Внеурочное занятие по русскому языку по теме омонимы. "К словам разнообразным, одинаковым, но разным". В рамках программы "В стране русского языка". Для учащихся 2 класса. Соответсвует требованиям ФГОС. Может пополнить копилку учителя начальной школы в качестве разработки к уроку или внеурочному мероприятию.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"К словам разнообразным, одинаковым, но разным"»
Внеурочное занятие по русскому языку.
Тема: «К словам разнообразным одинаковым, но разным»
Цели: учить детей наблюдать за словами, одинаковыми по звучанию и написанию, но разными по значению; познакомить с термином «омонимы»; наблюдать за использованием слов-омонимов; развивать наблюдательность, мышление, память, речь.
Ход занятия.
1. Организационный момент
- Здравствуйте, ребята! Сегодня на занятие вас ожидает много интересных заданий. Для их выполнения потребуются ваши знания и внимание. Перед тем как отправиться в дорогу, предлагаю вам потереть ладошки. Потёрли? Приложите их к своим щёчкам. Чувствуете тепло? Тепло – это жизнь, а жизнь – это самое дорогое, что у нас есть. Протяните свою тёплую ручку соседу по парте, подарите ему частичку своего тепла. Улыбнитесь друг другу и мне, а я улыбнусь вам.
Ребята сегодня на занятие к нам пришли гости. Повернитесь, улыбнитесь гостям.
Ну а сейчас, когда нам хорошо и комфортно мы начнём работать.
2. Введение в тему занятия
– Сегодня я принесла волшебный сундучок. Он не пуст. Давайте поглядим, что в нём! (дети достают слова, вывешивают их на доску, одинаковые слова крепятся рядом)
замок – замок стрелки – стрелки кружки – кружки
- Что вы видите на доске? (дети: Слова)
- Слова одинаковые? (дети: Есть одинаковые, есть разные)
- Значит на нашем занятии мы с вами будем говорить о чём? (дети: О словах одинаковых и разных)
- Раз главные герои нашего занятия слова, давайте определим, что же мы с ними можем делать. (дети: наблюдать, исследовать, сравнивать)
3. Словарная работа.
– А сейчас ребятки, вы будете работать в группах. У вас на столе лежат слова. Прочитайте слова, поделите их на слоги и от каждого слова отрежете только первый слог. У вас должно получиться новое слово, которое вы наклеите на ленту и оформите его на доске.
В море суши полоса Называется коса. А у девушки коса Цвета спелого овса. На траве лежит роса, Косит травушку коса. У меня один вопрос: Сколько есть на свете кос?
- Объясните лексическое значение слова – коса.
По мере объяснения на доске появляются картинки: девичья коса, инструмент. Под каждой картинкой записано слово– коса.
- Сравните написание слов? (Слова пишутся одинаково, но обозначают разные предметы)
– А вы знаете, что такие слова называются омонимы. А где мы можем узнать, что значит омонимы? Конечно же, в толковом словаре. (дети читают значение слова)
-Это слова, которые пишутся одинаково, но имеют разное лексическое значение.
5. Первичное закрепление изученного
Послушайте стихотворение:
Под кустом ореха - норка. Проживает в норке норка.
– Какое слово омоним встретилось в стихотворении.
Показ картинок: животного и жилища.
Поработаем в паре. Составьте предложение со словом норка, чтобы было понятно, о какой норке идёт речь.
Аналогично проводится работа со словом лисичка.
Подчеркните слова-омонимы.
Самооценка: «Светофорик»
6. Физкультминутка
Утром радостно встаём,
Ключ к здоровью мы найдём:
Просыпайся, умывайся,
Чисти зубы порошком.
Рядом с домом ключ прозрачный,
Бьёт вода из под земли,
Закаляются ребята –
Вот какие молодцы!
Чтобы тело было крепче,
Мы натянем тугой лук,
А за ужином все вместе,
Будем есть зелёный лук!
- Присаживайтесь. Ребятки, а кто из вас был очень внимательным и услышал слова омонимы в нашей физкультминутке?
(Ключ, лук)
7. Закрепление изученного на занятие.
- А сейчас давайте вернёмся с вами к словам, которые мы достали из волшебного сундучка.
- Прочитайте их:
замок – замок стрелки – стрелки кружки – кружки
В каждой строчке у нас одинаковые слова. Мы с вами сейчас будем волшебниками и изменим слова так, чтобы они обозначали разные предметы.
– Кто догадался, как это можно сделать.
Учащиеся ставят ударение в словах и объясняют их значение. Составляем предложение с этими словами.
На двери висит замок.(сомкнуть руки в замочек) Кто открыть бы его смог? (вытянуть руки вперёд) Повертели, покрутили, (вправо, влево) Постучали и открыли! (разомкнуть)
Самостоятельная работа.
Ребята, у вас на столе лежат карточки.
На карточках написаны два предложения. У каждого варианта они разные.
А теперь внимательно послушайте задание. Вам нужно:
- прочитать предложения;
- подчеркнуть омонимы;
- сделать так, чтобы стал понятен их смысл; - Что нужно сделать? (Поставить ударение)
1в. В вазе гвоздики. В ящике гвоздики.
2в. Солнце село за горой. Я пойду в село домой.
3в. Для стряпни нужна мука. Для лодыря наука, одна сплошная мука.
4в. Полки книгами полны. В бой с утра идут полки.
5в. Врач сказал, что у меня воспаленье уха. В котелке кипит уха.
6в. Гусята двигались пища. Уже готова пища.
Проводится проверка.
Самооценка: «Светофорик»
6. Подведение итога.
- Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались на уроке? (наблюдали за словами, объясняли их, сравнивали)
- Что нового узнали на уроке? (познакомились с понятием «омонимы», узнали, что ударение влияет на значение слова)
- Что такое «омонимы»? Слова одинаковые по написанию, но разные по значению.
7. Домашнее задание.
Найти омонимы в словаре и составить с ними по два предложения.
8. Рефлексия.
Сегодня на занятие мы выполняли различные задания и ваши светофорики загорелись яркими огоньками.Ребята прикрепите свои светофорики на доску.
Я вижу, что на нашей дороге преобладает зелёный цвет. Значит, я могу сделать вывод, что вам всё понятно (да) и у нас нет преград, чтобы дальше продолжать движение (да).
Вы сегодня были ВО! Все большие молодцы!
Вы подарили мне тепло и радость хорошей работой. Занятие окончено. Всем большое спасибо.