Парная беседа в целях развития критического мышления
Парная беседа в целях развития критического мышления
Парная беседа - форма работы, которая является одним из ключевых моментов в организации учебного процесса. Она представляет собой внедрение диалоговых подходов как части эффективной педагогики и показывает системообразующую роль речи в преподавании и обучении.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Парная беседа в целях развития критического мышления»
Парная беседа в целях развития критического мышления
Парная беседа - форма работы, которая является одним из ключевых моментов в организации учебного процесса. Она представляет собой внедрение диалоговых подходов как части эффективной педагогики и показывает системообразующую роль речи в преподавании и обучении. Именно поэтому на своих уроках работа в парах применяется мною постоянно. Обсуждая эту форму работы с учащимися, мы совместно пришли к выводу, что такая организация деятельности учащихся помогает ребятам раскрепоститься, почувствовать себя увереннее, обсудить возникшие вопросы, выслушать другую точку зрения, углубить свои познания, еще раз повторить и закрепить учебный материал при обсуждении того или иного вопроса. Особенно продуктивна эта форма работы для развития критического мышления.
Я использую парную работу на разных этапах урока. Так при проверке домашнего задания возможны несколько вариантов такой работы. Самый простой устный опрос «Ты мне, я тебе» – взаимопроверка правила. Один учащийся задает вопрос по теоретическому материалу, другой отвечает правило, приводит примеры. Затем они меняются ролями, оценивают ответы друг друга. Учитель имеет право спросить любую пару. Разнообразить и усложнить такой опрос позволяет использование стратегии критического мышления «Кубик». Мы пробовали с ребятами разные варианты организации работы по этой стратегии. Сначала на кубике просто писали словарные слова и по мере выпадения той или иной грани объясняли их. Затем мы пронумеровали стороны кубика и стали индивидуально и в парах составлять вопросы, используя «Ромашку Блума», и поочередно отвечать на них. При этом мы могли изменить условия и пригласить одну из пар для ответа у доски, чтобы их диалог прозвучал публично. Далее мы стали прописывать на сторонах кубика вопросы по теме, составленные группой и презентовали свои кубики другой команде для ответов. Что нам дала эта работа? С одной стороны происходит всем привычный опрос правила, с другой стороны при такой форме работы снимается однообразие и монотонность ответов, так как учебный диалог в этом случае в большей степени привлекает внимание учащихся и заставляет активно включаться в обсуждение.
Очень часто провожу взаимопроверку домашней работы, словарных диктантов, мини-сочинений, письменных заданий. Также я использую парную работу при работе над развитием речи: написании сочинений и изложений. При совместном чтении друг другу работ ребятам легче заметить и исправить речевые неточности и стилистические ошибки. На этапе рефлексии очень удачно проходит взаимодиктант по следам сделанных ошибок, когда учащиеся диктуют друг другу поочередно слова с ошибочным написанием, выбирая их с контрольного диктанта своего товарища, а потом проверяют качество выполненной работы и уровень запоминания.
Интересным получилось использование стратегий критического мышления «Интервью», «Пилот и навигатор». Так на уроке русской литературы по теме «Трагедия «Фауст» Гете» мы попробовали в парах разыграть роли интервьюрера и интервьюированного при изучении литературного произведения, когда один из учащихся выступал в качестве героя, а второй – в качестве журналиста. Работа учащимся очень понравилась, она помогла им раскрыться, глубже понять и изучить материал.
Наблюдая за учащимися А,В,С при работе в парах я пришла к выводу, что обязательно при организации такой работы учителю нужно использовать дифференцированные задания и личностно-ориентированный подход. Только продуманные действия и постоянный рефлексивный анализ работы позволяет прийти к эффективным результатам.
Моя роль как учителя при парной работе заключается в оказании помощи учащимся, проведении консультирования, разрешении спорных вопросов. Работа в парах делает урок эмоционально насыщенным, формирует высокий уровень мотивации учащихся, поддерживает интерес к предмету, способствует личностному росту каждого ребенка.