Конспект урока русского языка во 2 классе, УМК « Школа России на тему
«Как переносить слова с одной строки на другую?»
Цель урока: повторить правила переноса слов; формировать умение переносить слова с одной строки на другую.
Планируемые результаты:
Личностные УУД: умение осознавать роль языка и речи в жизни людей.
Познавательные УУД: переносить слова с одной строки на другую.
Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации.
Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Оборудование: учебник «Русский язык. 2класс», В.П. Канакина, В.Г.Горецкий, с.71-72, подборка иллюстраций к уроку, таблица по русскому языку «Перенос слов».
Ход урока:
I. Организационный момент. Сигнал тишины «Хай файв». Настрой на урок.
- Мне приятно видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот урок принесет вам радость познания. Сядьте удобно, закройте глаза и повторяйте за мной:
«Я в школе, я на уроке.
Я радуюсь этому.
Внимание мое растет.
Я как разведчик, все замечу.
Память моя крепка.
Голова мыслит ясно.
Я хочу учиться.
Я готов к работе.
Я работаю».
- Актуализация знаний.
- Орфографическая минутка
Я тетрадь свою открою
И наклонно положу,
Я , друзья, от вас не скрою:
Ручку я вот так держу,
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возь
Чистописание.
Рр
Трава, дрова, труд , сорока,
- Какую букву будем писать на минутке чистописания? Она обозначает согласный, твердый, непарный, звонкий звук в данных словах. Запишите слова. Какие орфограммы в словах вам встретились? Подчеркните их, назовите проверочные слова. Как определить, сколько слогов в слове?
Сколько в слове гласных,
Столько и слогов.
Это знает каждый
Из учеников.
2. «МИКС - ФРИЗ – ГРУП» (смешиваемся под музыку, двигаемся в разном направлении; замираем, как только музыка прекратится; слушаем вопрос, думаем и объединяемся в группу по ответу). Вопрос: Сколько слогов в слове дрова? Ответ: 2. Следовательно, дети группируются по 2 человека. Сколько слогов в слове сорока? Дрова? Линейка? Труд?
3.Словарная работа.
-Запишите слова- отгадки (ветер, береза, быстро, здравствуйте, прощай, родина, дорога, сахар) Два человека выполняют задание на доске.
1.Белый камень
В воде тает (сахар).
2.Фырчит, рычит, ветки ломает, пыль поднимает, тебя с ног сбивает, слышишь его, да не видишь его (ветер).
3.Ствол белеет, шапочка зеленеет (береза).
4.Синоним к слову мгновенно (быстро).
5. Здесь родился, живешь,
Уезжаешь — скучаешь,
Как зовут это место, знаешь? (Родина)
6. Куда бежит – сама не знает.
В степи ровна,
В лесу плутает,
Споткнется у порога.
Что это? … (дорога).
7.Антоним к слову до свидания (здравствуйте).
8.Синоним к слову до свидания (прощай).
- Сверяем с доской. Кто не допустил ошибок, нарисуйте на полях тетради смайлик.
- Сейчас мы запишем еще одно слово: его можно отнести и к лимону, и банану, к солнцу и осенним листьям.
Запишите слово желтый.
- Какая буква пишется не так, как слышится? (Буква Ё на месте звука О.)
Подберите однокоренные слова. (Желток, желторотик, желтизна, желтуха, пожелтели.)
- Какие буквы чередуются в корне? (Ё-е.)
Выделите корень. Подчеркните букву Е. (Желт-.)
- Поставьте в словах ударение, подчеркните буквы, которые надо запомнить. Назовите трехсложные слова (здравствуйте, дорога). В каком из записанных слов количество звуков не совпадает с количеством букв? Почему? (здравствуйте).
Физкультминутка. Фолоу зе лидер. Дети повторяют движения за тем, кто стоит первым.
I. Самоопределение к деятельности.
- Мы записали словарные слова. Всем ли хватило места на одной строке? Как вы вышли из положения?
Послушайте стихотворение-шутку А.Шибаева «Как я перенёс слова».
Мы изучали перенос,
Вот как слова я перенёс:
Едва
Я перенёс:
Е-ДВА
Как получил за это «ДВА».
Укол
Я перенёс:
У-КОЛ
И получил
За это «КОЛ».
Опять
Я перенёс:
О-ПЯТЬ
Теперь,
Наверно,
Будет «ПЯТЬ».
-Как вы думаете, будет у ученика «пять»? (Нет.) Почему? (Он не знает правила переноса.)
-Какое правило забыл мальчик? (Одну букву нельзя оставлять на строке или переносить.)
Чтобы не получать «два», мы сегодня повторим правила переноса.
I. Работа по теме урока с учебником.
- Откройте учебник на с. 71. На какой вопрос мы сегодня ответим? (Как переносить слова с одной строки на другую?)
Упр. 107 (с. 71).
Прочитайте про себя правила переноса.
- Как переносят слово? (По слогам.)
- Чего нельзя делать? (Одну букву оставлять или переносить на другую строку, отделять буквы Й, Ь и Ъ от буквы, стоящей перед ними, переносить слова, состоящие из одного слога.)
Я сейчас вам расскажу,
Как слова переношу.
Здесь порядок очень строгий:
Делим все слова на слоги,
Переносим по слогам.
Первичное закрепление.
Игра «Составим цветок»
( Значок групповой работы). Работа в группах. На лепестках слова. Разделите их вертикальной линией для переноса: медведь, дождь, язык, пальто, очки, ключ, чайник, молния, русский, иней, учитель, обувь.
Упр. 108 (с. 71). - Подумайте, все ли из них можно перенести? Соберите цветок. Остались ли у вас «лишние» слова?
- Кому бы вы хотели подарить эту ромашку? (высказывания детей)
Улыбнемся и пожелаем друг другу добра.
Закрепление изученного материала.
Упр. 109 (с. 72).
- Прочитайте стихотворение шепотом. Кто хочет прочитать стихотворение выразительно?
Придумайте заголовок. (Осень.)
- Какие слова употреблены в переносном значении? (Заглянула, желтые метели.)
- Спишите стихотворение, соблюдая стихотворную строку. (Значок «Работа в паре»). Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте работу. Ошибки исправляем простым карандашом. Верните тетради обратно.
- Возьмите зеленую ручку подчеркните слова, которые нельзя перенести.
- Какие слова подчеркнули? (Осень, сад, за.) Прочитайте второе предложение, назовите в нем подлежащее, сказуемое. Как называют подлежащее и сказуемое?
Физкультминутка. Куиз – куиз – трейд. (Ученики встают, поднимают руки, находят пару. Ученик А спрашивает ученика В. Ученик В отвечает. Ученик А.помогает и хвалит. Ученики меняются ролями, карточками благодарят друг друга.) Например, как переносить слово посадка; сколько в слове машина слогов?
-А теперь работа в паре. «ТАЙМД-ПЭА-ШЭА».
Упр. 110 (с. 72).
Прочитайте, что нужно сделать в упражнении. (Составить две загадки о нотах.) Поработайте в парах.
Какие загадки у вас получились? (Семь ребят на пяти проводах отдыхают. Стая птах на лесенке заиграла песенки.)
Как перенести слово проводах?
- Рефлексия. Дифференцированная работа.
Перед вами на столе лежит по 2 карточки, и вы должны выбрать одну по своим силам и выполнить задание.
Кто выбрал карточку №1? (Вызвать одного ученика к доске из этой группы).
+ Запиши слова, раздели их для переноса.
Ваня, лайка, дубок, пеньки, ванна.
Кто выбрал карточку №2? (Вызвать одного ученика из этой группы).
++ Подчеркни зелёной ручкой слова, которые нельзя переносить. Запиши остальные слова, разделяя их для переноса.
Ирина, Иван, Ваня, Рая, Раиса, лайка, дубок, пеньки, ванна.
(Дети выполняют работу.)
Проверка заданий у детей, работающих у доски.
Проверка работ у всех детей.
- Нарисуйте на полях тетради смайлики.
- Если вы не нашли ошибки, то нарисуйте улыбающийся смайлик. Правильная самооценка. Молодцы!
- Те, кто нашел одну- две ошибки, нарисуйте сосредоточенный смайлик. Тоже молодцы, внимательно работали.
- Те, кто нашел и исправил большее число ошибок, вы правильно оценили свои силы, видите свои проблемы, и это поможет вам их ликвидировать.
- Подведение итогов урока. Оценивание учащихся.
- Какие правила нужно соблюдать при переносе слов?
- Какие слова нельзя переносить?
- Кто из вас не ошибается при переносе слов?
IХ. Домашнее задание
Повторить упр. 107 (с. 71). Выполнить упр. 111 (с. 72).
Урок сегодня был удачный,
Не прошёл для вас он зря.
Вы все очень постарались.
Вам понравилось, друзья?