ОЦЕНИВАНИЕ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Оценка. В повседневной жизни мы достаточно редко употребляем это слово, но процесс оценивания у нас идет постоянно... Когда мы кушаем, мы оцениваем качество продуктов, когда одеваемся, мы оцениваем качество ткани, стиль, фасон, а в силу своей профессиональной деятельности, мы используем оценивание ежеурочно.
К сожалению, очень часто от родителей обучащихся мы слышали слова: «Моему ребенку поставили не ту оценку! Мой ребенок учится лучше, у него не может быть тройки! Вы занизили оценки моему ребенку…» И любой из родителей, прослушав, как отвечает ребенок, не может объективно оценить его.
Оценивание знаний – это сложнейшая педагогическая проблема. Оно оказывает большое влияние на обучающихся, на их отношение к предмету, к преподавателю, поэтому процесс оценивания – одна из актуальных и самых обсуждаемых тем, стоящая перед преподавателями, обучающимися и их родителями.
Образование сегодня носит студентоцентрированный характер, то есть в центре обучения находится студент и его интересы… Человек сегодня подвержен стрессовым ситуациям. И как быть учителю в современных условиях, чтобы не ввести обучающихся в стрессовую ситуацию посредством оценивания?
Итак, проблема оценивания и его объективности остро стоит и перед преподавателями в практике преподавания, и перед студентами для оценивания успешности своего обучения. Для преподавателя важно, как с помощью оценки не погасить интерес к предмету, а наоборот, стимулировать студента к обучению.
Традиционно в большинстве организаций образования СНГ сохраняется система оценивания, построенная на системе из пяти баллов.
Традиционное (или нормативное) оценивание – это сравнение индивидуальных достижений обучающихся с нормой или результатами большинства. Что может означать выставленная в журнал цифра по пятибальной шкале? Если вдуматься, ответ напрашивается сам собой: все и ничего.
В чем же плюсы традиционной системы оценивания? Простота, традиционность, понятность для всех субъектов процесса и универсальность, которая позволяет применять ее в различных образовательных системах.
Стоит также отметить, что на протяжении многих десятилетий оценивание заключалось лишь в сравнении достижений обучающихся. Такой подход имел и целый ряд недостатков: отсутствовали четкие критерии оценки достижения результатов обучения; педагог выставлял отметку, ориентируясь на средний уровень знаний группы в целом, а не на основе единых критериев достижения результатов каждым студентом; отметки, выставляемые обучающимся, не давали четкой картины усвоения конкретных знаний, умений, навыков по отдельным разделам учебной программы, что не позволяло определить индивидуальную траекторию обучения каждого студента; при выставлении итоговой оценки учитывались текущие оценки, что не являлось объективным оцениванием конечного результата обучения.
Для решения этих проблем в организациях ТиПО было решено внедрить новую систему оценивания учебных достижений студентов в соответствии с целями, задачами и ожидаемыми результатами обучения.
Альтернативой традиционной пятибальной системе стало критериальное оценивание.
КО – это процесс, основанный на сравнении учебных достижений обучающихся с четко определенными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам образовательного процесса критериями, соответствующими целям и содержанию образования, способствующими формированию учебно-познавательной компетентности студентов.
Критериальное оценивание – это оценивание по критериям, т. е. оценка складывается из составляющих (критериев). Критерии, в свою очередь, являются мерилом оценки, признаками, на основании которых производится оценка, определение или классификация чего-либо. Они определяются задачами обучения и представляют собой перечень различных видов деятельности обучающегося, которую он осуществляет в ходе работы и должен в совершенстве освоить в результате работы.
Критерии описываются дескрипторами, в которых (для каждой конкретной работы) дается четкое представление о том, как в идеале должен выглядеть результат выполнения учебного задания, а оценивание согласно дескриптору – это определение степени приближения студента к данной цели. Дескрипторы описывают уровни достижения обучающегося по каждому критерию (последовательно показывают все его шаги по достижению наилучшего результата) и оцениваются определенным количеством баллов.
Практическая значимость КО состоит в том, что оценивается только работа студента; работа сравнивается с образцом (эталоном) правильно выполненной работы, который известен обучащимся заранее; учащемуся известен четкий алгоритм выведения оценки, по которому он сам может определить уровень своей работы; оценивают у студентов только то, чему учили, так как критерий оценивания представляет конкретное выражение учебных целей.
Критерии оценки содержат ясные ориентиры для учебного процесса и конкретные критерии для оценивания процесса усвоения учебного материала учащимися. Они делают процесс оценивания объективным и последовательным.
Одной из проблем внедрения КО в учебный процесс является трудоемкость разработки и, пожалуй, отсутствие готовности некоторых педагогов к новой системе оценивания.