Ответы к олимпиаде по русскому языку
8 класс (29 б).
Я глядел во все стороны, ожидая увидеть грозные бастионы, башни и вал; но ничего не видал, кроме деревушки, окруженной бревенчатым забором. С одной стороны стояли три или четыре скирда сена, полузанесенные снегом, с другой – скривившаяся мельница с лубочными крыльями, лениво опущенными. «Где же крепость?» - спросил я с удивлением. «Да вот она», - отвечал ямщик, указывая на деревушку, и с этим словом мы в нее въехали. Я велел ехать к коменданту, и через минуту кибитка остановилась перед деревянным домиком, выстроенным на высоком месте, близ деревянной же церкви.
...Я вошел в чистенькую комнатку, убранную по – старинному. В углу стоял шкаф с посудой; на стене висел диплом офицерский за стеклом и в рамке; около него красовались лубочные картинки, представляющие взятие Кистрина и Очакова, также выбор невесты и погребение кота.
1.А.С.Пушкин «Капитанская дочка» - 2 б.
2.До 5 баллов – по нормам оценки.
3. До 3 б. За одно словосочетание – 1 б.
4.[стоял шкаф]; [висел диплом]; [красовались картинки]. – 1 б.
5.До 2 б. За верное определение части речи – 1б, за правильный разбор по составу – 1б.
6.До 2б. Неверен синтаксический разбор В. Неопределенно – личными могут быть только односоставные предложения.
7.До 14 б. За 1 слово – 2 б(1б – за верно вставленные буквы, 1 б – за верное определение слова).
– Программный – это следующий по расписанию.
+ Коммерция – это торговля.
– Комендант – это командир.
+ Колоннада – это ряд высоких столбов.
+ Суффикс – это часть слова, следующая после корня.
+ Комментарий – это пояснение.
+ Тонна – это 1000 килограммов.
Ответы к олимпиаде по русскому языку
9 класс (19 б).
1.В глубоком молчании сидели мы с братом на заборе под тенью густого серебристого тополя и держали в руках удочки, крючки которых были опущены в огромную бадью с загнившей водой.2. Вот уже около недели любимым нашим занятием было – сидеть на заборе, над бадьей, с опущенными в нее крючками из простых медных булавок и ждать, что вот – вот, по особой к нам милости судьбы, в этой бадье и на эти удочки клюнет у нас «настоящая», живая рыба.
3. Правда, уголок двора, где помещалась эта волшебная бадья, и сам по себе, даже и без живой рыбы, представлял много привлекательного и заманчивого.4. Среди садов, огородов, сараев, двориков, домов и флигелей, составлявших совокупность близко известного нам места, этот уголок вырезался как – то так удобно, что никому и ни на что не был нужен; поэтому мы чувствовали себя полными его обладателями, и никто не нарушал здесь нашего одиночества.
5. Брату пришла оригинальная мысль вырезать кривые и узловатые ветки тополя, навязать на них белые нитки, навесить медные крючки и попробовать запустить удочки в таинственную глубину огромной бадьи, стоявшей в углу дворика. 6. Во – первых, мы садились оба, в самых удивительных позах, на верхней перекладине палисадника, углом охватывавшего бадью.7. Во – вторых, над нами качался серебристо – зеленый шатер тополя, переполнявший окружающий воздух зеленоватыми тенями и бродячими солнечными пятнами.8. В – третьих, от бадьи отделялся какой – то особенный запах, свойственный загнившей воде, в которой уже завелась своя особенная жизнь, в виде множества каких – то странных существ, вроде головастиков, только гораздо меньше…
9. В то время как мы сидели по целым часам на заборе, вглядываясь в зеленоватую воду, из глубины бадьи то и дело подымались стайками эти странные существа, напоминавшие собой гибкие медные булавки, головки которых так тихо шевелили поверхность воды, между тем как хвостики извивались под ними, точно крошечные змейки.10. Это был целый особый мирок, под этою зеленою тенью.11. Мы просто сидели на заборе, над бадьей, под колыхавшимся и шептавшим зеленым шатром, среди зеленоватых теней, в атмосфере полусна и полусказки.
1.До 5 б – по нормам оценки.
2.До 2 б. Предложение № 3, синоним – крошечный.
3.Определением – 1 б.
4.До 2 б. Известного, чувствовали. (Слово – 1 б).
5.До 3 б. Во – первых, во – вторых, в – третьих. (Слово – 1б).
6.1 б. Верный ответ - №2.
7.До 2 б. Уже завелась, гораздо меньше. (словосочетание – 1 б).
8. 1 б. Пришла мысль.
9. До 2 б. Предложения 5,7.
ОТВЕТЫ К ОЛИМПИАДЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
11 КЛАСС 51 б (+9б).
Прежде, давно, в лета моей юности, в лета невозвратно мелькнувшего моего детства, мне было весело подъезжать в первый раз к незнакомому месту: все равно, была ли то деревушка, бедный уездный городишко, село ли, слободка, любопытного много открывал в нем детский взгляд. Всякое строение, все, что носило на себе напечатленье какой – нибудь заметной особенности, - все останавливало меня и поражало. Каменный ли казенный дом, известной архитектуры с половиною фальшивых окон, один – одинешенек торчавший среди бревенчатой тесаной кучи мещанских обывательских домиков, круглый ли правильный купол, весь обитый листовым белым железом, вознесенный над выбеленною, как снег, новою церковью, рынок ли, франт ли уездный, попавшийся среди города, - ничто не ускользало от свежего тонкого вниманья, и, высунувши нос из походной телеги своей, я глядел и на невиданный дотоле покрой какого – нибудь сюртука, и на деревянные ящики с гвоздями, с серой, желтевшей вдали, с изюмом и мылом, мелькавшие из дверей овощной лавки вместе с банками высохших московских конфект, глядел и на шедшего в стороне пехотного офицера, занесенного Бог знает из какой губернии на уездную скуку, и на купца, мелькнувшего в сибирке на беговых дрожках, и уносился мысленно за ними в бедную жизнь их.
Теперь равнодушно подъезжаю ко всякой незнакомой деревне и гляжу на ее пошлую наружность; моему охлажденному взору неприютно, мне не смешно, и то, что пробудило бы в прежние годы живое движение в лице, смех, немолчные речи, то скользит теперь мимо, и безучастное молчание хранят мои недвижные уста.
1.До 2 б. Н.В.Гоголь «Мертвые души».
2.До 5 б – по нормам оценки.
3.До 11 б.
Историзмы:
уездный городишко – центральный город уезда;
уездный франт – провинциальный франт, щеголь, модник;
сюртук – мужская одежда;
сибирка – мужская одежда;
беговые дрожки – колесный экипаж.
Архаизмы:
лета – годы;
напечатленье – отпечаток, след;
дотоле – до тех пор;
конфект – конфет;
немолчные – неумолкающие;
уста – губы.
Допустимо посчитать архаизмами слова: (+ 2б).
франт – щеголь, модник;
лавки – магазинчики.
4.До 2 б. Лавка, банки. (слово – 1 б).
5.До 3 б. Выделенные слова синонимами не являются. Деревенька – уменьшительное от слова деревня. Село – это крестьянское селение с церковью, чем оно и отличается от деревни.
6.До 6 б. За каждое правильно найденное слово – 1 б, за правильный разбор по составу – 1 б.
Люб + о + пыт + н + ый, одн+ о + этаж + н + ых, равн + о + душ + н + о.
7.До 4 б. [ ], и [ ].
[ ];[ ],[ ],и[то, (что), то ],и[ ].
8.До 2 б. За выражение 1 б, за предложение с ним – 1 б.
Игра не стоит свеч – неоправданные усилия.
9.До 2 б. «Лишнее» слово – китайка, т.к. оно однозначное и не может обозначать и одушевленное лицо, и неодушевленный предмет.
10.До 14 б. За правильное определение – 1 б, за правильно вставленные буквы – 1 б.(+ 1 б за каждое лишнее слово с правильно вставленными буквами).
1) Болезненный, тяжелый сон называют летаргическим.
2) В освоении космоса у России есть неоспоримый приоритет.
3) Волокиту и дамского угодника в честь героя романа Ричардсона называют ловеласом.
4) Восстановление прав и честного имени, а иногда лечение после тяжелой болезни называют реабилитацией.
5) Каждый из нас, склонных к роскоши и праздности, в душе немного сибарит.
6) Если вам не могут дать требуемое, то, скорее всего, предложат эквивалент.
7) Исключительное право человека или организации – это прерогатива.
Девальвация, сибарит, деградация, реабилитация, летаргический, приоритет, ловелас, прерогатива, меланхолия, панегирик, перламутр, филантроп, эквивалент, эмансипация.
ОТВЕТЫ К ОЛИМПИАДЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
10 КЛАСС (39 б).
По стенам навешано было весьма тесно и бестолково несколько картин: длинный пожелтевший гравюр какого – то сражения, с огромными барабанами, кричащими солдатами в треугольных шляпах и тонущими конями, без стекла, вставленный в раму красного дерева с тоненькими бронзовыми полосками и бронзовыми же кружками по углам. В ряд с ними занимала полстены огромная почерневшая картина, писанная масляными красками, изображавшая цветы, фрукты, разрезанный арбуз, кабанью морду и висевшую головою вниз утку. С середины потолка висела люстра в холстинном мешке, от пыли сделавшаяся похожею на шелковый кокон, в котором сидит червяк. В углу комнаты была навалена на полу куча того, что погрубее и что недостойно лежать на столах. Что именно находилось в куче, решить было трудно, ибо пыли на ней было в таком изобилии, что руки всякого касавшегося становились похожими на перчатки; заметнее прочего высовывался оттуда отломленный кусок деревянной лопаты и старая подошва сапога. Никак нельзя было сказать, чтобы в комнате сей обитало живое существо, если бы не возвещал его пребыванье старый, поношенный колпак, лежавший на столе. Пока он рассматривал все странное убранство, отворилась боковая дверь и взошла та же самая ключница, которую встретил он на дворе. Но тут увидел он, что это был скорее ключник, чем ключница: ключница по крайней мере не бреет бороды, а этот, напротив того, брил, и казалось, довольно редко, потому что весь подбородок с нижней частью щеки походил у него на скребницу из железной проволоки, какою чистят на конюшне лошадей.
1.До 2 б. Н.В.Гоголь «Мертвые души»,
2.До 5 б – по нормам оценки.
3. До 3 б.(1 б за слово).
Длинный пожелтевший гравюр – в современном языке гравюра женского рода;
Сей – этой;
Взошла – то есть вошла.
4.До 6 б. Наперсток ← перст → перстчатый → перчатка; шить → подшить → подошва; облако ← обволакивать ← волок + у → проволакивать → проволока.
5. До 2 б.
Что именно находилось в куче, решить было трудно, ибо пыли на ней было в таком изобилии, что руки всякого касавшегося становились похожими на перчатки; заметнее прочего высовывался оттуда кусок деревянной лопаты и старая подошва сапога.
6.До 2 б. «Лишнее» слово – сеятель, так как оно является однозначным и не может обозначать и одушевленное лицо, и неодушевленный предмет.
7. До 5 б. Арабский, армянский, греческий, грузинский, иврит. (за 1 язык – 1 б). Могут быть названы еще китайский и японский языки(+2б).
8.До 14 б.За правильное определение – 1 б, за правильно вставленные буквы – 1 б.(+ 1 б за каждое слово с правильно вставленными буквами).
1) Порочить кого – нибудь, выставлять в неблаговидном свете – значит компрометировать.
2) О литературном, музыкальном и ином творческом воровстве говорят плагиат.
3) Самый важный, существенный вопрос называют кардинальным.
4) Того, кто из любви к людям занимается благотворительностью, мы зовем филантропом.
5) Тому, кого мы очень хотим похвалить, мы поем дифирамбы.
6) О постепенном, но неуклонном ухудшении, разрушении говорят деградация.
7) Понижение официального курса бумажных денег по отношению к валюте называют девальвация.
Дифирамбы, компромат, перламутр, плагиат, кардинальный, меланхолия, филантроп, девальвация, деградация, чехарда, приоритет, летаргический, реабилитация, эквивалент.