kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Опорные схемы как одна из доступных форм работы при подготовке учащихся к ЕНТ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Опорные схемы

как одна из доступных форм работы

при подготовке учащихся к ЕНТ

      Ни для кого не секрет, что завершив курс изучения  русского языка в 9 классе, у многих школьников остаются пробелы в знаниях по тем или другим темам. А перед учителем  в 10-11 классах стоит новая задача - подготовить будущих выпускников  к ЕНТ. Единое тестирование  требует от учителя умения за определенный срок, как можно лучше подготовить учащихся к ЕНТ. Как подготовить учащихся к сдаче ЕНТ по предмету, не заучивая правила, которые  трудны и порой не понятны  для них? Заучивания правил без тренировочных работ приводит, к сожалению, к тому, что дети не могут правильно их применять  при выполнении заданий.

    Мой многолетний опыт подготовки учащихся к ЕНТ показывает, что  огромную помощь в данной работе  оказывают опорные схемы по темам  

и такой вид работы  способен придать сложному многоплановому процессу обучения определенную цельность и стабильность.  Мною было замечено, что использование опорных схем  приводит к повышению качества знаний по предмету, тренируется  память, развивается речь, становится лучше каллиграфия.

  Эффективность использования опорных схем в значительной степени определяется их простотой и доступностью.  Я не даю готовые шаблоны, схемы. Вместе с детьми мы их «составляем», анализируем, тут же приводим примеры, проводим тренировочные работы,  контроль проводим  по тематическим тестам. 

   Повторение  тем  начинаю с темы: «Разделы русского языка».

Просмотр содержимого документа
«"Опорные схемы как одна из доступных форм работы при подготовке учащихся к ЕНТ"»


Опорные схемы

как одна из доступных форм работы

при подготовке учащихся к ЕНТ


Баяманова Гульзам Кинаятовна,

учитель русского языка и литературы

КГУ «Средняя школа села Енбек

сельского округа имени М.Омарова г.Аксу»


Ни для кого не секрет, что завершив курс изучения русского языка в 9 классе, у многих школьников остаются пробелы в знаниях по тем или другим темам. А перед учителем в 10-11 классах стоит новая задача - подготовить будущих выпускников к ЕНТ. Единое тестирование требует от учителя умения за определенный срок, как можно лучше подготовить учащихся к ЕНТ. Как подготовить учащихся к сдаче ЕНТ по предмету, не заучивая правила, которые трудны и порой не понятны для них? Заучивания правил без тренировочных работ приводит, к сожалению, к тому, что дети не могут правильно их применять при выполнении заданий.

Мой многолетний опыт подготовки учащихся к ЕНТ показывает, что огромную помощь в данной работе оказывают опорные схемы по темам

и такой вид работы способен придать сложному многоплановому процессу обучения определенную цельность и стабильность. Мною было замечено, что использование опорных схем приводит к повышению качества знаний по предмету, тренируется память, развивается речь, становится лучше каллиграфия.

Эффективность использования опорных схем в значительной степени определяется их простотой и доступностью. Я не даю готовые шаблоны, схемы. Вместе с детьми мы их «составляем», анализируем, тут же приводим примеры, проводим тренировочные работы, контроль проводим по тематическим тестам.

Повторение тем начинаю с темы: «Разделы русского языка».


I.

1. Составляем с детьми таблицу по теме: «Разделы русского языка».


Раздел науки о языке,

который изучает…

Фонетика

звуки речи

Лексика

лексическое зачение слов

Фразеология

лексическое зачение слов фразеологизмов или фразеологических оборотов (устойчивые сочетания слов)

Лексикология

словарный состав языка

Морфемика

состав слова (из каких частей состоит слово или из каких морфем состоит слово)

Словообразование

способы образования слов

Морфология

слово как часть речи

Синтаксис

словосочетание и предложение

Стилистика

стили речи

Графика

обозначение на письме звуков речи буквами

Орфография

правописание слов

Орфоэпия

произношение слов

Пунктуация

знаки препинания

Культура речи

нормы литературного языка


II.

Фонетика. (Необходимо обязательное комментирование учителя при заполнении данной таблицы. Учащиеся дополняют. Это позволит вспомнить материал, изученный ранее, закрепить и самостоятельно выполнять тестовые задания).

1 шаг. Учимся правильно произносить звуки и буквы.

2 шаг. Составление схемы, приведённой ниже.


Запомни!

Всего в русском языке -33 буквы: гласных букв -10, согласных букв -21, Ь и Ъ знаки (не обозначают звуков).

Всего звуков-42: гласных звуков – 6, согласных звуков - 36.

Гласные звуки

I. Гласные буквы: а, е, ё, и, о, у, ы, э, ю, я

Гласные звуки: [а], [и], [о], [у], [ы], [э]


II. Нет звуков! [е], [ё], [ю], [я]


III.

Буква Е обозначается звуками: [и], [э]- пена [п'эна], дело[д'эла]


Буква Ё обозначается звуками: [о]- полёт [пал'от], ожёг (руку) [ажок].


Буква Ю обозначается звуками: [у]- брошюра[брашура], полюс [пол'ус]

Буква Я обозначается звуками: [а]- поляна [пал'ана], темя [т'эм'а].


IV. Гласные буквы е ё ю я обозначают два звука:

[й] [э], [й][о], [й][у], [й][а]


1. в начале слова:

Например: ель[йэл'], ёлка[йолка], юла[йула, як], [йак]

2. после гласной:

Например: боец[байэц], паёк[пайок], пою[пайу], маяк[майак]

3.после Ъ и Ь:

Например: объявление [абйавл'эн'ийэ], полью [пал'йу]




Согласные звуки

твёрдые

[б]

[в]

[г]

[д]

[з]

[к]

[л]

[м]

[н]

[п]

[р]

[с]

[т]

[ф]

[х]

мягкие

[б']

[в']

[г']

[д']

[з']

[к']

[л']

[м']

[н']

[п']

[р']

[с']

[т']

[ф']

[х']

звонкие

[б]

[в]

[г ]

[д]

[ж]

[з ]

глухие

[ п]

[ф]

[ к]

[ т]

[ш]

[ с]

всегда

твёрдые:

[ж], [ш], [ц] 


всегда

мягкие:

[й], [ч], [щ]

всегда

звонкие:

[л], [м], [н], [р], [й]

всегда

глухие:

[х], [ц], [ч], [щ]


3 шаг. Тренировочные упражнения.
Транскрипция слов, используя схему -таблицу. Учителю необходимо самому показать несколько примеров на доске, затем вместе с учащимися выполнить транскрипцию слов, только потом давать самостоятельные тренировочные упражнения. Желательно отрабатывать работу со слогами и затем переходить на слова.

Например:

1). бе -[б'э] би -[б'и] вя -[в'а] гю -[г'у] ди [д'и] ми -[м'и]

си-[с'и] ли-[л'и] ри -[р'и] ть -[т'] да -[да] до -[до]

де-[д'э] ду-[ду] ди -[д'и] дя -[д'а] ду -[ду] ма -[ма] и т.д.



2). Из слогов данных выше составляем слова: дома -[дама], били -[б'ил'и] и.т.д.


При повторении темы «Синтаксис» учащиеся пользуются вот такие опорные схемы:

Запомни!

1. Синтаксис- раздел науки о языке, который изучает словосочетание и предложение.

2. Словосочетание состоит из двух или нескольких слов, связанных между собой по смыслу и грамматически.

3. Словосочетание состоит из главного и зависимого слов.


Способы (виды, типы) связи слов с словосочетании:


согласование управление примыкание



отвечают на вопросы:



какой? чей? падежные вопросы как?

что делая? что сделав?

что делать? что сделать?


зависимое слово главное слово к главному слову

согласуется с главным требует от зависимого примыкают: наречие

в роде, числе и падеже постановки в определённом дееепричастие

падеже инфинитив (неопред.ф.гл.)



главное слово главное слово главное слово

стоит на втором месте стоит на первом месте стоит на первом месте

(после зависимого) (перед зависимым) или на втором

(после зависимого или

перед зависимым)


Х Х Х

«прилаг. + сущ.» «глаг.+сущ.» «глаг.+нареч.»

Х Х Х

«прич. + сущ.» «глаг.+мест.» «нареч.-глаг.»

Х Х Х

«прилаг. + мест.» «сущ.+сущ.» «глаг.+дееприч.»

Х Х

«прич. + мест.» «дееприч.+глаг.»

Х Х

«поряд.числ. + мест.» «глаг.+неопр.ф.гл.»

Х

«неопр.ф.гл.+глаг.»

Алгоритм работы по определению способа связи слов в словосочетании:

а) найди в словосочетании главное и зависимое слова;

б) от главного слова задай вопрос к зависимому слову; обрати внимание, на каком месте стоят главное и зависимое слова;

в) определи, какой частью речи выражено главное, затем зависимое слова;

г) определи способ связи слов в словосочетании.

При изучении темы «Сложное предложение» производится коллективная работа по составлению опорной схемы путем сворачивания теоретической информации в системную структурную схему под руководством учителя. Начинается она с наблюдения и анализа сложных предложений. В итоге в тетрадях учащихся образуется справочный материал, опорная схема.

1. Сложное предложение

(состоит их двух или более простых предложений)



союзное бессоюзное

(простые предложения (ПП) (ПП соединяются при помощи соединяются при помощи союзов) интонации, без союзов)


ССП СПП БСП

(ПП в ССП (ПП в СПП (ПП в БСП

равноправны не равноправны объединяются без

между собой и между собой и союзов)

соединяются соединяются [ ], [ ]

при помощи при помощи [ ]: [ ]

сочинительных подчинительных [ ]; [ ]

союзов) союзов) [ ] -[ ]

[ ], и [ ] [ ], ( …)

[ ], а [ ] ( …), [ ]

[ ], или [ ] […,( …),…]







ССП делятся на три группы:



с соединительными с противительными с разделительными

союзами союзами союзами


и, да (=и), ни-ни а, но, да (=но), или (иль), либо,

тоже, также однако, зато, же то-то, не то –не то


2. Запятая между ПП в ССП всегда ставится запятая.

Запятая перед союзами и, да (в значении «и»), или, либо не ставится, если части сложносочиненного предложения:

-имеют общий второстепенный член

Например:

1. В сенях пахло яблоками и висели шкуры (общий второстепенный член - в сенях).

2. У гуся крылья были растопырены и клюв раскрыт (общий второстепенный член - у гуся ).

3. В спальне было и душно, и жарко, и накурено (общий второстепенный член - в спальне).


Таким образом, работа с опорными схемами позволяет:
1. Значительно сэкономить время . За короткое время можно изучить и повторить несколько тем.
2. Внести элементы занимательности. Учащиеся быстро запоминают изучаемый материал осмысленно и более прочно. Это так необходимо при подготовке к ЕНТ.


Использованная литература:


1. Справочники по русскому языку (М.Т.Баранов и др.) и при составлении опорных схем и таблиц учтены задания тестов по подготовке к ЕНТ.














Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
"Опорные схемы как одна из доступных форм работы при подготовке учащихся к ЕНТ"

Автор: Баяманова Гульзам Кинаятовна

Дата: 15.04.2016

Номер свидетельства: 318975

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(54) "Мой опыт на уроке математики! "
    ["seo_title"] => string(30) "moi-opyt-na-urokie-matiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "244351"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445927333"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(292) "Информационная сессия  "Развитие познавательных интересов учащихся через интеграцию учебных предметов" из опыта работы учителя информатики Крапивницкой О.В. "
    ["seo_title"] => string(183) "informatsionnaia-siessiia-razvitiie-poznavatiel-nykh-intieriesov-uchashchikhsia-chieriez-intieghratsiiu-uchiebnykh-priedmietov-iz-opyta-raboty-uchitielia-informatiki-krapivnitskoi-o-v"
    ["file_id"] => string(6) "166423"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422959898"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства