|  А лфавит  
  Аа - а, Бб - бэ, Вв - вэ, Гг - гэ, Дд - дэ, Ее - е, Ёё - ё, Жж - жэ, Зз - зэ, Ии - и,    Йй – и краткое, Кк – ка, Лл – эль, Мм – эм, Нн – эн, Оо – о, Пп – пэ, Рр – эр, Сс – эс,    Тт – тэ, Уу – у, Фф – эф, Хх – ха, Цц – цэ, Чч – чэ, Шш – ша, Щщ – ща, ъ – твёрдый знак, ы – ы, ь – мягкий знак, Ээ – э, Юю – ю, Яя – я.    Сложные слова           Сложные слова – это слова с двумя корнями: пылесос, самолёт.    Соединительными гласными могут быть буквы «о» и «е»: землетрясение, водолаз, мухомор, носорог, мышеловка.  
  Несклоняемые имена существительные  
  Несклоняемые имена существительные – это неизменяемые имена существительные, которые имеют только одну форму.    Род несклоняемых имён существительных надо запоминать:      мужской род: кофе, кенгуру, пони, какаду, шимпанзе, фламинго.  средний род: пальто, радио, шоссе, кино, метро, пианино, какао, эскимо, желе, меню.    Несклоняемые имена существительные в предложении являются каким-нибудь членом предложения. Это определяется по вопросу: Коля надел новое пальто. Пальто висело на стене.  
  Гласный звук [о] после шипящих и –ц-    в окончаниях имён существительных 
     Под ударением – О - : лицо, свечой, карандашом, ежом Без ударения – Е - : пальцем, товарищем, пейзажем, тучей. |  М естоимение  
     | Местоимение |   | называет | указывает на предмет, но не называет его |   | отвечает на вопросы | кто? что? и другие падежные вопросы: кого? чего? кому? чему? кем? чем? о ком? о чём? |   | изменяется |    по падежам  некоторые по числам некоторые по родам |   | разбор слова, как части речи | у меня – родительный падеж (у кого?), он – ед.ч., муж. р. мы – мн. ч. |   
  Местоимения делятся на две группы:    Местоимения-существительные (личные местоимения): я, мы, ты, вы, он, она, оно, они.  Они указывают на говорящего, на слушащего и тех (на то), о ком (о чём) говорят.  Местоимения-прилагательные: тот, этот, мой, твой, свой, сам, весь, всякий, каждый и т.д.  
  Правописание приставок, оканчивающихся на З и С  
    Перед гласными и звонкими согласными пишем букву «з» (без, воз, вз, из, низ, раз, чрез, через): безводный, возвращение, взлёт, изранить, низложить, раздавать, чрезвычайный.  Перед глухими согласными пишем букву «с» (бес, вос, вс, ис, нис, рас, чрес, черес): бессовестный, воспитание, вспоминать, испугать, ниспровергать, расчихвостить, чересчур.  
  Запомни:       Приставка «с»  остаётся неизменной независимо от того, какая буква за ней следует: сбить, сделать, спилить, сшить.  Н ет приставки «з».  Нет приставок в словах здание, здоровье, здесь, ни зги   | 
  |  Числительное  
     | Имя числительное |   |  девять, шесть, второй, сто сорок пять и т.д. |   | называет | количество предметов (количественные числительные) или порядок предметов при счёте (количественные числительные) |   | отвечает на вопросы | сколько? (количественные числительные) или какой? какая? какое? какие? (порядковые числительные) |   | имеет формы |  муж., жен., средн. рода – числительное один   муж. и жен. рода – числительные два и оба   |   | изменяется |  по падежам числам (один – они, оба – обе) |   
  По составу числительные делятся на      простые (состоят из одного корня: три, третий, тринадцать, тринадцатый)    сложные (состоят из двух корней: пятьдесят, пятидесятый, пятьсот, пятисотый)    составные (состоят из двух слов: двадцать один, двадцать первый, сорок два, сорок второй)  
  Склонение числительных  
    При указании даты после порядкового числительного название месяца ставится в родительном падеже: перед Восьмым (Т.п.) марта (Р.т.); к пятнадцатому (Д.п.) мая (Р.п.).  Количественные числительные от 5 до 20, от 50 до 80 и 30 при склонении имеют те же окончания, что и существительные 3-го склонения: шести, семью, пятидесяти, тридцатью.    Порядковые числительные изменяются так же, как имена прилагательные (красного – пятого)  При изменении сложных количественных числительных (сколько) изменяются обе части сложного слова: пятидесяти, пятьюдесятью. |    
    При изменении сложного порядкового числительного изменяется только вторая часть: пятидесятого, пятидесятому, пятидесятым.  Числительные один, два, оба, три, четыре имеют две формы винительного падежа (один – одного, два – двух, оба – обоих, три – троих, четыре – четырёх). Форма винительного падежа числительного зависит от существительного (одушевленное или неодушевленное), с которым оно связано.  
  Правописание числительных  
    У числительных пятьдесят – восемьдесят, пятьсот – девятьсот мягкий знак пишется в середине слова (между двумя основами).  У числительного четыре в Т.п. в середине пишется мягкий знак: четырьмя (книгами, детьми)  
  Числительные как члены предложения  
    Количественные числительные    Количественное числительное + существительное» в И.п. или В.п. – один член предложения: У моей подруги живут четыре кота и одна собака.  В словосочетании «количественное числительное + существительное» в других падежах числительное является определением: Судья сделал предупреждение двум игрокам.  Порядковые числительные в предложении являются определениями: Скоро появятся первые проталины.    
 | 
  |  
  Глагол    Грамматические признаки глагола | называет |  действие предмета (работать, учиться, варить) состояние предмета (спать, ждать, мёрзнуть, таять) |   | отвечает на вопросы | что делает? что сделает? что делал? что сделал? и др. |   | изменяется |   п  о числам: ед. ч., мн. ч.  по лицам: 1 лицо, 2 лицо, 3 лицо    по временам: настоящее, прошедшее, будущее время по родам в прошедшем времени:  муж. р., жен. р., ср. р. |   | разбор слова, как части речи | идёт – ед. ч., идут – мн. ч., играю – 1 лицо, играешь – 2 лицо, играет – 3 лицо, спит – наст. вр., спал – прош. вр., будет спать – буд. вр., думал – муж. р., думала – жен. р., думало – сред. р. |   
    1. Вид: несовершенный (что делать?, что делал?, что делает?, что будет делать?), совершенный (что сделать?, что сделал?, что сделает?) вид  2. Время: настоящее, прошедшее, будущее время    Глагол в форме настоящего времени указывает на то, что действие совершается тогда, когда о нём говорят (в момент речи): Я читаю правило.  Глагол в форме прошедшего времени указывает на то, что действие совершалось до момента речи: Я читал правило.  Форма прошедшего времени образуется при помощи суффикса -л-. Этот суффикс образует форму слова, поэтому в основу не входит.  Начальная форма глагола и форма прошедшего времени имеют одинаковую основу: лаять – лаял, сеять – сеял, клеить – клеил, обидеть – обидел.     Глагол в форме будущего времени указывает, что действие совершится после момента речи: Я буду читать правило. |    
  
  Глаголы несовершенного вида образуют составную форму будущего времени при помощи глагола быть в личной форме: буду делать, будешь делать, будет делать.  Глаголы совершенного вида образуют простую форму будущего времени: сделаю, сделаешь, сделает.    Формы глагола    
    Начальная форма образуется при помощи суффиксов -ть-, -ти-, -  чь-: бежать, ходить, нести, беречь, жечь.    Глаголы в начальной форме не указывают на того, кто совершает действие.         Начальная форма глагола не изменяется (у неё нет окончания).   Суффиксы -ть-, -ти-, -чь- в основу не включаются, так как образуют форму слова:       получать, стеречь  
    Личная форма: прыгаю, гуляем, воспитываете…     Глаголы в личной форме указывают на того, кто совершает действие: я учусь, мы играем, он поёт.  К глаголам в личной форме можно подставить слова я, мы, ты, вы, он, она, оно, они: (я) говорю, (ты) говоришь, (он) говорит, (мы) говорим, (вы) говорите, (они) говорят.  Личные окончания глаголов в основу слова не включаются, так как образуют форму слова:    !     (я) говорю, (ты) говоришь, (он, она, оно) говорит.  П ри образовании глагольных форм вид глагола не меняется: что делать? – говорить; что делаю? – говорю; что делаете? – говорите. | 
  | Правописание ться и тся в глаголах      Если глагол употреблён в начальной форме (отвечает на вопрос что делать? что сделать?), на конце пишется ться – улыбаться, смеяться.  Если глагол употреблён в формах 3-го лица, единственного или множественного числа (отвечает на вопросы что делает? что делают? что сделает? что сделают?), на конце пишется тся – волнуется, улыбаются.  
  Как определить спряжение глагола  
    По личному окончанию глагола, если оно ударное или по безударному окончанию глагола 3-го лица множественного числа (в этой форме иногда можно ясно услышать окончание):   1спряжение – ут, ют (3 лицо, множественное число), буква «е» в других окончаниях глагола;   2 спряжение – ат, ят (3 лицо, множественное число), буква «и» в других окончаниях глагола.  
    По начальной форме, если личное окончание глагола безударное (смотрите далее)  !  К начальной форме необходимо обращаться только тогда, когда личное окончание глагола безударное.  
  Как правильно написать безударные окончания глаголов  
    Если личное окончание глагола безударное, ставим глагол в начальную форму (что делать? что сделать?).  Смотрим, чем оканчивается глагол в начальной форме.  
 |    
    II спряжение:    все глаголы на ить, кроме глаголов «брить» и «стелить»;  7 глаголов на еть: «смотреть», «видеть», «ненавидеть», «терпеть», «вертеть», «обидеть», «зависеть»;    4 глагола на ать: «гнать», «держать», «слышать», «дышать».  I спряжение:    Пишем окончания:    Если глагол 1 спряжения, то в окончании пишем букву «е» (ем, ете, ешь, ет), в 3 лице множественного числа – ут, ют.  Если глагол 2 спряжения, то в окончании пишем букву «и» (им, ите, ишь, ит), в 3 лице множественного числа – ат, ят.  
     Морфологический разбор глагола |  
 | 1-е спряжение | 2-е спряжение |   |  1-е лицо | -у, -ю; -ем | -у, -ю; -им |   |  2-е лицо | -ешь; -ете | -ишь; -ите |   |  3-е лицо | -ет; -ут, -ют | -ит; -ат, -ят |     Выпиши слова и укажи часть речи.  Образуй начальную форму глагола.  Укажи постоянные признаки – вид и спряжение глагола  Укажи непостоянные признаки – наклонение, время, лицо, число, род.  Определи, каким членом предложения является глагол.  
  В конце февраля сильнее пригревает солнышко.    Пригревает – глагол.  Начальная форма – пригревать.  Постоянные признаки: несовершенный вид, 1-е спряжение.  Н епостоянные признаки: изъявительное наклонение, настоящее время, 3-е лицо, единственное число.  В предложении является сказуемым – (солнышко) пригревает. | 
  | Морфологический разбор имени существительного  
    Назови часть речи.  Запиши слово в начальной форме.  Перечисли постоянные признаки: одушевленное – неодушевленное, собственное – нарицательное, род, склонение.  Перечисли непостоянные признаки: число, падеж.  Укажи, каким членом предложения является.  На поляну выбежал заяц.    (На поляну) – имя существительное.  Начальная форма – поляна.  Постоянные признаки: нарицательное, неодушевленное, ж. р., 1-скл.  Непостоянные признаки: ед. ч., винительный падеж.  В предложении является обстоятельством: (выбежал) на поляну.  Морфологический разбор имени прилагательного
  
    Назови часть речи.  Запиши слово в начальной форме.  Перечисли постоянные признаки: качественное, относительное или притяжательное.  Перечисли непостоянные признаки: род, число, падеж.  Укажи, каким членом предложения является.  !    Если прилагательное стоит в предложении перед существительным, от которого оно зависит, то это прилагательное является определением. (Медный самовар всё пел и пел свою нехитрую песенку.)  Если прилагательное стоит в предложении после существительного, от которого оно зависит, то это прилагательное является сказуемым. (Ночь звёздная. Вечер тихий.)  
  На днях я прочитал интересную книгу.    Интересную – имя прилагательное.  Интересная.  Качественное.  Превосходная степень, ед. ч., ж. Р., В. п.  Интересную (книгу) – определение. |  С ложное предложение  
  Сложное предложение – предложение, которое состоит из двух или более частей.      В каждой части сложного предложения есть грамматическая основа: Недавно прошёл дождь, а дорога уже высохла.  Части предложения связаны по смыслу и при помощи интонации.  Части сложного предложения разделяются запятой.  
  Простые предложения в сложном могут соединяться интонацией или союзами -и-, -а-, -но-, -да-.  Перед союзами в сложном предложении ставится запятая.  
  Наречие  
     | Наречия – неизменяемые слова (несклоняемые и неспрягаемые) |   |  близко, сбоку, сегодня, поздно, налево, вверх, издалека, спросонок, поневоле,   нарочно, специально, смело, вприпрыжку и т.д. |   | называют | признак действия, предмета или другого признака |   | отвечают на вопросы | где? когда? куда? откуда? почему? зачем? и как? (каким образом?)  (если поясняют глаголы и другие наречия), а также сколько?, насколько? в какой степени? в какой мере? (если поясняют прилагательные) какое? какая? какие? (если поясняют существительные) |   | обозначают | место действия, время действия и образ (способ) действия (если поясняют глаголы). Когда они поясняют прилагательные, обозначают степень качества. |   | изменяются | не изменяются (не имеют окончаний) |   
    
 | 
  |  Наречие может быть связано с глаголом, прилагательным, наречием, существительным. Как часть речи наречие обозначает признак действия (разговаривали (как?) долго), признак другого признака (интересный (в какой степени?) очень; быстро (в какой мере?) слишком), признак предмета (яйцо (какое?) всмятку).  
  Образование наречий  
  1) От прилагательных с помощью суффиксов – о- и –е- (крепкий – крепко, певучий – певуче) и приставок (левый – налево, правый – справа)  2) От существительных в косвенных падежах с предлогами и без предлогов (во время обеда – явился вовремя, лечь на бок – склонить голову набок, зима – приезжал зимой).  
  Правописание наречий  
   Морфологический разбор наречия Без приставок: от качественных имён прилагательных образуются наречия при помощи суффикса -о-: смелый – смело, важный – важно.  Без приставок: На конце после шипящих под ударением пишется – о- (свежо) , без ударения - -е- (неуклюже).  С приставками - В -, - НА -, - ЗА - пишем на конце букву – О –: вправо (в окно), налево (на окно), запросто (проверяем для себя: за окно).  С приставками - ИЗ -, - ДО -, - С - пишем на конце букву – А –: –Издалека (из окна), досыта (до окна), справа (проверяем для себя: с окна).  С приставкой – ПО- с суффиксами – ОМ -, -ЕМУ-, -И- через дефис (по-новому, по-хорошему, по-дружески)  
    Укажи часть речи.  Укажи, каким членом предложения является.  Волны вздымались высоко.  Высоко – наречие, в предложении является обстоятельством. |    
  Мягкий знак (Ь) на конце слов после шипящих  
    -Ь- пишется на конце    существительных женского рода: ночь, дочь, рожь;    наречий: вскачь  Исключение: уж, замуж, невтерпёж.    глаголов начальной формы после – ч –: беречь, стеречь;    глаголов 2 лица единственного числа: думаешь, играешь, отрежь  особой формы глагола, выражающей совет, просьбу, приказ: не плачь, съешь, намажьте.  
  Буква Ь в глаголах после шипящих сохраняется перед -ся- и -те-: стричь(ся), причёсываешь(ся), назначь(те).  
    -Ь- не пишется на конце    существительных мужского рода: мяч, кирпич, камыш;  существительных множественного числа, стоящих в родительном падеже: много задач  кратких прилагательных: хорош, пригож;  
  – Ы – или – И – после – Ц–  
    – И –  Слова-исключения: Цыган на цыпочках цыкнул (крикнул) цыплёнку: «Цыц!»     
    – Ы –    
 | 
  |  С интаксический разбор предложения  
    Определи цель высказывания предложения.  Определи интонацию предложения.  Найди грамматическую основу предложения.  Найди второстепенные члены предложения и определи, распространённым или нераспространённым является предложение.  Укажи, есть ли в предложении однородные члены.  
  Широкой кистью покрасил маляр окна и двери.  
  Предложение повествовательное; невосклицательное; грамматическая основа – маляр покрасил; распространённое; есть однородные члены.  
  –О – или – Ё – после шипящих    
  Под ударением:  
    В корнях  Запомни: словах шофёр, шотландец, шок – пишем букву –о-   Если, изменяя слово или подбирая родственное слово, в корне слова мы слышим звук [о] или [а], то пишем букву – О –: шотры – шортики; шок – шоковый – шокировать;  Если, изменяя слово или подбирая родственное слово, в корне слова мы не слышим звук [о], а слышим [и], то  пишем букву – Ё –: пчёлы – пчела; жёлтый – желтеть  Запомни букву «О».  Шов, шорты, шорох, капюшон.  Запомнил? Очень хорошо.  Жонглёр, жокей… - впиши в тетрадку,  А после скушай шоколадку.  
  З   апомни: ещё, ожёг руку, но ожог на руке, в (на, о) чём, нипочём, тяжёлый. |     
    В суффиксах существительных (– ок –, - онк –, – онок –) и прилагательных ( – ов – ) пишем – О:    толчок, речонка, зайчонок, парчовый;  
    В окончаниях существительных и прилагательных после шипящих под ударением пишем – О –: врачом, чужой.  
    Если называется действие (в окончаниях глаголов) или его результат (в суффиксах отглагольных существительных), пишем — Ё — (бережёт, тушёнка, стажёр)  
  Знаки препинания при однородных членах    с обобщающими словами  
    Если однородным членам предложения предшествует обобщающее слово (или словосочетание), то перед ними ставится двоеточие. Обобщающее слово обозначается так:   .  В лесной тишине изредка слышались чудесные звуки: шорох листьев, свист крыльев, постукивание дятла, песня зарянки.   :  ,  ,  ,  .    Если обобщающее слово следует за однородными членами, то перед ним ставится тире.  Ни знаков, ни дороги, ни поворотов – ничего не было видно.   ,  ,  –  .    Если однородные члены, стоящие после обобщающего слова, не заканчивают собой предложение, то перед ними ставится двоеточие, а после них – тире.  Везде: над головой, под ногами, рядом с тобой – живёт железо.     :  ,  ,  ,  – … | 
  |  Г руппы сложных предложений  
    Сложносочинённые предложения – предложения, в которых нельзя задать вопрос от одной части к другой: Труд человека кормит, а лень портит. Чёрная туча закрыла солнце, и проливной дождь.  
  Части сложносочинённого предложения связаны с помощью сочинительных союзов и (да), или, а, но (зато, однако).    Ветер утих, но мороз всё равно не ослабел. [ ], но [ ].  Каждое утро мы бегали купаться на реку, или дед Тихон брал нас с собой пасти деревенское стадо. [ ], или [ ].  Солнце уже взошло, и на цветах блестела роса. [ ], и [ ].  Только мы с мамой спрятались под дерево, а солнечный дождик уже кончился. [ ], а [ ].  
    Сложноподчинённые предложения – предложения, в которых можно задать вопрос от одной части к другой. Его части неравноправны: одна – главная, другая – зависимая: Я заметил, что мои спутники устали. Мы не знали, когда придут друзья.  
  Части сложноподчинённого предложения связаны подчинительными союзами что, чтобы, если, когда, потому что, оттого что, как и другими.    Я думал, что звёзды укажут мне дорогу к дому: [ ], (что).  Я люблю город, где я родился: [ ], (где).  Бабушка уже приедет, когда я вернусь из школы: [ ] , (когда).  Папа опоздал на работу, потому что сломалась машина: [ ], (потому что).  
  Зависимая (придаточная) часть сложноподчинённого предложения может находиться      После главной части: Мы слышали, как в столовой взрослые убирали посуду. [ ], (как).  До неё: Если будет дождь, я не пойду в парк. (если), [ ].  Внутри неё: Ранней зимой, когда выпадает снег, медведи залегают в берлоги. [, (когда), ]. |  Части сложных предложений могут быть осложнены однородными членами: Золушка вернулась домой, побежала к доброй волшебнице, поблагодарила её и сказала, что принц очень просил её приехать завтра.    
  Связь слов в словосочетании  
    Согласование – это подчинительная связь, при которой зависимое слово (прилагательное) ставится в тех формах, что и главное (существительное), то есть согласуется с ним. При изменении формы главного слова меняется форма зависимого: книг (каких?) учебных – книгами (какими?) учебными, норы (чьей?) лисьей – нора (чья?) лисья.  Управление – это подчинительная связь, при которой главное слово требует от зависимого определённой формы. При управлении главное слово (глагол или существительное) изменяет свою форму, а зависимое (существительное) не изменяет: кувшин с (чем?) молоком – кувшином с (чем?) молоком, убираю (где?) в комнате – уберу (где?) в комнате.  Примыкание – это такая связь, при которой главное слово (существительное или глагол) и зависимое (неизменяемые части речи: наречие, неопределённая форма глагола) связаны только по смыслу: чтение (какое?) вслух, встаю (как?) рано, пойти (что сделать?) погулять  
  Наклонение глагола  
  Глагол употребляется в форме изъявительного наклонения, если в предложении говорится о действии так, как будто оно происходит на самом деле: Мне подарили собаку.  Глагол употребляется в форме условного наклонения, если о действии говорится как о желаемом, возможном: Подарили бы мне собаку.  Глагол употребляется в форме повелительного наклонения, если в предложении советуется совершить какое-то действие или звучит приказ: Подарите мне собаку.  Форма повелительного наклонения может образовываться при помощи частиц пусть, пускай и формы 3-го лица единственного или множественного числа: пусть говорит, пусть разбирают, пускай идёт, пускай пишут.  Лицо: 1 лицо, 2 лицо, 3 лицо  Число: единственное число, множественное число.  Род: мужской род, женский род, средний род  
  Г лаголы в форме условного и повелительного наклонения по временам не изменяются. |