Новые подходы к оцениванию учебных достижений в условиях введения требований ФГОС.
Новые подходы к оцениванию учебных достижений в условиях введения требований ФГОС.
В современном мире важным приоритетом общества и системы образования является способность вступающих в жизнь молодых людей самостоятельно решать встающие перед ними задачи, а результат образования «измеряется» опытом решения таких задач. Поэтому на первый план, наряду с общей грамотностью, выступают такие компетентности выпускника, как, например, способность разрабатывать и проверять гипотезы, умение работать в проектном режиме, инициативность в принятии решений и т.п. Но процесс формирования компетенций учащихся не может быть полноценным без продуманной системы средств их измерения и оценивания.
Актуальность изучения процесса оценивания отмечается всегда. Без обратной связи управление любым процессом не может быть эффективным. Необходимость оценивания отмечают все участники образовательного процесса: ученики, учителя, родители. Оценки являются неотъемлемой частью учебного процесса.
Существующая на сегодняшний день оценка знаний с помощью баллов, по мнению некоторых педагогов, имеет ряд преимуществ. Это наиболее простое и доступное средство вызвать соревнование между детьми, побудить их систематически заниматься. Оценки удобны для проведения конкурсов, вступительных экзаменов, статистики, отчетности и т. п.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Новые подходы к оцениванию учебных достижений в условиях введения требований ФГОС. »
Новые подходы к оцениванию учебных достижений в условиях введения требований ФГОС
Саранск 2015
Содержание
1.Роли оценивания. 2.Перечень оценочных процедур ОСОКОО. 3.ФГОС. 4.Закон РФ «Об образовании». 5.Формирующее оценивание. 6.Техники формирующего оценивания. 7.Обратная связь как основа формирующего оценивания. 8.Методики формирующего оценивания: Карта самоотчета, карта оценки групповой презентации, самооценка совместной работы, недельные отчеты, составление тестов, портфолио, рубрики, карты понятий. 9.Приложение. Формирующее оценивание на уроках литературы. 10.Заключение. 11.Список использованной литературы.
Введение
В современном мире важным приоритетом общества и системы образования является способность вступающих в жизнь молодых людей самостоятельно решать встающие перед ними задачи, а результат образования «измеряется» опытом решения таких задач. Поэтому на первый план, наряду с общей грамотностью, выступают такие компетентности выпускника, как, например, способность разрабатывать и проверять гипотезы, умение работать в проектном режиме, инициативность в принятии решений и т.п. Но процесс формирования компетенций учащихся не может быть полноценным без продуманной системы средств их измерения и оценивания.
Актуальность изучения процесса оценивания отмечается всегда. Без обратной связи управление любым процессом не может быть эффективным. Необходимость оценивания отмечают все участники образовательного процесса: ученики, учителя, родители. Оценки являются неотъемлемой частью учебного процесса.
Существующая на сегодняшний день оценка знаний с помощью баллов, по мнению некоторых педагогов, имеет ряд преимуществ. Это наиболее простое и доступное средство вызвать соревнование между детьми, побудить их систематически заниматься. Оценки удобны для проведения конкурсов, вступительных экзаменов, статистики, отчетности и т. п.
25.10.16
Роли оценивания
Образовательный и профессиональный отбор
Сертификация
Повышение качества обучения посредством систематического диагностирования и сообщения результатов оценивания учителям и учащимся
Оценивание для мониторинга и менеджмента
25.10.16
Ролевые конфликты оценки
Никогда не следует использовать системы оценивания, разработанные в одних целях, для других целей; невозможно эффективно достичь двух целей (для селективного оценивания необходимо, чтобы ответы на вопросы позволяли провести чёткую грань между индивидами, что зачастую сужает спектр оцениваемых навыков; оценивание в целях мониторинга функционирования национальной образовательной системы, напротив, разработано так, чтобы оценить широкий спектр навыков, и не предполагает проведения чётких различий между индивидами).
25.10.16
Для чего оценивать?
ОЦЕНКА – КОНТРОЛЬ
Контроль работы (учителей, образовательных учреждений) и предоставление вышестоящим органам необходимой информации для принятия решений о поощрении/наказании.
ОЦЕНКА – ПОДДЕРЖКА
Адресаты оценки: учащиеся, родители, учителя, администрация школы.
формирующее оценивание учащихся , мониторинги (в том числе мониторинг индивидуального прогресса), самооценка, самоанализ, самоконтроль и самопроверка
25.10.16
Перечень оценочных процедур ОСОКОО
Национальные экзамены
Национальные и международные исследования и мониторинги
содержательная и критериальная основа планируемых результатов;
оценка методом «сложения»; уровневый подход в инструментарии, в представлении результатов;
оценка способности решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи;
накопительная система оценки индивидуальных достижений;
использование стандартизированных и нестандартизированных методов (проекты, творческие работы и др.)
использование персонифицированной и неперсонифицированной информации;
интерпретация результатов на основе контекстной информации
об условиях и особенностях реализации обр. программ
сочетание внутренней и внешней оценки
25.10.16
ФГОС
В разделе 2 «Требования к результатам освоения основной
образовательной программы основного общего образования»
указывается, что «метапредметные результаты освоения основ-
ной образовательной программы основного общего образования
должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
25.10.16
ФГОС
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
25.10.16
ФГОС
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинноследственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение»
25.10.16
Закон Российской Федерации «Об образовании»
В статье 27 «Структура образовательной организации» говорится, что в компетенцию образовательного учреждения входит:
«10) осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения;
11) индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ, а также хранение в архивах информации об этих результатах на бумажных и (или) электронных носителях»
Это значит, что школа несёт обязанность по организации процесса оценивания в классе и разработке подходов, соответствующих требованиям стандарта к учебным результатам.
25.10.16
Новая системаоценивания строится на следующих основаниях:
1. Оцениваниеявляется постоянным процессом , естественным образом интегрированным в образовательную практику. То есть оценивание осуществляется практически на каждом уроке, а не только в конце учебной четверти или года.
2. Оценивание может быть только критериальным . Основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям. Например, в качестве критериев оценивания могут выступать планируемые учебные умения какпредметные, так и метапредметные.
3. Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам, и учащимся. Они могут вырабатываться ими совместно.
4. Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность , приобретая навыки и привычку к самооценке. То есть результаты учебной деятельности оцениваются не только и не столько педагогом (как при традиционной системе оценивания), сколько самими учащимися.
25.10.16
Формирующее оценивание:
процесс поиска и интерпретации данных, которые ученики и их учителя используют для того, чтобы решить, как далеко ученики уже продвинулись всвоей учёбе, куда им необходимо продвинуться и как сделать этонаилучшим образом.
происходит в ходе обучения и является его частью. Его можно рассматривать как текущее, диагностическое, но наиболее точное название – «оценивание для обучения».
является наиболее эффективным способом повысить образовательные достижения каждого ученика и сократить разрыв между наиболее успевающими учащимися и теми, кто испытывает серьёзные затруднения в обучении.
25.10.16
Принципы использования формирующего оценивания:
Центрировано на ученике. В центре формирующего оценива ния — ученик. Внимание учителя и ученика в большей степени фокусируется на отслеживании и улучшении процесса учения, а не преподавания. При его использовании учитель и ученик получают информацию, на основании которой они принимают решения, как улучшать и развивать учение.
Направляется учителем. Применение формирующего оценива ния предполагает автономию, академическую свободу и высокий профессионализм учителя, поскольку именно он решает, что оценивать, каким образом, как реагировать на полученную информацию. При этом учитель не обязан обсуждать результаты оценивания с кем-либо помимо собственного класса.
25.10.16
Принципы использования формирующего оценивания:
Разносторонне результативно.Поскольку оценивание сфокуси ровано на учении, оно требует активного участия школьников, благодаря чему они глубже погружаются в материал и развивают навыки самооценивания. Это приводит к тому, что растёт их учебная мотивация, поскольку дети видят заинтересованность преподавателей, стремящихся помочь им стать успешными в учёбе. Кроме того, учителя постоянно спрашивают себя: «Какие наиболее существенные знания и умения я стремлюсь преподать своим ученикам?»; «Как я могу выяснить, научились ли они этому?»; «Как я могу помочь им учиться лучше?». Если учитель, отвечая на эти вопросы, работает в тесном контакте с учениками, он совершенствует свои преподавательские умения и приходит к новому пониманию своей деятельности.
25.10.16
Принципы использования формирующего оценивания
Формирует учебный процесс.Цель формирующего оценивания улучшать качество учения, а не обеспечивать основания для выставления отметок.
Определено контекстом.Формирующее оценивание осуществля ется с учетом как нужд учителя, учеников, так и характеристик изучаемых дисциплин. Формы и критерии оценивания зависят от конкретной ситуации. Поэтому то, что хорошо работает в одном классе, не обязательно подойдёт для другого.
Основано на качественном преподавании.Формирующее оцени вание опирается на высокопрофессиональное преподавание и с помощью механизма обратной связи, информирующей учителя о том, как учатся ученики, позволяет ему работать более систематично, подвижно и эффективно.
25.10.16
Принципы использования формирующего оценивания:
Непрерывно.Оценивание – это продолжающийся процесс, который запускает механизм обратной связи и постоянно поддерживает его в работающем состоянии. Используя различные техники, учитель получает от учеников обратную связь относительно того, как они учатся, и сообщает им, как можно улучшить процесс учёбы. Для того чтобы проверить, насколько эти предложения оказались полезны, учителя опять запускают механизм обратной связи, проводя новое оценивание. Этот подход интегрируется в ежедневную учебную работу, происходящую в классе.
25.10.16
Особенности формирующего оценивания
Формирующее оценивание – это больше, чем маркировка.В его основе – механизм, обеспечивающий преподавателя информацией, которая нужна ему, чтобы совершенствовать преподавание, находить наиболее эффективные методы обучения, а также мотивировать учеников более активно включиться в своё учение.
Формирующее оценивание – это обратная связь, с помощью которой учитель получает информацию о том, чему ученики обучились и как учатся в данный момент, а также о том, в какой степени удалось реализовать поставленные учебные цели. Чтобы эта обратная связь сработала на повышение качества учения, необходимо не только определить, на каком уровне ученики должны владеть содержанием курса к его окончанию, но и до какой степени они осваивают его по ходу курса.
25.10.16
Особенности формирующего оценивания
Формирующее оценивание направляет учение.Традиционные техники оценивания, например тестирование, как правило, проверяют, знают ли ученики конкретные факты и могут ли решать задачи по определённому алгоритму, – это создаёт у учеников представление, что именно такой род знаний является наиболее ценным. Написав тесты, ученики узнают о том, какого уровня они достигли, пройдя тот или иной курс. В результате школьники привыкают изучать предмет, не достигая глубокого понимания основных понятий и законов. Как самое важное и обязательное воспринимается именно то, что проверяется. Используя формирующее оценивание, можно управлять вниманием учеников. Для этого необходимо определить: что ученик должен извлечь из учебного курса; какие формы оценивания этому соответствуют.
25.10.16
Зачем мы оцениваем?
Формирующее оценивание используется для того, чтобы выяснить, достигнуты ли поставленные учебные цели. Затем предстоит измерить, в какой степени они достигнуты. Важно выбрать именно такие формы оценивания, которые подходят для конкретных целей, то есть согласовать используемые оценочные техники с поставленными учебными целями.
25.10.16
Почему оцениваем таким образом?
Формирующее оценивание позволяет согласовать результаты оценивания с поставленными целями.
Выбрав стартовой точкой оформление целей, дальше надо двигаться следующим образом:
перевести цели в измеряемые учебные результаты;
определить необходимый для них уровень достижений;
отобрать и содержание, и техники оценивания;
выбрать и реализовать соответствующие методы обучения;
провести оценивание и установить, достигнуты ли измеряемые учебные результаты.
25.10.16
Общие идеи использования.
Учителю -для того, чтобы совершенствовать преподавание, нужно прежде всего определить и представить ученикам учебные цели и задачи, а затем наладить обратную связь. Полученная информация покажет ему, в какой степени эти цели и задачи реализованы, и что ему целесообразно сделать или изменить, чтобы ученики достигли следующих уровней овладения материалом.
Учащимся - чтобы совершенствовать учение, необходимо получить вовремя и во всей полноте соответствующую обратную связь, а также научиться самостоятельно оценивать то, как они учатся.
25.10.16
Условия:
Первое и самое главное:использование различных инструментов формирующего оценивания требует определённой организации учебного процесса. Внедрение новых методик и инструментов возможно, только когда ученик активно вовлечён в учебный процесс, когда на уроке есть место взаимодействию учеников в парах и группах, обсуждению с учителем, свободным вопросам.
Второе важное условиеотносится к использованию результатов оценивания. Чтобы оценивание действительно было формирующим, необходимо, чтобы его результаты использовались для корректировки учения и преподавания. Они обязательно должны «передаваться» в руки ученика и использоваться для планирования. Только тогда формирующее оценивание будет положительно влиять на учебную мотивацию школьников и на их самооценку.
Третье условие - надо ясно осознавать, что введение формирующего оценивания неизбежно связано с изменением того, как учитель понимает свою роль в отношениях с учениками, и того, как он действует в классе, его личного педагогического стиля. Надо также понимать, что жёсткий внешний контроль и отчётность не способствуют развитию новой оценочной практики.
Техники формирующего оценивания
Постановка вопросов.Вопросы задаются учителем, чтобы определить стартовые позиции детей и учитывать их в ходе обучения. Учитель может использовать различные вопросы. В терминах классификации Б.Блума1 это могут быть вопросы на:
приложение: Какие ещё примеры ты знаешь?
анализ: Как ты можешь доказать, что ... ?
синтез: Как можно это организовать, решить?
оценку: Что ты думаешь о … ?
Наблюдение.Наблюдая за детьми и слушая их дискуссию, учитель оцени вает, как происходит учение. Наблюдая за определёнными детьми по намеченному плану, учитель поддерживает их в ходе урока.
25.10.16
Техники формирующего оценивания
Беседы-обсуждениянаиболее интересных или неожиданных ответов и действий во время урока. Дискутируя с учениками, учитель оценивает их понимание, обнаруживает причины затруднений и ошибочных понятий, фиксирует проблемные пункты урока. Проводя обсуждение, учитель проверяет предыдущие оценки и гипотезы, обсуждает прогресс учеников, результаты их самооценивания для того, чтобы подготовить следующие шаги в обучении.
Анализкак способ осуществления формирующего оценивания может быть использован следующим образом. Письменные работы обсуждаются и оцениваются вместе с детьми. Это делается для того, чтобы идентифицировать общие ошибки и неправильное понимание и показать детям, что нужно делать, чтобы улучшить свои работы.
25.10.16
Техники формирующего оценивания
Проверка понимания материала.Проверка-повторение с заранее подготовленными или спонтанными вопросами позволяет в тот же момент оценить вместе с детьми их знания. Краткий проверочный обзор пройденного помогает ученикам и учителю выявить материал, который нуждается в повторении и пересмотре, и спланировать следующие этапы курса.
Вовлечение детей в рассмотрение и рефлексию процесса ученияпозво ляет поддерживать и развивать навыки самооценивания и парного оценивания. Пара или небольшая группа учеников определяет, что они знают и могут делать, а что остаётся для них трудным или непонятным, что им надо сделать в дальнейшем. Это позволяет осуществлять непрерывную обратную связь между учителем, отдельными учениками и группами, благодаря которой определяется, какого прогресса необходимо достичь и планируется то, как дети будут учиться в ближайшем будущем.
25.10.16
Примеры:
Пример 1
Учитель пишет задания на доске и без дальнейших комментариев предлагает детям выполнить их в парах. Затем наблюдает за работой пар, которые испытывали затруднения при выполнении аналогичных заданий на предыдущих уроках. В ходе общего обсуждения задания учитель поддерживает эти пары и помогает им отвечать на вопросы и объяснять свои действия. Позже учитель работает с этими детьми, объединёнными в группу, обсуждая с ними вклад, который они внесли в урок, и свои наблюдения за их работой в парах.
Пример 2
Учитель показывает классу письменные работы, выполненные на предыдущем уроке. Учитель оценивает работы, но не разбирает их. Учитель объясняет, что дети должны прочитать работу и обсудить, что они могли бы сказать автору: определяя сильные стороны работы и советуя, как можно улучшить работу. Учитель объединяет в группы детей, чьи работы были представлены и обсуждает с ними их работы для того, чтобы помочь им осознать свои удачи и сказать, как можно их развить. Потом учитель собирает все замечания, сделанные детьми, и на их основе формирует общие требования к работе, которые все ученики могут использовать в качестве критериев при оценке собственных работ.
25.10.16
Как работают с информацией дети?
Первое,чему должны научиться дети, –это соотносить успешность выполнения работы с учебными целями, которые отражены в критериях успешного выполнения, по которым оценивается работа (показателями, задачами).
Второе – определять то, что нужно улучшить или развить.Об суждение и оценивание проводится индивидуально или в парах. Исправления и улучшения дети вносят сразу же, то есть улучшение качества происходит « здесь и сейчас».
Урок может заканчиваться кратким обзором всех учебных целей (показателей) актуальных для данного этапа работы, и это помогает детям увидеть, как учение будет развиваться и как сегодняшний этап учёбы связан с тем, как они будут учиться в дальнейшем.
25.10.16
Обратная связь как основа формирующего оценивания
обратная связь,т.е. информирование учителем ученика о результатах оценивания и, наоборот, получение им от учеников информации об учебном процессе. Причём очень важно, чтобы информация, которую даёт ученику учитель, мотивировала его продвигаться, делать усилия и надеяться на успех.
Важно иметь в виду основный принцип такой обратной связи: оценивание, которое поддерживает учение, укрепляет мотивацию, направляя учащихся на прогресс и достижения, а не неудачи. Обратная связь оказывается бесполезной, если даётся в общих словах или ставит слишком широкие задачи (например, «не забудь использовать более яркие определения»). Только точная и конкретная обратная связь помогает ученику понять, как он может добиться улучшений.
Учитель может: точно указать ученику его сильные стороны и посоветовать, как он может их развить; конструктивно представить его слабости; обеспечить ученику возможность улучшить свою работу
25.10.16
Принципы оказания обратной связи
1. Показывать, что получилось хорошо. Учитель находит три наиболее удачных места в работе, которые соотносятся с учебными целями, и подчёркивает их, выделяет цветом или берёт в рамку. Это избавляет его от необходимости делать многословную запись.
2. Указывать, что нуждается в улучшении (исправлении). Учитель, используя специальные символы, например стрелку, галочку и т.п., отмечает абсолютно точно места в работе, которые необходимо исправить.
3. Создавать возможность вносить исправления. На уроке детям дают время (примерно 10 минут), чтобы прочитать рекомендации и сделать соответствующие исправления. Учитель может попросить тех учеников, кто уже справился со своей работой, помочь тем, кто испытывает затруднения.
4. Давать рекомендации о необходимых исправлениях. Учитель пишет, что нужно сделать для исправления и улучшения работы, чтобы ученик знал, как ему добиться нужного результата. Для этого существует три способа, каждый из них связан с опреде-лённой областью исправлений:
показ (приводят примеры того, что ученику необходимо сде лать);
пример (предлагают конкретные выражения, слова и формы, которые надо копировать).
25.10.16
Варианты методик для организации самооценивания учеников.
Методика «Карта самоотчёта»
Позволяет обучать самооцениванию как самых младших учеников, поскольку основана на использовании понятных детям простых символов, так и детей более старшего возраста.
При использовании карты самоотчета применяются различные изображения лампочки, которые соответствуют трем возможным вариантам ответа учащихся на вопросы:
«Этого не было – лампочка не горит»;
«Это было иногда – лампочка горит»;
«Это было часто или всегда – лампочка горит очень ярко».
Использование данной карты позволит ученику проанализировать свой опыт и сделать на основе этих самонаблюдений полезные выводы. Кроме того, карта ещё раз напоминает детям о том, каковы были их учебные задачи, чему они учились, чего ожидает от них учитель.
Подобную карту учитель может составить для любого предмета, обозначив в ней как конкретные предметные умения, так и способы деятельности и общие учебные умения.
25.10.16
Варианты методик для организации самооценивания учеников.
Методика«Карта оценки групповой презентации»
Используется при оценке результатов совместной деятельности учащихся. Ученикам предлагается заполнить определённую форму, когда они будут смотреть презентацию группы. Ученикам нужно посмотреть на приведённые ниже характеристики и дать свой отзыв на работу группы.
При оценке результатов предлагается использовать следующие варианты ответов:
«+» – отличная работа (трудно улучшить);
«=» – хорошая работа (хорошо, но вы видите способ улучшить);
«—» – слабая работа (многое нужно улучшить).
25.10.16
Варианты методик для организации самооценивания учеников.
Методика«Самооценка совместной работы»
Ученикам предлагают не выбирать готовый ответ, а формулировать его в развёрнутом виде . Это позволяет ученику осознать то, как он участвовал в разработке плана группового проекта: насколько был продуктивен, успешен, принят группой и полезен. Работа с этой методикой помогает формировать как коммуникативные умения учащихся, а так и навыки решения проблем и планирования своей деятельности.
Как вариант методики самооценки можно использовать составление отзыва на работы других учеников . Предлагаемая форма используется при оценке презентаций проектных и исследовательских работ, но может применяться и в других учебных ситуациях по усмотрению учителя.
25.10.16
Этапы введения техник формирующего оценивания:
решить, что надо узнать посредством внутриклассного оценивания;
выбрать техники, соответствующие стилю работы преподавателя и легко вводимые в данный класс;
объяснить цель происходящего ученикам;
после завершения оценить результаты и определить, что надо изменить в учебном процессе;
дать информацию детям о том, что узнал преподаватель и как он собирается это использовать.
25.10.16
Техники формирующего
оценивания:
рефлексия и самооценивание.
25.10.16
Методика «Недельные отчёты»
Использование методики «Недельные отчёты» позволяет обеспечивать быструю обратную связь, с помощью которой ученики сообщают, чему они научились за неделю и какие трудности у них возникли.
«Недельные отчёты» – это опросные листы, которые ученики заполняют раз в неделю, отвечая на 3 вопроса:
1. Чему я научился за эту неделю?
2. Какие вопросы остались для меня неясными?
3. Какие вопросы я задал бы ученикам, если бы я был учителем, чтобы проверить, поняли ли они материал?
25.10.16
Методика «Недельные отчёты»
Время для подготовки учителя
Минимальное. Вопросы можно написать на доске
или заранее приготовить формы с вопросами и раз-
дать ученикам
Время для подготовки учеников
Ученикам необходимы объяснения относительно
цели таких отчётов. Они должны потренироваться,
чтобы ответить на первый вопрос
Время проведения
Время на уроке не требуется. Отчёт пишется дома
Предметы
Практически все
Размер класса
Любой
Специальные технические
требования
Нет
Выполняется индивидуально или группой
Индивидуально
Результаты
анализа
Отчёты требуют тщательного анализа. Учитель дол-
жен найти возможность ответить на нетипичные от-
чёты индивидуально, а типичные разобрать в классе
Что ещё нужно иметь в виду
Ученики должны видеть, что отчёты помогают им
в учёбе; в противном случае они не будут воспринимать их серьёзно
Использование позволяет
Учителю:
обеспечить понимание учениками того, как они учатся;
исследовать, насколько хорошо ученики понимают содержание и логические связи изучаемого материала;
документировать возникающие у учеников вопросы и выбрать наиболее типичные;
дать ученикам обратную связь относительно содержания и уровня сложности тех вопросов, которые они считают существенными;
проследить развитие письменных навыков учеников и их умения строить рассуждение;
обеспечить возможность зафиксировать и измерить эмоциональное удовлетворение учеников или уровень их затруднений при изучении данного материала.
Ученику:
тренироваться в письменной коммуникации, то есть выражать в письменной форме свои мысли;
задать существенные для него вопросы;
проанализировать собственные знания и процесс учения.
25.10.16
Как анализировать отчёты
Можно выделить четыре таких уровня для вопросов :
Вопросы, запрашивающие фактическую информацию, могут быть отнесены к «минимальному уровню»: например, «Что такое физический маятник?».
Вопросы, запрашивающие сравнительную информацию , могут быть отнесены к «низкому уровню»:«Какая разница между про стым маятником и физическим маятником?».
Концептуальные вопросы и вопросы, касающиеся экспериментов, проделанных на предыдущих уроках, можно отнести к «рабочему уровню»: «Как можно доказать, что период для про стого маятника не зависит от амплитуды его отклонения?».
К «наивысшему уровню»можно отнестивопросы, требующиеобъяснений , которых не было раньше на уроках, и начинающиеся со слова «Почему?»: «Почему только сила, которая прямо пропорциональна отклонению, может обеспечить систему с простым гармоническим движением?».
25.10.16
Методика «Cоставление тестов»
Ее суть состоит в том, что учащиеся самостоятельно формулируют вопросы по теме.
В этом заключается основа данной процедуры, а вокруг нее выстраивается большое число переменных, которые могут иметь важное педагогическое значение. Эти переменные определяют, на каком этапе учебного процесса проводится тестирование, какие требования к объему и виду тестовых вопросов предъявляются, какие ответы на эти вопросы ожидаются, кого опрашивают и т.д. Составление тестовпредставляет собой индивидуальную творческую работу учащегося, которая проявляет не только его знания, подготовленность, но и мотивацию.
Использование тестов наиболее эффективно на этапе закрепления материала, когда тема уже пройдена. Но этот метод выполняет свои функции и в ситуации, когда новая тема только заявлена. Своими вопросами по новой теме учащиеся демонстрируют учителю свой стартовый уровень знаний, свою заинтересованность в их расширении и углублении.
Задачи методики:
Повысить качество выполнения домашнего задания.
Выявить уровень понимания учащимися материала и разобрать моменты, вызвавшие затруднение, как следствие – подготовить учащихся к проверочной работе по теме.
Развивать критическое мышление.
Строить обучение на основе сотрудничества учителя и учени-ков, повысить активную роль детей в процессе обучения.
25.10.16
Как организовать работу с методикой
Методика используется как элемент серии уроков.
Первый урок– получение домашнего задания и комментарии к нему (3 минуты).
Второй урок– сбор домашнего задания, индивидуальные консуль тации по качеству вопросов (на перемене до или после урока), общее обсуждение собранных вопросов. Ребята имеют возможность ознакомиться с вопросами одноклассников, сравнить разные по сложности и дизайну вопросы, определить наиболее интересные и содержательные.
Третий урок– написание проверочной работы, разработанной на основе детских вопросов (10–12 минут).
На этом же уроке и/или на следующем (четвертом)подводятся итоги проверочной работы, разбор ответов к вопросам, вызвавшим затруднение, и анализ критических замечаний к неудачным вопросам (5–12 минут).
25.10.16
Как проводить оценивание
Пример такой шкалы:
1 балл – вопрос на фактическое знание по данной теме.
2 балла – вопрос на применение фактического знания по данной теме.
3 балла – вопрос, требующий приведения примера.
4 балла – вопрос, требующий объяснения, которого не было на уроках или в учебнике.
5 баллов – вопрос-задача, не слишком громоздкий в формулировке и не требующий дополнительных записей при решении.
1 балл может быть присужден за оригинальность каждому вопросу.
Наличие такой шкалы позволяет не только оценить качество вопросов, но и составлять равноценные по сложности варианты проверочной работы, а также использовать сложность вопросов в баллах при ее оценивании.
25.10.16
Ограничение и возможные затрудненияв работе с методикой
Типичной ошибкой можно считать выбор материала, по которому ученики не смогут составить интересных и содержательных вопросов.
Затруднения могут возникнуть и в том случае, когда тема ещё не достаточно освоена учениками или оказалась для них слишком сложной, и вопросы оказываются поверхностными и не стимулируют детей к осмыслению и систематизации полученной информации.
Возможные позитивные эффекты.
Удаётся:
1. Выявить уровень выполнения домашнего задания (самостоятельное изучение теоретического материала). Стимулировать интерес к выполнению такого рода домашнего задания за счёт новизны работы и новой роли в учебном процессе.
2. Повысить ответственность при выполнении домашнего задания, так как результаты попадают на всеобщее обозрение, более того, «проверяются в деле» и подвергаются критике одноклассников.
3. Развивать критическое мышление, внимание к мелочам. Иногда одно неуместное слово превращает удачную идею в неудачный вопрос. Это положительным образом сказывается на грамотности речи учащихся.
4. Акцентировать внимание на индивидуальном прогрессе. Создать ситуацию успеха для большинства учеников.
5. Снять страх перед проверочной работой на знание пройденного материала.
25.10.16
Методика «Портфолио»
Цели и сущность портфолио.
Портфолио является формой аутентичного, или истинного, оце нивания образовательных результатов, то есть оценки по продукту, созданному учащимся в ходе учебной, творческой, социальной и других видов деятельности. Существенное значение портфолио придаёт планированию и самооцениванию учащимся своих достижений.
Портфолио позволяет решить две задачи:
1. Проследить индивидуальный прогресс учащегося, достигнутыйим в процессе обучения, вне сравнения с достижениями других учеников.
2. Оценить его образовательные достижения и дополнить (заменить) результаты тестирования и других традиционных форм контроля.
25.10.16
Виды портфолио
Портфолио документоввключает коллекцию работ, собранных за определённый период обучения. Работы демонстрируют прогресс учащегося в какой-либо учебной сфере. Этот портфолио может содержать любые материалы, в том числе планы и черновики, которые показывают, каких успехов добился ученик в процессе обучения с момента, как он поставил перед собой определённую цель, и до того, как он её достиг. Поэтому в портфолио могут быть представлены как успешные, так и неудачные, пробные работы.
Портфолио процесса или оценочный.Отражает все фазы и этапы обучения. Позволяет показать весь процесс обучения в целом, то, как учащийся интегрирует специальные знания и навыки и достигает прогресса, овладевая определёнными умениями, как на начальном, так и на высоком уровне. Кроме того, этот портфолио демонстрирует процесс рефлексии учащимся собственного учебного опыта и включает дневники самонаблюдения и различные формы самоотчёта и самооценки.
25.10.16
Виды портфолио
Показательный портфолио.Позволяет лучше всего оценить до стижения учащегося по основным предметам школьной программы. Может включать только лучшие работы, отобранные в ходе совместного обсуждения учеником и педагогом. Обязательным требованием является полное и всестороннее представление работы. Как правило, в этот портфолио входят разнообразные аудио и видео записи, фотографии, электронные версии работ. Представленные материалы могут сопровождаться письменными комментариями учащегося, обосновывающими выбор представленных им работ. В портфолио можно включить материалы проектов и исследований, художественные работы, естественнонаучные эксперименты достижения в музыкальной области, которые наиболее целостно представляют умения и возможности ученика.
25.10.16
Виды портфолио
Портфолио подготовленности.Некоторые школы используют портфолио как средство определения готовности ученика к выпуску. Школьникам требуется представить определённое количество материалов, которые демонстрируют их компетентность и достижения в нескольких предметных областях. Как правило, это итоговые работы по тем предметам, по которым обычно пишутся тесты или сдаются устные экзамены: язык, математика, общественные и естественные науки. О подготовленности ученика могут свидетельствовать также эссе, исследовательские или проектные работы по основным предметам и предметам по выбору: технология, музыка, изобразительное искусство.
25.10.16
Оценка портфолио
Портфолио можно оценивать
неформально (экспертная оценка), привлекая для оценки педаго гов, родителей и соучеников.
Другой вариант оценивания – это формализация и стандартизация критериев оценки, согласованных с общепринятыми учебными показателями, например такими основными учебными умениями, как решение проблем и коммуникативные умения.
25.10.16
Критериальное оценивание
Одним из наиболее популярных инструментов оценивания, основанного на заранее заданных и понятных ученикам критериях, являются так называемые «Оценочные рубрики».
«Рубрики» представляют собой таблицы, которые содержат критерии для оценки выполнения самых разнообразных заданий. Чтобы определить критерии, учителю необходимо сформулировать учебные цели той работы, которую будут выполнять ученики, и результаты, которых они должны достичь. Именно с заданными учебными целями и результатами должны соотноситься оценочные критерии. По сути, критерии служат ученикам гидом, показывают им, что они должны продемонстрировать в той или иной работе, что должны уметь.
«Оценочные рубрики» – это способ описания оценочных критериев, которые опираются на ожидаемые учебные результаты и достижения учеников.
«Рубрики» представляют собой таблицы, в которых дано описание желаемого результата (качества, умения). Как правило, описываются различные уровни достижения желаемого результата или сформированности умения: от начального уровня до образцового. Это позволяет учителю и ученику определить следующие очень важные для обучения моменты:
на каком уровне он находится в данных момент;
чего ему не хватает, чтобы достичь образцового уровня;
какой следующий шаг предстоит сделать.
25.10.16
Цели оценивания при помощи «Рубрик»
Повысить достоверность количественного оценивания письменных заданий и устных презентаций.
Представить цели и ожидаемые достижения в чётком однозначном виде.
Представить стандарты оценивания или балльные оценки и соотнести их с достижением учебных целей.
Вовлечь учеников в критическое оценивание собственных работ.
Ограничения (проблемы)
Проблема критериев. Вызовом (или потенциальным ограниче нием) в развитии и использовании «Рубрик» является описание ожидаемых достижений и определение показателей, которые диффе ренцируют различные уровни достижений, представленные в таблице-рубрике.
Проблема практики и регулярного использования. Никакие оценоч ные инструменты не будут эффективны, если они не используются на регулярной основе.
25.10.16
Методика «Карты понятий»
Карты понятий позволяют оценить, как хорошо ученики могут видеть «общую картину» предмета или отдельной темы, то есть удалось ли им построить связи между отдельными элементами темы и систематизировать пройденный материал.
«Карта понятий» – это диаграмма, состоящая из узловых точек (каждая из которых помечена определённым понятием), связанных прямыми линиями, которые также помечены. Узловые точки-понятия расположены на разных иерархических уровнях, соответствующих движению от наиболее общих к конкретным специальным понятиям.
Рассматривая карту от вершины к основанию, преподаватель может:
1) проникнуть в то, как ученики воспринимают научные темы;
2) проверить уровень понимания учеников и возникшее у них ложное толкование понятий;
изучение терминов, фактов и понятий конкретного предмета;
организация информации в точные категории;
синтез и интеграция информации, понятий, идей;
видение «широкой панорамы» и связей между отдельными понятиями;
развитие креативного мышления в конкретном предмете;
расширение возможностей долговременной памяти и усвоение новых знаний;
развитие сложных мыслительных навыков, стратегий и привычек;
эффективное использование графических иллюстраций.
Оценивание составленной «Карты понятий» может осуществляться в баллах:
1 балл даётся за каждую правильно установленную связь (если связь установлена верно) между двумя соседними понятиями;
5 баллов – за каждый правильно установленный иерархический уровень;
10 баллов – за каждую содержательную и точную связь понятий из разных частей карты;
дополнительно 1 балл начисляется за каждый пример.
25.10.16
варианты использования
Составление карт в группе.
Заполнение карт.
Выборочное заполнение карты понятий.
Карта для выборочных понятий.
Картирование-выращивание.
Направленный выбор при составлении карт.
25.10.16
Формирующее оцениваниена урокахлитературы
25.10.16
Формирующее оценивание на урокахлитературы
составление тестовых заданий и саммари (на уроках, посвященных изучению биографии А. С. Пушкина);
недельный отчет (на уроках по «Теме поэта и поэзии в творчестве А. С. Пушкина»);
25.10.16
Составление учениками тестовых вопросов
На уроках, посвященных изучению биографии А. С. Пушкина.
Цель – узнать, как учащиеся самостоятельно освоили новый материал, и стимулировать их познавательный интерес.
Инструкция – составить дома в письменном виде тестовые вопросы по биографии А. С. Пушкина и указать ответы к ним.
25.10.16
Примеры работ учащихся
25.10.16
Результаты
учащиеся проявили интерес к этому виду деятельности: некоторые ученики составили оригинальные вопросы;
по мнению учителя, эта техника не показывает, насколько осознанно учащиеся подошли к составлению вопросов и какие знания в результате усвоены ими, для этого нужна другая оценочная техника, например саммари.
25.10.16
Вопросы к саммари
В каком году А. С. Пушкин покинул родной дом?
В каком году А. С. Пушкин окончил лицей?
По чьей инициативе был создан Царскосельский лицей?
Кому и какое стихотворение на публичном выпускном экзамене читал А. С. Пушкин?
Что в 1814 г. было напечатано в «Вестнике Европы»?
«Зеленая лампа» – это…
П. Я. Чаадаев – это…
«Вольность» – это…
Что было написано А. С. Пушкиным в лицейский период творчества? Вопросы № 1, 2, 4, 5, 6, 9 – это измененные тестовые вопросы, предложенные до этого самими учащимися
25.10.16
Примеры работ учащихся
25.10.16
Результаты
учащиеся справились хорошо с теми вопросами, которые обсуждались на уроке и на которых учителем был сделан акцент;
многие из учащихся, придумавших оригинальные вопросы, не смогли ответить на них в другой, измененной учителем форме, что позволяет сделать вывод: к составлению тестовых вопросов дома многие отнеслись формально;
обе техники (составление тестовых вопросов и саммари) можно проводить по отдельности, однако, используемые вместе, они более эффективны.
25.10.16
Заключение
Стремительные изменения в обществе и экономике требуют от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество, не теряться в ситуации неопределенности, уметь налаживать эффективные коммуникации с разными людьми и при этом оставаться нравственным. Задача современной школы - подготовить выпускника, обладающего необходимым набором современных знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни.
25.10.16
Список использованной литературы.
1. Развитие творческих способностей школьников и формирование различных моделей учёта их индивидуальных достижений/ Подред. Л.Е. Курнешовой. Вып. 2. М.: Школьная книга, 2005.
2. Тряпицына Н.П., Родионова Н.Ф. Модернизация общего образо вания: оценка образовательного результата. СПб., 2002. 225 с.
3. Чошанов М.А. Школьная оценка и старые проблемы // Педа гогика. 2000. № 10. С. 45–102.
4. Шнейдер М.Я. Оценка качества образования в школах Международного бакалавриата // Вопросы образования. 2005. № 1.
Интернет-источники
1. Романов Ю.В. Система оценивания: опыт осмысления и исполь зования: http://schools.techno.ru/ms45/win/history/krit8-9.html
3. http://www.flaguide.org/intro/intro.php (техники внутри-классного оценивания – сайт для учителей)
Список использованной литературы
1. Корнеева Е.В., Глухемчук Е.А., Никитин Ю.М. Некоторые под ходы к развитию оценочной самостоятельности обучающихся (изопыта работы НОУ «Город Солнца») // Развитие творческих способностей школьников и формирование различных моделей учёта их индивидуальных достижений / Под ред. Л.Е. Курнешовой. Вып. 2.М.: Школьная книга, 2005. С. 74–77.
2. Литвяк Е.Н., Хилтунен Е. Идея школы Монтессори// Школа сотрудничества. Первое сентября, 2000. С. 76–81.
3. Модернизация образовательного процесса в начальной, основной и старшей школе: варианты решения / Под ред. А.Г. Каспржака,Л.Ф. Ивановой. М.: Просвещение, 2004. 416 с.
4. Новожилова Н.В., Фирсова М.М. Новые формы учёта успешно сти выпускников гимназии: проблемы и перспективы // Развитие творческих способностей школьников и формирование различных моделей учёта их индивидуальных достижений / Под ред. Л.Е. Курнешовой. Вып. 2. М.: Школьная книга, 2005. С. 4–8.
5. Уваров А.Ю. Кооперация в обучении: групповая работа // Учитель и ученик: возможность диалога и понимания / Под общ.ред. Л.И. Сёминой. Том 2. М.: Бонфи, 2002. С. 205–408. 6. Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. М.: Интерфакс, 1995. 286 с. Формирующее оценивание: приёмы и возможности использования на уроках .
Интернет-источники 1.Оценивание в начальной школе: http://www.standards.dfes.gov.uk/primary/publications/learning_and_teaching/1041163/
2. Оценивание в начальной школе: http://www.aaia.org.uk/assessment.asp .
Литература 1. Новикова Т.Г., Прутченков А.С., Пинская М.А., Федотова Е.Ф. Портфолио в зарубежной образовательной практике // Вопросы образования. 2004. № 3.
2. Пинская М.А., Иванов А.В. Формирующий подход: критериаль ное оценивание в действии // Народное образование. 2010. № 5. C. 192—201.
3. Пинская М.А. Формирующее оценивание: оценивание в классе. Учебное пособие. М.: Логос, 2010.
2. Сеть творческих учителей. Формирующее оценивание на уроке: http://www.it-n.ru/board.aspx?cat_no=249627&tmpl=Thread&BoardId=282525&ThreadId=447703&page=0
object(ArrayObject)#853 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(266) "Доклад на тему «Оценивание на уроках русского языка в условиях введения требований Федерального государственного образовательного стандарта» "
["seo_title"] => string(159) "doklad-na-tiemu-otsienivaniie-na-urokakh-russkogho-iazyka-v-usloviiakh-vviedieniia-triebovanii-fiedieral-nogho-ghosudarstviennogho-obrazovatiel-nogho-standarta"
["file_id"] => string(6) "239185"
["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1444737470"
}
}