Использование опорных схем при подготовке учащихся к ЕНТ.
Использование опорных схем при подготовке учащихся к ЕНТ.
При подготовке учащихся к ЕНТ применяю различные опорные схемы, для усвоения темы.Схемы представляют организацию теоретического материала в форме графического изображения, которое обнаруживает и зрительно подчеркивает соотношение и зависимость явлений,характеризующих определенную языковую проблему(грамматическую, орфографическую,пунктуационную и т.п.)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Использование опорных схем при подготовке учащихся к ЕНТ.»
Трудный путь к ЕНТ по русскому языку
Теги: группы учеников, домашние задания, индивидуальный подход, школа, подготовка к ент по русскому, русский язык
На протяжении нескольких лет мы осваиваем новую форму сдачи экзамена на аттестат зрелости - ЕНТ, который выдвигает свои требования как к преподаванию, так и к обучению. Мне кажется, учитель должен начать подготовку к этой работе с 5-6-х классов и продолжать ее вплоть до 11-го выпускного класса. На долгом пути к ЕНТ учитель по крупицам формирует способность детей анализировать, мыслить, обобщать и т.д. Но как это сделать? С чего начать? Специальный учебник, по-моему, не нужен. Достаточен материал учебника, по которому мы работаем с детьми. Просто еще в августе учитель должен взять учебник и внимательно изучить те материалы, которые предлагает автор, продумать, как, под каким углом их связать, на что обратить внимание детей, выстроить свою собственную систему работы над этим учебником.
Как показывает практика, отличники по русскому в школе выполняют в среднем только 80% заданий ЕНТ.
Я второй год готовлю выпускников к сдаче Единого национального тестирования. Как видите опыт у меня небольшой, но тем не менее хочу поделиться своими наработками.
Подготовка к ЕНТ требует обобщения и систематизации изученного в школе. Особое внимание обращаю на то, какие пробелы есть в знаниях ученика, продумываю способы их устранения и считаю, что занятия по подготовке к ЕНТ как минимум нужно проводить два раза в неделю по два часа, и желательно разделить детей на группы. На мой взгляд приемы дифференцированного обучения необходимы на уроках подготовки к ЕНТ. Практика показывает, что процесс дифференциации наиболее успешно происходит при групповой форме обучения, которая обеспечивает учет индивидуальных способностей, организует коллективную познавательную деятельность, обмен способами действия и взаимное обогащение учащихся.
В дидактике среди учеников принято выделять 3 основные группы: высоко-успевающие, среднеуспевающие и слабоуспевающие ученики.
Индивидуальный подход к ученикам каждого типа состоит в продумывании заданий разного уровня. Очевидно, что в процессе дифференциации обучения важную роль играет учет личностных качеств и способностей детей. И мне бы хотелось остановиться на работе со слабоуспевающими детьми.
Хочу предложить вашему вниманию примерный план работы по подготовке к ЕНТ по русскому языку со слабоуспевающими учащимися.
№
Проводимые работы
1
Выявление отстающих учащихся по ЕНТ
2
Выполнение тестовых заданий на уроке самостоятельно, применение карточки
3
Индивидуальная работа с тестами на уроке
4
Дополнительные занятия с учебником по устранению пробелов в знаниях
5
Дифференцированное домашнее задание с учетом знаний учащихся
6
Развитие логического мышления: A) умение делать выводы по темам; Б) умение аргументировать свое мнение; B) приводить примеры по этой теме.
7
Самооценка ученика, оценка знаний ученика на уроке, в конце четверти
8
Работа с родителями по осуществлению контроля за подготовкой к ЕНТ в домашних условиях
В течение месяца выявляю учащихся со средне-специальными возможностями при помощи тренингов, заранее подготовленных тестовых заданий, диктантов, устного опроса и т.д. Затем составляю план работы и устанавливаю сроки проведения дополнительных индивидуальных занятий. Составляется список учащихся. Здесь нужна помощь психолога школы для определения темперамента, характера учащихся, для проведения психологической диагностики, а также важна связь с родителями.
Далее пишется справка - характеристика на каждого ученика (примерная справка-характеристика)
С данными учениками работаю второй год. По итогам входного среза они показали самый плохой результат. Работы, выполняемые этими учениками в классе и дома на неудовлетворительном уровне. Плохо знают программу начальной школы, не говоря уже о среднем и старшем звеньях. С трудом выполняют классные и домашние упражнения, совершенно безграмотно пишут диктанты, сочинения, изложения. С ошибками выполняют контрольное списывание текста. Не умеют выполнять разборы по русскому языку. Не умеют выделять в тексте самое главное, читают и пересказывает слабо, так как очень хромает речь. Они нуждаются в дополнительных занятиях, как на уроке, так и дома. Эти ученики не владеют русским языком, так как они приехали с ближнего и дальнего зарубежья, а именно с Узбекистана и с Китая, где русский язык совсем не изучался. С этими учениками нужно проходить весь курс русского языка начиная с фонетики и лексики. На тестовых занятиях отгадывают варианты методом «тыка» или просто умудряются списать. Поэтому им требуется дополнительное занятие по предмету, так как впереди их ждет большое испытание - ЕНТ, где нужно набрать максимум баллов.
Мною составлен индивидуальный план работы, который включает: • выполнение заданий на уроке самостоятельно и вместе с учителем, с применением карточек, тестовых заданий; • индивидуальную работу с учебником на уроке; • дифференцированное домашнее задание с учетом знаний учащегося • работа с родителями по осуществлению контроля за подготовкой домашних заданий; • дополнительные занятия по устранению пробелов в знаниях во внеурочное время в течение года.
Заведена тетрадь для индивидуальных работ, проводятся дополнительные занятия по вышеуказанному плану, Практикуются орфографические упражнения, блиц-опросы, мини-тесты, которые проверяются и контролируются учителем. После каждого тестирования проводим работу над ошибками, что очень важно при работе с этими детьми. Согласно утвержденному плану, на каждое дополнительное занятие пишется разработка.
Использование опорных схем при подготовке учащихся к ЕНТ
Окончив 9 класс, учащиеся, в основном, завершают изучение русского языка. В 10-11 классах у учителя новая задача - подготовить их к ЕНТ. Единое тестирование аттестует не только школьников, но, в известной степени, характеризует и работу педагога, требует от учителя умения за определенный срок, как можно лучше подготовить учащихся к ЕНТ. За восемь лет, в течение которых мы готовили учащихся к сдаче ЕНТ, у нас сложилась определённая система организации подготовки выпускников:
1. Подготовку к ЕНТ мы начинаем с 10-го класса, знакомим учащихся и родителей с правилами проведения ЕНТ, рекомендуем приобрести необходимую литературу по русскому языку для подготовки к тестированию.
2. Учитывая рекомендации психолога и разный уровень подготовки, формируем группы для подготовки к ЕНТ во внеурочное время. На уроке стараемся предлагать учащимся задания разной трудности. В ходе такой работы над ними каждый ученик может совершенствовать свои знания и умения.
3. Держим тесную связь с родителями учащихся. Совместно с классными руководителями анализируем и сообщаем результаты пробных тестирований, а также привлекаем их к организации внеурочной деятельности детей для подготовки к сдаче ЕНТ.
Систематическое использование даже одного какого-то методического приема способно придать сложному многоплановому процессу обучения определенную цельность и стабильность. Мною было замечено, что использование опорных схем на уроках русского языка приводит к повышению качества знаний по предмету. Эффективность использования опорных схем в значительной степени определяется их простотой и доступностью. Схемы представляют организацию теоретического материала в форме графического изображения, которое обнаруживает и зрительно подчеркивает соотношение и зависимость явлений, характеризующих определенную языковую проблему (грамматическую, орфографическую, пунктуационную и т. п.). Например, учащиеся часто ошибаются при постановке запятой в сложноподчиненных предложениях с союзами как, что, точно, словно, будто, как будто (Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка. Был лес как сон.). В письменной речи сравнительные обороты и придаточные предложения с этими словами встречаются гораздо чаще, чем сказуемые, поэтому у учащихся образуется устойчивая привычка к постановке запятой перед как, что, будто и т.п. Эти слова как бы притягивают к себе запятую. При встрече со сказуемыми, «оснащенными» такими словами, привычка может сработать против них, и тогда они могут бездумно поставить запятую между подлежащим и сказуемым, а это недопустимо. Выбору правильного пути поможет такая опорная схема:
При изучении темы «Сложносочиненное предложение» под руководством учителя производится коллективная работа по составлению опорной схемы путем сворачивания теоретической информации в системную структурную схему. Начинается она с наблюдения и анализа сложных предложений. В итоге на доске и в тетрадях учащихся образуется справочный материал, то есть опорная схема, которая далее работает на всех смежных уроках.
При повторении темы «Синтаксис» учащиеся пользуются вот такой опорной схемой:
Таким образом, работа со схемами позволяет: 1. Значительно сэкономить время на уроке. За короткое время можно изучить и повторить несколько тем. 2. Внести элементы занимательности, оживить учебный процесс. После изучения новой темы учащийся может сам составить опорную схему. Таким образом, он быстро запоминает учебный материал, причем не механически и бездумно, а осмысленно и более прочно. 3. Научить школьников тому, как наиболее точно и быстро находить ответ при решении учебно-познавательных задач, а это так необходимо при подготовке к ЕНТ. 4. Формировать у учащихся умение выделять главное в изучаемом материале, развивать логическое мышление, умение в конкретном лингвистическом факте видеть языковую закономерность.
Подготовка к ЕНТ (из опыта работы) В целом в 11 классе работа по подготовке к ЕНТ строится следующим образом: 1) Учениками проводится анализ каждого задания ЕНТ; 2) Восстанавливается навык правописания; 3) Проверяют себя по опорным конспектам, и – при необходимости – по словарям и учебнику); 4) Проверяют себя по ответам в конце сборника; 5) Если допустили ошибки, находят в учебнике или справочнике соответствующее правило, разбираются в нем; 6) при затруднениях обращаются к учителю. После выполнения каждого варианта работы проводится анализ ошибок, с последующей работой над наиболее распространенными ошибками на уроке. Анализ проводится первоначально учителем, а впоследствии - самостоятельно учащимися. Кроме коллективной работы над ошибками проводится и индивидуальная консультация по заданиям, которые вызывают у того или иного учащегося затруднения. При подготовке к ЕНТ стараюсь регулярно повторять те задания, которые вызывают наибольшие трудности. А также немалую роль играет то, что принято называть тренировкой. Небольшая работа на 5-7 минут бывает очень полезной. Разрабатываю небольшие тесты, включающие задания по орфографии, пунктуации, фонетике, орфоэпии, культуре речи. Как правило, такие тесты не занимают много времени, зато позволяют на каждом уроке проверять знания. Одним из основных требований к разработке проверочных заданий в рамках Единого нациоанального тестирования является обязательная соответственность с основными целями школьного курса и содержанием образовательного стандарта по предмету. В связи с этим определяется уровень соответствия освоенных учащимися знаний, умений и навыков основным целям курса русского языка. Уровень подготовки по русскому языку определяю с помощью устного опроса, диктанта, изложения, сочинения, тестирования и др. Тестовые задания использую главным образом для проверки знаний учащихся, понимание изученного материала, способности опознавать языковые единицы, классифицировать их, выявлять соответствие (или несоответствие языковым нормам) В тесты включаю задания по всем содержательным линиям школьного курса. Следовательно, с их помощью выясняю: - освоил ли выпускник систему знаний о языке и его устройстве; - овладел ли учащийся основными нормами русского литературного языка, умениями опознавать, анализировать, сопоставлять; - умеет ли выпускник работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и интерпретировать необходимую информацию; - обладает ли одиннадцатиклассник необходимым уровнем развития речевой деятельности, достаточным словарным запасом. Акцентирую внимание на тесты, которые проверяют: 1. Знания о языке как системе (знания по фонетике, лексике, словообразованию, морфологии, синтаксису); 2. Речеведческие знания – текст: основная мысль, средства связи в нём; типы речи; повествование, описание, рассуждение; стили речи: разговорный, официально-деловой, научный, публицистический, художественный; использование языковых средств в зависимости от темы текста, стиля и типа речи; 3. Специальные учебные умения (владение способами действия с языковым материалом на основе понятий и правил); 4. Орфографическую и пунктуационную грамотность; 5. Владение нормами литературного языка: орфографическими, лексическими, морфологическими, синтаксическими, стилистическими; Например: 1. Проводя морфологический практикум, использую карточки. Карточка 1 Подчеркните прилагательное, перешедшее в существительное. Прошлого не вернуть; взрослые люди не всегда бывают правы, влюблённые в поэзию, столовая посуда,… Карточка 2 Укажите разряд местоимений. Каждый ( ), у меня ( ), передо мной ( ). 2. Правописные умения и навыки лучше всего вырабатываются в систематических упражнениях, объём которых определяется в зависимости от уровня подготовки старшеклассников. Работаем над наиболее трудными заданиями: - разбор слова по составу, - словообразовательный разбор, - правописание приставок, правописание окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени, - правописание не и ни с различными частями речи, - слитное, раздельное и дефисное написание слов, - орфографические, морфологические и синтаксические нормы, - осложнённое предложение, - анализ выразительных средств языка.
На занятиях разбирается теория и закрепляется практикой. Все ученики обеспечиваются необходимыми учебными материалами. Материалы разработаны специально для этого курса на базе большого количества тестов для ЕНТ прошлых лет, а также и авторские методические разработки по теории и практике. На занятии каждому ученику дается домашнее задание, которое необходимо выполнить к следующему занятию.