kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Материалы для проведения школьных олимпиад по русскому языку (5-11 классы)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Всё небо было исп.щрено звёздами. Т.инственно струилось с выш…ны их г…лубое мя…кое мерцание. Они (с) тихим вн…манием гл…дели (на) д…лёкую землю. Маленьк… тонк… обл…ка изре…ка  (на)л.тали на луну и превращали (на) мгновение её сп…койн.е сияние в неясный но светлый туман. Всё др…мало. Тёплый п.хучий воздух даже (не) к…лыхался он только иногда др…жал как др.жит в…да, возмущённая п…дением ветк….

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«5 кл. р.яз.»

Школьная олимпиада

по русскому языку

2010-2011 год

5 класс





Всё небо было исп..щрено звёздами. Т..инственно струилось с выш…ны их г…лубое мя…кое мерцание. Они (с) тихим вн…манием гл…дели (на) д…лёкую землю. Маленьк… тонк… обл…ка изре…ка (на)л..тали на луну и превращали (на) мгновение её сп…койн..е сияние в неясный но светлый туман. Всё др…мало. Тёплый п..хучий воздух даже (не) к…лыхался он только иногда др…жал как др..жит в…да, возмущённая п…дением ветк….





1. Восстановите текст, вставляя, где необходимо, пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя недостающие знаки препинания. Текст не списывать!


2.Озаглавьте текст.


3. Сколько раз в первом предложении встречается звук [О]? Выпишите слова, в которых произносится этот звук.


4. Выпишите выделенное жирным шрифтом слово, укажите его корень. Запишите 2 однокоренных слова.


5. Выпишите все слова с приставками, обозначьте приставки.


6. Найдите 4-е предложение. Укажите, сколько правил орфографии вы применили, вставляя пропущенные буквы? Выпишите по одному примеру на каждое правило.










Школьная олимпиада

по русскому языку

2010-2011 год

5 класс



Ответы – 27 б.


1. До 5 б. – по нормам оценки.

2. До 2 б. ( Звёздная ночь. Летняя ночь. Звёздной ночью и др.

Но: не «Тёмная ночь»)

3.До 4 б. – 3 раза (1).Всё (1), испещрено(1), звёздами (1).

4. До 3 б. – испещрено (1), пёстрый (1), пестрели (1).

5. До 6 б. – Испещрено(1), изредка (1), налетали (1), превращать(1),

Неясный (1), возмущённый (1).

6. До 7 б. – 6 правил (1),

1) Правописание окончаний прилагательных – маленькие (1),

2) непроверяемые гласные в корне - облака (1),

3) правописание проверяемой согласной – изредка (1),

5) правописание безударной гласной в корне, проверяемой ударением - налетали (1),

6) раздельное написание предлогов – на мгновение (1).






Просмотр содержимого документа
«6 класс»


Школьная олимпиада

по русскому языку

2010-2011 год

6 класс


Над городом плыла глухая зимн... ноч_ . Утихли маш..ны

бе..молвным стадом зам..рли тро...йбусы пропали пр..хожие. В окнах погас свет. К..залось, весь город уснул, накрывшись с головой белой пр...стынёй.

Только по одной из ул. .ц медленно двигалась снег...уборочная маш..на. Она по.. .гребала снег большим с..вком который т..лкала перед собой.

И снег вск..пал белой волной которая чудом док..тилась сюда с д..лёкого моря. Сама же маш..на (со) всех сторон облепленная хлоп..ями снега, к.залась существом одушевлённым. Она т...жело дышала и медленно ползла по спящ..му городу.



1 .Восстановите текст, вставляя, где необходимо, пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя недостающие знаки препинания. Текст не списывать!

2. Сколько раз в первом предложении третьего абзаца встречается звук (в)? Выпишите слова, в которых произносится этот звук.

3. Выпишите из текста 5 примеров переносного употребления слов.

4. Найдите корень в выделенных курсивом словах. Докажите правильность выделения корня не менее чем двумя примерами.

5. Сколько приставок используется в тексте? Выпишите все слова с неповторяющимися приставками и обозначьте в них приставки.

6.Выпишите подчёркнутое слово и поставьте в нем ударение. Образуйте от этого слова формы именительного и родительного падежей единственного и множественного числа и поставьте в них ударение.

7. Выпишите из текста все имена существительные, которые имеют только формы единственного и множественного числа.

8. Как вы понимаете фразу, выделенную жирным шрифтом во втором предложении? Какой художественный приём здесь используется?















Школьная олимпиада по русскому языку

2010-2011 учебный год

6 класс



Ответы – 38 б.


1. До 5 баллов – по нормам оценки.

2. 1 б. - (1 раз –волной)

3.До 5 б. - Снег вскипал (1), глухая ночь (1), плыла ночь (1), город уснул (1 ), замерли троллейбусы (1).

4. До 6 б. - Улиц(1), улочка (1), переулок (1); уснул (1), сон (1), снится (1).

5.До 11 б. – Утихли (1), безмолвным (1), замерли (1), пропали (1), погас (1), накрывшись (1), подгребала (1), вскипал (1), докатилась (1), облепленная (1), одушевленная (1).

6.До 5 б. – Простыней (1). Ед. ч. – И.П. простыня(1), Р.п. простыни (1) ; Мн.- И. п. простыни (1), Р. простынь (1).

7. До 3 б. – Свет(1), снег (1) – ед. ч. хлопья (1) – мн. ч.

8. До 2 б. – Много троллейбусов стоит на месте, они не движутся, не производят никаких звуков (1). Сравнение (1) или допустима метафора.















Просмотр содержимого документа
«8-11кл.по РУССКОМУ ЯЗЫК1»

ОЛИМПИАДА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

8 КЛАСС.


1. Я глядел (во)все стороны ож..дая увид..ть грозные б..ст..оны башни и вал; но (н..)чего (не)видал кроме деревушки окруже(н,нн)ой бревенч..тым забором. 2. С одной стороны стояли три или четыре скирда сена (полу)занесе(н,нн)ые снегом с другой скривившаяся мельница с лубочными крыльями лениво опущ..(н,нн)ыми. 3. Где(же) крепость? Спросил я с удивлением 4.Да вот она отвечал ..мщик указывая на деревушку и с этим словом мы в нее в..ехали. 5.Я велел ехать к к..м..нданту и через минуту к..битка ост..новилась перед деревя(н,нн)ым дом..ком выстро..(н,нн)..м на высоком месте близ деревя(н,нн)ой(же) церкви.

6. …Я вошел в чистеньк..ю комнатку убра(н,нн)..ю (по)стари(н,нн)ому. 7.В углу стоял шкаф с посудой; на стене в..сел диплом оф..церский за стеклом и в рамке; около него красовались лубочные картинки предст..вляющие взятие Кистрина и Очакова так(же) выбор невесты и погр..бение кота.


1.Назовите автора и произведение, из которого взят отрывок.


2.Расставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.


3.Из текста выпишите три словосочетания с различными видами связи слов в словосочетании.


4.Из предложения 7 выпишите грамматическую основу.


5.Укажите, какой частью речи является слово (по)стари(н, нн)ому, разберите его по составу.


6.Даны характеристики трех простых предложений. Найдите среди них вариант, в котором

некоторые грамматические признаки несовместимы, противоречат друг другу.

А. Предложение повествовательное, восклицательное, простое, двусоставное, распространенное, осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом.

Б. Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, односоставное, безличное, нераспространенное.

В. Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, неопределенно – личное, распространенное, осложнено однородными сказуемыми.


7.Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Отметьте верные и неверные определения слов знаками «+» и « - ».


Програ(м,мм)ный – это следующий по расписанию.

К..(м,мм)ерция – это торговля.

К..м..ндант – это командир.

Коло(н,нн)ада – это ряд высоких столбов.

Су(ф,фф)икс – это часть слова, следующая после корня.

Ко(м,мм)..нтарий – это пояснение.

То(н,нн)а – это 1000 килограммов.



ОЛИМПИАДА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

9 КЛАСС.


1.(В)глубоком молчании.. сидели мы с братом на заборе под тенью густого с..р..бристого тополя и держали в руках удочки крючки которых были опущ..(н,нн)ы в огромную бадью с загнившей водой. 2.Вот уже окол.. недели любимым нашим занятием было сидеть на заборе над бадьёй с ..пущ..(н,нн)ыми в нее крючками из простых медных булавок и ждать что вот(вот) (по)особой к нам мил..сти судьбы (в)этой бадье и на эти удочки клюн..т у нас «настоящая» живая рыба.

3.Правда уголок двора где пом..щалась эта волшебная бадья и сам (по)себе даже и без живой рыбы пр..дставлял много пр..вл..кательного и заманчивого. 4.Среди садов огородов сараев двориков домов и флигелей сост..вляющих с..в..купность бли..ко извес..ного нам места этот уголок выр..зался как(то) так удобно что (н..)кому и (ни)на(что) (не)был нужен; (по)этому мы чу..ств..вали себя полными его обл..дателями и (н..)кто (не)нарушил ..десь нашего ..диноч..ства.

5.Брату пришла ..р..гинальная мысль выр..зать кривые и узловатые ветки тополя нав..зать на них белые нитки навесить медные крючки и попроб..вать запустить удочки в таинств..(н,нн)ую глубину огромной бадьи ст..явшей в углу дворика. 6.(Во)первых мы садились оба в самых уд..вительных позах на верхней перекладине палисадника углом охватывавшего бадью. 7.(Во)вторых над нами к..чался (серебристо)зеленый шатер тополя переполнявший окружающий воздух зелен..ватыми тенями и бр..дячими солнечными пятнами. 8.(В)третьих от бадьи отд..лялся какой(то) особ..(н,нн)ый запах свойств..(н,нн)ый загнившей воде в которой уже завелась своя особ..(н,нн)ая жизнь (в)виде множества каких(то) стра(н,нн)ых существ (в)роде гол..вастиков, только гораздо меньше…

9.(В)то время как мы сидели по целым часам на заборе вгляд..ваясь в зелен..ватую воду из глубины бадьи то и дело подымались стайками эти стра(н,нн)ые существа напом..навшие собой ги..кие медные

булавки головки которых так тихо ш..велились под ними точно крошечные змейки. 10.Мы просто сидели на заборе над бадьей под колыхавш..мся и ш..птавш..м зеленым шатром среди зелен..ватых теней в ..тм..сфере (полу)сна и (полу)сказки…


1.Расставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.

2.Среди предложений 6 – 11 найдите предложение, в котором есть синоним к слову маленький. Напишите номер этого предложения и выпишите это слово.

3.Каким членом предложения является слово вырезать (предложение 5)?

1) определением

2) сказуемым

3) подлежащим

4) обстоятельством

4.Из предложений 3 – 5 выпишите слово(-а) с непроизносимым согласным в корне.

5.Из предложений 5 – 8 выпишите слова, правописание приставок в которых зависит от части речи и определенных суффиксов.

6.Выберите и запишите цифру, которая обозначает верный ответ, объясняющий постановку запятых в приведенном ниже предложении из текста.

Мы просто сидели на заборе, над бадьей, под колыхавшимся и шептавшим зеленым шатром, среди зеленоватых теней, в атмосфере полусна и полусказки..

1)Части бессоюзного сложного предложения тесно связаны между собой по смыслу.

2)Запятыми выделяются однородные уточняющие обстоятельства.

3)Запятыми выделяются однородные дополнения.

4)В данном предложении запятые являются авторскими знаками.

7.Из предложения 8 выпишите словосочетание(-ия), построенное (-ые) на основе подчинительной связи примыкание.

8.Выпишите грамматическую основу предложения 5.

9.Среди предложений 5 – 8 найдите предложение(- я) с однородными членами. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-й).



ОЛИМПИАДА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

11 КЛАСС.

Прежде давно в лета моей юности в лета (не)возвратно мелькнувш..го моего детства мне было весело под..е..жать в первый раз к (не)знаком..му месту все равно была(ли) то деревушка бедный уез(?)ный городишк.. село(ли) сл..бодка любопытный взгляд. Всякое строение все что носило на себе напеч..тленье какой(нибудь) заметной особ..(н,нн)ости все ост..навл..вало меня и пор..жало. Каме(н,нн)ый(ли) казе(н,нн)ый дом извес(?)ной ар..ит..ктуры с половиною ф..льшивых окон (один)одинеш..нек торчавший среди бревенч..той теса(н,нн)ой кучи (одно)этажных мещанских обывательских дом..ков круглый(ли) правильный купол весь о(?)битый л..стовым белым железом вознесе(н,нн)ый над выбеле(н,нн)..ю как снег нов..ю церков..ю рынок(ли) франт(ли) уез(?)ный попавш..йся среди города (н..)что (н..)уск..льзало от свеж..го тонк..го вниманья и высунувши нос из походной телеги своей я глядел и на (не)вида(н,нн)ый дотоле покрой какого(нибудь) сюртука и на деревя(н,нн)ые ящ..ки с гвоздями с серой желтевш..й (в)дали с изюмом и мылом мелькавшие из дверей овощ(?)ной лавк.. вместе с банками высохш..х московск..х конфект глядел и на шедш..го (в)стороне пехотного оф..цера занесе(н,нн)ого Бог знает из какой губерн.. на уез(?)ную скуку и на купца м..лькнувш..го в сибирке на беговых дрожках и уносился мысле(н,нн)о (за)ним в бедную жизнь их.

Теперь равнодушно под..е..жаю (ко)всякой (не)знакомой деревн.. и равнодушно гляжу на ее пошлую наружность моему охл..жде(н,нн)ому взору (не)пр..ютно мне (не)смешно и то что пробудило(бы) в преж(?)ние годы живое движение в лице смех (не)молч(?)ные речи то ск..льзит теперь мимо и (без)учас(?)ное молчание хр..нят мои (не)движные уста.

1.Назовите автора и произведение, из которого взят отрывок.

2.Расставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки. 3.Найдите устаревшую лексику. Определите, архаизмами или историзмами являются эти слова. Объясните их значение. 4.Укажите существительные, имеющие омонимы. 5. Можно ли считать выделенные слова синонимами? Аргументируйте свой ответ.

6.Разберите по составу сложные слова.

7.Начертите схемы двух последних предложений.

8.В старину случалось, что за время карточной игры сжигали столько свеч, что их стоимость превышала сумму выигрыша. Так и появилось сначала во французском, а потом и в русском языке выражение. Какое? Что оно означает? Составьте с ним предложение.

9.Какое слово в группе «лишнее»? Аргументируйте свой ответ.

Голландка, китайка, лебедка, толстовка, шотландка.

10.Закончите начатые фразы подходящими словарными словами из приведенного ниже списка, ставя их в нужной форме. В словарные слова вставьте пропущенные буквы.

1). Болезненный, тяжелый сон называют …

2). В освоении космоса у России есть неоспоримый …

3). Волокиту и дамского угодника в честь героя романа Ричардсона называют …

4). Восстановление прав и честного имени, а иногда лечение после тяжелой болезни называют …

5). Каждый из нас, склонных к роскоши и праздности, в душе немного …

6). Если вам не могут дать требуемое, то, скорее всего, предложат …

7). Исключительное право человека или организации – это …

Д..в..львация, с..б..рит, д..гр..дация, р..аб..л..тация, л..т..ргический, пр..р..тет, л..в..лас, пр..р..гатива, м..л..нхолия, п..н.гирик, п..рл..мутр, ф..л..нтроп, экв..в..лент, ..м..нс..пация.


ОЛИМПИАДА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

10 КЛАСС.


По стенам навеш..(н,нн)о было весьма тесно и бе..толково несколько картин: длинный пожелтевш..й гравюр какого(то) ср..жения с огромн..ми барабанами кричащ..ми солдатами в треугольных шляпах и тонущ..ми конями без стекла вставле(н,нн)ый в раму красного дерева с тоненькими бронзовыми полосками и бронзовыми(же) кружками по углам. (В)ряд с ними зан..мала (пол)стены огромная почерневшая картина писа(н,нн)ая масл..(н,нн)ыми красками изобр..жавшая цветы фрукты разреза(н,нн)ый арбуз кабан..ю морду и в..севш..ю головою (в)низ утку. С середины потолка в..села люстра в холсти(н,нн)ом мешке от пыли ...делавшаяся похож..ю на ш..лковый кокон в котором сидит червяк. В углу комнаты была навал..(н,нн)а на полу куча того что (по)грубее и что (не)достойно лежать на столах. Что именно находилось в куче решить было трудно ибо пыли на ней было в таком изобили.. что руки всякого к..савшегося становились похож..ми на перчатки; заметнее (про)чего высов..вался (от)туда отломле(н,нн)ый кусок деревя(н,нн)ой лопаты и старая подошва сапога. (Н..)как нельзя было сказать чтобы в комнате сей об..тало живое существо если(бы) (н..)возв..щал его пр..быванье старый поноше(н,нн)ый колпак лежавший на столе. Пока он ра(с,сс)матривал все странное убранство отворилась боковая дверь и взошла та(же) самая ключница которую встретил он на дворе. Но тут увидел он что это был скорее ключник чем ключница ключница по крайней мере не бре..т бороды а этот напротив того брил и казалось довольно редко (по)тому что весь подбородок с нижней частью щеки походил у него на скребницу из железной провол..ки какою чистят на конюшне лошадей.


1. Назовите автора и произведение, из которого взят отрывок.

2. Расставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.

3. Найдите в тексте устаревшие или звучащие архаично слова, укажите их.

4. Найдите слова, этимологически родственные словам: наперсток, шить, облако.

5. Сделайте полный синтаксический разбор 5-го предложения. Надпишите части речи.

6. Какое слово в группе «лишнее»? Аргументируйте свой ответ.

Восстановитель, глушитель, истребитель, накопитель, сеятель.

7. Какие современные иностранные языки имеют собственный алфавит?

8. Закончите начатые фразы подходящими словарными словами из приведенного ниже списка, ставя их в нужной форме. В словарные слова вставьте пропущенные буквы.

1).Порочить кого- нибудь, выставлять в неблаговидном свете – значит …

2).О литературном, музыкальном и ином творческом воровстве говорят …

3). Самый важный, существенный вопрос называют …

4). Того, кто из любви к людям занимается благотворительностью, мы зовем…

5). Тому, кого мы очень хотим похвалить, мы поем …

6).О постепенном, но неуклонном ухудшении, разрушении, говорят …

7). Понижение официального курса бумажных денег по отношению к валюте называют …

Д..ф..рамбы, к..мпр..м..тировать, п..рл..мутр, пл..г..ат, к..рд..нальный, м..л..нхолия, ф..л..нтроп, д..в..львация, д..гр..дация, ч..х..рда, пр..ор..тет, л..т..ргический, р..аб..л..тация, экв..в..лент.

Просмотр содержимого документа
«Олимпиада по русскому языку в 11 классе»


Олимпиада по русскому языку в 11 классе


  1. Подберите по одному синониму и антониму к словам большой, великан, глухой (воротник), свежий вид, свежее утро. (1 балл за правильный ответ)


  1. Как называется явление, представленное выражениями безголосый крик, живой труп? Приведите 2-3 подобных примера.(1 балл, за пример – 2 балла)


  1. Какая разница в значении слов генеральный - генеральский, кампания - компания, факт – фактор? (1 балл за правильный ответ)


  1. Запишите фразеологизмы, в составе которых сохранились устаревшие слова кур (петух), зеница (зрачок), зга (дорога), око (глаз), рожон (заостренный кол). (1 балл за правильный ответ)


  1. Найдите неверные ответы в определении грамматических признаков. Аргументируйте свой ответ.

- решавший (задачу) – действительное причастие, прошедшее время, несовершенный вид;

- (дикое) племя – имя существительное, средний род, 2 склонение;

- брить (подбородок) – глагол, 2 спряжение, несовершенный вид;

- каждый (человек) – определённое местоимение, множественное число;

- вкусное (мороженое) – имя существительное, средний род.

(1 балл за правильный ответ)


6. Назовите авторов следующих выражений, ставших крылатыми. Если вам известны

названия произведений, явивших источниками этих выражений, запишите их.

1) Дела давно минувших дней.

2) И дым Отечества и сладок, и приятен.

3) Молчалины блаженствуют на свете.

4) Лучшее – враг хорошего.

(1 балл за правильный ответ)

7. С помощью какой редкой приставки образовано слово сутки? Приведите 2-3

примера с этой же приставкой. (1 балл за правильный ответ)


8. Укажите названия растений, образованные от глагола в форме повелительного

наклонения и существительного в форме винительного падежа. (2 балла за

правильный ответ)


9. Как правильно сказать?

1) У рыбов нет зубов.

2) У рыбей нет зубей.

3) У рыб нет зуб. (1 балл)


10. Мы говорим: «Дом сгорел дотла». Что такое, по-вашему, тло? (2 балла за

правильный ответ)


11. Какая змея бывает наречием? ( 2 балла за правильный ответ)

Просмотр содержимого документа
«Ответы к олимпиаде по русскому языку8-11кл.»


Ответы к олимпиаде по русскому языку

8 класс (29 б).

Я глядел во все стороны, ожидая увидеть грозные бастионы, башни и вал; но ничего не видал, кроме деревушки, окруженной бревенчатым забором. С одной стороны стояли три или четыре скирда сена, полузанесенные снегом, с другой – скривившаяся мельница с лубочными крыльями, лениво опущенными. «Где же крепость?» - спросил я с удивлением. «Да вот она», - отвечал ямщик, указывая на деревушку, и с этим словом мы в нее въехали. Я велел ехать к коменданту, и через минуту кибитка остановилась перед деревянным домиком, выстроенным на высоком месте, близ деревянной же церкви.

...Я вошел в чистенькую комнатку, убранную по – старинному. В углу стоял шкаф с посудой; на стене висел диплом офицерский за стеклом и в рамке; около него красовались лубочные картинки, представляющие взятие Кистрина и Очакова, также выбор невесты и погребение кота.


1.А.С.Пушкин «Капитанская дочка» - 2 б.

2.До 5 баллов – по нормам оценки.

3. До 3 б. За одно словосочетание – 1 б.

4.[стоял шкаф]; [висел диплом]; [красовались картинки]. – 1 б.

5.До 2 б. За верное определение части речи – 1б, за правильный разбор по составу – 1б.

6.До 2б. Неверен синтаксический разбор В. Неопределенно – личными могут быть только односоставные предложения.

7.До 14 б. За 1 слово – 2 б(1б – за верно вставленные буквы, 1 б – за верное определение слова).

– Программный – это следующий по расписанию.

+ Коммерция – это торговля.

– Комендант – это командир.

+ Колоннада – это ряд высоких столбов.

+ Суффикс – это часть слова, следующая после корня.

+ Комментарий – это пояснение.

+ Тонна – это 1000 килограммов.





Ответы к олимпиаде по русскому языку

9 класс (19 б).

1.В глубоком молчании сидели мы с братом на заборе под тенью густого серебристого тополя и держали в руках удочки, крючки которых были опущены в огромную бадью с загнившей водой.2. Вот уже около недели любимым нашим занятием было – сидеть на заборе, над бадьей, с опущенными в нее крючками из простых медных булавок и ждать, что вот – вот, по особой к нам милости судьбы, в этой бадье и на эти удочки клюнет у нас «настоящая», живая рыба.

3. Правда, уголок двора, где помещалась эта волшебная бадья, и сам по себе, даже и без живой рыбы, представлял много привлекательного и заманчивого.4. Среди садов, огородов, сараев, двориков, домов и флигелей, составлявших совокупность близко известного нам места, этот уголок вырезался как – то так удобно, что никому и ни на что не был нужен; поэтому мы чувствовали себя полными его обладателями, и никто не нарушал здесь нашего одиночества.

5. Брату пришла оригинальная мысль вырезать кривые и узловатые ветки тополя, навязать на них белые нитки, навесить медные крючки и попробовать запустить удочки в таинственную глубину огромной бадьи, стоявшей в углу дворика. 6. Во – первых, мы садились оба, в самых удивительных позах, на верхней перекладине палисадника, углом охватывавшего бадью.7. Во – вторых, над нами качался серебристо – зеленый шатер тополя, переполнявший окружающий воздух зеленоватыми тенями и бродячими солнечными пятнами.8. В – третьих, от бадьи отделялся какой – то особенный запах, свойственный загнившей воде, в которой уже завелась своя особенная жизнь, в виде множества каких – то странных существ, вроде головастиков, только гораздо меньше…

9. В то время как мы сидели по целым часам на заборе, вглядываясь в зеленоватую воду, из глубины бадьи то и дело подымались стайками эти странные существа, напоминавшие собой гибкие медные булавки, головки которых так тихо шевелили поверхность воды, между тем как хвостики извивались под ними, точно крошечные змейки.10. Это был целый особый мирок, под этою зеленою тенью.11. Мы просто сидели на заборе, над бадьей, под колыхавшимся и шептавшим зеленым шатром, среди зеленоватых теней, в атмосфере полусна и полусказки.


1.До 5 б – по нормам оценки.

2.До 2 б. Предложение № 3, синоним – крошечный.

3.Определением – 1 б.

4.До 2 б. Известного, чувствовали. (Слово – 1 б).

5.До 3 б. Во – первых, во – вторых, в – третьих. (Слово – 1б).

6.1 б. Верный ответ - №2.

7.До 2 б. Уже завелась, гораздо меньше. (словосочетание – 1 б).

8. 1 б. Пришла мысль.

9. До 2 б. Предложения 5,7.





ОТВЕТЫ К ОЛИМПИАДЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

11 КЛАСС 51 б (+9б).

Прежде, давно, в лета моей юности, в лета невозвратно мелькнувшего моего детства, мне было весело подъезжать в первый раз к незнакомому месту: все равно, была ли то деревушка, бедный уездный городишко, село ли, слободка, любопытного много открывал в нем детский взгляд. Всякое строение, все, что носило на себе напечатленье какой – нибудь заметной особенности, - все останавливало меня и поражало. Каменный ли казенный дом, известной архитектуры с половиною фальшивых окон, один – одинешенек торчавший среди бревенчатой тесаной кучи мещанских обывательских домиков, круглый ли правильный купол, весь обитый листовым белым железом, вознесенный над выбеленною, как снег, новою церковью, рынок ли, франт ли уездный, попавшийся среди города, - ничто не ускользало от свежего тонкого вниманья, и, высунувши нос из походной телеги своей, я глядел и на невиданный дотоле покрой какого – нибудь сюртука, и на деревянные ящики с гвоздями, с серой, желтевшей вдали, с изюмом и мылом, мелькавшие из дверей овощной лавки вместе с банками высохших московских конфект, глядел и на шедшего в стороне пехотного офицера, занесенного Бог знает из какой губернии на уездную скуку, и на купца, мелькнувшего в сибирке на беговых дрожках, и уносился мысленно за ними в бедную жизнь их.

Теперь равнодушно подъезжаю ко всякой незнакомой деревне и гляжу на ее пошлую наружность; моему охлажденному взору неприютно, мне не смешно, и то, что пробудило бы в прежние годы живое движение в лице, смех, немолчные речи, то скользит теперь мимо, и безучастное молчание хранят мои недвижные уста.


1.До 2 б. Н.В.Гоголь «Мертвые души».

2.До 5 б – по нормам оценки.

3.До 11 б.

Историзмы:

уездный городишко – центральный город уезда;

уездный франт – провинциальный франт, щеголь, модник;

сюртук – мужская одежда;

сибирка – мужская одежда;

беговые дрожки – колесный экипаж.

Архаизмы:

лета – годы;

напечатленье – отпечаток, след;

дотоле – до тех пор;

конфект – конфет;

немолчные – неумолкающие;

уста – губы.

Допустимо посчитать архаизмами слова: (+ 2б).

франт – щеголь, модник;

лавки – магазинчики.

4.До 2 б. Лавка, банки. (слово – 1 б).

5.До 3 б. Выделенные слова синонимами не являются. Деревенька – уменьшительное от слова деревня. Село – это крестьянское селение с церковью, чем оно и отличается от деревни.

6.До 6 б. За каждое правильно найденное слово – 1 б, за правильный разбор по составу – 1 б.

Люб + о + пыт + н + ый, одн+ о + этаж + н + ых, равн + о + душ + н + о.

7.До 4 б. [ ], и [ ].

[ ];[ ],[ ],и[то, (что), то ],и[ ].

8.До 2 б. За выражение 1 б, за предложение с ним – 1 б.

Игра не стоит свеч – неоправданные усилия.

9.До 2 б. «Лишнее» слово – китайка, т.к. оно однозначное и не может обозначать и одушевленное лицо, и неодушевленный предмет.

10.До 14 б. За правильное определение – 1 б, за правильно вставленные буквы – 1 б.(+ 1 б за каждое лишнее слово с правильно вставленными буквами).

1) Болезненный, тяжелый сон называют летаргическим.

2) В освоении космоса у России есть неоспоримый приоритет.

3) Волокиту и дамского угодника в честь героя романа Ричардсона называют ловеласом.

4) Восстановление прав и честного имени, а иногда лечение после тяжелой болезни называют реабилитацией.

5) Каждый из нас, склонных к роскоши и праздности, в душе немного сибарит.

6) Если вам не могут дать требуемое, то, скорее всего, предложат эквивалент.

7) Исключительное право человека или организации – это прерогатива.

Девальвация, сибарит, деградация, реабилитация, летаргический, приоритет, ловелас, прерогатива, меланхолия, панегирик, перламутр, филантроп, эквивалент, эмансипация.




ОТВЕТЫ К ОЛИМПИАДЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

10 КЛАСС (39 б).

По стенам навешано было весьма тесно и бестолково несколько картин: длинный пожелтевший гравюр какого – то сражения, с огромными барабанами, кричащими солдатами в треугольных шляпах и тонущими конями, без стекла, вставленный в раму красного дерева с тоненькими бронзовыми полосками и бронзовыми же кружками по углам. В ряд с ними занимала полстены огромная почерневшая картина, писанная масляными красками, изображавшая цветы, фрукты, разрезанный арбуз, кабанью морду и висевшую головою вниз утку. С середины потолка висела люстра в холстинном мешке, от пыли сделавшаяся похожею на шелковый кокон, в котором сидит червяк. В углу комнаты была навалена на полу куча того, что погрубее и что недостойно лежать на столах. Что именно находилось в куче, решить было трудно, ибо пыли на ней было в таком изобилии, что руки всякого касавшегося становились похожими на перчатки; заметнее прочего высовывался оттуда отломленный кусок деревянной лопаты и старая подошва сапога. Никак нельзя было сказать, чтобы в комнате сей обитало живое существо, если бы не возвещал его пребыванье старый, поношенный колпак, лежавший на столе. Пока он рассматривал все странное убранство, отворилась боковая дверь и взошла та же самая ключница, которую встретил он на дворе. Но тут увидел он, что это был скорее ключник, чем ключница: ключница по крайней мере не бреет бороды, а этот, напротив того, брил, и казалось, довольно редко, потому что весь подбородок с нижней частью щеки походил у него на скребницу из железной проволоки, какою чистят на конюшне лошадей.


1.До 2 б. Н.В.Гоголь «Мертвые души»,

2.До 5 б – по нормам оценки.

3. До 3 б.(1 б за слово).

Длинный пожелтевший гравюр – в современном языке гравюра женского рода;

Сей – этой;

Взошла – то есть вошла.

4.До 6 б. Наперсток ← перст → перстчатый → перчатка; шить → подшить → подошва; облако ← обволакивать ← волок + у → проволакивать → проволока.

5. До 2 б.

Что именно находилось в куче, решить было трудно, ибо пыли на ней было в таком изобилии, что руки всякого касавшегося становились похожими на перчатки; заметнее прочего высовывался оттуда кусок деревянной лопаты и старая подошва сапога.

6.До 2 б. «Лишнее» слово – сеятель, так как оно является однозначным и не может обозначать и одушевленное лицо, и неодушевленный предмет.

7. До 5 б. Арабский, армянский, греческий, грузинский, иврит. (за 1 язык – 1 б). Могут быть названы еще китайский и японский языки(+2б).

8.До 14 б.За правильное определение – 1 б, за правильно вставленные буквы – 1 б.(+ 1 б за каждое слово с правильно вставленными буквами).

1) Порочить кого – нибудь, выставлять в неблаговидном свете – значит компрометировать.

2) О литературном, музыкальном и ином творческом воровстве говорят плагиат.

3) Самый важный, существенный вопрос называют кардинальным.

4) Того, кто из любви к людям занимается благотворительностью, мы зовем филантропом.

5) Тому, кого мы очень хотим похвалить, мы поем дифирамбы.

6) О постепенном, но неуклонном ухудшении, разрушении говорят деградация.

7) Понижение официального курса бумажных денег по отношению к валюте называют девальвация.

Дифирамбы, компромат, перламутр, плагиат, кардинальный, меланхолия, филантроп, девальвация, деградация, чехарда, приоритет, летаргический, реабилитация, эквивалент.


Просмотр содержимого документа
«олимпиад по р.яз. 7 кл.»

Школьная олимпиада по русскому языку

2010-2011 учебный год

7 класс (задания)



1.Восстановите текст, вставляя, где необходимо, пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя недостающие знаки препинания. Текст не списывать!


(1) Язык – это (не) исчерпаемый склад мате..ала склад слов-к…рпичей из которых слово «трава» (не) хуже и (не) лу..ше слова «труба» а слово «купец» (не) хуже и (не) лу..ше слова «конец». (2) Из к…рпичей можно стро…ть дома с…раи пакгаузы дворцы зах…лус…ные города и бл…стательные ст…лицы.(3) Арх…т..ктурные со..ружения построе…ные из р..внодушного матер..ала получают..ся уже разными по характ..ру по стилю по кр..соте по одух..творё..ности по звучанию по эмоц..ональной окраске.

(4) Если угодно язык – это ок..ан. (5) Можн.. черпать и нал..вать в с..суды р..зличной формы. (6) Одна и та же вода пр..н..мает форму бутылки куба древн..греческой амф..ры хрустального шара и грязной лужи. (В.Солоухин.)


2.Сформулируйте в одном - двух предложениях главную мысль текста.

3. Сколько раз в предложении №2 встречается звонкий согласный звук [ з ] ? Выпишите все слова и сочетания, в которых он произносится.

4. Определите лексическое значение в тексте выделенных курсивом слов.

5. Какими частями речи являются в тексте слова (не) хуже и (не) лу..ше? Докажите правильность своего ответа.

6. Сколько правил написания регулирует написание подчёркнутого слова? Перечислите эти правила.

7. Одинаков ли морфемный состав слов купец и конец? Докажите правильность своего ответа.

8. Одинаковы ли функции запятых в предложении № 3? Перечислите эти функции.












Школьная олимпиада по русскому языку

2010-2011 учебный год

7 класс



Ответы – 34 б.


1. До 5 баллов – по нормам оценки.

2. До 3 б. В зависимости от точности и грамотности формулировки.

3. До 3 б. – 2 раза (1). Пакгаузы, захолустные (2).

4. До 5 б. – Пакгауз – склад для хранения грузов (1). Амфора – большой сосуд (1) с узким горлом и двумя ручками (1). Захолустный – находящийся в глубокой провинции (1), удаленный от культурных центров (1).

5. До 4 б. – Прилагательные. (1). Каково? (1). Относятся к сущ. (1). Роль сказуемого (1).

6. До 7 б. - 6 правил (1). Правописание приставок (1); Соединительные гласные (1); Корни твар//твор (1); Н и НН в суффиксах причастий (1); Н и НН в суффиксах производных существ (1); Правописание падежных окончаний существительных 3 скл. (1).

7. До 4 б. – Нет (1). Куп-ец (1), конец (1). В слове конец суф. –ец этимолог. (1).

8. До 3 б. – Нет (1). 1-2 выделяют причастный оборот (1), 3-7 разделяют однородные члены (1).

Просмотр содержимого документа
«олимпиада -5 класс»

Олимпиада / 5 класс/

3 балла

  1. Сколько гласных букв в русском алфавите?

А-5, Б-6, В-9, Г-10, Д-12.

  1. С утра кот Матроскин собрался убрать дом, приготовить и погладить бельё, а потом сходить в баню. Но, записывая предстоящие дела, он кое-что перепутал. Какое слово Матроскин выбрал неправильно?

А- уборка, Б-готовка, В-стирка, Г-глажка, Д-помойка.

  1. Если к Ниф-Нифу, Нуф-Нуфу и Наф-Нафу приедет в гости хрюша, то у Волка появится возможность съесть сразу четверых:

А-поросёнков, Б-поросят, В- поросёнок, Г- поросяток, Д- поросятков.

4. Какие из слов нужно добавить к слову ПРОЩЕ, чтобы получилось устойчивое словосочетание?

А- парного молока, Б-пареной репы, В-вяленой воблы, Г-солёного огурца,

Д- вареной картошки.

5. Воробей летает, но не мычит. Корова, наоборот, мычит, но не летает. А для какого существа характерны все три действия: рычит, охраняет, кусается?

А-крыса, Б-кошка, В-собака, Г-лев, Д- сторож.

6. Кто бывает круглый: 1)дурак, 2)отличник, 3) друг, 4)трус, 5) сирота?

А- 3 , Б-1,2,3, В- 2,4,5, Г-1,3. Д-1,2,5.

4 балла


1. Какой из этих глаголов заметно отличается по смыслу от остальных?

А-таращить, Б- корчить, В-пялить, Г- выпучивать, Д-щурить.

2. Какая существует разновидность замка?

А- висящий, Б-висячий, В- весящий, Г-веский, Д-свисающий.

3. Как называют по-русски жителя Парижа?

А- парижанин, Б-парижчанин, В-парижец, Г-парижич, Д-пария.

4.Вот отрывок из сочинения Вовочки:

Кондуктор ходил по автобусу и приговаривал: «Граждане, оплачивайте за проезд! Папа сказал: «Что касается до нас, то всё уплочено».

Сколько ошибок в данном отрывке?

А-0, Б-1, В-2 Г- 3, Д-4.

5. На воре и шапка…А- дрожит, Б-горит, В-краденая, Г- дорогая, Д-по Сеньке.


5 баллов

1. В каком из предложений ошибка?

А- Сыщики охотились за вором.

Б- Кошка охотилась на мышь.

В-Коллекционер охотился на редкую книгу.

Г- Лиса охотилась за зайцем.

Д-Древний человек охотился на мамонтов.

2. Что означает устойчивое сочетание ХОТЬ ШАРОМ ПОКАТИ?

А-хочется играть в кегли, Б-пусто, ничего нет, В-ничего не понимаю,

Г-полное изобилие, Д-такого выражения нет.

3.Даны существительные в форме родит. Падежа множественного числа. В каком из них в зависимости от значения можно выделить по-разному окончания?

А- коров, Б- домов, В-столов, Г- голов, Д-подков.

4. Проводник объявил пассажирам: «Поезд прибывает согласно….» Как ему надо закончить фразу?

А-с расписанием, Б- расписания, В- расписанию, Г-расписаний, Д- по расписанию.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Материалы для проведения школьных олимпиад по русскому языку (5-11 классы)

Автор: Чернышева Любовь Васильевна

Дата: 09.08.2015

Номер свидетельства: 224777

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Бланк для учащегося "Школьная олимпиада по русскому языку 4 класс""
    ["seo_title"] => string(75) "blank-dlia-uchashchieghosia-shkol-naia-olimpiada-po-russkomu-iazyku-4-klass"
    ["file_id"] => string(6) "254646"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447782926"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Олимпиада по русскому языку. Школьный этап. 5-9 классы"
    ["seo_title"] => string(45) "olimpiadaporusskomuiazykushkolnyietap59klassy"
    ["file_id"] => string(6) "336918"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1467631370"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "План работы ШМО учителей начальных классов МОБУ СОШ с. Новофёдоровское"
    ["seo_title"] => string(78) "plan_raboty_shmo_uchitieliei_nachal_nykh_klassov_mobu_sosh_s_novofiodorovskoie"
    ["file_id"] => string(6) "393097"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1487401786"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Программа уроков развития по русскому языку. "
    ["seo_title"] => string(46) "proghramma-urokov-razvitiia-po-russkomu-iazyku"
    ["file_id"] => string(6) "110291"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1405849339"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Олимпиады по русскому языку в начальной школе"
    ["seo_title"] => string(49) "olimpiady-po-russkomu-iazyku-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "211588"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1431636166"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства