"Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык". К.Г.Паустовский.
Организационная часть.
Прозвенел уже звонок, время начинать урок.
Добрый день! Ребята, сегодня у нас много гостей, но пусть это вас не смущает. Постараемся работать с хорошим настроением, чтобы результат занятия порадовал нас. Улыбнитесь друг другу, пожелайте удачи.
Ребята, обратите внимание на доску и давайте вместе прочитаем эпиграф к уроку - слова замечательного русского писателя К.Паустовского.
Действительно, мы должны хорошо владеть русским языком, т.к. он для нас - родной язык. Поэтому мы и учимся на занятиях грамотно и красиво писать, правильно выражать свои мысли, давать полные ответы на поставленные вопросы, учимся думать, слышать и учителя и своих товарищей.
- Зачитайте слова, которые характеризуют русский язык, какой он по словам К.Паустовского? -Что интересного заметили с точки зрения построения предложения?
Вот вы и определили тему нашего урока.
Сообщение темы и цели урока.
СЛАЙДЫ -2, 3.
- Сегодня продолжим работу над предложениями с однородными членами, ведь именно они делают нашу речь более чёткой, краткой. Будем закреплять умения правильно оформлять их на письме, узнаем по каким законам они живут. - Открыли тетради, запишите число, классная работа.
Минутка чистописания.
На доске предложение:
Д: кабрьго: к:нчает, а зиму начинает.
-Как понимаете смысл пословицы?
-Вставьте пропущенные буквы и объясните их написание.
-О чём говорится в предложении?
С помощью чего соединяются однородные члены предложения?
Докажите необходимость запятой.
Словарная работа.
Страна, Москва, Красная площадь, Россия, народ, берёза.
-На какую тему записали слова? (Родина, Россия)
-Почему среди этих слов написали слово берёза? (Символ России)
СЛАЙДЫ -4, 5.
- Хотя и берёзку мы считаем символом России, но её название знакомо многим народам. Слово это означает "светлый", "ясный", "блестящий".
СЛАЙД -6. Работа с текстом.
- Ребята. Обратите внимание на текст. Выпишите в тетрадь предложения с однородными членами и объясните расстановку знаков препинания.
(Первое предложение проверяется на доске, осуществляется разбор по членам и частям речи, второе в устной форме с места учеником.)
Берёзка. Выросла стройная и кудрявая берёзка. Белел её стройный ствол. Пришли на опушку дети, подошли к берёзе и вонзили топор в её ствол. Берёзка дрогнула. По дереву побежал прозрачный сок.
- Как вы оцениваете поступок детей?
Воспитательная работа. СЛАЙДЫ -7-8.
Берёзовый сок действительно очень полезный напиток. Но собирать его нужно в определенное время и соблюдая правила. В конце марта начале апреля начинается "берёзовый плач". Выбирали дерево среднего возраста, делалась небольшая насечка в которую вставлялся желобок и собирался сок. Но можно получить сок из веточек. Для этого лучше использовать старые частично высохшие ветки, отпилив высохшую часть. К концу ветки привязывают банку или бутылочку и собирают сок. После того как сок получен "ранку" необходимо замазать воском или закрыть мхом. Берёзовый сок - это природное средство оздоровления организма.
Физ. минутка.
Поднимает руки класс - это раз Повернулась голова - это два Руки вниз, вперёд смотри - это три Руки в стороны пошире развернули - на четыре С силой их к плечам прижать - это пять Всем ребятам тихо сесть - это шесть.
Работа в парах.
- Сейчас все отдохнули и новая забота Нужно сделать на "отлично" парную работу.
- Помогайте друг другу, советуйтесь. На партах карточки с текстами. Расставить необходимые знаки препинания, составить схемы к предложениям.
Карточки:
1. Зимний лес на солнце и лучится, и сверкает, и светится.
2. Наша страна славится горами, морями, полями.
3. Синицы, поползни и дятлы не боятся холода.
- Птицы не боятся холода, но им страшен голод. Не забывайте подкармливать птиц. А зимой они порадуют вас своим пением.
- О каком времени года идёт речь?
- Какая же зима без снега? Вот и мы сейчас будем ловить снежинки. СЛАЙДЫ -9-18.
Дадим отдых глазам. Не поворачивая головы, водим глазами за снежинками.
Работа по учебнику стр. упр. Самостоятельно выполнить, предварительно повторив правила.
Экспресс-контроль. Тест. СЛАЙД -19
1. Члены предложения называются однородными, если:
а) отвечают на один и тот же вопрос;
б) пишутся с одной и той же орфограммой;
в) отвечают на один и тот же вопрос и зависят от одного и того же слова;
2. Какие члены предложения могут быть однородными?
а) только главные;
б)только второстепенные;
в) главные и второстепенные члены предложения;
3. Между однородными членами предложения запятая не ставится: