Данная работа представляет собой лингвистические сказки, которые можно использовать как на уроках русского языка в начальной школе, так и в пятом классе при изучении темы "Словообразование". Данные сказки способствуют повышению у учащихся интереса к обучению, развивают способности критического мышления на уроках русского языка. По аналогии учащимся можно предложить самостоятельно сочинить сказку на лингвистическую тему.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Лингвистические сказки на уроках русского языка »
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
КИРОВСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«НАЗИЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Лингвистические сказки
Автор: Суходымцева Наталья Владимировна
Учитель русского языка и литературы
Сказка «Путешественница»
Жила-была буква «А» – первая буква алфавита и манила ее волшебные острова науки.
Она отправилась в путешествие и попала на остров Фонетика. Волшебник этого острова превратил ее в гласный звук А.
На острове Орфография она вошла как чередующаяся гласная в корнях – лаг-, -кас-, -гар-, -раст-, -рощ-. Маг словообразования превратил ее в суффикс –а-.
На острове Синтаксис ее превратили в союз и дали название противительный. Здесь подружилась она с однородными членами предложения и со сложносочиненными предложениями.
Довольная своим путешествием, она вернулась в алфавит.
«Спор приставок»
Родились в стране Словообразования две сестрички: приставки пре- и при- и стали спорить, какая из них значимее.
Приставка пре-, хвастаясь говорила: «Я равна слову очень. Я и предобрая, и прелюбопытнейшая! А еще я равна приставке пере-, могу преградить и прервать».
Не уступила в споре и приставка при-: «Посмотри, у меня аж четыре значения: я могу быть приморской, могу приплыть, приостановиться и приоткрыть какую-нибудь тайну»
Спор их разрешила мама: «Доченьки, Вы обе значимые части слова, главное, что бы ребята заколи Ваши значения и не ошибались при написании»
«Талантливый суффикс»
В стране Словообразование жил талантливый и трудолюбивый суффикс – ист.
Он виртуозно играл на музыкальных инструментах. Сядет за пианино и становится пианистом, возьмет в руки аккордеон – становиться аккордеонистом, виолончель – виолончелистом, гитару – гитаристом.
В спорте он ловким футболистом, волейболистом, метким баскетболистом, смелым хоккеистом.
А еще он любил делать людей красивыми и работал визажистом и стилистом.
А чтобы люди были сытыми он работал пиццеристом и сушистом.
Его талантом восхищались все жители огромной страны Словообразования.