Педагогические технологии обучения русскому языку и литературе в современном образовательном пространстве
Педагогические технологии обучения русскому языку и литературе в современном образовательном пространстве
В данной статье рассмотрены аспекты построения УВП с учётом требований современности, в частности новые педагогические технологии, такие, как: технология развития критического мышления, личностно ориентированные технологии, метод проектов, набирающий популярность в настоящую эпоху.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Педагогические технологии обучения русскому языку и литературе в современном образовательном пространстве»
Бакулина Ю.Б.,
учитель МБОУ СОШ № 66 г. о. Самара,
кандидат филологических наук
Современные педагогические технологии
(статья готовится к печати в издании журнала «Молодой учёный»)
В настоящей статье речь пойдёт о важности использования в учебно-воспитательном процессе новых педагогических технологий. Их применение способствует расширению кругозора ученика увеличению процента его самостоятельности активизации его познавательной деятельности.
Не стоит спорить, что урок – это открытие истины, которое ведёт к духовному обогащению каждого участника образовательного процесса.
Урок – это часть жизни ребёнка, и проживание этой части должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры. Высшей ценностью на уроке является человек познающий.
Все эти принципы лежат в основе современных образовательных технологий. В своей деятельности я использую разные педагогические технологии современности: технологию развития критического мышления, развивающие технологии, метод проектов, игровые технологии. Охарактеризуем их кратко.
Технологии развивающего обучения
В процессе использования подобных технологий акцент делается на развитие индивидуальных познавательных способностей каждого ребёнка с учётом его индивидуального опыта. Таким образом, возникает совместный диалог учителя и ученика, направленный на конструирование программной деятельности. Особое внимание уделяется отбору учебного материала, в результате изучения которого ученик должен не только расширить свой кругозор, но и преобразовать свой опыт.
Учащийся свободно выбирает элементы учебно-воспитательного процесса, необходимые ему, познаёт самого себя, реализует свои творческие потенции, а учитель выступает в роли друга, помощника, советчика.
Технология проектного обучения
Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников, учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, навыки работы в различных группах; развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения); развивают системное мышление.
Этапы работы над проектом:
включение ребенка в данную систему деятельности,
создание информационно-эмоционального поля,
выбор проблемы,
актуальность, сбор информации
разработка гипотезы,
цель проекта и его гипотеза предопределяют задачи,
планирование
– определить источники информации (архивы, музеи, встречи с очевидцами событий),
– составить список литературы;
– обработать информацию (работа с документами, оформление интервью);
– определить форму представления результатов;
– определить обязанности и объём работы, если это групповой проект,
8. сбор и анализ информации,
9. оформление,
10. защита проекта.
Игровые технологии
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
Игра используется для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления материала, развития творческих способностей, формирования общеучебных умений, дает возможность учащимся понять и изучить учебный материал. Различают следующие типы игровых технологий:
– имитационные игры,
– операционные игры,
– исполнение ролей,
– «деловой театр».
Выводы. Принцип творчества, который лежит в основе образовательных технологий, должен реализоваться в полной мере в современной школе.
Технология развития критического мышления
Эта технология призвана обеспечивать развитие критического мышления учеников через процесс познавательной деятельности. В контексте образования ученик должен выработать своё мнение, свою позицию по всем разделам учебной дисциплины.
Основными методическими приёмами выступают здесь сюжетные таблицы, вопросы (простые, уточняющие, интерпретирующие, оценочные, творческие, практические), кластеры (подбор ассоциаций, слов, рисунков, идей к ключевому слову), таблица «ЗНАЮ – ХОЧУ УЗНАТЬ – УЗНАЛ», чтение с «пометами на полях».
Развитие критического мышления приводит к формированию взаимоуважения, понимания позиций других людей, продуктивного взаимодействия между учениками, учениками и учителями.
Как на своих уроках я использую элементы новых педагогических технологий на уроках русского языка и литературы?
Тип технологии
Форма использования
Результат
Метод проектов
Создание сценария литературного произведения, проекта, презентации, рисунка к литературному произведению
Успешные выступления учеников на конференциях (копии дипломов и грамот прилагаются), конкурсах по русскому языку и литературе
Технология развития критического мышления
Кластер, эвристическая беседа, чтение с «пометами на полях», сюжетные таблицы
Успешные выступления учеников на конференциях (копии дипломов и грамот прилагаются), конкурсах
Игровые технологии
Ролевые игры, «деловой театр», пресс-конференции
Создание моими учениками постановок литературных произведений или отрывков из них
Технология развивающего обучения
Практическая работа, литературно-музыкальная композиция, создание музыкальной шкатулки к урокам русского языка и литературы
Конкурсы музыкальных шкатулок среди моих учащихся, литературно-музыкальных композиций