kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по русскому языку в 4 классе. Тема: «Различение твёрдых и мягких согласных»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в 4 классе.

20.10.2022 г.

Учитель: Егорова Н.С.

Тема: «Различение твёрдых и мягких согласных».

Цель: закрепить знания учащихся о твёрдых и мягких согласных; правило об обозначении твёрдости и мягкости согласного звука на письме.

Развивать внимание, слуховое и зрительное восприятие, мышление, навыки грамотного каллиграфического письма.

Прививать мотивацию к учению.

Оборудование: учебник, памятка на доске, презентация.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

                Прозвенел звонок,

                Начинается урок. Урок русского языка.

  1. Ввод в тему. Слайд 2

Сеет дождик в октябре                                           

Лужи на дороге.

В жёлтой кружатся листве

Осени тревоги.

Тучи по небу с утра

Стаями летают.

Дни листки календаря

Октябрю считают.

- Какой сегодня день на листке календаря?

- Назовите его дату.

- Открыли тетради, записали дату, классная работа.

III. Актуализация опорных знаний.

   Учитель сообщает тему урока «Различение твёрдых и мягких согласных» (записана на доске - открыть).

- Какие согласные называются твёрдыми?

- Какие согласные называются мягкими?

 - Учитель: А сейчас я предлагаю вам задание. Я буду произносить слова. Если в слове 1-й звук твёрдый согласный – стукните кулачком по столу, если в слове 1-й звук мягкий согласный – погладьте себя по голове.

Слова: дом, люк, метро, рыба, весна, стол, кот, пальто, лист, ночь, книга, мёд.

- Что влияет на твёрдость и мягкость согласного?

 - Чтобы ответить на этот вопрос, мы с вами отправимся в путешествие по городу «Буквограду».     Слайд 3

- Какие буквы живут в нём? (гласные и согласные).

- Так что же влияет на твёрдость и мягкость согласных?  (гласные)    

 (работа по памятке).

IV. Изучение темы урока.

1. Учитель: Итак, какие гласные обозначают твёрдость согласного? (прописывают на 1-ой строчке)

- Какие гласные обозначают мягкость согласного? (прописывают на 2-ой строчке).

Вывод: Какими парами гласных обозначается твёрдость и мягкость согласных?

              (читают на доске и в тетрадях: а-я, у-ю, о-ё, ы-и).                                                                                            

Слайд 4

2. Задание: Допиши слова, добавив букву а или я. Подчеркни твёрдые согласные одной чертой, мягкие – двумя.

          Стран…, рыб…, земл…, трав…, мор…, Жен….   

                            Проверка. Оценки.

Вывод: Какой гласной буквой вы обозначили твёрдую согласную, какой мягкую?

              Ещё какими гласными обозначают твёрдую согласную, а какими мягкую?  (по памятке)   

      Учитель: - А сейчас отдохнём.

V. Физминутка.

       Если услышите слово с мягким согласным в начале слова – делаем хлопок. Если услышите слово с твёрдым согласным в начале слова – делаем притоп.

Слова: доска, Люся, лук, берёза, Нюша, туша, лёд, танк.

VI. Продолжение изучения темы урока.  Слайд 5                             

- Ребята, скажите, как обозначается на письме мягкость согласного звука на конце слова? Посмотрите на карту Буквограда.   (ь знаком)

-  Где ещё в слове может ь обозначать мягкость согласного звука? (в середине)

Вывод: Какими буквами обозначается на письме мягкость согласного звука?

                (по карте Буквограда)

Работа с учебником, с. 48, упр.1, 1-я строка. Списать и подчеркнуть твёрдые и мягкие согласные.

Проверка, оценки.

Вывод: Итак, скажите, что влияет на твёрдость и мягкость согласных? (гласные и буква ь).

Работа над предложением.

  1. Задание: Убежали гласные буквы. Догони их и верни на место.    Слайд 6                 (Л,л)…ба  и  (П,п)ет…   поливали  кл…мбу с цв…тами.

- прочитали предложение;

- определили количество слов в предложении;

- определили наличие орфограмм в предложении;

- Вам нужно списать предложение, вставить пропущенные гласные и подчеркнуть согласные перед этими гласными: твёрдые-одной чертой, мягкие-двумя;

- Какие орфограммы вы применили при письме?

(большая буква в начале предложения, в именах ребят; предлог, безударная гласная; точка в конце предложения).

Проверка, оценки.

  1. Письмо под диктовку. Игра «Огоньки».

Я очень люблю свою Родину.

Уч-ся отмечают красной пастой орфограммы, подчёркивают твёрдые и мягкие согласные.

Проверка в виде опроса (уч-ся спрашивают друг друга). Оценки.

VII. Домашнее задание. Слайд 7                            

          С. 48, упр. 1,  2-я строка. Списать, подчеркнуть согласную букву Л в твёрдом и мягком варианте.

VIII. Итог урока.

 1.  - Сегодня мы учились с вами определять на слух, в произношении твёрдые и мягкие согласные. Я буду называть твёрдые согласные звуки, а вы мягкие: Т, д, с, г, р, в.

- А теперь наоборот: я мягкие, вы-твёрдые: ть, вь, ль, рь, пь, бь.

2.  - Назовите картинки. Какие слова начинаются с твёрдого, а какие с мягкого звука?  Слайд 8

3. Молодцы! Оценки за урок. Слайд 9

 

Самоанализ урока русского языка в 4 классе

по теме: «Различение твёрдых и мягких согласных».

Урок разработан с учётом особенностей учащихся и применением элементов развивающего обучения. Для закрепления данной темы мною были поставлены следующие

цели:

закрепить знания учащихся о твёрдых и мягких согласных;

правило об обозначении твёрдости и мягкости согласного звука на письме;

развивать внимание, слуховое и зрительное восприятие, мышление, навыки грамотного каллиграфического письма;

прививать мотивацию к учению.

Урок начинается с организационного момента, где было зачитано стихотворение, с целью настроить учащихся на работу и на восприятие материала. Следующий этап – повторение раннее изученной темы и постановка учебной задачи, задача этого этапа – подготовить учащихся к работе на уроке. Учащимся предлагается работа с картинкой «Буквоград».

Это второй урок по данной теме, заключительный, поэтому все упражнения подбирались с учётом постоянного повторения учебного материала. Дети показали, что они умеют различать твёрдые и мягкие согласные.

Прослеживалась межпредметная связь с окружающим миром и математикой.

Старалась, чтобы все задания были взаимосвязаны, были интересны и разнообразны. Устная работа чередовалась с письменной.  Старалась следить за правильной речью учащихся, чтобы учащиеся давали только полные ответы. Контроль на уроке осуществлялся через учителя, самоконтроль и взаимоконтроль. Знания учащихся были оценены объективно. Они контролировали и оценивали свои достижения. 

Напряжение урока снималось через физкультминутку.

Между всеми этапами четко прослеживалась логическая связь и завершенность каждого этапа. 

Я считаю, что цель урока была достигнута. Учащиеся неплохо усвоили различение твёрдых и мягких согласных.

Приложение 1

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку в 4 классе. Тема: «Различение твёрдых и мягких согласных»»

Урок русского языка в 4 классе.

20.10.2022 г.

Учитель: Егорова Н.С.

Тема: «Различение твёрдых и мягких согласных».

Цель: закрепить знания учащихся о твёрдых и мягких согласных; правило об обозначении твёрдости и мягкости согласного звука на письме.

Развивать внимание, слуховое и зрительное восприятие, мышление, навыки грамотного каллиграфического письма.

Прививать мотивацию к учению.

Оборудование: учебник, памятка на доске, презентация.


Ход урока.

  1. Организационный момент.

Прозвенел звонок,

Начинается урок. Урок русского языка.

  1. Ввод в тему. Слайд 2

Сеет дождик в октябре

Лужи на дороге.

В жёлтой кружатся листве

Осени тревоги.

Тучи по небу с утра

Стаями летают.

Дни листки календаря

Октябрю считают.


- Какой сегодня день на листке календаря?

- Назовите его дату.

- Открыли тетради, записали дату, классная работа.

III. Актуализация опорных знаний.

Учитель сообщает тему урока «Различение твёрдых и мягких согласных» (записана на доске - открыть).

- Какие согласные называются твёрдыми?

- Какие согласные называются мягкими?

- Учитель: А сейчас я предлагаю вам задание. Я буду произносить слова. Если в слове 1-й звук твёрдый согласный – стукните кулачком по столу, если в слове 1-й звук мягкий согласный – погладьте себя по голове.

Слова: дом, люк, метро, рыба, весна, стол, кот, пальто, лист, ночь, книга, мёд.

- Что влияет на твёрдость и мягкость согласного?

- Чтобы ответить на этот вопрос, мы с вами отправимся в путешествие по городу «Буквограду». Слайд 3


- Какие буквы живут в нём? (гласные и согласные).

- Так что же влияет на твёрдость и мягкость согласных? (гласные)

(работа по памятке).

IV. Изучение темы урока.

1. Учитель: Итак, какие гласные обозначают твёрдость согласного? (прописывают на 1-ой строчке)

- Какие гласные обозначают мягкость согласного? (прописывают на 2-ой строчке).

Вывод: Какими парами гласных обозначается твёрдость и мягкость согласных?

(читают на доске и в тетрадях: а-я, у-ю, о-ё, ы-и).

Слайд 4

2. Задание: Допиши слова, добавив букву а или я. Подчеркни твёрдые согласные одной чертой, мягкие – двумя.

Стран…, рыб…, земл…, трав…, мор…, Жен….

Проверка. + Оценки.

Вывод: Какой гласной буквой вы обозначили твёрдую согласную, какой мягкую?

Ещё какими гласными обозначают твёрдую согласную, а какими мягкую?

(по памятке)

Учитель: - А сейчас отдохнём.

V. Физминутка.

Если услышите слово с мягким согласным в начале слова – делаем хлопок. Если услышите слово с твёрдым согласным в начале слова – делаем притоп.

Слова: доска, Люся, лук, берёза, Нюша, туша, лёд, танк.

VI. Продолжение изучения темы урока. Слайд 5

- Ребята, скажите, как обозначается на письме мягкость согласного звука на конце слова? Посмотрите на карту Буквограда. (ь знаком)

- Где ещё в слове может ь обозначать мягкость согласного звука? (в середине)

Вывод: Какими буквами обозначается на письме мягкость согласного звука?

(по карте Буквограда)

Работа с учебником, с. 48, упр.1, 1-я строка. Списать и подчеркнуть твёрдые и мягкие согласные.

Проверка, оценки.

Вывод: Итак, скажите, что влияет на твёрдость и мягкость согласных? (гласные и буква ь).

Работа над предложением.

  1. Задание: Убежали гласные буквы. Догони их и верни на место. Слайд 6 (Л,л)…ба и (П,п)ет… поливали кл…мбу с цв…тами.


- прочитали предложение;

- определили количество слов в предложении;

- определили наличие орфограмм в предложении;

- Вам нужно списать предложение, вставить пропущенные гласные и подчеркнуть согласные перед этими гласными: твёрдые-одной чертой, мягкие-двумя;

- Какие орфограммы вы применили при письме?

(большая буква в начале предложения, в именах ребят; предлог, безударная гласная; точка в конце предложения).

Проверка, + оценки.

  1. Письмо под диктовку. Игра «Огоньки».

Я очень люблю свою Родину.

Уч-ся отмечают красной пастой орфограммы, подчёркивают твёрдые и мягкие согласные.

Проверка в виде опроса (уч-ся спрашивают друг друга). Оценки.

VII. Домашнее задание. Слайд 7

С. 48, упр. 1, 2-я строка. Списать, подчеркнуть согласную букву Л в твёрдом и мягком варианте.

VIII. Итог урока.

1. - Сегодня мы учились с вами определять на слух, в произношении твёрдые и мягкие согласные. Я буду называть твёрдые согласные звуки, а вы мягкие:

Т, д, с, г, р, в.

- А теперь наоборот: я мягкие, вы-твёрдые: ть, вь, ль, рь, пь, бь.

2. - Назовите картинки. Какие слова начинаются с твёрдого, а какие с мягкого звука? Слайд 8

3. Молодцы! Оценки за урок. Слайд 9






















Самоанализ урока русского языка в 4 классе

по теме: «Различение твёрдых и мягких согласных».


Урок разработан с учётом особенностей учащихся и применением элементов развивающего обучения. Для закрепления данной темы мною были поставлены следующие

цели:

закрепить знания учащихся о твёрдых и мягких согласных;

правило об обозначении твёрдости и мягкости согласного звука на письме;

развивать внимание, слуховое и зрительное восприятие, мышление, навыки грамотного каллиграфического письма;

прививать мотивацию к учению.

Урок начинается с организационного момента, где было зачитано стихотворение, с целью настроить учащихся на работу и на восприятие материала. Следующий этап – повторение раннее изученной темы и постановка учебной задачи, задача этого этапа – подготовить учащихся к работе на уроке. Учащимся предлагается работа с картинкой «Буквоград».

Это второй урок по данной теме, заключительный, поэтому все упражнения подбирались с учётом постоянного повторения учебного материала. Дети показали, что они умеют различать твёрдые и мягкие согласные.

Прослеживалась межпредметная связь с окружающим миром и математикой.

Старалась, чтобы все задания были взаимосвязаны, были интересны и разнообразны. Устная работа чередовалась с письменной. Старалась следить за правильной речью учащихся, чтобы учащиеся давали только полные ответы. Контроль на уроке осуществлялся через учителя, самоконтроль и взаимоконтроль. Знания учащихся были оценены объективно. Они контролировали и оценивали свои достижения. 

Напряжение урока снималось через физкультминутку.

Между всеми этапами четко прослеживалась логическая связь и завершенность каждого этапа. 

Я считаю, что цель урока была достигнута. Учащиеся неплохо усвоили различение твёрдых и мягких согласных.














Приложение 1





Я очень люблю свою Родину.



Я очень люблю свою Родину.



Я очень люблю свою Родину.



Я очень люблю свою Родину.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Егорова Надежда Сергеевна

Дата: 20.10.2022

Номер свидетельства: 615481


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства