Урок подготовки к ЕНТ в11классе,Синтаксис сложного предложения
Урок подготовки к ЕНТ в11классе,Синтаксис сложного предложения
Тема :Синтаксис сложного предложения
Цель урока : 1.Обобщить и систематизировать знания учащихся о сложном предложении ,выработать навыки определения типов сложного предложения , постановки знаков препинания в них, способствовать успешной сдаче ЕНТ;
2. Развитие навыка синтаксического разбора , обучение практическому использованию полученных знаний ,развивать память , самостоятельность, логическое мышление ;
3. Воспитание трудолюбия, ответственности.
Тип урока: урок контроля
Методы обучения: практические, частично-поисковые, проблемные, исследовательские
Форма обучения :индивидуальная ,групповая, коллективная, парная
Это предложение ,состоящее из двух и более предложений, соединенных в одно целое по смыслу и интонационно (сложное предложение)
Раздел науки о языке ,изучающий словосочетание и предложение (синтаксис)
Основная синтаксическая единица языка ,служащая средством общения (предложение)
Грамматическая основа предложения это (подлежащее и сказуемое)
Эти предложения соединяются в сложное союзами или союзными словами(союзные)
Простые предложения равноправны по смыслу и связаны сочинительными союзами(сложносочиненные)
Простые предложения соединяются в сложное интонацией(бессоюзное)
В СПП одно простое предложение является … ,а зависимое предложение …(главным и придаточным)
Какие союзы относятся к сочинительным ?(И,НИ-НИ ,ДА ,ТОЖЕ ,ТАК ЖЕ, ТО-ТО ,ИЛИ, ЛИБО , А ,НО ,ЗАТО ,ОДНАКО …)
Какие союзы относятся к подчинительным ? (что ,чтобы , ибо ,если ,когда ,пока ,хотя , как ,будто ,словно…)
2. Синтаксическая пятиминутка
Казахстан – молодое государство , но с самого начала своего существования определил для себя принципы своей внешней политики. Казахстан вышел на мировую арену как полноценный субъект международного права, а миролюбивую внешнюю политику осуществляют Президент Н. А. Назарбаев , Министерство иностранных дел РК и посольства представительства страны и других государствах . ( укажите грамматические основы в СП, выделите слова и словосочетания, относящиеся к политическим терминам)
III Применение . Формирование умений и навыков .
Работа в парах
пара СОСТАВИТЬ ,ИСПОЛЬЗУЯ ТАБЛИЦУ Диаграмму Венна «Сходство и различие простых и сложных предложений»
пара составить опорную схему «Сложное предложение»
выполнение заданий по карточке ( всего 5 заданий)
из дидактического материала задание для размышления
выразительное чтение стихотворения О .Сулейменова
задание №4 Прочитайте размышления известного историка и этнографа Л.Н. Гумилева. Цели какой политики им сформулированы : 1) внутренней ; 2)внешней ?Укажите , какой союз и в каком значении связывает части этого ССП.
Перед современным человечеством со всей остротой встают два вопроса : найти общий язык между народами и государствами и общий с природой. Нерешение задач –гибель. В первом случае , имея в виду ядерную войну,- мгновенная . Во втором , в результате тотальной экологической катастрофы, медленная и мучительная . Поэтому для обеспечения политической , экономической и экологической безопасности народов необходимо , как писал Вернадский , «государственное объединение усилий всего человечества»…Человечества , стоящего на платформе планетарного патриотизма.
Задание №5 Прочитайте Найдите в стихотворении простые и сложные предложения. Составьте схемы сложных предложений . Почему , читая эти строки , мы убеждаемся в правоте автора следующих слов: « Вы можете не заниматься политикой , все равно политика занимается вами»(Ш. Монталанбер)?.
Я таю над ночными городами,
Их много, молчаливых под крылом ,
Огни земные ,как снежинки , тают,
Годами оседая над огнем.
Я пролетаю над ночным Парижем,
Огни ,все те же рыжие огни !...
Кизячными огнями полыхают
Приморские чужие города,
Над миром ночь как будто неплохая ,
Огни мелькают , Мечется радар ,
Напоминая нам, что все спокойно.
Глаза ночей , подкрашенные хной.
Внизу трава полита темнотой .
Костры. Луна. И ожидают кони
Пронзительного выкрика: « Атой !»
Я пролетаю,
Словно в пролетарии,
Огни мерцают , тайны отдают.
Укутав ноги , женщины читают
При свете ламп историю мою.
Не все бывает в нашей жизни важно.
Огни . На всем пути молчат огни.
Иллюминатор от тумана влажен,
Растут, сливаясь,
Частые огни.
IVГрупповая работа
1 группа
Тест . На вопросы нужно ответить «верно», «неверно»
-Союзы А,НО,ОДНАКО являются разделительными ?(неверно)
-Союзы не являются членом предложения?(верно)
-Запятая связывает простые предложения в сложные? ?(верно)
-Союзы ТО ЛИ - ТО ЛИ,НЕ ТО-НЕ ТО не используются в научном стиле ? ?(верно)
-Если придаточное стоит в середине главного , то оно выделяется запятыми с двух сторон? ?(верно)
-Союзное слово КОТОРЫЙ изменяется по родам, числам и падежам? ?(верно)
-Союзные слова КТО ,ЧТО , КАК ,КАКОЙ ,ГДЕ ,КУДА , ОТКУДА выступают как члены предложения и вносят дополнительные оттенки в содержание придаточных предложений ?
-ССП делятся на группы по значению? ?(верно)
-Среди сложных союзных предложений различаются ССП от СПП ? ?(верно)
-Нет различий между сложным союзным предложением и бессоюзным сложным предложением? ?(неверно)
2 группа
Ответьте на вопросы «Сложное предложение»
1 Какой раздел грамматики изучает строение и значение предложений?(синтаксис)
5 Вид СП , в котором ПП связываются сочинительными союзами(сложносочиненное)
11 Вид СП , в котором ПП связываются подчинительными союзами(сложноподчиненное)
12 Вид СП, в котором ПП связываются только при помощи интонации и по смыслу(бессоюзное)
13 Часть речи , которая выступает в роли союзного слова(местоимение)
14 Независимое предложение в составе СПП(главное)
15 Зависимое предложение , подчиненное по смыслу и грамматически(придаточное)
По вертикали
1 Предложение , в котором две или несколько грамматических основ(сложное)
2 СП , в котором ПП связаны либо союзом , либо союзным словом(союзное)
3 Разряд местоимения ,который выполняет роль союзного слова (относительное)
4 Признак , отсутствующий у ПП в составе сложного (законченность)
Средство связи ПП в составе БСП (интонация)
Вид синтаксической связи между ПП в составе сложного(подчинение)
8Предложение , в котором одна грамматическая основа(простое)
9Служебная часть речи , употребляемая в СП(союз)
10 Часть речи, употребляемая вроли союзного слова(наречие)
Подведение итогов
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок подготовки к ЕНТ в11классе,Синтаксис сложного предложения »
Тема :Синтаксис сложного предложения
Цель урока : 1.Обобщить и систематизировать знания учащихся о сложном предложении ,выработать навыки определения типов сложного предложения , постановки знаков препинания в них, способствовать успешной сдаче ЕНТ;
2. Развитие навыка синтаксического разбора , обучение практическому использованию полученных знаний ,развивать память , самостоятельность, логическое мышление ;
3. Воспитание трудолюбия, ответственности.
Тип урока: урок контроля
Методы обучения: практические, частично-поисковые, проблемные, исследовательские
Форма обучения :индивидуальная ,групповая, коллективная, парная
Это предложение ,состоящее из двух и более предложений, соединенных в одно целое по смыслу и интонационно (сложное предложение)
Раздел науки о языке ,изучающий словосочетание и предложение (синтаксис)
Основная синтаксическая единица языка ,служащая средством общения (предложение)
Грамматическая основа предложения это (подлежащее и сказуемое)
Эти предложения соединяются в сложное союзами или союзными словами(союзные)
Простые предложения равноправны по смыслу и связаны сочинительными союзами(сложносочиненные)
Простые предложения соединяются в сложное интонацией(бессоюзное)
В СПП одно простое предложение является … ,а зависимое предложение …(главным и придаточным)
Какие союзы относятся к сочинительным ?(И,НИ-НИ ,ДА ,ТОЖЕ ,ТАК ЖЕ, ТО-ТО ,ИЛИ, ЛИБО , А ,НО ,ЗАТО ,ОДНАКО …)
Какие союзы относятся к подчинительным ? (что ,чтобы , ибо ,если ,когда ,пока ,хотя , как ,будто ,словно…)
2. Синтаксическая пятиминутка
Казахстан – молодое государство , но с самого начала своего существования определил для себя принципы своей внешней политики. Казахстан вышел на мировую арену как полноценный субъект международного права, а миролюбивую внешнюю политику осуществляют Президент Н. А. Назарбаев , Министерство иностранных дел РК и посольства представительства страны и других государствах . ( укажите грамматические основы в СП, выделите слова и словосочетания, относящиеся к политическим терминам)
III Применение . Формирование умений и навыков .
Работа в парах
пара СОСТАВИТЬ ,ИСПОЛЬЗУЯ ТАБЛИЦУ Диаграмму Венна «Сходство и различие простых и сложных предложений»
пара составить опорную схему «Сложное предложение»
выполнение заданий по карточке ( всего 5 заданий)
из дидактического материала задание для размышления
выразительное чтение стихотворения О .Сулейменова
задание №4 Прочитайте размышления известного историка и этнографа Л.Н. Гумилева. Цели какой политики им сформулированы : 1) внутренней ; 2)внешней ?Укажите , какой союз и в каком значении связывает части этого ССП.
Перед современным человечеством со всей остротой встают два вопроса : найти общий язык между народами и государствами и общий с природой. Нерешение задач –гибель. В первом случае , имея в виду ядерную войну,- мгновенная . Во втором , в результате тотальной экологической катастрофы, медленная и мучительная . Поэтому для обеспечения политической , экономической и экологической безопасности народов необходимо , как писал Вернадский , «государственное объединение усилий всего человечества»…Человечества , стоящего на платформе планетарного патриотизма.
Задание №5 Прочитайте Найдите в стихотворении простые и сложные предложения. Составьте схемы сложных предложений . Почему , читая эти строки , мы убеждаемся в правоте автора следующих слов: « Вы можете не заниматься политикой , все равно политика занимается вами»(Ш. Монталанбер)?.
Я таю над ночными городами,
Их много, молчаливых под крылом ,
Огни земные ,как снежинки , тают,
Годами оседая над огнем.
Я пролетаю над ночным Парижем,
Огни ,все те же рыжие огни !...
Кизячными огнями полыхают
Приморские чужие города,
Над миром ночь как будто неплохая ,
Огни мелькают , Мечется радар ,
Напоминая нам, что все спокойно.
Глаза ночей , подкрашенные хной.
Внизу трава полита темнотой .
Костры. Луна. И ожидают кони
Пронзительного выкрика: « Атой !»
Я пролетаю,
Словно в пролетарии,
Огни мерцают , тайны отдают.
Укутав ноги , женщины читают
При свете ламп историю мою.
Не все бывает в нашей жизни важно.
Огни . На всем пути молчат огни.
Иллюминатор от тумана влажен,
Растут, сливаясь,
Частые огни.
IV Групповая работа
1 группа
Тест . На вопросы нужно ответить «верно», «неверно»
-Союзы А,НО,ОДНАКО являются разделительными ?(неверно)
-Союзы не являются членом предложения?(верно)
-Запятая связывает простые предложения в сложные? ?(верно)
-Союзы ТО ЛИ - ТО ЛИ,НЕ ТО-НЕ ТО не используются в научном стиле ? ?(верно)
-Если придаточное стоит в середине главного , то оно выделяется запятыми с двух сторон? ?(верно)
-Союзное слово КОТОРЫЙ изменяется по родам, числам и падежам? ?(верно)
-Союзные слова КТО ,ЧТО , КАК ,КАКОЙ ,ГДЕ ,КУДА , ОТКУДА выступают как члены предложения и вносят дополнительные оттенки в содержание придаточных предложений ?
-ССП делятся на группы по значению? ?(верно)
-Среди сложных союзных предложений различаются ССП от СПП ? ?(верно)
-Нет различий между сложным союзным предложением и бессоюзным сложным предложением? ?(неверно)
2 группа
«Сложное предложение»
1 Какой раздел грамматики изучает строение и значение предложений?(синтаксис)
5 Вид СП , в котором ПП связываются сочинительными союзами(сложносочиненное)
11 Вид СП , в котором ПП связываются подчинительными союзами(сложноподчиненное)
12 Вид СП, в котором ПП связываются только при помощи интонации и по смыслу(бессоюзное)
13 Часть речи , которая выступает в роли союзного слова(местоимение)
14 Независимое предложение в составе СПП(главное)
15 Зависимое предложение , подчиненное по смыслу и грамматически(придаточное)
По вертикали
1 Предложение , в котором две или несколько грамматических основ(сложное)
2 СП , в котором ПП связаны либо союзом , либо союзным словом(союзное)
3 Разряд местоимения ,который выполняет роль союзного слова (относительное)
4 Признак , отсутствующий у ПП в составе сложного (законченность)
Средство связи ПП в составе БСП (интонация)
Вид синтаксической связи между ПП в составе сложного(подчинение)
8Предложение , в котором одна грамматическая основа(простое)
9Служебная часть речи , употребляемая в СП(союз)
10 Часть речи, употребляемая в роли союзного слова(наречие)
V Подведение итогов
VI Домашнее задание
Сформулировать в виде правила ответ на вопрос : основные типы придаточных предложений по значению .Придумать СПП , используя союзные слова, и определить их тип .Упражнение из дидактического материала № 157.