kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок подготовки к ЕНТ в11классе,Синтаксис сложного предложения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема :Синтаксис  сложного  предложения

Цель урока : 1.Обобщить и систематизировать знания учащихся о сложном предложении ,выработать навыки определения типов сложного предложения , постановки знаков препинания в них, способствовать  успешной сдаче ЕНТ;

2. Развитие навыка синтаксического разбора , обучение практическому использованию полученных знаний ,развивать память , самостоятельность, логическое мышление ;

3. Воспитание трудолюбия, ответственности.

Тип урока: урок контроля

Методы обучения: практические, частично-поисковые, проблемные, исследовательские

Форма обучения :индивидуальная ,групповая, коллективная, парная

Оборудование: слайды ,раздаточный материал, учебные пособия

Ход урокаI Организационный момент

II Актуализация

1. Обратный диктант

Это предложение ,состоящее из двух и более предложений, соединенных в одно целое по смыслу и интонационно (сложное предложение)

Раздел науки о языке ,изучающий словосочетание и предложение (синтаксис)

Основная синтаксическая единица языка ,служащая средством общения (предложение)

Грамматическая основа предложения это (подлежащее и сказуемое)

Эти предложения соединяются в сложное союзами или союзными словами(союзные)

Простые предложения равноправны по смыслу и связаны сочинительными союзами(сложносочиненные)

Простые предложения соединяются в сложное интонацией(бессоюзное)

В СПП одно простое предложение является … ,а зависимое предложение …(главным и придаточным)

Какие союзы относятся к сочинительным ?(И,НИ-НИ ,ДА ,ТОЖЕ ,ТАК ЖЕ, ТО-ТО ,ИЛИ, ЛИБО , А ,НО ,ЗАТО ,ОДНАКО …)

Какие союзы относятся к подчинительным ? (что ,чтобы , ибо ,если ,когда ,пока ,хотя , как ,будто ,словно…)

2.  Синтаксическая пятиминутка

Казахстан – молодое государство , но с самого начала своего существования определил для себя принципы своей внешней политики. Казахстан вышел на мировую арену как полноценный субъект международного права, а миролюбивую внешнюю политику осуществляют Президент Н. А. Назарбаев , Министерство иностранных дел РК и посольства представительства страны и других государствах . ( укажите грамматические основы в СП, выделите слова и словосочетания, относящиеся к политическим терминам)

III  Применение . Формирование умений и навыков .

Работа в парах

  1. пара  СОСТАВИТЬ ,ИСПОЛЬЗУЯ  ТАБЛИЦУ  Диаграмму  Венна  «Сходство и различие простых и сложных предложений»
  2. пара  составить опорную схему «Сложное предложение»
  3. выполнение заданий по карточке ( всего 5 заданий)
  4. из дидактического материала задание для размышления
  5. выразительное чтение стихотворения О .Сулейменова 

задание №4 Прочитайте размышления известного историка и этнографа Л.Н. Гумилева. Цели какой политики им сформулированы : 1) внутренней ;  2)внешней ?Укажите , какой  союз и в каком значении связывает части этого ССП.

 Перед современным человечеством со всей остротой встают два вопроса : найти общий язык между народами и государствами и общий с природой.  Нерешение  задач –гибель. В первом случае , имея в виду ядерную войну,- мгновенная . Во втором , в результате тотальной экологической катастрофы, медленная и мучительная . Поэтому для обеспечения политической , экономической и экологической безопасности народов необходимо , как писал Вернадский , «государственное объединение усилий всего человечества»…Человечества , стоящего на платформе планетарного патриотизма.

Задание №5 Прочитайте Найдите в  стихотворении простые и сложные предложения. Составьте схемы сложных предложений . Почему  , читая  эти строки , мы убеждаемся  в правоте автора следующих слов: « Вы можете не заниматься политикой , все равно политика занимается вами»(Ш. Монталанбер)?.

Я таю над ночными городами,

Их много, молчаливых под крылом ,

Огни земные ,как снежинки , тают,

Годами оседая над огнем.

Я пролетаю над ночным Парижем,

Огни ,все те же рыжие огни !...

Кизячными огнями полыхают

Приморские чужие города,

Над миром ночь как будто неплохая ,

Огни мелькают ,                                                                                                                                                             Мечется радар ,

Напоминая нам, что все спокойно.

Глаза ночей , подкрашенные хной.

Внизу трава полита темнотой .

Костры. Луна.  И ожидают кони

 Пронзительного выкрика:  « Атой !»

Я пролетаю,

Словно в пролетарии,

Огни мерцают , тайны отдают.

Укутав ноги , женщины читают

При свете ламп историю мою.

Не все бывает в нашей жизни важно.

Огни . На всем пути молчат огни.

Иллюминатор от тумана влажен,

Растут, сливаясь,

Частые огни.

IV Групповая работа

1 группа

Тест . На вопросы нужно ответить «верно», «неверно»

-Союзы  А,НО,ОДНАКО являются разделительными ?(неверно)

-Союзы не являются членом предложения?(верно)

-Запятая связывает  простые предложения в сложные? ?(верно)

 

-Союзы ТО ЛИ   - ТО  ЛИ,НЕ ТО-НЕ ТО не используются  в научном стиле ? ?(верно)

 

-Если придаточное стоит  в середине главного , то оно выделяется запятыми  с двух сторон? ?(верно)

 

-Союзное слово  КОТОРЫЙ изменяется по родам, числам  и  падежам? ?(верно)

 

-Союзные слова КТО  ,ЧТО , КАК ,КАКОЙ  ,ГДЕ  ,КУДА , ОТКУДА выступают как члены предложения     и  вносят дополнительные оттенки  в содержание придаточных предложений ?

-ССП делятся на группы по значению? ?(верно)

 

-Среди  сложных союзных предложений различаются  ССП от СПП ? ?(верно)

 

-Нет различий между  сложным союзным предложением  и  бессоюзным сложным предложением? ?(неверно)

 

2 группа

Ответьте на вопросы «Сложное предложение»

1 Какой раздел грамматики изучает строение и значение предложений?(синтаксис)

5 Вид СП , в котором ПП связываются сочинительными союзами(сложносочиненное)

11 Вид СП , в котором ПП связываются подчинительными союзами(сложноподчиненное)

12 Вид СП, в котором ПП связываются только при помощи интонации и по смыслу(бессоюзное)

13 Часть речи , которая выступает в роли союзного слова(местоимение)

14 Независимое предложение в составе СПП(главное)

15 Зависимое предложение , подчиненное по смыслу и грамматически(придаточное)

По вертикали

1 Предложение , в котором две  или несколько грамматических основ(сложное)   

2 СП , в котором ПП связаны либо союзом , либо союзным словом(союзное)

3 Разряд местоимения ,который выполняет роль союзного слова (относительное)

4 Признак , отсутствующий у ПП в составе сложного (законченность)

  1. Средство связи ПП в составе БСП (интонация)
  2. Вид синтаксической связи между ПП в составе сложного(подчинение)

8Предложение , в котором одна грамматическая основа(простое)

9Служебная часть речи , употребляемая в СП(союз)

10 Часть речи, употребляемая вроли союзного слова(наречие)

 

  1.   Подведение итогов
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок подготовки к ЕНТ в11классе,Синтаксис сложного предложения »

Тема :Синтаксис сложного предложения

Цель урока : 1.Обобщить и систематизировать знания учащихся о сложном предложении ,выработать навыки определения типов сложного предложения , постановки знаков препинания в них, способствовать успешной сдаче ЕНТ;

2. Развитие навыка синтаксического разбора , обучение практическому использованию полученных знаний ,развивать память , самостоятельность, логическое мышление ;

3. Воспитание трудолюбия, ответственности.

Тип урока: урок контроля

Методы обучения: практические, частично-поисковые, проблемные, исследовательские

Форма обучения :индивидуальная ,групповая, коллективная, парная

Оборудование: слайды ,раздаточный материал, учебные пособия

Ход урока: I Организационный момент

II Актуализация

1. Обратный диктант

Это предложение ,состоящее из двух и более предложений, соединенных в одно целое по смыслу и интонационно (сложное предложение)

Раздел науки о языке ,изучающий словосочетание и предложение (синтаксис)

Основная синтаксическая единица языка ,служащая средством общения (предложение)

Грамматическая основа предложения это (подлежащее и сказуемое)

Эти предложения соединяются в сложное союзами или союзными словами(союзные)

Простые предложения равноправны по смыслу и связаны сочинительными союзами(сложносочиненные)

Простые предложения соединяются в сложное интонацией(бессоюзное)

В СПП одно простое предложение является … ,а зависимое предложение …(главным и придаточным)

Какие союзы относятся к сочинительным ?(И,НИ-НИ ,ДА ,ТОЖЕ ,ТАК ЖЕ, ТО-ТО ,ИЛИ, ЛИБО , А ,НО ,ЗАТО ,ОДНАКО …)

Какие союзы относятся к подчинительным ? (что ,чтобы , ибо ,если ,когда ,пока ,хотя , как ,будто ,словно…)

2. Синтаксическая пятиминутка

Казахстан – молодое государство , но с самого начала своего существования определил для себя принципы своей внешней политики. Казахстан вышел на мировую арену как полноценный субъект международного права, а миролюбивую внешнюю политику осуществляют Президент Н. А. Назарбаев , Министерство иностранных дел РК и посольства представительства страны и других государствах . ( укажите грамматические основы в СП, выделите слова и словосочетания, относящиеся к политическим терминам)

III Применение . Формирование умений и навыков .

Работа в парах

  1. пара СОСТАВИТЬ ,ИСПОЛЬЗУЯ ТАБЛИЦУ Диаграмму Венна «Сходство и различие простых и сложных предложений»

  2. пара составить опорную схему «Сложное предложение»

  3. выполнение заданий по карточке ( всего 5 заданий)

  4. из дидактического материала задание для размышления

  5. выразительное чтение стихотворения О .Сулейменова

задание №4 Прочитайте размышления известного историка и этнографа Л.Н. Гумилева. Цели какой политики им сформулированы : 1) внутренней ; 2)внешней ?Укажите , какой союз и в каком значении связывает части этого ССП.

Перед современным человечеством со всей остротой встают два вопроса : найти общий язык между народами и государствами и общий с природой. Нерешение задач –гибель. В первом случае , имея в виду ядерную войну,- мгновенная . Во втором , в результате тотальной экологической катастрофы, медленная и мучительная . Поэтому для обеспечения политической , экономической и экологической безопасности народов необходимо , как писал Вернадский , «государственное объединение усилий всего человечества»…Человечества , стоящего на платформе планетарного патриотизма.

Задание №5 Прочитайте Найдите в стихотворении простые и сложные предложения. Составьте схемы сложных предложений . Почему , читая эти строки , мы убеждаемся в правоте автора следующих слов: « Вы можете не заниматься политикой , все равно политика занимается вами»(Ш. Монталанбер)?.

Я таю над ночными городами,

Их много, молчаливых под крылом ,

Огни земные ,как снежинки , тают,

Годами оседая над огнем.

Я пролетаю над ночным Парижем,

Огни ,все те же рыжие огни !...

Кизячными огнями полыхают

Приморские чужие города,

Над миром ночь как будто неплохая ,

Огни мелькают , Мечется радар ,

Напоминая нам, что все спокойно.

Глаза ночей , подкрашенные хной.

Внизу трава полита темнотой .

Костры. Луна. И ожидают кони

Пронзительного выкрика: « Атой !»

Я пролетаю,

Словно в пролетарии,

Огни мерцают , тайны отдают.

Укутав ноги , женщины читают

При свете ламп историю мою.

Не все бывает в нашей жизни важно.

Огни . На всем пути молчат огни.

Иллюминатор от тумана влажен,

Растут, сливаясь,

Частые огни.

IV Групповая работа

1 группа

Тест . На вопросы нужно ответить «верно», «неверно»

-Союзы А,НО,ОДНАКО являются разделительными ?(неверно)

-Союзы не являются членом предложения?(верно)

-Запятая связывает простые предложения в сложные? ?(верно)



-Союзы ТО ЛИ - ТО ЛИ,НЕ ТО-НЕ ТО не используются в научном стиле ? ?(верно)



-Если придаточное стоит в середине главного , то оно выделяется запятыми с двух сторон? ?(верно)



-Союзное слово КОТОРЫЙ изменяется по родам, числам и падежам? ?(верно)



-Союзные слова КТО ,ЧТО , КАК ,КАКОЙ ,ГДЕ ,КУДА , ОТКУДА выступают как члены предложения и вносят дополнительные оттенки в содержание придаточных предложений ?

-ССП делятся на группы по значению? ?(верно)



-Среди сложных союзных предложений различаются ССП от СПП ? ?(верно)



-Нет различий между сложным союзным предложением и бессоюзным сложным предложением? ?(неверно)



2 группа

«Сложное предложение»

1 Какой раздел грамматики изучает строение и значение предложений?(синтаксис)

5 Вид СП , в котором ПП связываются сочинительными союзами(сложносочиненное)

11 Вид СП , в котором ПП связываются подчинительными союзами(сложноподчиненное)

12 Вид СП, в котором ПП связываются только при помощи интонации и по смыслу(бессоюзное)

13 Часть речи , которая выступает в роли союзного слова(местоимение)

14 Независимое предложение в составе СПП(главное)

15 Зависимое предложение , подчиненное по смыслу и грамматически(придаточное)

По вертикали

1 Предложение , в котором две или несколько грамматических основ(сложное)

2 СП , в котором ПП связаны либо союзом , либо союзным словом(союзное)

3 Разряд местоимения ,который выполняет роль союзного слова (относительное)

4 Признак , отсутствующий у ПП в составе сложного (законченность)

  1. Средство связи ПП в составе БСП (интонация)

  2. Вид синтаксической связи между ПП в составе сложного(подчинение)

8Предложение , в котором одна грамматическая основа(простое)

9Служебная часть речи , употребляемая в СП(союз)

10 Часть речи, употребляемая в роли союзного слова(наречие)



V Подведение итогов

VI Домашнее задание

Сформулировать в виде правила ответ на вопрос : основные типы придаточных предложений по значению .Придумать СПП , используя союзные слова, и определить их тип .Упражнение из дидактического материала № 157.







Средняя школа №12 с ДМЦ



















Синтаксис сложного предложения

( урок подготовки к ЕНТ в 11 классе)























Учитель русского языка Кударова Ж.А.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок подготовки к ЕНТ в11классе,Синтаксис сложного предложения

Автор: Кударова Жулдыз Абдрахмановна

Дата: 03.01.2015

Номер свидетельства: 149649


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства