«Не снабжайте детей готовыми формулами, формулы – пустота, обогатите их образами и картинками, на которых видны связующие нити. Не отягощайте детей мертвым грузом фактов, обучите их приемам и способам, которые помогут им постигать.
Не судите о способностях по легкости усвоения. Успешнее и дальше идет тот, кто мучительно преодолевает себя и препятствия. Любовь к познанию – вот главное мерило»
Антуан де Сент-Экзюпери
Данная презентация раскрывает особенности обучения критическому мышлению на уроках химии, однако, она будет полезна всем педагогам.
В настоящее время обучение критическому мышлению считается одним из самых актуальных вопросов современной педагогики. В настоящей работе авторы рассмотрели особенности социоконструктивистских подходов, стратегии эффективного оценивания, способы нестандартной подачи учебного материала с использование ИКТ, дифференцированный подход к каждому ученику, обучение талантливых и одаренных учащихся, учет возрастных особенностей девятиклассников и планирование с точки зрения обучения критическому мышлению на примере органической химии в 9 классе (темы: «Карбоновые кислоты», «Сложные эфиры и жиры», «Мыла и синтетические моющие средства», «Углеводы»).
Элементы, способствующие развитию навыков критического мышления школьников:
- Совместное целеполагание.
- Поиск ошибок в тексте параграфа
- Алгоэвристическая программа
- Представление изучаемого материала на постере, в форме кластера и таблицы
- Изучение нового материала методом «Мозгового штурма» и «Мозаики»
- Домашнее задание на выбор ученика
- Составление тестовых заданий, анализ тестовых заданий, составленных одноклассниками
- Парная беседа в целях развития критического мышления
- Оценивание критического мышления
- Оценивание степени понимания
- Вопросы высокого порядка
- Рефлексия
- Самооценка. Взаимооценка
- Разработка дескрипторов
- Взаимообучение
- Приемы “Покопаемся в памяти”, “Ассоциация”, “Перепутанные логические цепопочки”, “Инструкции”, “Пометки на полях”, “Маркировочная таблица”, “Двухчастный дневник ”, “Лист решения проблем”, “Ромашка Блума”, “Кластер”, “Синквэйн”, “Эссе”, “Самоанализ”, “Шесть шляп критического мышления”, “Ключевые слова”, “Взаимообучение”.
Используемая литература:
- Руководство для учителя. Третий (базовый) уровень.
- Программа курсов повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан. Третий (базовый) уровень
- Задания для выполнения в период практики в школе.