kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект занятия на тему "К словам разнообразным, одинаковым, но разным".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект занятия составлен для факультативного курса по развитию речи. В него включены различные задания, которые в игровой форме знакомят ребят со словами - омонимами. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия на тему "К словам разнообразным, одинаковым, но разным".»

Тема: К словам разнообразным, одинаковым, но разным.


Цель: Формировать первичное представление об омонимах и их значении в речи. Упражнять в угадывании слов-омонимов по различным признакам предметов или понятий. Развивать логическое мышление.


Оборудование: предметные картинки, конверты с разрезными картинками.


Ход занятия


1. Организационный момент.

- Сегодня мы с вами поговорим о волшебных словах, которые ещё называют слова - близнецы.

Одинаково их пишут,

Одинаково их слышат.

Но важна не только внешность,

Потому не торопись,

Не всегда нужна поспешность,

Ты до смысла доберись.

Наподобие начинки,

Смысл запрятан в серединке,

Сходным лицам вопреки

Они по смыслу - далеки.


2. Основная часть.

Задание "Отгадай слово". (Многозначные слова.)

- Чтобы узнать, как называются такие слова давайте вместе разгадаем кроссворд. Я загадываю загадку. Вы ищите отгадку и записываете слово. (Учитель дублирует все действия учеников на доске.)




к

О

р

е

н

ь





М

о

л

н

и

я


и

г

О

л

к

а



к

р

а

Н








к

И

с

т

ь




з

е

М

л

я





И воду сосет ,

И камень грызет,

А у самой вершинки-

Нежные пушинки. (Корень)


Раскаленная стрела

Дуб свалила у села. (Молния)


Я одноухая старуха

Я прыгаю по полотну
И нитку длинную из уха
Как паутину я тяну…(Иголка)


Мойдодыру я родня,

Отверни скорей меня:

И холодною водою

Живо я тебя умою. (Кран)


Свою косичку без опаски

Она обмакивает в краски

Потом окрашенной косичкой

В альбоме водит по страничке. (Кисть)


Планета голубая,
Любимая, родная,
Она твоя, она моя,
А называется…(Земля)


- Прочитайте слово, которое получилось по вертикали. (омоним)


Значение термина "омоним".

- Слово "омоним" произошло от двух греческих слов: Омос – "одинаковый", Онима – "имя". Эти слова одинаково звучат и пишутся, но называют предметы и явления, ничем не связанные между собой, разные.


Задание "Найди слова - близнецы". (Чтение стихотворения подготовленным учеником.)

Мы сражаться стали,

В ход пустили шашки,

Шашки не из стали,

Мы играем в шашки.

- О чём это стихотворение?

- Назовите слова - омонимы.

- Определите лексическое значение этих слов?

(Учитель выставляет на доску изображение шашечной доски и холодного оружия.)


Задание "Загадай слово".

- Вы вытягиваете картинку, на которой изображены слова-омонимы. Ваша задача- объяснить ребятам это слово, не называя его: норка, кран, коса, лук.

Например: Это сделано из металла, им можно шить, это бывает у ежа, у ели. (иголки);


Игра "Подбери подходящее слово".

- Слова - близнецы любят использовать поэты в юмористических стихотворениях, каламбурах. Они позволяют выразить мысль ярче, острее.

-Работаем в группах. На ваших карточках- стихотворение с пропущенными словами-омонимами. Впишите его. Объясните свой выбор.

Слова –подсказки на доске: лапа, такса, пенка, пятачок, шишка, сережка.


Бросил палку кверху Мишка:

Падай в шапку с ели, (шишка)!

Шишка хлоп по голове, -

Стало (шишек) сразу две.


Возвращаясь под вечер с поля,

Потеряла сережку Поля.

Ту сережку нашел (Сережка).

Прибежал, постучал в окошко:

Отыскалась твоя (сережка).


Задание "Составь пару".

- Поработаем в группах. Возьмите конверты, там лежат картинки, которым нужно найти пару.

- Объясните, как вы составили пары.

Коса – прическа и коса – инструмент.

Лук – овощ и лук – оружие.

Ключ - дверной и ключ - родник.

Кисть - рябины и кисть - человека и кисть - для рисования.

Кран - подъёмный и кран - водопроводный.

Перо - для письма и перо птицы.

Ножка - у стула и ножка - у гриба и ножка у ребёнка.

Гриф - птица и гриф - у гитары.

- Почему эти предметы называются одинаково.


Задание "Найди отгадки". (На доске картинки-отгадки.)

- Вы послушайте загадки и покажите отгадки.


Эх, звоночки, синий цвет,

С язычком, а звона нет. (колокольчик)


Хвост – на дворе,

Нос – в конуре.

Хвост повернется,

Дверь отопрется. (ключ)


Я бываю выше дома

И легко одной рукой

Поднимаю груз огромный

Кто скажите я такой? (подъемный кран)


Бегу я, как по лесенке,

По камушкам звеня,

Издалека по песенке

Узнаете меня. (ключ)


Право я прическа – чудо!

Заплести меня не худо.

На лугу с шипеньем острым

справляюсь с сенокосом. (коса)


3. Работа с тетрадью.

Задание №1. "Выучи скороговорку".

Коси, коса, пока роса,

Роса долой - и мы домой. (Варианты произнесения: громко, тихо, с разной интонацией.)


Задание №2. "Чего не хватает?"

- Чего не хватает на картинках? Дорисуй и напиши это слово.












Задание №3. "Найди слова - близнецы".


4. Подведение итогов занятия.

Омонимы - это слова, которые…

Если бы не было таких слов близнецов…

Мы знаем такие слова - близнецы…


Источники

1. Кульгильдинова Т.А. Занимательная грамматика. Для 2 класса общеобразовательной школы - Алматы: "Атамұра", 1998. - 144 стр., - илл.

2. В мире волшебных букв и слов. Книга вторая. - Шымкент: ТОО "Шикула и К", 2004 - 288 с. + Приложение. Составители: Сатимбекова М., Саулебаева А., Кирилинская Л.В.

3. Тарабарина Т.Н., Соколова Е.Н.. И учеба и игра: русский язык, Ярославль: Академия холдинг, 2002 г.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Конспект занятия на тему "К словам разнообразным, одинаковым, но разным".

Автор: Рудик Инесса Анатольевна

Дата: 09.02.2018

Номер свидетельства: 456039

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "Конспект занятия «Мороз и солнце – день чудесный. Яркий насыщенный колорит в живописи»."
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_zaniatiia_moroz_i_solntsie_dien_chudiesnyi_iarkii_nasyshchiennyi_kolor"
    ["file_id"] => string(6) "440690"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1511623339"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Конспект занятия на тему "К словам разнообразным, одинаковым, но разным"."
    ["seo_title"] => string(74) "konspiekt_zaniatiia_na_tiemu_k_slovam_raznoobraznym_odinakovym_no_raznym_1"
    ["file_id"] => string(6) "456055"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1518183483"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Факультативные занятия, как вид внеклассной работы по иностранному языку"
    ["seo_title"] => string(67) "fakultativnyiezaniatiiakakvidvnieklassnoirabotypoinostrannomuiazyku"
    ["file_id"] => string(6) "333996"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1465565569"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Работа с бумагой Бумагопластика. Изготовление объемной снежинки. Конспект урока технологии. "
    ["seo_title"] => string(99) "rabota-s-bumaghoi-bumaghoplastika-izghotovlieniie-obiemnoi-sniezhinki-konspiekt-uroka-tiekhnologhii"
    ["file_id"] => string(6) "185547"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426193937"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(194) "Статья на тему "Организация самостоятельной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы""
    ["seo_title"] => string(122) "stat-ia-na-tiemu-orghanizatsiia-samostoiatiel-noi-dieiatiel-nosti-uchashchikhsia-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "281861"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453615308"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства