5. 2 балла за определение частей речи+ 2 балла за объяснение. Всего 4 балла
6. по 1 баллу за каждое предложение, всего 3 балла
7. по 1 баллу за каждое слово всего 8 баллов
8. 8 баллов
9.3) порыв вырвался; 6) из-за вершин; 7) вырвался и закружил; 3 балла + по 1 баллу за объяснение каждого случая. Всего 6 баллов
10. по 1 баллу за предложение + до 2 баллов за объяснение
Общее количество баллов:61балл
Олимпиада по русскому языку
Школьный этап
7 КЛАСС
1. У некоторых русских слов есть соответствия в старославянском языке, как правило, относящиеся к высокому книжному стилю. Например: берег – брег, борозда – бразда и т.п. Корни в таких парах отличаются так называемым полногласными или неполногласными сочетаниями (-оро- и -ра-; -оло- и -ла-; -ере- и -ре-).
Запишите слова современного русского языка, имеющие старославянские корни с неполногласными сочетаниями.
Берег – брег, …
Золото – злато, …, …
Холод – хлад, …, …
Борода – …
Ворота – врата, …
Голос – глас, …,
2.Выполните морфемный разбор всех слов. У подчеркнутых слов выполните словообразовательный разбор:
4.Свадьба, женитьба, косьба, молотьба – какое слово «лишнее» и почему?
5. Составьте 2 предложения с союзом или так, чтобы в одном предложении перед союзом стояла запятая, во втором – нет. Объясните пунктуацию в придуманных вами предложениях.
6. 6.1. Определите разряды местоимений. 1) Весь день лил дождь. 2) Сколько времени? 3) Не знаю, сколько времени. 4) Я давно не видел её. 5) Каждый знает, что нужно уважать не только себя, но и других людей. 6) Самому стало совестно. 7) Это был самый прекрасный день в её жизни.
6.2. Местоимения каких разрядов вам не встретились? Приведите по одному примеру на каждый разряд.
7. Исправьте в предложениях речевые и грамматические ошибки.
1)Низкий поклон перед теми, кто воевал.
2)Более худшего примера не привести.
3)Благодаряпожару, вспыхнувшему от костра, сгорел большой участок леса.
4)Все были счастливы и весёлые.
5)Петя сказал, что я не согласен с твоим мнением.
8. Напишите небольшую творческую работу (10 предложений) на тему «Русский язык в Интернете».
Холод – хлад, прохлада, прохладный, охладить и т.д.
Борода – брадобрей
Ворота – врата, вратарь
Голос – глас, гласный, оглашать и т.д
По1 баллу за каждое слово (6 баллов и болеее)
2. Веш-а-лк-а, бес-конеч-н-ый (от конец при помощи приставки и суффикса), ден-ёч-ек-□ (от денёк при помощи суфф. –ек- ), при-мор-ск-ий, шахмат-ист-к-а (от шахматист при помощи суфф. –к-): по 1 баллу за правильный морфемный разбор и по 1 баллу за словообразовательный (всего 8 баллов).
3. угасший. [угашшый] 3 балла
4. Лишнее слово свадьба, т.к. в нём не происходит озвончения, как в остальных словах. 1 балл за слово. 1 балл за объяснение. Всего 2 балла
5. Сложное, состоит из 2-х простых предложений. Простое с однородными членами. По 1 баллу за предложение. 1 балл за объяснение . всего 4 балла
6. 6.1. Определите разряды местоимений.
1) Весь (определительное) день лил дождь. 2) Сколько (вопросит.) времени? 3) Не знаю, сколько (относительное) времени. 4) Я (личное) давно не видел её (личное). 5) Каждый (определительное) знает, что нужно уважать не только себя (возвратное), но и других (определительное) людей. 6) Самому (определительное) стало совестно. 7) Это (указат.) был самый прекрасный день в её (притяжат.) жизни.
По 1 баллу за каждое слово .Всего 7 баллов
6.2. по 1 баллу за разряд
7. по 1 баллу за пример. Всего 5 баллов
8. Напишите небольшую творческую работу (10 предложений) на тему «Русский язык в Паутине». ( до 10 баллов)
Общее количество баллов - 50
Олимпиада по русскому языку
Школьный этап
8 КЛАСС
1. .Определите, допущены ли орфографические ошибки в данных парах слов. Объясните значение этих слов:
а)здравица – здравница;
б)равный – ровный;
в)везти – вести;
г)помощь – помочь. .
2. В каких из перечисленных слов пишутся двойные согласные?
3. Какое слово «лишнее» в следующем ряду? Аргументируйте свой ответ.
Песенник , подъёмник, спутник, телятник, ударник
4. Найдите словосочетания, в которых прилагательные темный и светлыйупотребляются как антонимы. Отдельно выпишите сочетания, не входящие в пары, дайте пояснения.
6. Определите, какой частью речи является в предложениях слово тепло и его формы?
1.Наконец-то наступило тепло
2.Помещение тепло и просторно.
3.Его встретили очень тепло.
4.Мне уже тепло.
5. Сегодня на улице теплее.
6.Его руки теплее, чем мои.
7 .Найдите и исправьте речевые и грамматические ошибки в следующих предложениях.
Из каждой поездки мы привозим бабушке памятные сувениры.
Цены на фрукты постоянно растут вверх.
На ней была одета шляпа немыслимой расцветки.
Четверых девочек из класса попросили помочь в подготовке угощения для ветеранов.
Благодаря сильным морозам погибли кусты роз.
Входя в кабинет географии, в глаза бросается огромная карта России.
.
8. Докажите, что в данном предложении можно употреблять любую из частиц, стоящих в скобках. Как при этом изменяется смысл предложения? Когда к ней (не, ни) придёшь, она недовольна.
9. От слов каких частей речи образовались следующие формулы речевого этикета:
здравствуйте, прощайте, пожалуйста, до свидания, спасибо.
10. Прочитайте предложенный текст и выполните приведенные ниже задания.
Обижаться следует только тогда, когда хотят вас обидеть. Если не хотят, а повод для обиды – случайность, то зачем же обижаться? Не сердясь, выяснить недоразумение – и все. Ну, а если хотят обидеть? Прежде чем ответить на обиду обидой, стоит подумать: следует ли опускаться до обиды? Ведь обида обычно лежит где-то низко и до нее следует наклониться, чтобы ее поднять.
Если решили все же обидеться, то прежде произведите некое математическое действие – вычитание, деление и пр. Допустим, вас оскорбили за то, в чем вы только отчасти виноваты. Вычитайте из вашего чувства обиды все, что к вам не относится. Допустим, что вас обидели из побуждений благородных, – произведите деление вашего чувства на побуждения благородные, вызвавшие оскорбительное замечание, и т.д. Произведя в уме некую нужную математическую операцию, вы сможете ответить на обиду с большим достоинством, которое будет тем благороднее, чем меньше значения вы придаете обиде. До известных пределов, конечно.
В общем-то, излишняя обидчивость – признак недостатка ума или какой-то закомплексованности. Будьте умны.
(Д.С. Лихачев)
Задания
1.Определите, в рамках какого стиля создан текст. Аргументируйте свой ответ.
2.Укажите ведущий тип речи в этом тексте. Аргументируйте ответ.
3. Придумайте заглавие к предложенному тексту.
4. Напишите сочинение-рассуждение (объемом 100-130 слов) на тему «Обида обычно лежит где-то низко» (Д.С.Лихачев), в котором должно быть представлено ваше понимание смысла вынесенной в заглавие цитаты.
Ключи к вопросам и заданиям 8 класс
1. Орфографических ошибок нет. Слова различаются по значению.
а)Здравица – заздравный текст. Здравница – общее название санаториев, домов отдыха.
в)Равный – одинаковый, совершенно сходный. Ровный – гладкий, прямой, не имеющий возвышений, утолщений, изгибов.
г) Везти – перемещать, доставлять куда-нибудь на себе. Вести – помогать идти, сопровождать. (Словарь русского языка.С. И. Ожегов, 1994 г.).
Оценивание. За правильное указание на отсутствие орфографических ошибок – 1 балл. За верную формулировку лексического значения каждого слова – по 0,5 балла.
Максимум 5 баллов.
2. Артиллерия, интеллект, дрожжи.
По 0,5 балла за каждый правильный ответ
3. Лишнее слово подъемник, так как оно является однозначным и не может обозначать и одушевленное лицо, и неодушевленный предмет.. 1 Балл +1 балл за объяснение
4. 1). Темные глаза (‘по цвету близкие черному, не светлые’) – светлые волосы (‘не темного цвета’).
2). Темная полоса жизни (‘тяжелая, мрачная, безрадостная’) – светлое будущее (‘радостное, ничем не омраченное, счастливое’).
6 . 1- сущ., 2 – краткое прилагательное, 3 – наречие, 4 – категория состояния, 5 – наречие в сравнительной степени, 6 – прилагательное в сравнительной степени.
По 0,5 балла за каждый пример. Макс. 3 балла.
8. по 0,5 балла за исправление + 0,5 за объяснение
10. Когда к ней не придёшь, она недовольна (девочка недовольна только тогда, когда к ней не приходят). Когда к ней ни придёшь, она недовольна (девочка всегда недовольна): по 1 баллу за каждое предложение и объяснение (всего 2 балла).
11. Здравствуйте – от глагола здравствовать,
прощайте – от глагола прощать;
пожалуйста – на базе словосочетания пожалуй, старая, в которое входил глагол пожаловать и субстантивированное прилагательное старая;
до свидания – на базе предлога до и существительного свидание;
спасибо – на базе словосочетания спаси бог, в которое входил глагол спасти и существительное бог.
Оценивание. За каждый правильный ответ -0,5 балла. Максимум 2,5 балла
Часть П
1.Публицистический стиль. Аргументация должна быть связана с указанием: 1) на его функцию – текст создан с целью воздействия на читателя и приобщения его к позиции автора; 2) на ведущие стилистические особенности языка (оценочная лексика, отвлеченная лексика, прямое обращение к адресату – вы, простота синтаксического строя, вопросно-ответная организация речи). Оценивание. Правильно определен стиль – 1 балл; каждый аргумент – по 1 баллу.
2.Тип речи – рассуждение. Его цель – развить и доказать тезис о неконструктивности обиды как помехи для правильного поведения человека.
Яркие приметы рассуждения – отвлеченная лексика, «личное» наблюдение автора (допустим, конечно, вобщем-то); использование форм настоящего вневременного. Имеется обобщенно-характеризующее положение (Излишняя обидчивость – признак недостатка ума) и его детализация, развитие.Оценивание. Правильно определен тип речи – 1 балл; каждый аргумент – по 1 баллу.
3.Заглавие – важный идейно-тематический и структурно-композиционный компонент текста. Поэтому менее удачными будут заголовки, в которых нет «намека» на идею (например, «Обида», «Обидчивость»); более удачными - заголовки, в которых «сквозит» идея:Когда можно обижаться, Обижаться следует далеко не всегда, Как ответить на обиду с достоинством и т.п.Оценивание. Заглавие приведено – 1 балл, приведено удачное заглавие – 2 балла.
Сочинение конкурсанта должна представлять собой связный, целостный и завершенный текст, определенного жанра (эссе, заметка и др.) (100-130 слов). В нем должно быть представлено понимание учеником позиции академика Д.С.Лихачева, сформулированной в заглавии сочинения (и в данном для анализа тексте).
Оценивание:при соблюдении вышеуказанных требований ─ до 10 баллов;
Задания для школьного этапа олимпиады школьников по русскому языку
9 КЛАСС
1. Дайте развёрнутый ответ на вопрос: что в приведённых строках из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» звучит архаично и не соответствует современным грамматическим нормам?:
Мои богини! Что вы? Где вы?
Внемлите мой печальный глас:
Всё те же ль вы? Другие ль девы,
Сменив, не заменили вас?
2. Энергетики ликвидируют последствия грозы.
Это строчка из ленты сообщений на одном из сайтов Интернета.
Объясните, опираясь на морфологический разбор глагола, почему фраза звучит двусмысленно. Дайте 2 варианта морфологического разбора.
Приведите примеры подобных глаголов.
3. «Внутренняя форма русского термина окончание не вполне соответствует действительности: окончание не всегда находится в конце слова». Примерами каких слов можно проиллюстрировать эту мысль. Перечислите все возможные группы.
4. Что необычно в выражениивыйти в Интернет?
5. Какие из приведённых слов этимологически родственны: проволока, волкодав, невольно, облако, волнушка, наволочка. Аргументируйте свой ответ.
6. Изменится ли синтаксический состав предложения «Лунная ночь» при изменении порядка слов? Поясните свой ответ.
7. К какой части речи относится слово караул?
8. Какой согласный звук чаще всего повторяется в этом отрывке? С какой целью автор его употребляет? Как называется подобный приём?
Русалка плыла по реке голубой,
Озаряема полной луной;
И старалась она доплеснуть до луны
Серебристую пену волны.
(М.Ю. Лермонтов)
9. Какие переходы из одного разряда прилагательного в другой вам известны? Свой ответ проиллюстрируйте примерами.
10.Мрак, тьма, мгла, сумрак.
Озеро, болото, река, пруд, лужа, капля, море, океан.
Какие из этих слов могут употребляться переносно в количественном значении? Приведите примеры.
11. Догадайтесь, какие фразеологизмы и поговорки используют русские в ситуациях, когда англичане говорят:
1) «Птицы одинакового оперенья держатся вместе»;
2) «Когда море вернёт всех погибших в нём»;
3) «У него ещё за ушами не просохло»;
4) «Для каждой собаки наступит её день»;
5) «Не стоит пороха и дроби»;
6) «Чёрная овца в семье».
12. Закончите рассуждение, подтвердив его примерами.
«Русский язык по абсолютному числу владеющих им занимает 5 место в мире (после китайского, хинди и урду вместе, английского и испанского языков), однако этот признак не является главным при определении «мирового языка». Для «мирового языка» существенно не само число владеющих им, но …».
ключи
9 КЛАСС
1. в «Внемлите мой печальный глас» - по современным нормам глагол «внимать» употребляется либо без дополнения, либо с дополнением в Д. п.: прямое дополнение при нём грамматически неверно (3 балла). Устаревшим допустимо считать неполногласное слово «глас», в современном языке – «голос» (1б)
2. ликвидируют- будущее время сов. вид 1 балл
ликвидируют -наст. время несов. вид 1 балл
3. сложные количественные числительные, неопределённые местоимения и др.
1 балл за часть речи + по 0,5 балла за пример
4. войти + в …; выйти + из …1 балл
5. Этимологически родственными являются слова наволочка, проволока и облака (1 балл); все они происходят от глагола «волоку» (1 балл). Облако – то, что обволакивает (0,5 балла); проволока – металлическая нить, созданная путём проволакивания, протягивания металла (0,5 балла); наволочку наволакивают на подушку (0,5 балла); волкодав – от слов волк и давить (0,5 балла); невольно – от воля (0,5 балла); волнушка – от волна (0,5 балла). Всего 5 баллов.
6. Изменится . Лунная ночь (предложение односоставное, назывное; лунная – согласованное определение, ночь – подлежащее). Ночь лунная (предложение двусоставное; ночь – подлежащее; лунная – именная часть СИС). По 1 баллу за каждое доказательство
7. . сущ., междометие 1 балл
8. звук Л для передачи плеска волн.1 балл . Аллитерация 1 балл
9. Относительные и притяжательные в значении качественного прил.; притяжательное и качественное в знач. относительного.
10. Море слёз, капля терпения и т.п. по 1 балл за объяснение
11. 1) «Одного поля ягоды, два сапога пара»;
2) «Когда рак на горе свистнет»;
3) «Молоко на губах не обсохло»;
4) «Будет и на нашей улице праздник»;
5) «Овчинка выделки не стоит, яйца выеденного не стоит»;
6) «В семье не без урода, паршивая овца всё стадо портит». По 1 баллу за каждый пример
12. Ответ может быть оценён от 1 до 10 баллов (по 2 балла за каждое положение)