Обобщение педагогического опыта по теме "Формирование творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы".
Обобщение педагогического опыта по теме "Формирование творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы".
Проблема развития творческого потенциала личности,творческих способностей весьма актуальна.В современном мире востребована личность,которая способна мыслить нестандартно,умеющая придумывать,быть инициативной. На уроках русского языка и литературы необходимо создавать условия,которые способствовали бы развитию творческого мышления учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Обобщение педагогического опыта по теме "Формирование творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы". »
Обобщение педагогического опыта.
«Формирование творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы как средство повышения эффективности обучения»- это та тема, над которой я работала в течение двух лет . Она актуальна в любое время ,потому что перспективы развития школьных курсов русского языка и литературы связывают ,прежде всего, с идеей речевого развития учащихся. Задатки творческих способностей присущи любому ребенку. Нужно суметь раскрыть и развить их. Выпускники средних школ должны не только овладевать материалом школьных программ, но и уметь творчески применять его, находить решение любой проблемы. Это возможно только в результате педагогической деятельности, создающей условия для творческого развития учащихся. Поэтому проблема развития творческих способностей и познавательного интереса учащихся является, на мой взгляд, одной из наиболее актуальных.
Уроки русского языка и литературы, пожалуй, как никакие другие, открывают возможности для развития креативных способностей. Стратегическим принципом развивающего обучения русскому языку является принцип развития творческих лингвистических способностей. На уроках русского языка необходимо развивать творческую активность учащихся в рамках этого предмета (способствовать сознательному овладению богатством родного языка и развитию речи), а также стимулировать развитие личности ученика и неослабевающее стремление к творчеству.Творчество (или креативность) – это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта.
Условия формирования творческих способностей:
а) положительные мотивы учения;
б) интерес учащихся;
в) творческая активность;
г) положительный микроклимат в коллективе;
д) сильные эмоции;
е) предоставление свободы выбора действий, вариативность работы.
Моя задача – помочь учащимся актуализировать способности, развить их. Я сформулировала для себя следующие правила:
1)служить примером для подражания. Творческие способности развиваются не тогда, когда я говорю детям о необходимости их развития, а тогда, когда я умею развивать их сама и показываю это ребятам в нашем общении.
2)поощрять сомнения, возникающие по отношению к общепринятым предположениям. Творческим личностям свойственно сомневаться в решениях, принимаемых другими людьми. Конечно, дети не должны подвергать сомнению любое исходное положение, но каждый должен уметь находить объект, достойный сомнения.
3)разрешать делать ошибки. Когда детей ругают за ошибки, они в результате боятся их делать, и, следовательно, боятся рисковать, боятся думать независимо, не создают что-то новое, свое. Я не ругаю за неправильный ответ, за то, что кто-то не так понял материал, избегаю критики, резких высказываний, которые подавляют творческую активность ребят. Всегда поощряю собственное мнение ученика в написанном сочинении.
Передо мной всегда стоит вопрос, с помощью каких средств и методов сделать обучение увлекательным? Для повышения интереса учащихся к русскому языку и литературе использую современные информационные технологии, различные электронные средства. Внедрение компьютерных технологий на уроках русского языка и литературы позволяет повышать интерес учащихся, развивать творческое мышление, формировать целостное отношение к информационным знаниям и навыкам информационной деятельности, к образованию и самообразованию с использованием информационных технологий и мультимедиа- и Интернет-ресурсов. На уроках русского языка они чаще всего используются в качестве иллюстрированного материала к уроку. Ученики с удовольствием сами создают презентации к урокам.
На мой взгляд, визуальное восприятие материала на уроках русского языка и литературы активизирует зрительную и эмоциональную сторону. В работе использую технологии проблемного ,проектно-исследовательского и игрового обучения . Элементы вышеназванных технологий апробированы и активно внедряются в общеобразовательный процесс. Например, неотъемлемой частью эффективного образования в области русского языка и литературы, по моему мнению, должна стать исследовательская работа обучающихся, так как при исследовательском подходе ученик получает знания о предметах и явлениях и устанавливает пути их изучения в ходе самостоятельного исследования. Он “открывает” знания или действия, подлежащие усвоению, путем решения задач, выдвинутых учителем или самостоятельно сформулированным. В результате у школьников появляется потребность в новых знаниях. Исследовательская работа учащихся на уроках помогает им выработать навык самостоятельной творческой работы, развивает умение внимательно читать текст, погружаться в него, анализировать, доказывать, обобщать и делать выводы и формировать собственное аргументированное суждение. Поисковая работа учит видеть красоту и значимость художественного слова , постигать мастерство писателя ,глубже понимать авторскую позицию и замысел. Мои ученики с удовольствием занимались исследованием при подготовке к урокам «Поговорим о причастии» (7 класс), «Моё имя» (6 класс) , «Напиши мне письмо…» (8 класс).
Все уроки по развитию творческих способностей выстраиваются с учетом творческой активности учащихся. Планируемая педагогическая ситуация продумывается с опорой на достижения учащихся, на то, что они умеют и знают, с учетом их творческих возможностей.
К урокам творчества относятся и уроки развития речи.Например, сочинение и изложение-это и процесс ,и вид деятельности ,и результат этой деятельности. В учебниках по русскому языку для 5-6 года много иллюстративного материала, поэтому учащиеся с удовольствием выполняют задания по рисункам (словесное рисование , создание высказывания). Творческие задания на основе изобразительной наглядности не только обеспечивают мотивацию высказывания, но и развивают у детей творческое воображение, наблюдательность, содействуют формированию коммуникативных умений.
Дифференцированный подход помогает в условиях классно-урочной системы обучения реализовать творческие возможности всех учащихся.Простор творческому развитию способностей учащихся на уроках литературы даёт использование игры ( « Самый умный», «Счастливый случай», «Час занимательного русского языка», «В стране Литературии»), создание иллюстраций к произведениям, рецензирование детьми созданных рисунков постановка проблемных вопросов к тексту, написание киносценария, составление вопросов и тестов по данному тексту Творческие способности развивают также выразительное чтение, инсценирование произведений, творческий пересказ.
Данная тема создаёт большое поле для дальнейшей работы. Формирование творческих способностей ведёт к лучшему усвоению знаний учащимися,повышает качество обученности по русскому языку и литературе.
Современное общество предъявляет своим гражданам требование овладения навыками творческого мышления. Творчество перестает быть уделом единиц. И школа своевременно реагирует на эти изменяющиеся условия. Развитие творческих способностей учащихся и воспитание активной личности – первостепенная задача современной школы. Знаменитый французский писатель и философ эпохи Возрождения Мишель Эйкем де Монтень писал: «Учитель должен снабжать ребенка цветами, из которых тот мог бы добывать материал для меда, но перерабатывать материал ребенок должен сам».