Парная беседа в целях развития критического мышления.
Парная беседа в целях развития критического мышления.
Амирбекова Гаухар Максумовна,
учитель математики
Тенизовской основной школы
Мендыкаринского района
Парная беседа в целях развития критического мышления.
Современные требования общества выдвинули перед педагогами задачу по развитию у обучающихся критического мышления, поскольку именно оно позволит им эффективно и успешно участвовать в различных коммуникативных процессах в настоящем и будущем. В своей практике до курсов я применяла элементы по развитию критического мышления, но в небольшом объеме. На традиционных уроках математики мало времени отводится на диалог и беседу между обучающимися. Если они и происходят, то проводятся по принципу учитель-ученик и преследуют лишь одну цель: контроль знаний определений, теорем, алгоритмов и выявление уровня понимания изучаемой темы.
В период своей практике в школе я получила задание провести парную беседу в целях развития критического мышления. Для начала я провела подготовительную работу со своими учениками, в ходе которой обсудила данную идею, а также разбила их на пары. Далее им было дано задание, решение которого им нужно было обсудить и найти в паре.
Парам была предложена задача:
По истечению нескольких минут обсуждения обучающимся необходимо было предложить свои варианты решения данной задачи и сравнить их. После того, как обучающиеся в парах нашли способ решения задачи путем составления системы линейных уравнений с двумя переменными, они представили свои ответы на рассмотрение другим парам. Затем им опять было предложено обсудить то, что именно они хотели бы добавить. Пары вновь принялись за обсуждение и представили свои ответы.
При использовании данной стратегии я чувствовала себя комфортно, мне не приходилось управлять работой в парах, а лишь направлять и наблюдать. Моим обучающимся также было комфортно работать в парах. Наблюдая за работой пар, я открыла для себя то, что у обучающихся пропадает страх неверного предположения, они не боятся свободно высказывать свое мнение, спорить, стараются строить свои ответы грамотно, аргументировано, учатся слушать друг друга, задавать вопросы, делать вывод, анализировать ситуацию, приходить к общему мнению. При этом все в парах приняли участие в работе над заданием, даже менее уверенные ученики высказывали свою позицию, отстаивали свое мнение - так называемые «тихие ученики» раскрылись.
Уровень ответов после первого парного обсуждения был немного ниже, чем после второго. Но эти ответы были полнее и аргументированее по сравнению с теми, которые я наблюдала без парного обсуждения. Обучающиеся при формировании собственных идей прислушивались к ответам и идеям других, оценивали их, соглашались или спорили, высказывали свое несогласие, критически анализировали доказательства. Причем не просто отрицали, а приводили весомые доводы. При повторном обсуждении собственные предположения были пересмотрены. Однако для себя я отметила, что беседа в парах порой носит кумулятивный характер, поэтому в дальнейшем я планирую вести работу по развитию у обучающихся навыков исследовательской беседы.
Такая стратегия дала моим ученикам возможность рассмотрения альтернативных решений, точек зрения других обучающихся способами, которые стимулируют развитие и углубление их собственного концептуального понимания. Даже у обучающихся со слабой мотивацией появился интерес, желание поработать в сотрудничестве.
Таким образом, парную беседу следует рассматривать как один из приемов развития критического мышления обучающихся, которое необходимо им для того, чтобы быть успешными, реализованными и конкурентноспособными в жизни.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Парная беседа в целях развития критического мышления.»
Амирбекова Гаухар Максумовна,
учитель математики
Тенизовской основной школы
Мендыкаринского района
Парная беседа в целях развития критического мышления.
Современные требования общества выдвинули перед педагогами задачу по развитию у обучающихся критического мышления, поскольку именно оно позволит им эффективно и успешно участвовать в различных коммуникативных процессах в настоящем и будущем. В своей практике до курсов я применяла элементы по развитию критического мышления, но в небольшом объеме. На традиционных уроках математики мало времени отводится на диалог и беседу между обучающимися. Если они и происходят, то проводятся по принципу учитель-ученик и преследуют лишь одну цель: контроль знаний определений, теорем, алгоритмов и выявление уровня понимания изучаемой темы.
В период своей практике в школе я получила задание провести парную беседу в целях развития критического мышления. Для начала я провела подготовительную работу со своими учениками, в ходе которой обсудила данную идею, а также разбила их на пары. Далее им было дано задание, решение которого им нужно было обсудить и найти в паре.
Парам была предложена задача:
По истечению нескольких минут обсуждения обучающимся необходимо было предложить свои варианты решения данной задачи и сравнить их. После того, как обучающиеся в парах нашли способ решения задачи путем составления системы линейных уравнений с двумя переменными, они представили свои ответы на рассмотрение другим парам. Затем им опять было предложено обсудить то, что именно они хотели бы добавить. Пары вновь принялись за обсуждение и представили свои ответы.
При использовании данной стратегии я чувствовала себя комфортно, мне не приходилось управлять работой в парах , а лишь направлять и наблюдать. Моим обучающимся также было комфортно работать в парах. Наблюдая за работой пар, я открыла для себя то, что у обучающихся пропадает страх неверного предположения, они не боятся свободно высказывать свое мнение, спорить, стараются строить свои ответы грамотно, аргументировано, учатся слушать друг друга, задавать вопросы, делать вывод, анализировать ситуацию, приходить к общему мнению. При этом все в парах приняли участие в работе над заданием, даже менее уверенные ученики высказывали свою позицию, отстаивали свое мнение - так называемые «тихие ученики» раскрылись.
Уровень ответов после первого парного обсуждения был немного ниже, чем после второго. Но эти ответы были полнее и аргументированее по сравнению с теми, которые я наблюдала без парного обсуждения. Обучающиеся при формировании собственных идей прислушивались к ответам и идеям других, оценивали их, соглашались или спорили, высказывали свое несогласие, критически анализировали доказательства. Причем не просто отрицали, а приводили весомые доводы. При повторном обсуждении собственные предположения были пересмотрены. Однако для себя я отметила, что беседа в парах порой носит кумулятивный характер, поэтому в дальнейшем я планирую вести работу по развитию у обучающихся навыков исследовательской беседы.
Такая стратегия дала моим ученикам возможность рассмотрения альтернативных решений, точек зрения других обучающихся способами, которые стимулируют развитие и углубление их собственного концептуального понимания. Даже у обучающихся со слабой мотивацией появился интерес, желание поработать в сотрудничестве.
Таким образом, парную беседу следует рассматривать как один из приемов развития критического мышления обучающихся, которое необходимо им для того, чтобы быть успешными, реализованными и конкурентноспособными в жизни.