Основы развития словарной работы на уроках русского языка.
Основы развития словарной работы на уроках русского языка.
Современное общество нуждается в гражданах с активной гражданской позицией, грамотных, обладающих развитой речью, имеющих богатый словарный запас. Чтобы сформировать у школьников прочные навыки грамотного письма, учителя - словесники прилагают большие усилия, однако грамотность продолжает оставаться низкой. Это связано, в первую очередь, с тем, что у обучающихся отсутствует мотивация к занятиям русским языком. Использование учителем однообразных форм и приемов работы на уроке, отсутствие системы в работе делают его скучным и непривлекательным для школьников.
При этом возникают противоречия между
- потребностью общества в гражданах с богатым словарным запасом, способных ориентироваться в сложных ситуациях и несовершенством образовательной системы, которая должна готовить таких граждан;
- необходимостью формирования у современных школьников культуры устной и письменной речи и отсутствием системы в работе учителя по решению этой проблемы.
В связи с этим возникает проблема: как организовать работу со словарными словами на уроках русского языка, чтобы она активизировала учебно-познавательную деятельность школьников, развивала их орфографическую грамотность.
Цель: организация работы со словарными словами на уроке русского языка для развития орфографической грамотности обучающихся.
Объект исследования: процесс развития орфографической грамотности обучающихся на уроках русского языка.
Предмет исследования: методы и приемы работы со словарными словами.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Основы развития словарной работы на уроках русского языка. »
Основы развития словарной работы на уроках русского языка.
Учебный предмет «Русский язык» в школе является не только предметом, дающим знания, необходимые для практической деятельности, но и предметом, формирующим личность ребенка.
Кирпичиком, ведущим к образованию ассоциаций или связей, многие считают слово, а также работу над словом. По сути дела затрагивается главная проблема содержания любого учебного курса. Такая сложная и многозначная ткань, как русский язык, в процессе его изучения всякий раз подвергается анализу, в ходе которого рассматриваются отдельные его части. Обучение не приведет к желаемому успеху, если за единицами ребенок не увидит элементов, если родной язык не предстанет перед ним в своем единстве и во всей полноте.
Научные установки психологии обращают нас к наследию К.Д. Ушинского, усиливают понимание того, почему великий педагог на первое место ставит развитие «дара слова». Выделяя слово как живую клеточку, содержащую в простом виде основные свойства, присущие речевому мышлению, психолог идет к четкому разграничению двух основных функций слова. Одной из них является указание на предмет, действие или качество, которую он назвал предметной соотнесенностью слова. (Окно - это окно, стол - это стол).
Вторая, не менее важная функция - функция значения. Именно значение слова претерпевает в развитии ребенка существенные преобразования. Определяя значение слова, Выготский подчеркивал, что слово не ограничивается указанием на тот или иной предмет, но также вводит этот предмет в систему связей и отношений, анализирует и обобщает его.
Обращаясь к метафоре, можно сказать, что значение слова - это своеобразное увеличительное стекло, сквозь которое мы смотрим на мир. Постоянное расширение значения слова в сознании ребенка позволяет ему более глубоким и широким взглядом проникнуть в окружающий мир. Например, слово «чернильница» указывает не только на предмет, но и на то, что этот предмет имеет отношение к цвету (черный), относится к классу предметов, имеющих орудийное значение (суффикс -ил-), является вместилищем чего-то (как сахарница). Существенным является то, что работа над словом не ограничивается толкованием его значения, но и также направлена на углубленный анализ предмета, обозначенного данным словом. Слово вводит предмет в широкую систему связей. Например, слово «рыбак» вызывает такие связи, как рыба, удочка, вода, река и т.д..
Слово, как известно, обобщает. Когда говорят «книга», имеют в виду любой предмет, которому могут быть приписаны свойственные ему качества. Интересно, что психологические интерпретации предметной отнесенности и значения слова уходят корнями в глубины русской филологии. Аналогичные наблюдения были сделаны в свое время В.И. Далем и отражены в «Словаре живого великорусского языка».
Если слово вводит предмет в широкую систему связей, то описание и объяснение этих связей предмета является наилучшим способом толкования значения слова.
Для методики русского языка представляет определенный интерес то, что одним из критериев, определяющих речевое развитие ребенка, является широта и глубина различных ассоциаций или связей вокруг предмета, о котором идет речь.
Однако, как показывает психолог-энциклопедист М.Т. Ярошевский, «истинное понятие рождается, когда признаки различных явлений группируются в общности не путем ассоциаций, а на основе внутренне связанных логических операций анализа, синтеза, классификации, движения мысли от частного к общему и от общего к частному». Эффектом таких операций служит обретение словом теперь уже нового значения, отличного от синкретов и комплексов. Возникает такое понятие, как «логически обобщенный умственный образ».
Работа над словом в учебном процессе, таким образом, является работой, направленной на развитие речи и мышления. Формирующаяся мысль требует для своего выражения языковых средств, от богатства которых зависит точность и глубина мысли, в свою очередь, и качество речи находится в зависимости от предмета мысли.
Словарная работа - одна из проблем начальной школы. Если проблема не решена, то она превращается в тяжелый груз, который в ответственный момент жизни человека может его подвести.
Словарная работа в каждом классе проводится на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей словаря, психического развития в целом, а также текущих воспитательных задач. Однако есть методические вопросы, важные для всех возрастных групп.
Прежде всего, это вопрос о принципах словарной работы, которые определяют ее характер, содержание, формы организации, методы и приемы. Через слово ученики узнают и осознают законы языка, убеждаются в его точности, красоте, выразительности, богатстве и сложности. И поэтому так важен тот структурный компонент урока, который подчинён одной цели: знакомству со словом и осознанию всех его составляющих.
Учителя, обучая учащихся русскому языку и совершенствуя их навыки владения языком, обязаны:
а) максимально, с учётом возрастных возможностей учащихся расширять их активный словарь;
б) научить использовать слова в их наиболее точном значении, выбирать наиболее подходящие для данной ситуации и в соответствии с требованием жанров и стилей;
в) помочь учащимся устранить из речи слова нелитературные, диалектно-просторечные, архаичные, вышедшие из употребления.
С этой важной проблемой в её общем виде связаны более частные методические проблемы: вопрос об отборе словарного материала для первоочерёдного его изучения, о последовательности включения в школьный обиход различных групп слов, о приёмах раскрытия значений слов. С нею же связан и вопрос о системе методических приёмов и упражнений, направленных на овладение учащимися словарными богатствами нашего языка.
При организации работы над словарём современная методика русского языка рекомендует исходить из следующих принципиальных положений:
- работа над словарём имеет большое воспитательно-образовательное значение для формирования личности ученика, его мировоззрения, для вооружения ученика навыками, необходимыми для будущей практической деятельности;
- содержанием словарной работы является объяснение новых, непонятных для учащихся слов, анализ и уточнение значений уже известных им слов, ознакомление школьников с исключительным богатством словаря и показ его стилистических возможностей;
- анализ значений слов должен производиться преимущественно с точки зрения словоупотребления в современном русском языке, хотя в ряде случаев слово может быть рассмотрено и в историческом аспекте;
Приемы словарной работы на уроках русского языка тесно связаны с изучением безударных гласных, проверяемых ударением, непроверяемых безударных гласных корня и др..
Вопрос о безударных гласных, как одной из важнейших проблем словарной работы, по всеобщему призванию, является основным в русском правописании. На изучение безударных гласных в корнях слов, в приставках, суффиксах и окончаниях, в соединительных гласных и т.д. отводится наибольшее количество времени в школьном курсе русского языка. При усвоении написания слов с безударными гласными учащиеся испытывают наибольшие трудности. Об этом свидетельствуют многочисленные ошибки на безударные гласные, встречающиеся в письменных работах учащихся всех возрастов, вплоть до выпускников средней школы.
У большинства школьников, допускающих такие ошибки, просьба учителя сформулировать орфограмму не вызывает особых затруднений. Однако необходимость применить давно знакомое правило в несколько неожиданных условиях, требующих не механического повторения привычного алгоритма, а осознанного подхода, оказывается для многих почти неразрешимой задачей. Это объясняется самой природой гласных звуков. В отличие от согласных, которые, по образному выражению одного из грамматистов, «являются берегами нашей речи, гласные звуки вливаются в речевое русло, как вода, едва различимыми струями, принимая разнообразные формы».
В пределах одного и того же языка различные диалекты его различаются преимущественно гласными звуками. Даже в корнях слов, являющихся основными элементами нашего языка, они произносятся вполне определенно и отчетливо только под ударением, а в безударном положении изменяют свое звучание. Поэтому в словах между гласными буквами и звуками, которые обозначаются этими буквами, часто не наблюдается соответствия.
Таким образом, чем богаче активный словарь человека, тем содержательнее, доходчивее, грамотнее и красивее его устная и письменная речь. К сожалению, словарной работе в школе уделяют мало времени, нередко она носит случайный, эпизодический характер, отчего и речь учащихся формируется и выправляется медленнее, чем того хотелось бы, и повышение орфографической грамотности учащихся остается одной из важнейших проблем методики преподавания русского языка в школе. грамотность
object(ArrayObject)#874 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(248) "Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка на основе этимологического анализа в 5 классе при изучении темы «Морфемика» "
["seo_title"] => string(147) "slovarno-orfoghrafichieskaia-rabota-na-urokakh-russkogho-iazyka-na-osnovie-etimologhichieskogho-analiza-v-5-klassie-pri-izuchienii-tiemy-morfiemika"
["file_id"] => string(6) "115628"
["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1412054441"
}
}