Ни для кого не секрет, что завершив курс изучения русского языка в 9 классе, у многих школьников остаются пробелы в знаниях по тем или другим темам. А перед учителем в 10-11 классах стоит новая задача - подготовить будущих выпускников к ЕНТ. Единое тестирование требует от учителя умения за определенный срок, как можно лучше подготовить учащихся к ЕНТ. Как подготовить учащихся к сдаче ЕНТ по предмету, не заучивая правила, которые трудны и порой не понятны для них? Заучивания правил без тренировочных работ приводит, к сожалению, к тому, что дети не могут правильно их применять при выполнении заданий.
Мой многолетний опыт подготовки учащихся к ЕНТ показывает, что огромную помощь в данной работе оказывают опорные схемы по темам
и такой вид работы способен придать сложному многоплановому процессу обучения определенную цельность и стабильность. Мною было замечено, что использование опорных схем приводит к повышению качества знаний по предмету, тренируется память, развивается речь, становится лучше каллиграфия.
Эффективность использования опорных схем в значительной степени определяется их простотой и доступностью. Я не даю готовые шаблоны, схемы. Вместе с детьми мы их «составляем», анализируем, тут же приводим примеры, проводим тренировочные работы, контроль проводим по тематическим тестам.
Повторение тем начинаю с темы: «Разделы русского языка».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Опорные схемы при подготовке учащихся к ЕНТ"»
Опорные схемы при подготовке учащихся к ЕНТ
Баяманова Гульзам Кинаятовна,
учитель русского языка и литературы
КГУ «Средняя школа села Енбек
сельского округа имени М.Омарова г.Аксу»
Ни для кого не секрет, что завершив курс изучения русского языка в 9 классе, у многих школьников остаются пробелы в знаниях по тем или другим темам. А перед учителем в 10-11 классах стоит новая задача - подготовить будущих выпускников к ЕНТ. Единое тестирование требует от учителя умения за определенный срок, как можно лучше подготовить учащихся к ЕНТ. Как подготовить учащихся к сдаче ЕНТ по предмету, не заучивая правила, которые трудны и порой не понятны для них? Заучивания правил без тренировочных работ приводит, к сожалению, к тому, что дети не могут правильно их применять при выполнении заданий.
Мой многолетний опыт подготовки учащихся к ЕНТ показывает, что огромную помощь в данной работе оказывают опорные схемы по темам
и такой вид работы способен придать сложному многоплановому процессу обучения определенную цельность и стабильность. Мною было замечено, что использование опорных схем приводит к повышению качества знаний по предмету, тренируется память, развивается речь, становится лучше каллиграфия.
Эффективность использования опорных схем в значительной степени определяется их простотой и доступностью. Я не даю готовые шаблоны, схемы. Вместе с детьми мы их «составляем», анализируем, тут же приводим примеры, проводим тренировочные работы, контроль проводим по тематическим тестам.
Повторение тем начинаю с темы: «Разделы русского языка».
I.
1. Составляем с детьми таблицу по теме: «Разделы русского языка».
Раздел науки о языке,
который изучает…
Фонетика
звуки речи
Лексика
лексическое зачение слов
Фразеология
лексическое зачение слов фразеологизмов или фразеологических оборотов (устойчивые сочетания слов)
Лексикология
словарный состав языка
Морфемика
состав слова (из каких частей состоит слово или из каких морфем состоит слово)
Словообразование
способы образования слов
Морфология
слово как часть речи
Синтаксис
словосочетание и предложение
Стилистика
стили речи
Орфография
правописание слов
Орфоэпия
произношение слов
Пунктуация
знаки препинания
Культура речи
нормы литературного языка
II.
Фонетика. (Необходимо обязательное комментирование учителя при заполнении данной таблицы. Учащиеся дополняют. Это позволит вспомнить материал, изученный ранее, закрепить и самостоятельно выполнять тестовые задания).
1 шаг. Учимся правильно произносить звуки и буквы.
2 шаг. Составление схемы, приведённой ниже.
Запомни!
Всего в русском языке -33 буквы: гласных букв -10, согласных букв -21, Ь и Ъ знаки (не обозначают звуков).
Всего звуков-42: гласных звуков – 6, согласных звуков - 36.
Гласные звуки
I. Гласные буквы: а, е, ё, и, о, у, ы, э, ю, я
Гласные звуки: [а], [и], [о], [у], [ы], [э]
II. Нет звуков! [е], [ё], [ю], [я]
III.
Буква Е обозначается звуками: [и], [э]- пена [п'эна], дело[д'эла]
Буква Ё обозначается звуками: [о]- полёт [пал'от], ожёг (руку) [ажок].
3 шаг. Тренировочные упражнения. Транскрипция слов, используя схему -таблицу. Учителю необходимо самому показать несколько примеров на доске, затем вместе с учащимися выполнить транскрипцию слов, только потом давать самостоятельные тренировочные упражнения. Желательно отрабатывать работу со слогами и затем переходить на слова.
Например:
1). бе -[б'э] би -[б'и] вя -[в'а] гю -[г'у] ди [д'и] ми -[м'и]
си-[с'и] ли-[л'и] ри -[р'и] ть -[т'] да -[да] до -[до]
де-[д'э] ду-[ду] ди -[д'и] дя -[д'а] ду -[ду] ма -[ма] и т.д.
2). Из слогов данных выше составляем слова: дома -[дама], били -[б'ил'и] и.т.д.
При повторении темы «Синтаксис» учащиеся пользуются вот такие опорные схемы:
Запомни!
1. Синтаксис- раздел науки о языке, который изучает словосочетание и предложение.
2. Словосочетание состоит из двух или нескольких слов, связанных между собой по смыслу и грамматически.
3. Словосочетание состоит изглавного и зависимогослов.
Способы (виды, типы) связи слов с словосочетании:
согласование управление примыкание
отвечают на вопросы:
какой? чей?падежные вопросыкак?
что делая? что сделав?
что делать? что сделать?
зависимое слово главное словок главному слову
согласуется с главным требует от зависимого примыкают: наречие
в роде, числе и падеже постановки в определённом дееепричастие
падеже инфинитив (неопред.ф.гл.)
главное слово главное слово главное слово
стоит на втором месте стоит на первом месте стоит на первом месте
(после зависимого) (перед зависимым) или на втором
(после зависимого или
перед зависимым)
Х Х Х
«прилаг. + сущ.» «глаг.+сущ.» «глаг.+нареч.»
Х Х Х
«прич. + сущ.» «глаг.+мест.» «нареч.-глаг.»
Х Х Х
«прилаг. + мест.» «сущ.+сущ.» «глаг.+дееприч.»
Х Х
«прич. + мест.» «дееприч.+глаг.»
Х Х
«поряд.числ. + мест.» «глаг.+неопр.ф.гл.»
Х
«неопр.ф.гл.+глаг.»
Алгоритм работы по определению способа связи слов в словосочетании:
а) найди в словосочетании главное и зависимое слова;
б) от главного слова задай вопрос к зависимому слову; обрати внимание на каком месте стоят главное и зависимое слова;
в) определи, какой частью речи выражено главное, затем зависимое слова;
г) определи способ связи слов в словосочетании.
При изучении темы «Сложное предложение» производится коллективная работа по составлению опорной схемы путем сворачивания теоретической информации в системную структурную схему под руководством учителя. Начинается она с наблюдения и анализа сложных предложений. В итоге в тетрадях учащихся образуется справочный материал, опорная схема.
1. Сложное предложение
(состоит их двух или более простых предложений)
союзное бессоюзное
(простые предложения (ПП) (ПП соединяются при помощи соединяются при помощи союзов) интонации, без союзов)
ССП СПП БСП
(ПП в ССП (ПП в СПП (ПП в БСП
равноправны не равноправны объединяются без
между собой и между собой и союзов)
соединяются соединяются [ ], [ ]
при помощи при помощи [ ]: [ ]
сочинительных подчинительных [ ]; [ ]
союзов) союзов) [ ] -[ ]
[ ], и [ ] [ ], ( …)
[ ], а [ ] ( …), [ ]
[ ], или [ ] […,( …),…]
ССП делятся на три группы:
с соединительными с противительными с разделительными
союзами союзами союзами
и, да (=и), ни-ни а, но, да (=но), или (иль), либо,
тоже, также однако, зато, же то-то, не то –не то
2. Запятая между ПП в ССП всегда ставится запятая.
Запятая перед союзами и, да (в значении «и»), или, либоне ставится, если части сложносочиненного предложения:
-имеют общий второстепенный член.
Например:
1.В сенях пахло яблоками и висели шкуры (общий второстепенный член - в сенях).
2. У гуся крылья были растопырены и клюв раскрыт (общий второстепенный член - у гуся ).
3. В спальне было и душно, и жарко, и накурено(общий второстепенный член - в спальне).
Таким образом, работа со схемами позволяет: 1. Значительно сэкономить время на уроке. За короткое время можно изучить и повторить несколько тем. 2. Внести элементы занимательности, оживить учебный процесс. После изучения новой темы учащийся может сам составить опорную схему. Таким образом, он быстро запоминает учебный материал, причем не механически и бездумно, а осмысленно и более прочно. 3. Научить школьников тому, как наиболее точно и быстро находить ответ при решении учебно-познавательных задач, а это так необходимо при подготовке к ЕНТ. 4. Формировать у учащихся умение выделять главное в изучаемом материале, развивать логическое мышление, умение в конкретном лингвистическом факте видеть языковую закономерность.
Например, учащиеся часто ошибаются при постановке запятой в сложноподчиненных предложениях с союзами как, что, точно, словно, будто, как будто (Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка. Был лес как сон.). В письменной речи сравнительные обороты и придаточные предложения с этими словами встречаются гораздо чаще, чем сказуемые, поэтому у учащихся образуется устойчивая привычка к постановке запятой перед как, что, будто и т.п. Эти слова как бы притягивают к себе запятую. При встрече со сказуемыми, «оснащенными» такими словами, привычка может сработать против них, и тогда они могут бездумно поставить запятую между подлежащим и сказуемым, а это недопустимо.
Выбору правильного пути поможет такая опорная схема:
Определяем, что присоединяется словами КАК, ЧТО, СЛОВНО, БУДТО
сравнительный оборот
или придаточное сказуемое
Вывод: ставим запятую Вывод: не ставим запятую
простое сложное
односоставное двусоставное
(один состав: или подлежащее (два состава: есть и подлежащее, и или сказуемое) сказуемое)