kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Устный журнал «Русский язык – безграничное море»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Устный журнал «Русский язык – безграничное море»

Оборудование:

1) Выставка книг (Иванова «Занимательно о русском языке», Григорьян «Язык мой – друг мой», Панов «Занимательная орфография» и др.)

2) Высказывания о русском языке:

       а) Русский язык в умелых руках и опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок, вместителен (А.И.Куприн)

       б) Русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен для выражения простых, естественных понятий… (В.Г.Белинский)

3) Мультимедийный проектор – презентация.

4) Фрагмент из киножурнала «Ералаш» (по рассказу Л. Измайлова «Лажа»).

                                     Ход мероприятия

I. Оргмомент

II. Вступительное слово учителя.

Землю населяют разные живые существа, от мельчайших, до таких великанов, как слоны и киты. Но только человек обладает даром слова. И как бы мы не определяли этот дар – священный, божественный, великолепный, бесценный, бессмертный, чудесный – мы не отразим во всей полноте его огромного значения.

Язык – это история народа. Язык – это путь цивилизации и культуры… «Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью», - писал А.Н. Толстой.

III. Чтение стихотворения балкарского поэта М. Гетуева «Русский язык»

IV. В народе издавна говорят: «Грамота – второй язык», «Грамоте учиться – всегда пригодится».

 Открываем первую страницу устного журнала «Как учили грамоте на Руси»

1.  Как учили грамоте на Руси.

2.  Инсценировка отрывка из повести «Детство»

3.  Стихотворение «Как церковный грамотей в старину учил детей»

4.  Историческая справка. (Для любознательных)

Первый российский букварь издан в 1574 году во Львове первопечатником Иваном Федоровым. В настоящее время известен только один экземпляр этого издания. Это небольшая книжечка на 80 страниц. Открывается она азбукой от А до Y (ижицы), последней буквы славянского алфавита.

5.  Стихотворение «О грамоте и больной ноге» В.Гончаров.

V. Историческая справка .

Грамматика – наука древняя, начало ей было положено примерно две с половиной тысячи лет назад в Греции и в Индии.

 Грамматика учит нас правильно и толково говорить.

 Вторая страница: «Пульс в слове»

Ударение подoбно биению сердца. Пока мы слышим речь, в которой все слова произносятся с правильным ударением, мы вдумываемся только в смысл слов, на ударение не обращаем никакого внимания. Но стоит нам услышать хотя бы одно слово с непривычным для нас ударением, как внимание наше уже задерживается на этом слове. Слушать речь, в которой многие слова произносятся с неправильным ударением, чрезвычайно трудно. Искаженное ударение напоминает неправильный пульс.

1. Задание для учащихся:

Расставить ударение в словах.

Верба, документ, красивее, намерение, простыня, обеспечение, средства, столяр, щавель, свекла, кухонный, статуя, кулинария.

 2. Различное место ударения может привести к изменению смысла слова. Об этом стихотворение Я.Коловского «О словах разнообразных, одинаковых, но разных».

Как вы поняли,  «грамоте учиться – всегда пригодится», чтобы не оказаться в глупом, смешном положении, как это случилось с героем Д.И. Фонвизина Митрофанушкой.

3. Инсценировка «Экзамен» (Из комедии «Недоросль»)

VI. Третья страница: «Язык твой – друг твой!»

Многие нет-нет да и вставляют в свою речь непонятное словечко местного происхождения. Другие-  то ли желая похвастаться, то ли по привычке щеголяют всевозможными словами, взятыми из языка различных специалистов.

Возьмем, скажем, язык охотников. У охотников заячий хвост называется «цветок». Сами охотники прекрасно понимают это слово; ни один из них не скажет, что заяц бежал, подняв вверх «правИло» или «полено»: «правИло» у них лисий хвост, «полено»- волчий. Но если нам с вами доведется услышать выражение: по полю бежал заяц, подняв вверх пышный белый цветок,- мы представим себе престранную картину.

Вот почему употребление в речи всяких непривычных , мало кому известных слов и называется засорением языка. Многие ребята часто употребляют в своей речи ненужные жаргонные словечки.

1. Показ фрагмента из киножурнала Ералаш» (Л. Измайлов «Лажа»).

2. Но  у некоторых из вас довольно часто случается как в песне поется: «Даром преподаватели время со мною тратили».

Песню «Волшебник-недоучка» исполняет ученица А.Т.

VII. Четвертая страница «Почему мы так говорим?» (В стране фразеологических оборотов)

1. Инсценировка.

Поссорились на перемене ребята. Один кричит:

- Я тебе покажу, где раки зимуют!

А второй ему:

- Ишь, разошелся, прямо из кожи вон лезет!

Тут подбежал к ребятам дежурный и давай их расталкивать. А они на него напустились:

- Все следишь! Наверное, и спишь с открытыми глазами!

А дежурный вдруг как крикнет:

- Стойте, ребята! Разгадайте-ка свои загадки!

- Какие такие загадки?- удивились ребята и разжали кулаки.

- А вот какие, слушайте! Первая: « Где раки зимуют?»

   Вторая: «Кто из своей кожи лезет?» Третья: «Кто спит с открытыми    

   глазами?»

2. Игра. Заменить фразеологические обороты словами-синонимами:

В час по чайной ложке – (медленно);

Рукой подать -    …;

Кривить душой-  …;

Повесить нос-  …;

Себе на уме- …;

Гонять лодыря-  …;

Раз два и обчелся-  …;

Куры не клюют- …;

Кожа да кости- …;

Во все лопатки-…

3. Игра «Кто быстрее?»

Подобрать фразеологические обороты с общим для них словом – существительным.

Глаз (мозолить глаза, говорить в глаза, глазом не моргнуть и т.д.)

Язык (язык проглотил, прикусить язык, сорваться с языка и т.д.)

4. В стране фразеологических оборотов.

1) Ахиллесова пята.

2) Канитель тянуть.

3) Панический страх

4) Зарыть талант свой в землю.

VIII. Пятая страница.

1. Шарады

1) Корень извлечь из начинки несложно,

Приставка в сосуде хранится надежно,

Суффикс в черчении ясно услышишь,

Вместе – на темы различные пишешь. (Сочинение)

2) Корень мой находится в цене,

В очерке найди приставку мне,

Суффикс мой в тетрадке все встречали,

Весь же – в дневнике я и в журнале. (Оценка)

3)В списке вы мой обнаружите корень,

Суффикс в собрании встретите вскоре,

В слове рассказ вы приставку найдете,

В целом – по мне на уроки пойдете. (Расписание)

2. Кроссворд

3. Скороговорки

1) На пеньке опять пять опят.

2) В поле полет Поля просо, а сорняки выносит Фрося.

3) Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

4) Три дроворуба на трех дворах дрова рубят.

IX. Шестая страничка. Поэтическая.

Чтение стихотворений о русском языке (по выбору учащихся)

Х. Инсценировка «Королевство от А до Я».

ХI. Заключительное слово учителя

Слово – полководец человечьей силы. Цените слово! Оберегайте слово! Работайте над словом! Тогда русский язык будет и останется для вас настоящим и верным другом. И помните: «Без грамматики не выучишь и математики».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Устный журнал «Русский язык – безграничное море» »

Устный журнал «Русский язык – безграничное море»


Оборудование:

1) Выставка книг (Иванова «Занимательно о русском языке», Григорьян «Язык мой – друг мой», Панов «Занимательная орфография» и др.)

2) Высказывания о русском языке:

а) Русский язык в умелых руках и опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок, вместителен (А.И.Куприн)

б) Русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен для выражения простых, естественных понятий… (В.Г.Белинский)

3) Мультимедийный проектор – презентация.

4) Фрагмент из киножурнала «Ералаш» (по рассказу Л. Измайлова «Лажа»).

Ход мероприятия

I. Оргмомент

II. Вступительное слово учителя.

Землю населяют разные живые существа, от мельчайших, до таких великанов, как слоны и киты. Но только человек обладает даром слова. И как бы мы не определяли этот дар – священный, божественный, великолепный, бесценный, бессмертный, чудесный – мы не отразим во всей полноте его огромного значения.

Язык – это история народа. Язык – это путь цивилизации и культуры… «Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью», - писал А.Н. Толстой.

III. Чтение стихотворения балкарского поэта М. Гетуева «Русский язык»

IV. В народе издавна говорят: «Грамота – второй язык», «Грамоте учиться – всегда пригодится».

Открываем первую страницу устного журнала «Как учили грамоте на

Руси»

1. Как учили грамоте на Руси.

2. Инсценировка отрывка из повести «Детство»

3. Стихотворение «Как церковный грамотей в старину учил детей»

4. Историческая справка. (Для любознательных)

Первый российский букварь издан в 1574 году во Львове первопечатником Иваном Федоровым. В настоящее время известен только один экземпляр этого издания. Это небольшая книжечка на 80 страниц. Открывается она азбукой от А до Y (ижицы), последней буквы славянского алфавита.

5. Стихотворение «О грамоте и больной ноге» В.Гончаров.

V. Историческая справка .

Грамматика – наука древняя, начало ей было положено примерно две с половиной тысячи лет назад в Греции и в Индии.

Грамматика учит нас правильно и толково говорить.

Вторая страница: «Пульс в слове»

Ударение подoбно биению сердца. Пока мы слышим речь, в которой все слова произносятся с правильным ударением, мы вдумываемся только в смысл слов, на ударение не обращаем никакого внимания. Но стоит нам услышать хотя бы одно слово с непривычным для нас ударением, как внимание наше уже задерживается на этом слове. Слушать речь, в которой многие слова произносятся с неправильным ударением, чрезвычайно трудно. Искаженное ударение напоминает неправильный пульс.

1. Задание для учащихся:

Расставить ударение в словах.

Верба, документ, красивее, намерение, простыня, обеспечение, средства, столяр, щавель, свекла, кухонный, статуя, кулинария.

2. Различное место ударения может привести к изменению смысла слова. Об этом стихотворение Я.Коловского «О словах разнообразных, одинаковых, но разных».

Как вы поняли, «грамоте учиться – всегда пригодится», чтобы не оказаться в глупом, смешном положении, как это случилось с героем Д.И. Фонвизина Митрофанушкой.

3. Инсценировка «Экзамен» (Из комедии «Недоросль»)

VI. Третья страница: «Язык твой – друг твой!»

Многие нет-нет да и вставляют в свою речь непонятное словечко местного происхождения. Другие- то ли желая похвастаться, то ли по привычке щеголяют всевозможными словами, взятыми из языка различных специалистов.

Возьмем, скажем, язык охотников. У охотников заячий хвост называется «цветок». Сами охотники прекрасно понимают это слово; ни один из них не скажет, что заяц бежал, подняв вверх «правИло» или «полено»: «правИло» у них лисий хвост, «полено»- волчий. Но если нам с вами доведется услышать выражение: по полю бежал заяц, подняв вверх пышный белый цветок,- мы представим себе престранную картину.

Вот почему употребление в речи всяких непривычных , мало кому известных слов и называется засорением языка. Многие ребята часто употребляют в своей речи ненужные жаргонные словечки.

1. Показ фрагмента из киножурнала Ералаш» (Л. Измайлов «Лажа»).

2. Но у некоторых из вас довольно часто случается как в песне поется: «Даром преподаватели время со мною тратили».

Песню «Волшебник-недоучка» исполняет ученица А.Т.

VII. Четвертая страница «Почему мы так говорим?» (В стране фразеологических оборотов)

1. Инсценировка.

Поссорились на перемене ребята. Один кричит:

- Я тебе покажу, где раки зимуют!

А второй ему:

- Ишь, разошелся, прямо из кожи вон лезет!

Тут подбежал к ребятам дежурный и давай их расталкивать. А они на него напустились:

- Все следишь! Наверное, и спишь с открытыми глазами!

А дежурный вдруг как крикнет:

- Стойте, ребята! Разгадайте-ка свои загадки!

- Какие такие загадки?- удивились ребята и разжали кулаки.

- А вот какие, слушайте! Первая: « Где раки зимуют?»

Вторая: «Кто из своей кожи лезет?» Третья: «Кто спит с открытыми

глазами?»

2. Игра. Заменить фразеологические обороты словами-синонимами:

В час по чайной ложке – (медленно);

Рукой подать - …;

Кривить душой- …;

Повесить нос- …;

Себе на уме- …;

Гонять лодыря- …;

Раз два и обчелся- …;

Куры не клюют- …;

Кожа да кости- …;

Во все лопатки-…

3. Игра «Кто быстрее?»

Подобрать фразеологические обороты с общим для них словом – существительным.

Глаз (мозолить глаза, говорить в глаза, глазом не моргнуть и т.д.)

Язык (язык проглотил, прикусить язык, сорваться с языка и т.д.)

4. В стране фразеологических оборотов.

1) Ахиллесова пята.

2) Канитель тянуть.

3) Панический страх

4) Зарыть талант свой в землю.

VIII. Пятая страница.

1. Шарады

1) Корень извлечь из начинки несложно,

Приставка в сосуде хранится надежно,

Суффикс в черчении ясно услышишь,

Вместе – на темы различные пишешь. (Сочинение)

2) Корень мой находится в цене,

В очерке найди приставку мне,

Суффикс мой в тетрадке все встречали,

Весь же – в дневнике я и в журнале. (Оценка)

3)В списке вы мой обнаружите корень,

Суффикс в собрании встретите вскоре,

В слове рассказ вы приставку найдете,

В целом – по мне на уроки пойдете. (Расписание)

2. Кроссворд

3. Скороговорки

1) На пеньке опять пять опят.

2) В поле полет Поля просо, а сорняки выносит Фрося.

3) Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

4) Три дроворуба на трех дворах дрова рубят.

IX. Шестая страничка. Поэтическая.

Чтение стихотворений о русском языке (по выбору учащихся)

Х. Инсценировка «Королевство от А до Я».

ХI. Заключительное слово учителя

Слово – полководец человечьей силы. Цените слово! Оберегайте слово! Работайте над словом! Тогда русский язык будет и останется для вас настоящим и верным другом. И помните: «Без грамматики не выучишь и математики».






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Устный журнал «Русский язык – безграничное море»

Автор: Боброва Татьяна Дмитриевна

Дата: 02.12.2014

Номер свидетельства: 138502


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства