kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа уроков развития по русскому языку.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа уроков развития по русскому языку для 2–4-х классов по теме "Занимательная грамматика"

Пояснительная записка

Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит программа уроков развития “Занимательная грамматика”, являющиеся закономерным продолжением урока, его дополнением.

         Цель уроков: на занимательном грамматическом материале расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.

Цель программы достигается в результате решения ряда взаимосвязанных между собой задач:

  • способствовать развитию интереса к русскому языку как к учебному предмету;
  • пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
  • совершенствование общего языкового развития учащихся;
  • способствовать формированию и развитию у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления;
  • способствовать развитию смекалки и сообразительности.
  • приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе.

Уроки развития позволяют наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся.

На занятиях используются разнообразные виды работ: игры и игровые элементы, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, считалки, рифмовки, ребусы, кроссворды, головоломки, сказки.

Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.

В каждом занятии прослеживаются три части:

  • игровая;
  • теоретическая;
  • практическая.

Программа рассчитана на 3 года. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 45 минут.

Курс изучения “Занимательной грамматики” рассчитан для учащихся 2–4-х классов.

Этапы реализации программы уроков развития:

  • подготовительный;
  • непосредственно реализация (план прилагается);
  • оценка эффективности;
  • коррекция в соответствии с анализом эффективности;
  • дальнейшее использование в школе.

Анализ эффективности программы уроков развития:

  • диагностический метод (анкетирование детей в начале и в конце);
  • анализ занятий проведенных по плану;
  • разработка рекомендаций.

План реализации

программы уроков развития “Занимательная грамматика”

3 класс (34 часа)

Тема занятия, виды работ

 1 Хорошо ли ты знаешь грамматику? Анкетирование.

 2 Удивительные звуки. Игры “Невидимки звуки”, “Читай наоборот”. Тест на развитие слухового внимания.

 3 Звонкие и глухие “двойняшки”. Сказка  “Про ошибку”. Игра “Найди пару”.

 4 Викторина “Интересные буквы и звуки”. Игра “Где прячется ошибка?”

 5 Научись правильно определять смысл слов. Незаменимые советчики. Работа с толковым словарем.

 6 Слово или не слово? Игры “Угадай слово”, “Собери слово”

 7 Беседа о богатстве русского языка. Почему мы так говорим? Игра “Пословица, я тебя знаю”

 8 Олимпиада по русскому языку. Школьный тур.

 9 Волшебный клубок орфограмм . “Грамматическое домино”.

 10 Волшебный клубок орфограмм . Игра “Собери слово”.  

 11 Волшебный клубок орфограмм . ”В стране “Двойняшек”

 12 Слово одно, а значений несколько.

 13 Решение орфографических задач. Как мы дружны с грамматикой.

 14 Слова – близнецы (омонимы). Игра “Умеешь ли ты различать многозначные слова и омонимы?”

 15 Слова – друзья (синонимы). Игры “Знаешь ли ты синонимы?”. “Скажи одно и то же по-разному”

 16 Антонимы. Зачем они?

 17 Составление кроссвордов.

 18 Слова – родственники.

 19 Легкие головоломки. Технология составление головоломок.

 20 Научись правильно писать трудные слова.

 21 Слова – части речи. Игра “Я знаю части речи”

 22 Играем в загадки. Технология составления загадок.

 23 Слова – пришельцы. Игра “Почему их так называют”. О наших именах.

 24 Работа с крылатыми выражениями. Составление крылатых выражений из отдельных слов.

 25 Интеллектуальный марафон.

 26 Фразеологизмы. По страницам русской истории.

 27 Устаревшие слова. Историзмы и архаизмы.

 28 Новые слова. Игра “Какое слово моложе”. Новые имена и названия

 29 Учимся делать логические выводы.

 30 Что? Когда? Зачем? Откуда? Почему? И как?

 31 Ребусы. Занимательные головоломки.

32 Анаграммы. Шарады.

 33 Итоговое занятие. Сколько языков на Земле? Русский язык неисчерпаем, как сама жизнь.

34 Анкетирование.

Список литературы

        1.    http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,2167/Itemid,6/

2.     Арсирий А. Т., Дмитриева Г. М. Материалы по занимательной грамматике русского языка. – М.: Учпедгиз, 1963 г.

3.     Бетенькова Н.М. Грамматика в рифмовках: Стихотворные упражнения для развития у детей первоначальных навыков чтения и грамотного письма. – М.: Новая школа, 1996 г.

4.     Бетенькова Н.М. Орфография в рифмовках: Стихотворные упражнения для развития у детей первоначальных навыков чтения и грамотного письма. – М.: Новая школа, 1996 г.

5.     Бетенькова Н.М. Орфография, грамматика – в рифмовках занимательных: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1994 г.

6.     Бетенькова Н.М., Фонин Д.С. Конкурс грамотеев. Дидактические игры и занимательные упражнения по русскому языку для учащихся начальной школы. – М.: Просвещение, 1995 г.

7.     Волина В. В. Веселая грамматика. – М.: Знание, 1995 г.

8.     Волина В. В. Занимательное азбуковедение. – М.: Просвещение, 1991 г.

9.     Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. – М.: АСТ, 1996 г.

10.   Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. – Екатеринбург: АРГО, 1996г.

11.    Голуб И.Б. Культура речи для дошкольников: Профессор Алфавит в городе Веселинске. – М.: Владос, 1999 г

12.    Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. – М.: Просвещение, 1991 г.

13     Моршнева Л.Г. Занимательные упражнения по русскому языку. – Саратов: Лицей, 2004 г

14.   Рик Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! – М.: Самовар, 1994 г.

15.   Рик Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! – М.: Самовар, 1995 г.

16.   Рик Т. Г. Здравствуйте, Имя Существительное! – М.: Самовар, 1994 г.

17.   Рик Т.Г. Русский язык: Как живёшь, наречие? – М.: Астрель, АСТ, 2000 г.

18.   Синицын В.А. Я начну, а ты продолжи... Занимательное пособие по русскому языку для учителя начальных классов. – Чебоксары: КЛИО, 1997 г.

19.    Соболева О.Л., Агафонов В.В. Русский язык: Весёлые правила. – М.: АСТ-Пресс, 1995 г.

20.    Сухин И.Г. 200 школьных кроссвордов: 1-2 классы. – М.: Сфера, 2002 г.

21.    Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. И учёба, и игра: русский язык. – Ярославль: Академия развития, 1997 г.

22.    Тоцкий П. С. Орфография без правил. Начальная школа. – М.: Просвещение, 1991 г.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа уроков развития по русскому языку. »

Программа уроков развития по русскому языку для 2–4-х классов по теме "Занимательная грамматика"

Пояснительная записка

Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит программа уроков развития “Занимательная грамматика”, являющиеся закономерным продолжением урока, его дополнением.

Цель уроков: на занимательном грамматическом материале расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.

Цель программы достигается в результате решения ряда взаимосвязанных между собой задач:

  • способствовать развитию интереса к русскому языку как к учебному предмету;

  • пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;

  • совершенствование общего языкового развития учащихся;

  • способствовать формированию и развитию у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления;

  • способствовать развитию смекалки и сообразительности.

  • приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе.

Уроки развития позволяют наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся.

На занятиях используются разнообразные виды работ: игры и игровые элементы, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, считалки, рифмовки, ребусы, кроссворды, головоломки, сказки.

Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.

В каждом занятии прослеживаются три части:

  • игровая;

  • теоретическая;

  • практическая.

Программа рассчитана на 3 года. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 45 минут.

Курс изучения “Занимательной грамматики” рассчитан для учащихся 2–4-х классов.

Этапы реализации программы уроков развития:

  • подготовительный;

  • непосредственно реализация (план прилагается);

  • оценка эффективности;

  • коррекция в соответствии с анализом эффективности;

  • дальнейшее использование в школе.

Анализ эффективности программы уроков развития:

  • диагностический метод (анкетирование детей в начале и в конце);

  • анализ занятий проведенных по плану;

  • разработка рекомендаций.























План реализации

программы уроков развития “Занимательная грамматика”

3 класс (34 часа)

Тема занятия, виды работ

 1

Хорошо ли ты знаешь грамматику? Анкетирование.

 2

Удивительные звуки. Игры “Невидимки звуки”, “Читай наоборот”. Тест на развитие слухового внимания.

 3

Звонкие и глухие “двойняшки”. Сказка “Про ошибку”. Игра “Найди пару”.

 4

Викторина “Интересные буквы и звуки”. Игра “Где прячется ошибка?”

 5

Научись правильно определять смысл слов. Незаменимые советчики. Работа с толковым словарем.

 6

Слово или не слово? Игры “Угадай слово”, “Собери слово”

 7

Беседа о богатстве русского языка. Почему мы так говорим? Игра “Пословица, я тебя знаю”

 8

Олимпиада по русскому языку. Школьный тур.

 9

Волшебный клубок орфограмм . “Грамматическое домино”.

 10

Волшебный клубок орфограмм . Игра “Собери слово”.

 11

Волшебный клубок орфограмм . ”В стране “Двойняшек”

 12

Слово одно, а значений несколько.

 13

Решение орфографических задач. Как мы дружны с грамматикой.

 14

Слова – близнецы (омонимы). Игра “Умеешь ли ты различать многозначные слова и омонимы?”

 15

Слова – друзья (синонимы). Игры “Знаешь ли ты синонимы?”. “Скажи одно и то же по-разному”

 16

Антонимы. Зачем они?

 17

Составление кроссвордов.

 18

Слова – родственники.

 19

Легкие головоломки. Технология составление головоломок.

 20

Научись правильно писать трудные слова.

 21

Слова – части речи. Игра “Я знаю части речи”

 22

Играем в загадки. Технология составления загадок.

 23

Слова – пришельцы. Игра “Почему их так называют”. О наших именах.

 24

Работа с крылатыми выражениями. Составление крылатых выражений из отдельных слов.

 25

Интеллектуальный марафон.

 26

Фразеологизмы. По страницам русской истории.

 27

Устаревшие слова. Историзмы и архаизмы.

 28

Новые слова. Игра “Какое слово моложе”. Новые имена и названия

 29

Учимся делать логические выводы.

 30

Что? Когда? Зачем? Откуда? Почему? И как?

 31

Ребусы. Занимательные головоломки.

32

Анаграммы. Шарады.

 33

Итоговое занятие. Сколько языков на Земле? Русский язык неисчерпаем, как сама жизнь.

34

Анкетирование.













Список литературы

  1. http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,2167/Itemid,6/

  2. Арсирий А. Т., Дмитриева Г. М. Материалы по занимательной грамматике русского языка. – М.: Учпедгиз, 1963 г.

  3. Бетенькова Н.М. Грамматика в рифмовках: Стихотворные упражнения для развития у детей первоначальных навыков чтения и грамотного письма. – М.: Новая школа, 1996 г.

  4. Бетенькова Н.М. Орфография в рифмовках: Стихотворные упражнения для развития у детей первоначальных навыков чтения и грамотного письма. – М.: Новая школа, 1996 г.

  5. Бетенькова Н.М. Орфография, грамматика – в рифмовках занимательных: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1994 г.

  6. Бетенькова Н.М., Фонин Д.С. Конкурс грамотеев. Дидактические игры и занимательные упражнения по русскому языку для учащихся начальной школы. – М.: Просвещение, 1995 г.

  7. Волина В. В. Веселая грамматика. – М.: Знание, 1995 г.

  8. Волина В. В. Занимательное азбуковедение. – М.: Просвещение, 1991 г.

  9. Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. – М.: АСТ, 1996 г.

  10. Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. – Екатеринбург: АРГО, 1996г.

  11. Голуб И.Б. Культура речи для дошкольников: Профессор Алфавит в городе Веселинске. – М.: Владос, 1999 г.

  12. Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. – М.: Просвещение, 1991 г.

  13. Моршнева Л.Г. Занимательные упражнения по русскому языку. – Саратов: Лицей, 2004 г

  14. Рик Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! – М.: Самовар, 1994 г.

  15. Рик Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! – М.: Самовар, 1995 г.

  16. Рик Т. Г. Здравствуйте, Имя Существительное! – М.: Самовар, 1994 г.

  17. Рик Т.Г. Русский язык: Как живёшь, наречие? – М.: Астрель, АСТ, 2000 г.

  18. Синицын В.А. Я начну, а ты продолжи... Занимательное пособие по русскому языку для учителя начальных классов. – Чебоксары: КЛИО, 1997 г.

  19. Соболева О.Л., Агафонов В.В. Русский язык: Весёлые правила. – М.: АСТ-Пресс, 1995 г.

  20. Сухин И.Г. 200 школьных кроссвордов: 1-2 классы. – М.: Сфера, 2002 г.

  21. Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. И учёба, и игра: русский язык. – Ярославль: Академия развития, 1997 г.

  22. Тоцкий П. С. Орфография без правил. Начальная школа. – М.: Просвещение, 1991 г.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Программа уроков развития по русскому языку.

Автор: Иванова Лариса Робиковна

Дата: 20.07.2014

Номер свидетельства: 110291

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Методический материал.Рабочая программа учебного курса "Русский язык.9 класс" "
    ["seo_title"] => string(86) "mietodichieskii-matierial-rabochaia-proghramma-uchiebnogho-kursa-russkii-iazyk-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "118678"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1413213191"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(239) "Формирование у учащихся мировоззрения человека мира, активной гражданской позиции на уроках родного русского языка и литературы "
    ["seo_title"] => string(146) "formirovaniie-u-uchashchikhsia-mirovozzrieniia-chielovieka-mira-aktivnoi-ghrazhdanskoi-pozitsii-na-urokakh-rodnogho-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "177814"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424710306"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Программа по предмету Русский язык. УМК Перспектива. Соответствует ФГОС "
    ["seo_title"] => string(77) "proghramma-po-priedmietu-russkii-iazyk-umk-pierspiektiva-sootvietstvuiet-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "232381"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1442833556"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(247) "Рабочая  программа элективногокурса по русскому языку  «Функция знаков препинания и тенденция их употребления  в современной печати» "
    ["seo_title"] => string(149) "rabochaia-proghramma-eliektivnoghokursa-po-russkomu-iazyku-funktsiia-znakov-priepinaniia-i-tiendientsiia-ikh-upotrieblieniia-v-sovriemiennoi-piechati"
    ["file_id"] => string(6) "104443"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1402700775"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(265) "Дополнительная общеобразовательная программа -   дополнительная  общеразвивающая программа  объединения "Занимательный русский язык", конспект"
    ["seo_title"] => string(159) "dopolnitiel-naia-obshchieobrazovatiel-naia-proghramma-dopolnitiel-naia-obshchierazvivaiushchaia-proghramma-obiedinieniia-zanimatiel-nyi-russkii-iazyk-konspiekt"
    ["file_id"] => string(6) "275040"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452510223"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства