Устный журнал «Русский язык – безграничное море»
Оборудование:
1) Выставка книг (Иванова «Занимательно о русском языке», Григорьян «Язык мой – друг мой», Панов «Занимательная орфография» и др.)
2) Высказывания о русском языке:
а) Русский язык в умелых руках и опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок, вместителен (А.И.Куприн)
б) Русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен для выражения простых, естественных понятий… (В.Г.Белинский)
3) Мультимедийный проектор – презентация.
4) Фрагмент из киножурнала «Ералаш» (по рассказу Л. Измайлова «Лажа»).
Ход мероприятия
I. Оргмомент
II. Вступительное слово учителя.
Землю населяют разные живые существа, от мельчайших, до таких великанов, как слоны и киты. Но только человек обладает даром слова. И как бы мы не определяли этот дар – священный, божественный, великолепный, бесценный, бессмертный, чудесный – мы не отразим во всей полноте его огромного значения.
Язык – это история народа. Язык – это путь цивилизации и культуры… «Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью», - писал А.Н. Толстой.
III. Чтение стихотворения балкарского поэта М. Гетуева «Русский язык»
IV. В народе издавна говорят: «Грамота – второй язык», «Грамоте учиться – всегда пригодится».
Открываем первую страницу устного журнала «Как учили грамоте на Руси»
1. Как учили грамоте на Руси.
2. Инсценировка отрывка из повести «Детство»
3. Стихотворение «Как церковный грамотей в старину учил детей»
4. Историческая справка. (Для любознательных)
Первый российский букварь издан в 1574 году во Львове первопечатником Иваном Федоровым. В настоящее время известен только один экземпляр этого издания. Это небольшая книжечка на 80 страниц. Открывается она азбукой от А до Y (ижицы), последней буквы славянского алфавита.
5. Стихотворение «О грамоте и больной ноге» В.Гончаров.
V. Историческая справка .
Грамматика – наука древняя, начало ей было положено примерно две с половиной тысячи лет назад в Греции и в Индии.
Грамматика учит нас правильно и толково говорить.
Вторая страница: «Пульс в слове»
Ударение подoбно биению сердца. Пока мы слышим речь, в которой все слова произносятся с правильным ударением, мы вдумываемся только в смысл слов, на ударение не обращаем никакого внимания. Но стоит нам услышать хотя бы одно слово с непривычным для нас ударением, как внимание наше уже задерживается на этом слове. Слушать речь, в которой многие слова произносятся с неправильным ударением, чрезвычайно трудно. Искаженное ударение напоминает неправильный пульс.
1. Задание для учащихся:
Расставить ударение в словах.
Верба, документ, красивее, намерение, простыня, обеспечение, средства, столяр, щавель, свекла, кухонный, статуя, кулинария.
2. Различное место ударения может привести к изменению смысла слова. Об этом стихотворение Я.Коловского «О словах разнообразных, одинаковых, но разных».
Как вы поняли, «грамоте учиться – всегда пригодится», чтобы не оказаться в глупом, смешном положении, как это случилось с героем Д.И. Фонвизина Митрофанушкой.
3. Инсценировка «Экзамен» (Из комедии «Недоросль»)
VI. Третья страница: «Язык твой – друг твой!»
Многие нет-нет да и вставляют в свою речь непонятное словечко местного происхождения. Другие- то ли желая похвастаться, то ли по привычке щеголяют всевозможными словами, взятыми из языка различных специалистов.
Возьмем, скажем, язык охотников. У охотников заячий хвост называется «цветок». Сами охотники прекрасно понимают это слово; ни один из них не скажет, что заяц бежал, подняв вверх «правИло» или «полено»: «правИло» у них лисий хвост, «полено»- волчий. Но если нам с вами доведется услышать выражение: по полю бежал заяц, подняв вверх пышный белый цветок,- мы представим себе престранную картину.
Вот почему употребление в речи всяких непривычных , мало кому известных слов и называется засорением языка. Многие ребята часто употребляют в своей речи ненужные жаргонные словечки.
1. Показ фрагмента из киножурнала Ералаш» (Л. Измайлов «Лажа»).
2. Но у некоторых из вас довольно часто случается как в песне поется: «Даром преподаватели время со мною тратили».
Песню «Волшебник-недоучка» исполняет ученица А.Т.
VII. Четвертая страница «Почему мы так говорим?» (В стране фразеологических оборотов)
1. Инсценировка.
Поссорились на перемене ребята. Один кричит:
- Я тебе покажу, где раки зимуют!
А второй ему:
- Ишь, разошелся, прямо из кожи вон лезет!
Тут подбежал к ребятам дежурный и давай их расталкивать. А они на него напустились:
- Все следишь! Наверное, и спишь с открытыми глазами!
А дежурный вдруг как крикнет:
- Стойте, ребята! Разгадайте-ка свои загадки!
- Какие такие загадки?- удивились ребята и разжали кулаки.
- А вот какие, слушайте! Первая: « Где раки зимуют?»
Вторая: «Кто из своей кожи лезет?» Третья: «Кто спит с открытыми
глазами?»
2. Игра. Заменить фразеологические обороты словами-синонимами:
В час по чайной ложке – (медленно);
Рукой подать - …;
Кривить душой- …;
Повесить нос- …;
Себе на уме- …;
Гонять лодыря- …;
Раз два и обчелся- …;
Куры не клюют- …;
Кожа да кости- …;
Во все лопатки-…
3. Игра «Кто быстрее?»
Подобрать фразеологические обороты с общим для них словом – существительным.
Глаз (мозолить глаза, говорить в глаза, глазом не моргнуть и т.д.)
Язык (язык проглотил, прикусить язык, сорваться с языка и т.д.)
4. В стране фразеологических оборотов.
1) Ахиллесова пята.
2) Канитель тянуть.
3) Панический страх
4) Зарыть талант свой в землю.
VIII. Пятая страница.
1. Шарады
1) Корень извлечь из начинки несложно,
Приставка в сосуде хранится надежно,
Суффикс в черчении ясно услышишь,
Вместе – на темы различные пишешь. (Сочинение)
2) Корень мой находится в цене,
В очерке найди приставку мне,
Суффикс мой в тетрадке все встречали,
Весь же – в дневнике я и в журнале. (Оценка)
3)В списке вы мой обнаружите корень,
Суффикс в собрании встретите вскоре,
В слове рассказ вы приставку найдете,
В целом – по мне на уроки пойдете. (Расписание)
2. Кроссворд
3. Скороговорки
1) На пеньке опять пять опят.
2) В поле полет Поля просо, а сорняки выносит Фрося.
3) Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
4) Три дроворуба на трех дворах дрова рубят.
IX. Шестая страничка. Поэтическая.
Чтение стихотворений о русском языке (по выбору учащихся)
Х. Инсценировка «Королевство от А до Я».
ХI. Заключительное слово учителя
Слово – полководец человечьей силы. Цените слово! Оберегайте слово! Работайте над словом! Тогда русский язык будет и останется для вас настоящим и верным другом. И помните: «Без грамматики не выучишь и математики».