kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Мой опыт. "Лишние" проверочные слова".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как учебник русского языка трактует правило проверки безударной гласной в корне слова? Очень просто: надо изменить слово или подобрать однокоренное слово так, чтобы проверяемая гласная оказалась под ударением. На практике бывает это не так. В своей заметке я рассказываю о том, что не нужно отмахиваться от диаметрально противоположного написания безударной гласной.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Мой опыт. "Лишние" проверочные слова". »

Мой опыт. «Лишние» проверочные слова».


Изучая безударные гласные в корне, я всегда останавливаюсь вот на чём. Как учебник русского языка, а вслед за ним и мы, учителя, трактуем правило проверки безударной гласной в корне слова? Очень просто: надо изменить слово или подобрать однокоренное слово так, чтобы проверяемая гласная оказалась под ударением. На практике бывает ещё проще: надо проверить ударением. В результате дети запоминают проверочное слово. Оно и остаётся самым ходовым инструментом проверки, а ведь инструмент этот далеко не всегда надёжен: обычно можно подобрать не одно проверочное слово, а несколько, и диктуют они , согласно правилу, подчас диаметрально противоположные написания безударной гласной. Судите сами:

ломать – ломка, обламывать;

болит – бо’льно,поба’ливает;

смотреть – смо’тр, посма’тривает;

доброта – до’брый, зада’бривать;


В школьной практике при изучении безударных гласных мы не хотим этого замечать, отмахиваемся как от чего-то неуместного (чередования будут позже!), опасного, не имеющего в данный момент значения. И если в начальной школе на этом внимание можно не заострять, то в пятом классе от этого отмахиваться не стоит. Эта ситуация требует пристального внимания учителя. Ведь ни в одном школьном учебнике русского языка нет ни одного задания, где бы ребятам было предложено определить написание проверяемой гласной, выбирая нужное проверочное слово из нескольких предложенных. Например:

приоб..дрился – бо’дрый, подба’дривать;

л..вить – ло’вля, выла’вливать.

Я такие упражнения предлагаю своим ученикам часто и считаю это небесполезным , так как «лишние» проверочные слова широко бытуют и в устной, и в письменной речи. Собранный мною материал по этой теме включает около восьмидесяти слов.

А как быть с правилом? С правилом, которое не снабжено ни примечаниями, ни упоминанием исключений? Думается, оно должно быть иным, должно соответствовать фактическому состоянию языка, чтобы не подрывать веру пытливых, наблюдательных учеников в другие правила, не заслуживающие никакого подозрения.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Мой опыт. "Лишние" проверочные слова".

Автор: Замуленко Наталья Юрьевна

Дата: 26.02.2015

Номер свидетельства: 179193

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Конспект урока на тему "Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне""
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_uroka_na_temu_pravopisanie_slov_s_glukhimi_i_zvonkimi_soglasnymi_v_korn"
    ["file_id"] => string(6) "555330"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1596481427"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) ""Как переносить слова с одной строки на другую?" "
    ["seo_title"] => string(48) "kak-pierienosit-slova-s-odnoi-stroki-na-drughuiu"
    ["file_id"] => string(6) "104256"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402679562"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(53) "« Род имён существительных». "
    ["seo_title"] => string(33) "rod-imion-sushchiestvitiel-nykh-1"
    ["file_id"] => string(6) "122196"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414166431"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "Статья на тему "Как развивать интеллектуальные способности на уроках русского языка" "
    ["seo_title"] => string(89) "stat-ia-na-tiemu-kak-razvivat-intielliektual-nyie-sposobnosti-na-urokakh-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "103328"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402579892"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Непроизносимые согласные в корне слова. Закрепление пройденного. "
    ["seo_title"] => string(72) "nieproiznosimyie-soghlasnyie-v-kornie-slova-zakrieplieniie-proidiennogho"
    ["file_id"] => string(6) "122501"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414258840"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства