Технология критического мышления на уроках русского языка
Технология критического мышления на уроках русского языка
~~1.Пояснительная записка
Новые федеральные государственные образовательные стандарты вводят в профессиональное поле школьного учителя такие принципиально новые для него понятия как «надпредметность», «интеграция содержания различных образовательных областей», «проектирование рабочих программ, уроков и воспитательных мероприятий», «универсальные учебные действия», «целеполагание», «авторская технология урока», «мониторинг предметных результатов» и многие другие. Педагог – ключевая фигура реформирования образования. «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя» (К.Д. Ушинский). В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу. Обретение этих ценных качеств невозможно без расширения пространства педагогического творчества.
Повышение качества обучения школьников является одной из самых актуальных проблем педагогики и методики сегодня. К сожалению, в настоящее время все более очевидными становятся недостатки в образовательном уровне школьников, в том числе и в уровне владения ими родным языком. Глобальное реформирование системы образования в России, ключевой идеей которого стала идея развития, предопределяет изменение концепции образования от центрически-знаниевого подхода к системно-деятельностному. На первый план выдвигается проблема перехода от «знания-догмы» к «знанию-мышлению».
Именно успешное и осознанное владение русским языком составляет основу формирования универсальных учебных действий, которые в свою очередь порождают компетенции, знания, умения, навыки, а значит, обеспечивают воспитание всесторонне развитой, интеллектуальной, духовной личности, способной адаптироваться в сложном современном мире. [Фундаментальное Ядро, с. 67]
В последнее десятилетие ведутся активные поиски рационального преподавания русского языка и литературы. В результате в системе начального и среднего образования Российской Федерации обучение ведется по целому ряду учебных комплексов с использованием традиционных и развивающих технологий, авторских и индивидуальных программ, выбор которых предоставлен школам и гимназиям.
В рамках ФГОС основа преподавания русского языка - создание, поддержание и развитие мотивации обучения, в основе которой лежит познавательный интерес, формирующийся последовательно и градационно.
Традиционный урок построен по принципу: “Делай как я – и все будет правильно”. Неэффективность данной формулы доказана временем. Обществу нужна современная молодежь, умеющая выделять проблемы, задавать и самостоятельно находить ответ на поставленные вопросы, делать выводы, принимать решения. Нужны инициативные люди! И системно - деятельностный подход в обучении призван помочь в воспитании именно человека деятельного: не только умеющего что-либо делать, но понимающего, что он делает, для чего и как.
И критическое мышление содействует формированию исследовательской культуры, культуры чтения и общему развитию мыслящей личности.
далее идет более подробное описание технологии крит.мышления+ технологическая карта с применением данной технологии на примере урока русского языка в б
классе
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Новые федеральные государственные образовательные стандарты вводят в профессиональное поле школьного учителя такие принципиально новые для него понятия как «надпредметность», «интеграция содержания различных образовательных областей», «проектирование рабочих программ, уроков и воспитательных мероприятий», «универсальные учебные действия», «целеполагание», «авторская технология урока», «мониторинг предметных результатов» и многие другие. Педагог – ключевая фигура реформирования образования. «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя» (К.Д. Ушинский). В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться.Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу. Обретение этих ценных качеств невозможно без расширения пространства педагогического творчества.
Повышение качества обучения школьников является одной из самых актуальных проблем педагогики и методики сегодня. К сожалению, в настоящее время все более очевидными становятся недостатки в образовательном уровне школьников, в том числе и в уровне владения ими родным языком. Глобальное реформирование системы образования в России, ключевой идеей которого стала идея развития, предопределяет изменение концепции образования от центрически-знаниевого подхода к системно-деятельностному. На первый план выдвигается проблема перехода от «знания-догмы» к «знанию-мышлению».
Именно успешное и осознанное владение русским языком составляет основу формирования универсальных учебных действий, которые в свою очередь порождают компетенции, знания, умения, навыки, а значит, обеспечивают воспитание всесторонне развитой, интеллектуальной, духовной личности, способной адаптироваться в сложном современном мире. [Фундаментальное Ядро, с. 67]
В последнее десятилетие ведутся активные поиски рационального преподавания русского языка и литературы. В результате в системе начального и среднего образования Российской Федерации обучение ведется по целому ряду учебных комплексов с использованием традиционных и развивающих технологий, авторских и индивидуальных программ, выбор которых предоставлен школам и гимназиям.
В рамках ФГОС основа преподавания русского языка - создание, поддержание и развитие мотивации обучения, в основе которой лежит познавательный интерес, формирующийся последовательно и градационно.
Традиционный урок построен по принципу: “Делай как я – и все будет правильно”. Неэффективность данной формулы доказана временем. Обществу нужна современная молодежь, умеющая выделять проблемы, задавать и самостоятельно находить ответ на поставленные вопросы, делать выводы, принимать решения. Нужны инициативные люди! И системно - деятельностный подход в обучении призван помочь в воспитании именно человека деятельного: не только умеющего что-либо делать, но понимающего, что он делает, для чего и как.
И критическое мышление содействует формированию исследовательской культуры, культуры чтения и общему развитию мыслящей личности.
2. Технология критического мышления.
Критическое мышление – это система мыслительных стратегий и коммуникативных качеств, позволяющих эффективно взаимодействовать с информационной реальностью. В разных условиях, в разных ситуациях актуализируются разные характеристики критического мышления: умение использовать различные техники решения проблемных ситуаций; умение анализировать информацию на разных уровнях; владение техниками формулировки вопросов и другое.
Результатом творческой деятельности должно стать понимание смыслового содержания речевого высказывания и ответная речевая деятельность (говорение и письмо). Смысловой анализ текста способствует формированию мотивации к творческой деятельности.
Критическое мышление— это поиск здравого смысла: как рассудить объективно и поступить логично, с учетом как своей точки зрения, так и других мнений, умение отказаться от собственных предубеждений. Критическое мышление, способное выдвинуть новые идеи и увидеть новые возможности, весьма существенно при решении проблем.
Реализация технологии РКМЧП обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической и культуроведческой компетенций учащихся. Это выражается в способности передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, использовании различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создании письменных высказываний, адекватно передающих прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно), составление плана.
С точки зрения формирования и развития регулятивных учебных действий особое внимание уделяется способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.
В условиях классно-урочной системы текст должен стать стимулом для обсуждения различных проблем и предоставлять необходимый фактический и языковой материал для создания собственного речевого высказывания.
Для осуществления данных задач считаю целесообразным использование образовательной технологии РКМЧП. Данная технология полностью подходит для осуществления компетентностного подхода к образованию.
В результате освоения технологии учащиеся должны :
подвергать сомнению достоверность и авторитетность информации,
проверять логику доказательств,
делать выводы,
конструировать новые примеры для использования теоретического знания,
принимать решения, изучать причины и последствия различных явлений и т.д.
Систематическое включение критического мышления в учебный процесс должно формировать особый склад мышления и познавательной деятельности.
На уроках учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью, умением вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль (объяснять «иными словами»), формулировать выводы
Три основные фазы в этой педагогической технологии:
Вызов
Реализация (осмысление)
Рефлексия
Как лучше организовать урок
Первая стадия – вызов. Ее присутствие на каждом уроке обязательно.
Эта стадия позволяет:
- актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме;
- вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;
- побудить ученика к активной работе на уроке и дома.
Вторая стадия – осмысление. Здесь другие задачи.
Эта стадия позволяет ученику:
- получить новую информацию;
- осмыслить ее;
- соотнести с уже имеющимися знаниями.
Третья стадия – рефлексия. Здесь основным является:
- присвоение нового знания, новой информации учеником;
- формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.
Если посмотреть на три описанные выше стадии занятий с точки зрения традиционного урока, то совершенно очевидно, что они не представляют исключительной новизны для учителя. Они почти всегда присутствуют, только называются иначе. Вместо «вызова» более привычно для учителя звучит: введение в проблему или актуализация имеющегося опыта и знаний учащихся. А «осмысление» ничто иное, как часть урока, посвященная изучению нового материала. И третья стадия есть в традиционном уроке – это закрепление материала, проверка усвоения.
В чем же различия? Что принципиально нового несет технология критического мышления?
Элементы новизны содержатся в методических приемах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности.
Характерными, устойчивыми особенностями развитого критического мышления являются оценочность, открытость новым идеям, целостное рассмотрение ситуации, стремление к разносторонней осведомленности, поиск альтернатив, выбор точки зрения, позиции (а также ее изменение при наличии достаточных оснований), склонность к применению навыков критического мышления в жизни.
Базовая модель технологии критического мышления включает следующие стадии (этапы): вызов - осмысление содержания - размышление. Хотелось бы более подробно остановиться на характеристике этапов, а также рассмотреть приемы, используемые на каждой стадии.
Первая стадия – «Стадия вызов» позволяет актуализировать и обобщить имеющиеся у учащихся знания по проблеме, вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме или проблеме, побудить ученика к активной работе на уроке и дома.
На данной стадии использую следующие методические приёмы:
-корзина идей,
- рассказ-предположение по ключевым словам,
- систематизация материала (графическая):
-кластеры,
-таблицы,
-верные и неверные утверждения.
Прием «Корзина» идей, понятий, имен...
Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.
Многие уроки изучения нового материала начинаются с приема «Корзина», на доске демонстрируются или выводятся через проектор основные идеи предстоящего урока.
Прием “ Рассказ-предположение по “ключевым” словам”.
По ключевым словам нужно составить рассказ или расставить их в определенной последовательности, а затем, на стадии осмысления искать подтверждение своим предположениям, расширяя материал.
Повышают мотивацию к изучению материала задания «Верные–неверные утверждения». Предлагаем ученикам несколько утверждений по еще не изученной теме. Дети выбирают верные утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.
Кластер – это графический систематизатор, который показывает несколько различных типов связей между объектами или явлениями. Кластер охватывает большее количество информации, чем при обычной письменной работе, помогает систематизировать информацию в виде заголовков смысловых блоков. В ходе работы приходим к составлению подобной схемы-кластера
Данные методические приемы позволяют учащимся, с одной стороны, увидеть собранную информацию в укрупненном виде, с другой стороны, структурирование высказанных идей выявит противоречия, непроясненные моменты, которые и определяют направления дальнейшего поиска в ходе изучения новой информации.
Вторая стадия технологии критического мышления – «Стадия осмысления содержания». Она позволяет получить новую информацию; осмыслить ее; соотнести с уже имеющимися знаниями. На данной стадии идёт активная самостоятельная работа учащихся.
Здесь применяю такие приёмы:
- чтение текста методом ИНСЕРТ,
- чтение с остановками,
- таблицы вопросов,
- взаимоопрос.
Инсерт – это прием такой маркировки текста, когда учащиеся значками отмечают на полях то, что известно, что противоречит их представлениям, что является интересным и неожиданным, а также то, о чем хочется узнать более подробно. Маркировка текста производится с помощью специальных значков:
V Я это знал.
+ Новое для меня.
― Вызывает у меня сомнение.
? Вопрос.
В ходе знакомства с материалами учебника или заранее подготовленного материала предлагаю учащимся по ходу чтения ставить на полях значки. Совсем не обязательно помечать каждую строчку или каждую предлагаемую идею. Учащиеся должны отразить свое представление об информации в целом.
После прочтения материала организую беседу по вопросам: что вы прочитали? какие знания подтвердились? какую информацию вы встретили? какие вопросы возникли? Затем предлагаю ребятам оформить индивидуальную таблицу, с тем, чтобы распределить полученную информацию по категориям, количество граф таблицы соответствует числу значков маркировки текста.
Для заполнения таблицы учащиеся снова возвращаются к тексту. Таким образом, обеспечиваю вдумчивое, внимательное чтение. Условные значки помогают читать более внимательно, превращают чтение в увлекательное путешествие, становятся помощниками в запоминании материала.
Прием ИНСЕРТ и таблица делают зримыми процесс накопления информации, путь от «старого» знания к «новому». Важным этапом работы становится обсуждение записей, внесенных в таблицу.
Многие приёмы, использованные на стадиях вызова и осмысления, логически переходят в стадию «Размышление». Эта стадия позволяет: осмыслить всю полученную информацию, присвоить новое знание, сформировать у каждого ученика собственное отношение к изучаемому материалу. Парная мозговая атака, возвращение к ключевым терминам, кластерам, создание синквейна, эссе, мини-сочинений – всё это даёт возможность учащимся самореализоваться в рамках изученной темы.
Хотелось бы более подробнее остановиться на одном из приемов развития критического мышления – составлении синквейна.
Синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк, написанное по особым правилам. Схема составления синквейна выглядит следующим образом: в первой строке заявляется тема или предмет (одно существительное); во второй дается описание предмета (два прилагательных или причастия); в третьей, состоящее из трех глаголов, характеризуются действия предмета; в четвертой строке приводится фраза обычно из четырех значимых слов, выражающая отношение автора к предмету; в пятой строке – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово).
Синквейн – быстрый, но мощный инструмент для рефлексии, поскольку он дает возможность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах, что отнюдь не просто. Безусловно, интересно использование синквейнов и в качестве средства творческого самовыражения.
Обобщая вышесказанное, хочу сказать, что использование технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы помогает развить в детях самостоятельность, ответственность, умение адаптироваться к сложившейся ситуации, монологическую и диалогическую речь, умение работать со словарями и другой справочной литературой. Самое главное – самостоятельно добывать знания, самореализоваться и социализироваться в современном мире.
«Цель обучения – научить обходиться без учителя», - сказал Эльберт Хаббард. Свою деятельность пытаюсь организовывать, руководствуясь этим положением.
В основе организации моего урока по русскому языку «Местоимение как часть речи» лежит дидактический цикл, состоящий из трех этапов (стадий), имеющих свои цели и задачи, а также набор характерных методов и приемов, направленных сначала на активизацию творческой деятельности (вызов), а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний (рефлексия).
1 этап - «Вызов». Актуализация имеющихся ранее знаний, пробуждение интереса к теме, определение цели и задач изучения предстоящего учебного материала.
Учащиеся ставят перед собой вопрос «Что я знаю?» по данной теме.
2 этап - «Осмысление». Активное получению информации, соотнесение нового с уже известным материалом, систематизация, отслеживание собственного понимания темы урока.
При работе с технологическим этапом «Осмысление содержания» осуществляется непосредственный контакт с новой информацией. На данной стадии учащиеся под руководством учителя и с помощью своих товарищей отвечают на вопросы, которые сами поставили перед собой на первой стадии (что хочу знать).
3 этап - «Рефлексия». Суммирование и систематизация новой информации, выработка собственного отношения к изучаемому материалу. На этом этапе урока был использован кластер.
Кластер – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.
Применение приемов технологии критического мышления способствует формированию универсальных учебных действий: личностных (развитие коммуникативных способностей, культуры общения, умение аргументировано отстаивать свою точку зрения), метапредметных (формирование умения использовать знако-символические средства для дальнейшего моделирования, овладение навыками смыслового чтения, овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения), предметных (новые знания по конкретному предмету). И, самое главное, обеспечивает включение каждого в учебный процесс, где через свою деятельность ученик сам открывает и приобретает новые знания
3.Технологическая карта урока русского языка в 6 классе.
Учитель: Маркина Любовь Александровна
Класс: 6
УМК: Русский язык 6 класс. Ладыженская Т.А. и др.
Учебный предмет: русский язык
Тип урока: открытие новых знаний
Технология построения урока:Технология развития критического мышления через чтение и письмо
Тема урока: Местоимение как часть речи
Цели урока:
деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ключевых компетенций учащихся: информационной (умение анализировать информацию и переводить ее из одной формы в другую), коммуникативной.
содержательная: повторить и систематизировать полученные ранее знания о местоимении; научиться узнавать и определять грамматические признаки и роль местоимений в нашей речи; познакомить с основными разрядами местоимений.
развивающая: развивать умение детей самостоятельно получать знания; развивать мыслительные операции: анализ, синтез, сопоставление, классификация.
Формы организации учебной деятельности: групповая, коллективная, индивидуальная.
Необходимое оборудование: компьютер, проектор, экран, распечатанный текст, презентация, учебник русского языка под редакцией Ладыженской Т.А и др.
Этап урока
Создание педагогического взаимодействия
Формируемые УУД
Деятельность учителя
Деятельность учащегося
Вызов
Вызов:
- актуализация имеющихся знаний;
- пробуждение интереса к получению новой ин-формации;
- постановка учеником собственных целей обучения
1.Создает эмоциональный настрой на урок:
Попробуйте отгадать загадку.
Я заменить могу другие части речи, Взвалив обязанности их себе на плечи. Когда приходится слова другие замещать, На их значение мне надо указать. - О какой части речи здесь говорится? - Итак, определим тему и цель урока. - Подумайте, как образовано слово местоимение? (Слово местоимение латинского происхождения: “pronomen”, что в переводе обозначает “ВМЕСТО ИМЕНИ”) - Что знаете вы о местоимении? 2.Организует работу в парах. - Ребята, вспомните все, что вы знаете о местоимении и запишите в 1 колонку таблицы «ЗУХ»
1.а)Учащиеся отгадывают загадку и отвечают на вопросы
б)Определяют тему и цель урока
2.Объединяются в пары, обсуждают и записывают все, что вспомнили о местоимении. Одна – две пары зачитывают информацию.
Коммуникативные УУД: взаимодействие с учителем.
Регулятивные УУД: прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения материала.
2.Осмысление
- получение новой информации;
-корректировка учеником поставленных целей обучения.
1.Организует самостоятельную работу с текстом: Ребята, у каждого из вас на столе лежит распечатанный текст Абзацы там пронумерованы. Вы читаете текст и отмечаете напротив каждой цифры маркировочными значками информацию. От вас, ребята, потребуется активное и внимательное чтение, потому что эта информация нам сегодня пригодится.
2) Акцентирует внимание обучающихся на уроке при заполнении таблицы «ЗУХ» (Знаю, Узнал новое, Хочу узнать подробнее).
3) Формулирует задание: Запишите предложения, найдите местоимения и определите разряд, падеж, род и число (если есть).
Стояли тёплые дни. Такие дни у нас бывают только весной.
4) Обеспечивает мотивацию выполнения задания.
Речь культурного человека отличается лаконичностью и красотой. Для того чтобы красиво и грамотно разговаривать и писать, необходимо не только обогащать свой словарный запас, но и следить за построением предложений. Скажите мне, почему следующий текст нельзя назвать грамотным и красивым?
В небе вдруг ярко вспыхнула первая звезда. Звезда то излучала ровный холодный свет, то мерцала, будто посылая на землю сигналы из космоса. Вслед за звездой зажглись другие звезды. Другие звезды рассыпались по всему небесному пространству.
- Исправьте данный текст, используя местоимения (3 мин.)
- Какую роль играют местоимения в речи?
1.Индивидуальная работа с текстом. Учащиеся, используя прием «Пометки на полях», читают текст и маркируют информацию определенными значками:
V - знаю
+ - новое
? - не понял(а)
2)Учащиеся заполняют 2 и 3 (последнюю колонку заполняют, если есть вопросы) колонку таблицы «ЗУХ» (Знаю, Узнал новое, Хочу узнать подробнее).
3)Учащиеся записывают предложения и определяют разряд, падеж и число местоимений
Учащиеся записывают исправленный текст и приходят к выводу, что местоимения делают нашу речь красивее и богаче, помогают избегать повторов.
Личностные УУД: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.
Коммуникативные УУД: владение умениями совместной деятельности и координации деятельности с другими её участниками.
Регулятивные УУД: способность к определению учебной задачи
3.Рефлексия
-размышление, рождение нового знания;
-постановка учеником новых целей обучения.
1. Подводит обучающихся к выводу о том, что такое местоимение, какие разряды существуют у местоимений. - Какие планеты вы знаете? Сколько их? Применяя модель Солнечной системы, учимся составлять кластер на тему «Местоимение»
2. Дает комментарий к домашнему заданию: представить местоимение в виде синквейна
Учащиеся формулируют конечный результат своей работы на уроке в виде кластера «Местоимение как часть речи»
Предметные УУД: различение разрядов местоимений
Познавательные УУД: применение методов информационного поиска.
Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
Регулятивные УУД: оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
4.Список используемой литературы :
1. Вишнякова, Е.Е. Формирование навыков вдумчивого чтения и рефлексивного письма средствами технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»/ Вишнякова Е.Е. //Бибилиотека в школе. — 2004. — № 17. — С.14-18.
2. Загашев, И. Новые педагогические технологии в школьной библиотеке: образовательная технология развития критического мышления средствами чтения и письма / И. Загашев// Библиотека в школе. — 2004. — № 17. — С. 56-61
3.Заир-Бек, С. Развитие критического мышления через чтение и письмо / С. Заир-Бек// Директор школы. — 2005. — № 4. — С. 60–72.
4.Заир-Бек, С.И., Муштавинская, И.В. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителя/ С. И. Заир-Бек, И. В. Муштавинская. — М. : Просвещение, 2004. — 175 с.
5.Клустер, Д. Что такое критическое мышление?/Д. Клустер//Критическое мышление и новые виды грамотности. — М.: ЦГЛ, 2005. — С. 5-13.
6.Мурюкина, Е.В., Челышева, И.В. Развитие критического мышления студентов педагогического вуза в рамках специализации «Медиаобразование»: Учеб. пособие для вузов/ Е.В. Мурюкина, И.В. Челышева. — Таганрог: Изд-во Кучма, 2007. —162 c.
7.Павлова, А. И. О технологии развития критического мышления учащихся на уроках русского языка/ А. И. Павлова// Русский язык в школе.— 2007. — № 8. — С. 11-15.
8. Столбунова, С.В. Технология развития критического мышления через чтение и письмо/ С.В. Столбунова// Русский язык. Прил. к газете «Первое сентября». — 2005. — № 18. — С. 5-11; № 19. — С.10-18.
object(ArrayObject)#864 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(227) "Разработка урока русского языка в 7 классе по теме "Причастие" с использованием элементов технологии критического мышления "
["seo_title"] => string(139) "razrabotka-uroka-russkogho-iazyka-v-7-klassie-po-tiemie-prichastiie-s-ispol-zovaniiem-eliemientov-tiekhnologhii-kritichieskogho-myshlieniia"
["file_id"] => string(6) "116664"
["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1412579613"
}
}