Причастный оборот – это причастие с зависимыми от него словами. В предложении это определение (обособленное или необособленное распространённое определение)
Пр:громко шумевший; идущий по улице; повернувший _________________;созданный ____________________.
П РАВИЛА:
Оборот выделяем запятыми (=обособляем), когда он стоит ПОСЛЕопределяемого слова.
Пр:Человек идущий по улице говорил по телефону.
Чай привезённый из Пекина всем очень понравился.
Если оборот стоит ДОопределяемого слова и имеет значение причины, то мы его тоже обособляем.
Пр:Рассерженный нами пёс громко лаял.
Упавшие с полокпассажирыпоезда проснулись.
Н
НН
1.НСВ
(варе__ый, клее__ый, стриже__ый, краше__ый)
1.причастныйоборот***
(варё___ый в кастрюле, стриже___ый наголо)
2.краткоепричастие
(сваре__а, поклее__ы, украше__ы)
2.СВ
(сваре___ая, поклее___ые)
3.-ованный
-еванный
(газирова___ый, асфальтирова___ый, маринова___ый)
Искл:кованый***
жёваный***
раненый***
Д
не изменяется
ЕЕПРИЧАСТИЕ
О
?
бозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом.
Что делая?(думая, бегая, шепча) - НСВ
Что сделав? (подумав, сбегав, прошептав) - СВ
Д еепричастие образуется от глагола.
б ежать(что делать?) – что делая? – бегая
с бежать (что сделать?) – что сделав? – сбежав
сбегать (что сделать?) – что сделав? – сбегав
Деепричастный оборот – это деепричастие с зависимыми от него словами.
Пр:подумав об отдыхе; сделав перерыв; обсуждая ____________; работая ______________.
Деепричастный оборот и одиночное деепричастие в предложении – это обособленные обстоятельства.
Они всегда выделяются запятыми!
Пр:Вспомнив об ушедшем лете я невольно закрыл глаза.
Капитан стоял у штурвала зорко глядя вдаль.
П РАВИЛА:
Частица НЕ с деепричастием пишется раздельно, кроме слов, которые не употребляются без НЕ.
Пр:не подумав, не сбегав // ненавидя, негодуя
Действие, обозначенное деепричастием, должно выполнять подлежащее.
Ошибка:Подбегая к поезду, у меня слетела шляпа.
БЕЗ ошибки: Подбегая к поезду, _______________________.
Н
не изменяется
АРЕЧИЕ
Обозначает признак действия или признак другого признака.
? где? когда? куда? откуда? почему? зачем? и как?
Пр:здесь, послезавтра, налево, быстро, весело.
Наречия чаще всего образуются от прилагательных и причастий: сильный – __________________________________
чёткий – ___________________________________
яркий – ____________________________________
глаголярко светить
д
НАРЕЧИЕ
еепричастие идя налево
прилагательноеочень красивый
причастиебыстро идущий
наречиеочень быстро
ПРАВИЛА:
В наречии столько Н, сколько в слове, от которого оно образовалось.
Пр:туманный →говорит тума___о;
бешеный →беше__о мчался;
воспитанный →повёл себя невоспита___о.
ПИШИ ЧЕРЕЗ ДЕФИС:
Н аречия с:
-
ПО
ОМУ (по-плохому, по-новому)
- ЕМУ(по-хорошему, по-моему)
-И(по-русски, по-немецки)
Наречия, образованные от числительных с помощью:
В - -ИХ(в-третьих, в-пятых)
В О- -ЫХ(во-первых, во-вторых)
С уффикс О/Ав наречии зависит от приставки:
И З-, ДО-, С-→А(издавн__, дотемн__, слев__)
В -, НА-, ЗА-→О(влев__, направ__, затемн__)
СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ
ПРЕДЛОГ
Это «маленькое слово», которое соединяет по смыслу слова в словосочетании и предложении.
Пр:обратиться с просьбой; положить в рюкзак, ехать на коне, переступить через порог.
Предлоги НЕ изменяются и всегда пишутся ОТДЕЛЬНО от других слов.
Предлоги
Непроизводные
Производные
Не произошли от других частей речи
Образовались от самостоятельных частей речи
в (во)
к (ко)
о (об, обо)
с (со)
на
за
из-за
из-под
у
от
по
под (подо)
над (надо)
пред (перед, передо)
через
СЛИТНО:
ввиду
вследствие
вместо
насчёт
наподобие
несмотря на
навстречу
РАЗДЕЛЬНО:
в течение
в продолжение
в заключение
в меру
в отличие
в связи
в силу
за исключением
за счёт
ЧАСТИЦА
Придаёт дополнительные оттенки словам или предложениям, служит для образования некоторых форм слов, например, условного наклонения глагола (БЫ).
Пр:Я поехал бы на море. Ты отлично сдал бы ЕГЭ.
Некоторые группы смысловых частиц
Отрицательные
не, ни…
Я не герой.
Вопросительные
неужели, ли (ль)…
Ты ли это?
Ограничительно-выделительные
только, лишь…
Я почти герой.
Со значением сомнения
едва ли, вряд ли…
Вряд ли я герой.
Побудительные (модально-волевые)
пусть, давай…
Вперед давай и побеждай!
Сравнительные
будто, как будто, словно…
Сердцесловно камень.
СОЮЗЫ
Сочинительные
Подчинительные
Функции
1.Соединяют однородные члены.
2.Соединяют простые равноправные предложения в составе сложносочинённого (ССП)
1.Соединяют простые предложения (главное и придаточное) в составе сложноподчинённого (СПП)
и
, а
, но
да (= и)
, да (= но)
, однако (= но)
или
тоже (= и)
также (= и)
ни…, ни…
то…, то…
не только…, но и…
как…, так и…
не столько…, сколько…
если не…, то
, что
, где
, когда
, как, словно, будто, как будто
, чтобы (= для того чтобы)
, так как
, потому что
, если
, хотя
, пока
, так что
Союзные слова (= местоим-я)
, который
, какой
, кто
, что
, где
П редложения
ПРОСТЫЕ
С ЛОЖНЫЕ
БЕССОЮЗНЫЕ
СОЮЗНЫЕ
(БСП)
Сложно-сочинённые
(ССП)
Сложно-подчинённые
(СПП)
Члены предложения
ГЛАВНЫЕ
ВТОРОСТЕПЕННЫЕ
подлежащее
сказуемое
дополнение
определение
обстоятельство
ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ:
Подлежащее
Обозначает предмет речи – то главное, о чём говорится в предложении; обычно это исполнитель действия.
?Кто? Что?
Пр:Поезд прибыл по расписанию.
Новый год – мой любимый праздник.
Курить – здоровью вредить.
Сильный не всегда прав.
Подлежащее должно стоять в И.п.и не иметь предлогов.
Слова МНЕ, ТЕБЕ, ЕМУ, ЕЙ, НАМ, ВАМнемогут быть подлежащим.
В придаточной части СПП в роли подлежащего могут быть союзные слова КОТОРЫЙ, КТО, ЧТО.
Подлежащее может быть выражено одним словом (любой частью речи) или словосочетанием.
Сказуемое
Сообщает что-то о подлежащем (обычно это действие).
?Что делает предмет? Каков предмет?
Пр:Поездприбыл по расписанию.
Новый год – мой любимый праздник.
Курить – здоровью вредить.
С ильный не всегда прав.
Т ипы сказуемых
ПРОСТОЕ глагольное
С ОСТАВНОЕ
глагольное
именное
1 .Простое глагольное сказуемое (ПГС)
1) Может быть выражено глаголом в ЛЮБОМ НАКЛОНЕНИИ и ВРЕМЕНИ.
Пр:Онпришёл. Онидёт. Онпойдёт. Онпришёл бы. Пустьонидёт. Давай играть в прятки.
2) Может быть выражено ФРАЗЕОЛОГИЗМОМ.
Пр:Вася внезапно вышел из себя.
3) Может быть выражено БУДУЩИМ СЛОЖНЫМ ВРЕМЕНЕМ.
Пр:Ябуду ходить на плавание. Мыстанем учиться лучше.
Тыбудешь играть на гитаре? Выбудете обедать?
2 .Составное глагольное сказуемое (СГС)
СГС = глагол-связка + Инфинитив
Чем может быть выражен глагол-связка?
1) Глаголы со значением «НАЧАЛО, ПРОДОЛЖЕНИЕ, КОНЕЦ ДЕЙСТВИЯ».
Это ошибка, связанная с неправильным соединением сущ-ого и его признака – прилагательного или причастия (у признака другой падеж, род или другое число).
Ошибка:Во весь опор мчались лошади казаков, покрытых пеной.
Верно: _________________________________________________Ошибка:Автор «Слова о полку Игореве» призывал к единению русских князей, постоянно враждующим друг с другом.
ТИПЫ СЛОЖНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙСложносочинённое предложение (ССП)
* Это предложение, в котором несколько грамматических основ связаны между собой сочинительными союзами. Части ССП равноправны, между ними можно поставить точку.
[…], и […]. […], а […]. […], но […].
Пр:[Лето закончилось], и[началась школьная пора].
Я провела лето у бабушки в деревне амоя подруга ездила в Крым.
Небо затянуло облаками нодождь так и не пошёл.
Осенью не только ветреноно и часто идут дожди.
Пунктуация в ССП
и простом предложении с однородными членами
1.Простые предложения в составе ССП разделяем запятыми.
Пр:Девушка засмеялась и подруги взяли её за руки.
Солнце село и небо заволокло тучами.
Экзамен сдан и впереди меня ждёт учёба в институте.
2.Запятая НЕ ставится, если предложения в составе ССП имеют ОБЩИЙвторостепенный член (союзы И, ИЛИ)
Пр:В садубыло сумрачно и пахло грибами.
Скоро опадут листья и начнутся дожди.
В парке звучала музыка и был слышен смех.
Знаки при однородных членах
⃝, ⃝
⃝, а ⃝
⃝ и ⃝
⃝, но ⃝
⃝ или ⃝
⃝, да (= но) ⃝
⃝ либо ⃝
⃝ да (= и) ⃝
⃝, однако (= но) ⃝
⃝, ⃝ и ⃝
и ⃝, и ⃝ (см. искл.)
не только ⃝, но и ⃝
ни ⃝, ни ⃝ (см. искл.)
как ⃝, так и ⃝
или ⃝, или ⃝
если не ⃝, то ⃝
либо ⃝, либо ⃝
хотя и ⃝, но ⃝
⃝ и ⃝, ⃝ и ⃝
!!! ⃝, и ⃝, и ⃝
И сключения:ни ⃝, ни ⃝
ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ
ни слуху ни духу
ни жив ни мёртв
ни свет ни заря
ни днём ни ночью
ни пуха ни пера
ни туда ни сюда
ни рыба ни мясо
ни много ни мало
ни себе ни людям
ни с того ни с сего
Исключения:и ⃝,и ⃝ (запятой нет, если образуется тесное смысловое единство; часто так соединены антонимы)
и день и ночь
и мама и папа
и он и она
и любовь и ненависть
и смех и горе
и руки и ноги
и стар и млад
и зима и лето
и так и этак
и там и сям
и туда и сюда
и стихи и проза
и душа и тело
и чашки и блюдца
и ножи и вилки
и жил и дышал
Сложноподчинённое предложение (СПП)
* Это предложение с несколькими грамматическими основами, соединёнными подчинительными союзами.
* От главной части к придаточной можно задать вопрос.
* Придаточное предложение может находиться ДО главного, ПОСЛЕ главного или РАЗРЫВАТЬ его.
[…], (что…). (Когда…), […]. […, (что…),…].
С ПП с несколькими придаточными
1. ОДНОРОДНОЕ подчинение придаточных
(от одного слова в главной части задаётся одинаковый вопрос к придаточным)
Пр:[Я заметил], ЧТО? (что на улице светит солнце)иЧТО? (поют птицы).
Слышно было как в саду шагал дворник и как скрипела его тачка.
Когда наступила зима и дом завалило снегом по ночам раздавался собачий лай.
Я знал что письмо уже пришлои мне его нужно получить.
2.ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЕ подчинение придаточных
Пр: [Я увидел дом], КАКОЙ?(который стоял на месте), КАКОМ? (где раньше росли яблони).
Юноша долго не мог узнать когда же пойдет тот поезд на Брест на котором ему предстояло отправляться.
Пр: (Когда я был маленьким)КОГДА?, [я верил], ВО ЧТО? (что дед Мороз существует).
Когда мы приехали отец показал мне несколько крупных окуней которых он поймал на речке.
Запятые в СПП
Пр:Дом в котором мы живём раньше принадлежал известному купцу.
Мы подъезжали к усадьбе барыни о страшной жестокости которой в округе ходили самые невероятные слухи.
П РАВИЛА:
1.Никогда не ставится запятая после слова КОТОРЫЙ.
Искл:Мы зашли в дом, который, по-видимому, пустовал.
2.Союзное слово КОТОРЫЙ находится только в придаточной части → найди её границы.
3.Если придаточное предложение стоит внутри главного, то оно выделяется запятыми с двух сторон.
4.Если придаточные предложения – однородные и соединены союзом И, то запятая между ними НЕ ставится.
Пр:Теплота, с которой дочь говорила о матери И которая освещала её лицо, невольно привлекала внимание.
Очевидно было что Савельич передо мною был прав и что я напрасно оскорбил его упрёком и подозрением.
Видел Егорушка как мало-помалу темнело небо и опускалась на землю мгла как засветились одна за другой звёзды.
Просто удивительносколько у вас при слабости здоровья энергии знания дела.
!!![ ], (дееприч. + КОТОРЫЙ….).
Пр:Вот книга, прочитав которую ты многое для себя откроешь.
Знаки в сложном предложении с разными видами связи
Пр:Старик предупредил что если погода не улучшится о рыбалке нечего и думать.
Старик предупредил что если погода не улучшится то о рыбалке нечего и думать.
П РАВИЛА:
На стыке между двумя союзами запятая не ставится, если после придаточного есть вторая часть двойного союза: ТО, ТАК, НО. Перед этой частью запятая ставится всегда!
Пр:Зажглись звёзды и когда на небе появилась луна то степь озарилась голубоватым светом.
Большая хата была пуста и сколько философ ни шарил во всех углах но нигде не отыскал и куска сала.
Утверждают что бразильские карнавалы восхищают и завораживают и когда мы впервые увидели его неповторимую яркую красоту то сами убедились насколько правы были очевидцы.
Рядом с тобой всегда люди и даже если тебе очень одиноко ты не сомневайся в том что кто-то сможет выслушать и понять тебя.
Для археологии важны вещественные источники и даже если они спрятаны в земле они всё равно составляют основной разряд памятников исследованием которых занимается эта наука.
Рука егодрожала и когда Николай передавал лошадь слуге он чувствовал как со стуком приливает кровь к сердцу.
Слитное, дефисное, раздельное написание
ПРЕДЛОГИ
СЛИТНО
РАЗДЕЛЬНО
ввиду
!!! иметь в виду
вследствие
впоследствии
вслед
вместо
насчёт
наподобие
несмотря на
навстречу
наперекор
в течение
в продолжение
в заключение
в виде
в меру
в отличие
в связи
в силу
в целях
за исключением
за счёт
по мере
по причине
СОЮЗЫ
СЛИТНО
РАЗДЕЛЬНО
также (= тоже = и)
чтобы (= для того чтобы)
итак (= следовательно)
зато (= но)
оттого (= потому что)
потому (= так как)
притом (= к тому же)
причём (= к тому же)
!!! ни при чём
как будто
то есть
так что
как бы
НАРЕЧИЯ
СЛИТНО
РАЗДЕЛЬНО
¬ + наречие
(задолго, извне, навсегда)
если сущ. сохранило некоторые падежные формы
(на корточки – на корточках,
за границу – за границей)
!!! наизнанку – с изнанки
поодиночке – в одиночку
наспех – не к спеху
на-, в- + собир. числ.
(надвое, втрое)
!!! по двое, по трое
если между сущ. и предлогом можно вставить определение
(в меру = в полную меру,
на скаку = на полном скаку,
до смерти = до самой смерти)
¬ + местоим./прил. с согласной буквы
(вничью, впрочем, зачастую)
В + сущ/прил. (с гласной)
(в обнимку, в упор, в ударе)
¬ + сущ. (между ними нельзя вставить определение)
(вброд, исподтишка)
В, НА + сущ. в П.п.
(в потёмках, на днях, на радостях)
ЧАСТИЦЫ
ЧЕРЕЗ ДЕФИС
РАЗДЕЛЬНО
кое-
-то
-либо
-нибудь
-ка
-тка
-с
-таки (после наречий, глаголов + всё-таки, так-таки)
же (ж)
бы (б)
ли (ль)
будто
дескать
ведь
мол
кое + предлог (кое с кем, кое у кого)
ПИШЕМ ЧЕРЕЗ ДЕФИС
1.сложные сущ-ые:
- из 2 самостоятельных слов (кафе-ресторан, жар-птица);
- стороны света (юго-запад, северо-восток);
- названия механизмов, термины (динамо-машина, премьер-министр);
- сложные единицы измерения (человеко-день, тонна-километр, киловатт-час);
Искл:трудодень.
- слова с иноязычными элементами вице, экс-, унтер-, обер- и т.д. (вице-президент, экс-чемпион);
Н О!Пишем СЛИТНО сущ-ые с элементами:
авто-
авиа-
аэро-
радио-
метео-
моно-
био-
агро-
микро-
кино-
фото-
стерео-
вело-
зоо-
нео-
гидро-
2.сложные прил-ые:
- оттенки цвета (ярко-красный, бело-розовый);
- стороны света (юго-западный, северо-восточный);
- если между словами можно вставить союзИ (англо-русский, кисло-сладкий);
- если образованы от сущ., в котором уже был дефис (южно-сахалинский, нью-йоркский);
- если первая часть оканчивается на –ИКО (физико-математический).
3.наречия
- если образованы от двух одинаковых или близких по смыслу слов (красным-красно, нежданно-негаданно).
- если образованы с помощью:
-
ПО
ОМУ (по-плохому, по-новому)
- ЕМУ(по-хорошему, по-моему)
-И(по-русски, по-немецки)
В - -ИХ (в-третьих, в-пятых)
В О- -ЫХ (во-первых, во-вторых)
4.предлоги (из-за, из-под, по-за, по-над).
5.неопределённые местоимения с КОЕ-, -ТО, -ЛИБО,
-НИБУДЬ (кое-кому, кто-то, что-либо, кто-нибудь)
Частица НЕ с разными частями речи
СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ + ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ + НАРЕЧИЕ на -О, -Е
СЛИТНО
РАЗДЕЛЬНО
1. слово не употребляется без НЕ
(неряха, невежа, невежда, невидаль, негодование;
нелепо; небрежный)
1. если есть противопоставление с союзом А
(не друг, а враг;
не хорошо, а плохо)
2. если можно подобрать синоним без НЕ
(несчастье = беда;
недруг = враг;
недалеко = близко;
неглупый - умный)
2. если есть слова:
далеко не
отнюдь не
вовсе не
никогда не
никому не
ничуть не
(далеко не друг;
отнюдь не близко;
никому не известный)
3. со сравнительной степенью наречий и прилагателных
(не богаче, не хуже, не лучше, не сильнее, не легче, не выше)
3. с краткими прил., которые не употребляются в полной форме
не радне уверен
не долженне готов
не обязан не намерен
не способен
ПРИЧАСТИЕ
СЛИТНО
РАЗДЕЛЬНО
1. если это полное одиночное причастие
(ненаписанное эссе, непонятыйхудожник)
1. если это причастный оборот
(не написанное мной эссе; не понятыйзрителями художник)
2. если есть наречия:
очень
абсолютно
слишком
отчасти
совершенно
весьма
почти
гораздо
в высшей степени
2. с краткими причастиями
(эссе не написано;
цветы не политы)
3. если есть или мыслится противопоставление с союзом А
(не написанное, а напечатанное эссе)
4. если есть местоимение, начинающееся с НИ:
никому не
никогда не
ничуть не
(никогда не улыбающийся человек)
ГЛАГОЛ + ДЕЕПРИЧАСТИЕ
СЛИТНО
РАЗДЕЛЬНО
1. слово не употребляется без НЕ
(ненавидеть, негодовать, недоумевая)
1. с остальными глаголами и деепричастиями
(не был на экзамене;
не разбирая дороги)
2. НЕДО = несоответствие требуемой норме
(Во время войны дети постоянно НЕДОедали.
Няня НЕДОсмотрела и ребёнок ударился.)
2. НЕ + ДО = прерванное действие
(Паша постоянно НЕ доедал суп.
Няня НЕ досмотрела кино и пошла на работу.)
МЕСТОИМЕНИЯ
СЛИТНО
РАЗДЕЛЬНО
с неопределёнными и отрицательными местоимениями без предлогов
(несколько, нечто, некоторый, некому)
cдругими разрядами местоимений ИЛИ если есть предлог между частицей и местоимением
(не мы, не весь, не этот; не к кому, не у кого, не с кем, не за что)
ПРОИЗВОДНЫЕ ПРЕДЛОГИ
СЛИТНО
РАЗДЕЛЬНО
1. несмотря на…
(=переносный смысл)
(Несмотря на метель, мы пошли гулять.)
1. НЕ ПУТАЙ этот предлог с деепричастием.
(Не смотря мне в глаза, он говорил ужасные слова.)
ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕвсегда пишутся РАЗДЕЛЬНО (не один, не первый, не двое).
Вводные слова и обращения
Обращение– это слово или несколько слов, которыми мы называем того, к кому обращаемся с речью.
Обращение всегда выделяется запятыми и не является членом предложения (поэтому может быть удалено без потери смысла).
Пр:Ты догадался, мой читатель, с кем бился доблестный Руслан?
Уважаемый Иван Петрович, ждём вас в ближайшую среду!
О Родина моя, как люблю я тебя!
Вводные слова– это слова, выражающие отношение говорящего к высказыванию.
Вводные слова всегда выделяются запятыми и не являются членом предложения (поэтому могут быть удалены без потери смысла).
ЗНАЧЕНИЯ вводных слов:
1.различные чувства
(к счастью, к сожалению, к нашему огорчению, к моему стыду, к моему удивлению…)
2.уверенность / неуверенность
(кажется, наверно, может, вероятно, может быть, несомненно, бесспорно, видимо, по-видимому, пожалуй, безусловно…)
3.источник сообщения
(по-моему; по-твоему; по моему мнению; на мой взгляд; по мнению (кого-либо); по словам (кого-либо); как говорит (кто-либо); по преданию; по легенде…)
4.порядок высказывания
(во-первых, во-вторых, значит, итак, таким образом, следовательно, стало быть, например, кстати, кроме того, между прочим, напротив = наоборот)
5.способы оформления мысли
(одним словом, иначе говоря, лучше сказать, как говорится, если можно так сказать, если можно так выразиться…)
Знаки препинания: союз + вводное слово
1. Если вводное слово можно опустить или переставить, то
…и, вводное слово,…
…, но, вводное слово,…
Пр:Весь тираж уже отпечатан, и, вероятно, книга на днях поступит в продажу.
2. Если вводное слово убрать нельзя, то запятая после сочинительного союза не ставится (обычно это союз А ).
Пр:Несчастье нисколько его не изменило а напротив он стал ещё крепче и энергичнее.
Мы знаем а стало быть верим что сказкам дано сбываться.
П римечания:
1.Слово ВООБЩЕ– вводное, если = ВООБЩЕ ГОВОРЯ.
Пр:Вообще, мне хотелось бы лично поговорить с ним.
2.Слово ОДНАКО:
1) если можно заменить на НО → это союз → ставим запятую перед ним;
2) если нельзя заменить на НО → это вводное слово → выделяем запятыми с двух сторон.
Пр:Долго однако нам пришлось ехать.
Я торопился однако всё же опоздал.
3.Слово НАКОНЕЦ не вводное, если можно заменить на НАКОНЕЦ-ТО.
Пр:Луна наконец взошла.
Чехов был драматургом, доктором и наконец образцом самовоспитания.
ЛЖЕвводные слова
наверняка
поистине
буквально
абсолютно
однажды
вдруг
как ни в чём ни бывало
непременно
обязательно
в конечном счёте
по предложению…
по решению…
Задание № 1.
1) Когда наконец явилось солнце и разогрело землю, то деревья и травы обдались такой сильной росой, такими светящимися узорами глянули из темного леса ветки елей, что казалось на эту отделку не хватило бы алмазов всей нашей земли.
2) Нездоровье природы однако заставляет сегодня говорить о катастрофическом состоянии флоры, фауны, почвы, воды.
3) Видимо лишь глобальный характер проблем, нерешённость которых угрожает самому существованию человечества, заставил осознать опасность возможной в будущем экологической катастрофы.
4) Тучки небесные вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники,
С милого севера в сторону южную.
5) Заметила ли ты о друг мой молчаливый
О мой забытый друг о друг моей весны
Что в каждом дне есть миг глубокой, боязливой,
Почти внезапной тишины?
6) Лёшка ты помнишь в этот вечер к нам не зашёл. Я думаю, что ты помнишь и предчувствие весны, и ожидание праздника, и незабываемый восторг своего детства.
Обособленные члены предложения
1. Обособляем причастный оборот, если он стоит ПОСЛЕ определяемого слова.
Пр:Я любил беседы с людьми, недавно прибывшими в столицу.
2) Если приложение относится к собственномусуществительному, оно обособляется только тогда, когда стоит ПОСЛЕнего.
Пр:Ивановкапитанпограничныхвойскслужил в Крыму.
КапитанпограничныхвойскИвановслужил в Крыму.
ПРИМЕЧАНИЯ:
1) Иногда стоящее в самом конце приложение, которому придается большое значение в высказывании, может выделяться ТИРЕ.
Пр:Подходил к концу август последний месяц лета.
2) Иногда приложение может начинаться с союза КАК. В таких случаях нужно попробовать заменить этот союз на сочетание В КАЧЕСТВЕ. Если такая замена возможна, то запятые НЕ нужны.
Пр:Газ как топливо сейчас применяется очень широко.
Т ИРЕ в БСП
Если между частями БСП противительные отношения или присутствует быстрая смена событий, а также если во второй части содержится вывод из первой части.
Пр:Иногда можно увидеть кактус с длинными свисающими волосами — он похож на голову старика.
Знаки при обобщающем слове
⃝ : ⃝ , ⃝ , ⃝ .
⃝ , ⃝ , ⃝ - ⃝ .
⃝ : ⃝ , ⃝ , ⃝ – …
Знаки при прямой речи
А: «П». А: «П!» А: «П?»
« П», – а. «П!» – а. «П?» – а.
Двоеточие в БСП
Если между частями БСП причинные или пояснительные отношения.
Пр:Летом в лесах средней полосы снегирей не увидишь:гнездятся они в лесах северных.
Запятые в простом или ССП
однородные члены
причастный оборот (= определение)
- причастный оборот, стоящий ПОСЛЕ определяемого слова, обособляется всегда;
- если оборот стоит ДО определяемого слова, то обособляется при причинном значении;
- причастный оборот обособляетсяв любой позиции, если относится к личному местоимению.
одиночное деепричастие и деепричастный оборот (всегда обособляем)
сравнительный оборот (как, словно, будто)
Пр:Пруд местами, как сталь, сверкал на солнце.
обращения (О Волга, колыбель моя!)
вводные слова (Ты, я вижу, славный малый!)
междометья (Ах, как люблю я море!)
определения
Пр:Из тучи, огромной и грозной, сыпались молнии.
Я погрузился в размышления, большей частью печальные.
приложения
Пр:Могучий лев, гроза лесов, лишился силы.
Студент этот, по имени Михаил, энтузиаст и стихотворец, полюбил Варю.
обстоятельства, выраженные сущ. с предлогами
Пр:Несмотря на все мои старания, я никак не мог заснуть.
уточняющие обстоятельства
Пр:Однажды в субботу, рано утром, я ушёл в лес.
Тогда, в 41-ом, фашисты напали на СССР.
дополнения, вводимые предлогами: кроме, помимо, вместо, сверх, за исключением и др.
Пр:Кроме Вали, около костра грелись ещё пятеро.
Лекарь второпях, вместо десяти капель, налил целых сорок.
В ССП перед союзом ставим запятую, если нет ОВЧ (общего второстепенного члена)
Пр:В парке было душно и летали комары.
Если у двух предложений, соединённых союзом И, есть общее придаточное, то запятую не ставим.
Пр:Когда музыка еще не начала играть, Василиса пошла танцевать и люди принялись хлопать.
Средства связи предложений в тексте
Самые распространённые средства связи предложений:
местоимения
вводные слова
союзы
синонимы / контекстные синонимы
антонимы / контекстные антонимы
наречия времени (сначала, однажды, впоследствии)
однокоренные слова
частицы (именно, только, лишь)
лексический повтор
Средства выразительности речи
1. Лексические средства
антонимы
синонимы
фразеологизмы
разговорная лексика
устаревшие слова
диалектизмы
индивидуально-авторские слова (авторские неологизмы)
2. Форма речи
диалог
3. Синтаксические средства
ряд однородных членов
вводные слова
восклицательные предложения
вопросительные предложения
риторический вопрос
риторическое обращение (= высказывание, адресуемое неодушевлённому предмету или отсутствующему лицу)
Пр:Клён ты мой опавший, клён заледенелый!
4. Приёмы
вопросно-ответная форма
цитирование
лексический повтор
парцелляция/ парцеллированные предложения
противопоставление(= антитеза)
Пр:Тише едешь, дальше будешь.
инверсия(= непрямой порядок слов)
Пр:Белеет парус одинокий…
градация(= нарастающая (реже – убывающая) постепенность при переходе от одного к другому)
Пр:Не жалею, не зову, не плачу…
Все грани чувств, все грани правды стёрты в мирах, в годах, в часах.
анафора(= единоначатие = одинаковое начало нескольких предложений)
эпифора(= одинаковая концовка нескольких предложений)
5. Тропы
сравнение
метафора(= скрытое сравнение, переносный смысл)
Пр:стекло льда, снегопад конфетти, заразить любовью к чтению, сердце литературы.
Когда диктор читает текст изложения, постарайся записать как можно больше.
Лучше записывать, сокращая слова и оставляя большие пробелы между строчками и словами.
Во время паузы между первым и вторым чтением текста (5 мин.) прочитай записанное, допиши сокращённые слова и подчеркни те, которые не смог разобрать (чтобы расшифровать их во время второго прослушивания).
Когда текст читают во второй раз, расшифровывай непонятные слова, которые ты подчеркнул, и вписывай в оставленные пробелы то, что не записал в первый раз.
Соедини, всё, что написал, и сделай черновик сжатого изложения.
Перечитай один раз, обращая внимание на смысл (содержание) и речь.
Перечитай ещё раз, обращая внимание на знаки (пунктуацию) и буквы (орфографию).
Перепиши, соблюдая абзацы (= отступы 2-3 см)
Помни:
Надо соблюдать последовательность изложения!
В тексте 3 абзаца! Их количество ВАЖНО сохранить (это +1 балл).
Сочинение-рассуждение ОГЭ
Композиция сочинения: 4 абзаца (70-120 слов)
Тезис + комментарий.
Аргумент № 1 (из прочитанного текста).
Аргумент № 2 (из жизни, книг, кинематографа или из прочитанного текста).
Вывод.
Шаблон (90 слов)
1 абзац
На мой взгляд, ключевое понятие – это… (+ комментарий– это фраза о том, насколько понятие важно или нет, присутствует оно в твоей жизни и в окружающих людях или нет и т.д.).
2 абзац
Чтобы доказать свою точку зрения, обратимся к тексту А. А. Иванова. Главный геройсовершаетдобрый поступок(ключевое понятие). + Далее описываешь ситуацию, которая подтвердит твои слова. Используй цитирование или пиши в скобках (предложение № 15)
3 абзац
В жизни есть немало примеров доброты (ключевое понятие)…
ИЛИ
Хочу привести пример из жизни / из кинематографа…
+микровывод
4 абзац
Таким образом,…
Сочинение ЕГЭ
Формулировка проблемы
Формулируем проблему через вопрос:
Как дети должны относиться к родителям?
Композиция сочинения: 7 абзацев (160-200 слов)
Введение + постановка проблемы – 1 балл.
Комментарий к проблеме№ 1 – 6 баллов.
(пример из текста № 1 + пояснение к нему)
Комментарий к проблеме№ 2
(пример из текста № 2 + пояснение к нему)
Указание на связь между примерами + анализ этой связи (в чём именно она заключается)
Позиция автора – 1 балл.
Ваша позиция + обоснование (= аргумент: из книг, из кинематографа, из истории, из жизни) – 1 балл.
Вывод
Шаблон (90 слов)
1 абзац.
Формулируешь проблему через вопрос: Почему родители не понимают детей? + Именно эту проблему поднимает А.А. Иванов – автор предложенного для анализа текста.
2 абзац.
Раскрывая проблему, автор описывает… Этот пример показывает, что…
3 абзац.
Автор обращает внимание читателя на …Эти события (факты) помогают понять …
4 абзац.
Оба примера дополняют друг друга. Действительно, …
ИЛИ
Размышляя над проблемой, автор противопоставляет… Действительно, …
5 абзац.
Автор стремится донести до читателя мысль о том, что …
6 абзац.
Я полностью согласен с позицией автора и тоже считаю, что … Хорошим примером может послужить история жизни главного героя романа И.А. Гончарова «Обломов» Ильи Ильича Обломова, который …