемой может быть некоторое противоречие, конфликт между группами людей, их взглядами на жизнь, как, например, проблема «отцов» и «детей».
Выявление проблематики исходного текста – важнейший этап работы над сочинением, поскольку выбор проблемы определяет структуру сочинения, намечает логику развития мысли.
Выделяют различные категории (виды) проблем:

  1. Проблема взаимоотношений человека и общества (общество подавляет человека, человек чувствует себя лишним в обществе). Личность и общество (близко к проблеме внутренней свободы личности).

  2. Проблема милосердия, сострадания.

  3. Проблема воспитания (роль учителя в воспитании (становлении) характера ребёнка).

  4. Проблема памяти (историческая память, память поколений).

  5. Проблема судьбы (человек и судьба).

  6. Проблема войны (противоестественность войны).

  7. Проблема постижения мира в разные периоды жизни (ребёнок-подросток-взрослый).

  8. Проблема (способа) познания мира (различие чувственного и рационального способов познания).

  9. Проблема социальной несправедливости.

  10. Проблема подвижничества, праведничества.

  11. Проблема разрушения человека под влиянием низких страстей (проблема скупости, зависти и т.д.). Проблема «ложных» ценностей.

  12. Проблема сохранения чистоты языка (засорения языка).

  13. Проблема поиска смысла жизни.

  14. Проблема влияния книги на человека.

  15. Проблема противостояния человека судьбе, старости, смерти (титанизм). В чём состоит величие человека?

  16. Проблема взаимоотношения «отцов и детей» (старшего и младшего поколений).

  17. Проблема отношения человека к природе (человек и природа). Попытка изменить природу, естественный ход жизни.

  18. Проблема нравственного выбора.

  19. Проблема равнодушия, душевной чёрствости.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Методические рекомендации для работы над сочинением на ЕГЭ по русскому языку

Автор: Беллаш Елена Владимировна

Дата: 22.12.2014

Номер свидетельства: 146900

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Система подготовки к ГИА по русскому языку "
    ["seo_title"] => string(45) "sistiema-podghotovki-k-gia-po-russkomu-iazyku"
    ["file_id"] => string(6) "194461"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427782894"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(268) "Описание опыта работы по теме: "Работа с текстом как средство формирования коммуникативной компетентности на уроках русского языка и литературы" "
    ["seo_title"] => string(153) "opisaniie-opyta-raboty-po-tiemie-rabota-s-tiekstom-kak-sriedstvo-formirovaniia-kommunikativnoi-kompietientnosti-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "215391"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1432661652"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "Презентация. Диалог с Д.С. Лихачёвым. "
    ["seo_title"] => string(42) "priezientatsiia-dialogh-s-d-s-likhachiovym"
    ["file_id"] => string(6) "186779"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1426418888"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Программа кружка " В мире литературы" "
    ["seo_title"] => string(38) "proghramma-kruzhka-v-mirie-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "187432"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1426515346"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства