Программа уроков развития по русскому языку для 2–4-х классов по теме "Занимательная грамматика"
Пояснительная записка
Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит программа уроков развития “Занимательная грамматика”, являющиеся закономерным продолжением урока, его дополнением.
Цель уроков: на занимательном грамматическом материале расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.
Цель программы достигается в результате решения ряда взаимосвязанных между собой задач:
- способствовать развитию интереса к русскому языку как к учебному предмету;
- пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
- совершенствование общего языкового развития учащихся;
- способствовать формированию и развитию у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления;
- способствовать развитию смекалки и сообразительности.
- приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе.
Уроки развития позволяют наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся.
На занятиях используются разнообразные виды работ: игры и игровые элементы, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, считалки, рифмовки, ребусы, кроссворды, головоломки, сказки.
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
В каждом занятии прослеживаются три части:
- игровая;
- теоретическая;
- практическая.
Программа рассчитана на 3 года. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 45 минут.
Курс изучения “Занимательной грамматики” рассчитан для учащихся 2–4-х классов.
Этапы реализации программы уроков развития:
- подготовительный;
- непосредственно реализация (план прилагается);
- оценка эффективности;
- коррекция в соответствии с анализом эффективности;
- дальнейшее использование в школе.
Анализ эффективности программы уроков развития:
- диагностический метод (анкетирование детей в начале и в конце);
- анализ занятий проведенных по плану;
- разработка рекомендаций.
План реализации
программы уроков развития “Занимательная грамматика”
3 класс (34 часа)
Тема занятия, виды работ
1 Хорошо ли ты знаешь грамматику? Анкетирование.
2 Удивительные звуки. Игры “Невидимки звуки”, “Читай наоборот”. Тест на развитие слухового внимания.
3 Звонкие и глухие “двойняшки”. Сказка “Про ошибку”. Игра “Найди пару”.
4 Викторина “Интересные буквы и звуки”. Игра “Где прячется ошибка?”
5 Научись правильно определять смысл слов. Незаменимые советчики. Работа с толковым словарем.
6 Слово или не слово? Игры “Угадай слово”, “Собери слово”
7 Беседа о богатстве русского языка. Почему мы так говорим? Игра “Пословица, я тебя знаю”
8 Олимпиада по русскому языку. Школьный тур.
9 Волшебный клубок орфограмм . “Грамматическое домино”.
10 Волшебный клубок орфограмм . Игра “Собери слово”.
11 Волшебный клубок орфограмм . ”В стране “Двойняшек”
12 Слово одно, а значений несколько.
13 Решение орфографических задач. Как мы дружны с грамматикой.
14 Слова – близнецы (омонимы). Игра “Умеешь ли ты различать многозначные слова и омонимы?”
15 Слова – друзья (синонимы). Игры “Знаешь ли ты синонимы?”. “Скажи одно и то же по-разному”
16 Антонимы. Зачем они?
17 Составление кроссвордов.
18 Слова – родственники.
19 Легкие головоломки. Технология составление головоломок.
20 Научись правильно писать трудные слова.
21 Слова – части речи. Игра “Я знаю части речи”
22 Играем в загадки. Технология составления загадок.
23 Слова – пришельцы. Игра “Почему их так называют”. О наших именах.
24 Работа с крылатыми выражениями. Составление крылатых выражений из отдельных слов.
25 Интеллектуальный марафон.
26 Фразеологизмы. По страницам русской истории.
27 Устаревшие слова. Историзмы и архаизмы.
28 Новые слова. Игра “Какое слово моложе”. Новые имена и названия
29 Учимся делать логические выводы.
30 Что? Когда? Зачем? Откуда? Почему? И как?
31 Ребусы. Занимательные головоломки.
32 Анаграммы. Шарады.
33 Итоговое занятие. Сколько языков на Земле? Русский язык неисчерпаем, как сама жизнь.
34 Анкетирование.
Список литературы
1. http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,2167/Itemid,6/
2. Арсирий А. Т., Дмитриева Г. М. Материалы по занимательной грамматике русского языка. – М.: Учпедгиз, 1963 г.
3. Бетенькова Н.М. Грамматика в рифмовках: Стихотворные упражнения для развития у детей первоначальных навыков чтения и грамотного письма. – М.: Новая школа, 1996 г.
4. Бетенькова Н.М. Орфография в рифмовках: Стихотворные упражнения для развития у детей первоначальных навыков чтения и грамотного письма. – М.: Новая школа, 1996 г.
5. Бетенькова Н.М. Орфография, грамматика – в рифмовках занимательных: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1994 г.
6. Бетенькова Н.М., Фонин Д.С. Конкурс грамотеев. Дидактические игры и занимательные упражнения по русскому языку для учащихся начальной школы. – М.: Просвещение, 1995 г.
7. Волина В. В. Веселая грамматика. – М.: Знание, 1995 г.
8. Волина В. В. Занимательное азбуковедение. – М.: Просвещение, 1991 г.
9. Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. – М.: АСТ, 1996 г.
10. Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. – Екатеринбург: АРГО, 1996г.
11. Голуб И.Б. Культура речи для дошкольников: Профессор Алфавит в городе Веселинске. – М.: Владос, 1999 г
12. Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. – М.: Просвещение, 1991 г.
13 Моршнева Л.Г. Занимательные упражнения по русскому языку. – Саратов: Лицей, 2004 г
14. Рик Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! – М.: Самовар, 1994 г.
15. Рик Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! – М.: Самовар, 1995 г.
16. Рик Т. Г. Здравствуйте, Имя Существительное! – М.: Самовар, 1994 г.
17. Рик Т.Г. Русский язык: Как живёшь, наречие? – М.: Астрель, АСТ, 2000 г.
18. Синицын В.А. Я начну, а ты продолжи... Занимательное пособие по русскому языку для учителя начальных классов. – Чебоксары: КЛИО, 1997 г.
19. Соболева О.Л., Агафонов В.В. Русский язык: Весёлые правила. – М.: АСТ-Пресс, 1995 г.
20. Сухин И.Г. 200 школьных кроссвордов: 1-2 классы. – М.: Сфера, 2002 г.
21. Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. И учёба, и игра: русский язык. – Ярославль: Академия развития, 1997 г.
22. Тоцкий П. С. Орфография без правил. Начальная школа. – М.: Просвещение, 1991 г.