Тема урока: Официально-деловой стиль
Деловое письмо должно убедить и победить
Цели:
- познакомить с понятием “деловой стиль”, с особенностями этого стиля;
- воспитывать внимательное отношение к слову;
- формирование внутригрупповой коммуникации;
- воспитание культуры здоровья.
Оборудование: учебник русского языка для 6 класса, авторы М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос, В.А.Львов, М.С.Соловейчик, Н.Н. Сергеева, Т.С.Тронина раздаточный материал (тексты инструкций и памяток, карточки-подсказки), презентация.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания: терминологический словарный самодиктант “Стили и типы речи” с последующей самопроверкой. Слайд № 2.
(Художественный, разговорный, научный, публицистический и официально-деловой стили, рассуждение, повествование, описание).
3.Орфоэпическая разминка. Оптовый,кухонный, повторить, отключенный. согнутый, вручит
4. Повторение.
- Сегодня мы приступаем к изучению новой темы и познакомимся с деловым стилем.
Но перед этим давайте повторим, что такое стиль языка?
(Стиль – это разновидность языка, которая обслуживает какую-либо сторону общественной жизни, выполняет определённую функцию, отсюда его название как функционального). Слайд № 3.
- По каким признакам мы различаем стили?
(Сфера употребления, задача автора и языковые особенности).
- На сегодняшнем уроке речь пойдёт об официально-деловом стиле.
5.Целеполагание.
-Как вы думаете,какова цель нашего урока? (Регулятивные,коммуникативные, личностные УУД)
( Целеполагание (Р).
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К).
Самоопределение(Л))
Официально-деловой стиль речи – это книжный стиль, который функционирует в письменной форме. Официально-деловой стиль обслуживает официальную сферу отношений (между государством и населением, между странами, между предприятиями и т.д.). Это очень точный и лаконичный стиль речи.
А вот о том, как возник официально-деловой стиль речи, нам расскажет__________, который подготовил небольшое сообщение на эту тему.
Из истории возникновения. (Сообщение учащегося).
Зарождение официально-делового стиля связано с оформлением договоров между Киевской Русью и Византией (10 век). Важнейшим памятником литературы той эпохи, написанным в официально-деловом стиле, является сбор законов древнерусского государства «Русская правда».
В Московской Руси 15-16 века было два параллельных книжных языка: церковно-славянский и деловой язык приказов – учреждений, которые управляли определённой отраслью, территорией. В течение 15-16 вв. Московская Русь пользовалась двумя этими языками в зависимости от жанра речи.
К концу 17 – началу 18 века приказный язык становится общим языком письменности Московской Руси. Из него и сформировался современный русский язык.
- Как вы думаете, каковы цели использования этого стиля речи? Где он используется?
Уже в названии стиля есть ответ на вопрос о том, где используется деловой стиль, какова сфера его употребления.
Слайд № 4. Это официальная обстановка, деловые отношения. В повседневной жизни часто приходится сталкиваться с необходимостью составления деловых бумаг разного рода. Однако, обратите внимание на тот факт, что деловая бумага и документ это не совсем одно и то же. Слайд № 5.
Запись. Документ – это вид деловой бумаги, подтверждающей какой-либо факт или право на что-либо.
- С какими видами деловых бумаг мы знакомы ? (Объявление, заявление,справка).
Справка.
Дана Дроздовой Наталье в том, что она действительно является ученицей 6 «а» класса МОАУ «СОШ №5 г.Орска»
Директор школы А.Т.Альмагамбетов
Число
Сегодня мы узнаем другие виды деловых бумаг и обратим внимание на языковые особенности, которые необходимо учитывать при их составлении.
6. Изучение нового материала. Работа с учебником.Работа в группах: исследование и обработка теоретической информации учебника на стр.85-86.( Умение самостоятельно и с помощью учителя получать новые знания, обобщать и делать выводы; умение анализировать языковой материал (П).)
Словарная работа
Ходатайство - официальная просьба.
-Какова задача официального стиля?
Запишем:
Задача делового стиля - сообщить сведения, точные указания, рекомендации. Выполним синтаксический разбор).
-В какой речевой ситуации используется?
-Какие языковые средства используются?
Слайд № 6. Задание: заполнить карточку-подсказку “Официально-деловой стиль” и представить собранную информацию. (В тетради). Образец таблицы на доске.
( Регулятивные,коммуникативные,личностные УУД)
(Поиск и выделение необходимой информации; умение работать с опорными схемами и таблицами; умение структурировать полученные знания (П2). Постановка учебной задачи на основе соотнесения усвоенного и нового материала, умение планировать и оценивать свои действия (Р).Умение анализировать языковой материал (П).Умение формулировать своё мнение и слушать собеседника (К). )
Сфера употребления
Задача автора
Языковые средства
Деловые бумаги (объявление, заявление, расписка, справка, отчёт и другие), инструкции, законодательные документы
Дать информацию (сообщить сведения, имеющие практическое значение; дать рекомендации).
1. Членение текста на части, иногда с цифровым обозначением; особое расположение текста на странице; употребление дат, географических названий, цифрового материала.
2. Точность, однозначность, лаконичность (лаконизм-краткость и четкость изложения) содержания.
3. Использование книжных, официальных стандартных слов и выражений.
4. Употребление глаголов особой формы: повелительного наклонения и инфинитива.
См упр.194,стр.86.Составим объявление. Прочитаем, что получилось. (Личностный результат УУД: стремление к речевому самосовершенствованию Умение осуществлять проверку знаний, сверяясь с эталоном, выявлять отличия от эталона; контроль в форме сличения результата с оригиналом; коррекция (Р).)
)
- Сегодня мы с вами рассмотрим один из жанров делового стиля – инструкцию. Что такое инструкция? Слайд № 7.
Запись. Инструкция – это указания, свод правил, устанавливающий порядок и способ осуществления, выполнения чего-нибудь.
Слайд № 8. Анализ текста. Чтение, определение стиля текста раздаточного материала с обоснованием ответа. ( Регулятивные, коммуникативные УУД)
- Определите задачу автора.
- Отметьте языковые особенности.
- Сделайте вывод о стиле данного текста.
- Прокомментируйте указанные орфограммы.
Примерные рекомендации по здоровому образу жизни.
1. Содержи своё тело в чистоте.
2. Хорошо ешь.
3. Играй с осторожностью.
4. Выбирай друзей правильно.
5. Содержи свой мир в чистоте.
6. Лекарство не игрушка.
7. Участвуй в вакцинации.
(Учащимися называется информационная, с практическими рекомендациями, задача автора, анализируются языковые средства и делается вывод о принадлежности данного текста к деловому стилю).
Работа в группах: анализ текстов раздаточного материала с последующим выступлением представителей групп. ( Регулятивные, коммуникативные, личностные УУД).Умение самостоятельно и с помощью учителя получать новые знания, обобщать и делать выводы; умение анализировать языковой материал (П).
1 группе. Комплекс упражнений для глаз при работе с компьютером
1. Закрыть глаза на две секунды, открыть. Повторить несколько раз.
2. Сделать несколько вращений глазами по часовой стрелке. Затем - против часовой стрелки. Повторить.
3. Сфокусировать зрение на кончике указательного пальца. Сохраняя фокусировку, переместить палец на расстояние вытянутой руки. Поднести палец к кончику носа. Повторить.
4. Посмотреть на ладонь. Перевести взгляд на удалённый предмет. Повторить.
2 группе. Будь осторожнее с лекарствами.
1. Драже и таблетки не должны рассыпаться или иметь трещины, царапины, пятна.
2. Мази должны легко выдавливаться из тюбика единой, не расслаивающейся густой массой.
3. Жидкие лекарства нельзя применять, если они частично испарились или содержат осадок в виде хлопьев.
4. Любые лекарственные препараты нельзя употреблять без консультации со взрослыми, лучше с врачом.
3 группе. Памятка для грибника.
1. Собирайте только известные вам грибы.
2. Старые, червивые и подозрительные грибы не трогайте.
3. Пластинчатые грибы старайтесь срезать с ножкой, чтобы убедиться, что на ней нет плёнчатого кольца.
4. Никогда не пробуйте сырых грибов.
5. Лучше всего собирать грибы ранним утром.
6. Будьте в лесу заботливыми хозяевами. Не вырывайте грибы с корнем, используйте нож, чтобы не повредить грибницу.
5. Закрепление нового материала. Создание текста инструкции “по аналогии”.
Задание: составить для малышей памятку “Правила эвакуации из здания школы при пожаре”.
Возможный вариант:
1. Во время звукового сигнала “Тревога” организованно выйдите из кабинета.
2. Вместе с учителем без паники спуститесь на первый этаж по указанному направлению.
3. Через запасной выход покиньте здание школы.
4. Отойдите на безопасное расстояние, пересчитайте одноклассников и ждите помощи.
6. Рефлексия. Подведение итогов урока. Оценки.
- Что нового о стилях мы узнали на уроке?( Регулятивные, личностные УУД. Личностный результат УУД:
- способность к самооценке.
Оценка деятельности; саморегуляция (Р).
Умение выражать свои мысли (К)).
- Какой стиль мы называем деловым?
- Какова сфера его употребления?
- Каково назначение инструкций?
- Какая тема объединяет все предложенные для работы материалы? Слайд № 9.
Личная безопасность – это составляющая ЗОЖ! Берегите себя, своих близких и окружающих!
7. Домашнее задание. Слайд № 10. Памятка пешеходу о ПДД “Как правильно переходить улицу”.