Влияние использования критериального оценивания на умение учащихся оценивать знания, умения и навыки на уроках в начальной школе.
Влияние использования критериального оценивания на умение учащихся оценивать знания, умения и навыки на уроках в начальной школе.
Влияние использования критериального оценивания на умение учащихся оценивать знания, умения и навыки на уроках в начальной школе.
Горбачёва Елена Юрьевна, КГУ СОШ 30, учитель начальный классов
Процесс оценивания является постоянной составляющей образовательного процесса и также подлежит развитию. В течение последнихдвадцати лет также неоднократно подвергались изучению вопросы, связанные с оцениванием учебных достижений учащихся ( Ш. А.Амонашвили, В.Л.Беспалько, Д. Б. Эльконин и др.). Была доказана необходимость создания универсальной, отвечающей всем требованиям современного общества и потребностям личности учащегося системы оценивания.
Исходя из личного опыта работы в организации образования стоит отметить, что долгое время процесс оценивания приобретённых учащимися знаний и умений заключались только лишь в сравнении результатов с таковыми других учащихся и имел свои недостатки: отсутствие чётких критериев оценки достижения результатов обучения, педагог при оценивании знаний и умений ориентировался только лишь на результаты и достижения среднего ученика и класса в целом.
Для решения данных проблем в педагогической практике была разработана новая система оценивания учебных достижений учащихся в соответствии с ожидаемыми результатами обучения – система критериального оценивания учебных достижений учащихся в соответствии с ожидаемыми результатами обучения – система критериального оценивания. Критериальное оценивание представляет собой процесс, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с чётко определёнными, коллективно выбранными, заранее известными всем участникам процесса критериями. Оценивая работу, преподаватель обращает внимание учащегося на успешность в той или иной составляющей, из совокупности, которых выставляется итоговая отметка. Таким образом, отметка становится более «прозрачной» и учащийся понимает, каким аспектам своей деятельности необходимо уделить большее внимание. Развитие оценочной самостоятельности является ключевым условием решения многих задач сегодняшней реформы образования, так как ребёнок должен овладеть не только предметными знаниями, умениями и навыками, но и приобрести самостоятельность в учебных действиях.
Преимущество критериального оценивания заключается в том, что такая система позволяет оценивать деятельность обучающегося с разных сторон – критериев. Их содержание чётко описано и известно заранее, причём содержание критериев могут быть разработаны как педагогом, так и самими школьниками. Таким образом, считаю, что с помощью такого оценивания возможно определить, насколько успешно усвоен тот или иной учебный материал, и сформирован или нет тот или иной практический навык. Самое главное, что у каждого учащегося появляется возможность сверить достигнутый уровень с определённым минимумом требований либо же с уровнем собственного развития, так как считаю важным и необходимым, чтобы любой ученик смог оценить свои достижения и результаты своего труда самостоятельно, опираясь на заранее разработанные критерии, и определить свой собственный, индивидуальный путь развития.
Таким образом, считаю, что если научить обучающихся формировать критериальный аппарат для самооценивания и взаимооценивания, то это будет способствовать достижению следующих результатов: учащиеся осознают важность и актуальность внедрения критериального оценивания в процесс обучения, овладеют навыками разработки критериального аппарата для определения уровня ЗУН ов на уроках, смогут самостоятельно, без помощи учителя, и объективно оценить как собственные знания по той или иной теме, у каждого появится возможность сверить достигнутый уровень с определённым минимумом требований и данная система оценивания будет способствовать повышению уровня мотивации обучающихся.
Так как главной целью исследования было научить обучающихся создавать критериальный аппарат, то в конце каждого урока одним из заданий было определить критерии для оценивания. Чтобы решить данную проблему, давалось задание: подумайте и предложите, на что бы вы обратили внимание, если бы вам предложили оценить данную работу. Затем все варианты выносились на обзор класса, записывались на доске. Таким образом была проведена разъяснительная работа по вопросу о том, что такое «критерий оценивания». К концу четвёртого урока в системе среднесрочного планирования уже можно было наблюдать « прирост» количества учащихся, справившихся с заданием по определению критериев оценивания и составил3 человека – 9 %.
Стоит обратить внимание, что работа учащихся заключалась не только в формулировнии критериев, но и в процессе – само и – взаимооценивания. С целью самооценивания учащимся в конце урока предлагалось следующее задание: начертить вертикальную прямую со стрелкой. Нижний порог чертежа соответствует отметке «0» и обозначает, ччто ученик не усвоил материал. Верхний порог – отметке «5» и обозначает, что ученик хорошо разобрался в данной теме, без труда сможет выполнить задания по данной теме. На следующий урок была проведена тестовая работа с целью определения уровня знаний учащихся по предыдущей теме. Критерием для оценивания служило количество ошибок (такой критерий учащиеся определили сами). И результаты оказались достаточно отличающимися от таковых при самооценивании: лишь 12 человек из 32 получили «5». Учащиеся объяснили разницу следующим образом: слишком торопились – хотелось быть первым, невнимательно читали вопросы, наверно, слишком завысили оценку своим знаниям на прошлом уроке.
Взаимооценивание осуществлялось с опорой на принципы критериального оценивания. Все вместе мы определили критерии, а затем в группах, обменявшись работами, проверяли и ставили соответствующую отметку. В конце урока, рефлексируя свою работу, учащиеся высказывались положительно о данном процессе. Никто из учеников «не злился» на одноклассника за выставленную отметку, т. к. есть критерии, а значит всё объективно – таково было мнение учащихся.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что учащиеся научились разрабатывать критерии для – само и – взаимооценивания, что являлось целью моей работы и как результат оценивания – выставление отметки однокласснику либо себе.
Литература
1. Амонашвили, Ш.А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников Текст. / Ш.А. Амонашвили. М.: Педагогика, 1984.-296 с.
2. Ананьев, Б.Г. Психология педагогической оценки Текст. / Б.Г. Ананьев // Избранные психологические труды в 2-ч под ред. А.А.Бодалева и др.-М.: Педагогика, 1980.-С. 128-266.
3. Ануфриева. Н.В. Технология самоконтроля в системе развивающего обучения Текст. / Н.В. Ануфриева // Технологии развивающего обучения: сб. науч. трудов. — СПб.: Эпиграф, 2002. — С. 253255. ISBN 5-88749-033-0.
4. Афонина, Л.А Критериально-ориентированное тестирование как эффективное средство измерения и оценки учебных достижений учащихся средних образовательных учреждений Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Афонина Л.И. Саратов, 2000. - 207с.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Влияние использования критериального оценивания на умение учащихся оценивать знания, умения и навыки на уроках в начальной школе. »
Влияние использования критериального оценивания на умение учащихся оценивать знания, умения и навыки на уроках в начальной школе.
Горбачёва Елена Юрьевна, КГУ СОШ 30, учитель начальный классов
Процесс оценивания является постоянной составляющей образовательного процесса и также подлежит развитию. В течение последнихдвадцати лет также неоднократно подвергались изучению вопросы, связанные с оцениванием учебных достижений учащихся ( Ш. А.Амонашвили, В.Л.Беспалько, Д. Б. Эльконин и др.). Была доказана необходимость создания универсальной, отвечающей всем требованиям современного общества и потребностям личности учащегося системы оценивания.
Исходя из личного опыта работы в организации образования стоит отметить, что долгое время процесс оценивания приобретённых учащимися знаний и умений заключались только лишь в сравнении результатов с таковыми других учащихся и имел свои недостатки: отсутствие чётких критериев оценки достижения результатов обучения, педагог при оценивании знаний и умений ориентировался только лишь на результаты и достижения среднего ученика и класса в целом.
Для решения данных проблем в педагогической практике была разработана новая система оценивания учебных достижений учащихся в соответствии с ожидаемыми результатами обучения – система критериального оценивания учебных достижений учащихся в соответствии с ожидаемыми результатами обучения – система критериального оценивания. Критериальное оценивание представляет собой процесс, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с чётко определёнными, коллективно выбранными, заранее известными всем участникам процесса критериями. Оценивая работу, преподаватель обращает внимание учащегося на успешность в той или иной составляющей, из совокупности, которых выставляется итоговая отметка. Таким образом, отметка становится более «прозрачной» и учащийся понимает, каким аспектам своей деятельности необходимо уделить большее внимание. Развитие оценочной самостоятельности является ключевым условием решения многих задач сегодняшней реформы образования, так как ребёнок должен овладеть не только предметными знаниями, умениями и навыками, но и приобрести самостоятельность в учебных действиях.
Преимущество критериального оценивания заключается в том, что такая система позволяет оценивать деятельность обучающегося с разных сторон – критериев. Их содержание чётко описано и известно заранее, причём содержание критериев могут быть разработаны как педагогом, так и самими школьниками. Таким образом, считаю, что с помощью такого оценивания возможно определить, насколько успешно усвоен тот или иной учебный материал, и сформирован или нет тот или иной практический навык. Самое главное, что у каждого учащегося появляется возможность сверить достигнутый уровень с определённым минимумом требований либо же с уровнем собственного развития, так как считаю важным и необходимым, чтобы любой ученик смог оценить свои достижения и результаты своего труда самостоятельно, опираясь на заранее разработанные критерии, и определить свой собственный, индивидуальный путь развития.
Таким образом, считаю, что если научить обучающихся формировать критериальный аппарат для самооценивания и взаимооценивания, то это будет способствовать достижению следующих результатов: учащиеся осознают важность и актуальность внедрения критериального оценивания в процесс обучения, овладеют навыками разработки критериального аппарата для определения уровня ЗУН ов на уроках, смогут самостоятельно, без помощи учителя, и объективно оценить как собственные знания по той или иной теме, у каждого появится возможность сверить достигнутый уровень с определённым минимумом требований и данная система оценивания будет способствовать повышению уровня мотивации обучающихся.
Так как главной целью исследования было научить обучающихся создавать критериальный аппарат, то в конце каждого урока одним из заданий было определить критерии для оценивания. Чтобы решить данную проблему, давалось задание: подумайте и предложите, на что бы вы обратили внимание, если бы вам предложили оценить данную работу. Затем все варианты выносились на обзор класса, записывались на доске. Таким образом была проведена разъяснительная работа по вопросу о том, что такое «критерий оценивания». К концу четвёртого урока в системе среднесрочного планирования уже можно было наблюдать « прирост» количества учащихся, справившихся с заданием по определению критериев оценивания и составил3 человека – 9 %.
Стоит обратить внимание, что работа учащихся заключалась не только в формулировнии критериев, но и в процессе – само и – взаимооценивания. С целью самооценивания учащимся в конце урока предлагалось следующее задание: начертить вертикальную прямую со стрелкой. Нижний порог чертежа соответствует отметке «0» и обозначает, ччто ученик не усвоил материал. Верхний порог – отметке «5» и обозначает, что ученик хорошо разобрался в данной теме, без труда сможет выполнить задания по данной теме. На следующий урок была проведена тестовая работа с целью определения уровня знаний учащихся по предыдущей теме. Критерием для оценивания служило количество ошибок (такой критерий учащиеся определили сами). И результаты оказались достаточно отличающимися от таковых при самооценивании: лишь 12 человек из 32 получили «5». Учащиеся объяснили разницу следующим образом: слишком торопились – хотелось быть первым, невнимательно читали вопросы, наверно, слишком завысили оценку своим знаниям на прошлом уроке.
Взаимооценивание осуществлялось с опорой на принципы критериального оценивания. Все вместе мы определили критерии, а затем в группах, обменявшись работами, проверяли и ставили соответствующую отметку. В конце урока, рефлексируя свою работу, учащиеся высказывались положительно о данном процессе. Никто из учеников «не злился» на одноклассника за выставленную отметку, т. к. есть критерии, а значит всё объективно – таково было мнение учащихся.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что учащиеся научились разрабатывать критерии для – само и – взаимооценивания, что являлось целью моей работы и как результат оценивания – выставление отметки однокласснику либо себе.
Литература
1. Амонашвили, Ш.А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников Текст. / Ш.А. Амонашвили. М.: Педагогика, 1984.-296 с.
2. Ананьев, Б.Г. Психология педагогической оценки Текст. / Б.Г. Ананьев // Избранные психологические труды в 2-ч под ред. А.А.Бодалева и др.-М.: Педагогика, 1980.-С. 128-266.
3. Ануфриева. Н.В. Технология самоконтроля в системе развивающего обучения Текст. / Н.В. Ануфриева // Технологии развивающего обучения: сб. науч. трудов. — СПб.: Эпиграф, 2002. — С. 253255. ISBN 5-88749-033-0.
4. Афонина, Л.А Критериально-ориентированное тестирование как эффективное средство измерения и оценки учебных достижений учащихся средних образовательных учреждений Текст.: дис. . канд. пед. наук: 13.00.01 / Афонина Л.И. Саратов, 2000. - 207с.