kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Исследовательская работа по теме: «О словах разнообразных, одинаковых, но разных».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлена исследовательская работа по теме «О словах разнообразных, одинаковых, но разных». Цель данной работы – показать, что выбор нужного омонима и правильное его употребление – необходимое условие яркой, выразительной и точной речи. Задачи: выяснить, что такое омонимы и чем они отличаются от многозначных слов; чем отличаются омонимы друг от друга; исследовать роль омонимов в языке. На основании этого была сделала подборка заданий для внеклассного занятия по русскому языку, где ребята в игровой форме узнают об омонимах.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«О словах разнообразных, одинаковых, но разных»

Исследовательская работа по русскому языку




О словах разнообразных, одинаковых, но разных







Работу выполнила

ученица 6 класса

Ведрова Анастасия

МКОУ Новоспасская СОШ

Руководитель работы: Гуларова Н. А.












2014г


ОГЛАВЛЕНИЕ


  1. Вступление. Почему я решила исследовать омонимы?________________

  2. Как отличить омонимы от многозначных слов?____________________

  3. Что такое омонимы? Разновидности омонимов.____________________

  4. Нужно ли изучать омонимы в современной жизни? Находят ли применение эти знания?________________________________________

  5. Где используются омонимы?_____________________________________

  6. Заключение.___________________________________________________

  7. Список источников._____________________________________________

  8. Приложения. __________________________________________________
























Изучать родной язык необходимо…

чтобы уметь употреблять его

для выражения своих мыслей.

Н. Г. Чернышевский

  1. Вступление. Почему я решила исследовать омонимы?

Мне всегда было интересно наблюдать над необычными явлениями в языке. В пятом классе мы познакомились с разделом «Лексика», в котором были интересные темы, такие как, «Синонимы, «Антонимы», «Омонимы», «Однозначные и многозначные слова» и др. После знакомства с данными темами, я поняла, что русская лексика очень богата.

Как-то на уроке наша учительница задала интересный вопрос: «Ел старик хлеб с ухой – откуда же под столом рыбьи кости?»

Мы разобрались в особенностях этого языкового явления, ещё не один раз встречались с подобными словами и выражениями, познакомились с их названием, но вопросы остались.

И тогда я решила поискать материал об омонимах, узнать о них как можно больше и, в дальнейшем, познакомить с ними одноклассников. Думаю, что знакомство будет увлекательным и интересным, а, главное, принесёт пользу не только мне, но и ребятам.

Цель: показать, что выбор нужного омонима и правильное его употребление – необходимое условие яркой, выразительной и точной речи.

Задачи:

  1. Выяснить, что такое омонимы и чем они отличаются от многозначных слов;

  2. Чем отличаются омонимы друг от друга;

  3. Исследовать роль омонимов в языке;

  4. Познакомить одноклассников с результатами работы.

Проблемный вопрос: омонимия – это рядовое явление в языке или полезная вещь в современной жизни?

Объект: языковое явление - омонимия.

Предмет: разновидности омонимов и употребление их в современной жизни.

Своё знакомство я начала с наблюдения за словами и выражениями, которые были чем-то похожи. Сначала думала, что относятся все они к одной группе. Но, обратившись за помощью к учителю, изучив литературу по данному вопросу, я сделала полезные выводы и узнала очень много нового.

2. Как отличить омонимы от многозначного слова?

Когда я занималась поиском материала для этой работы, то столкнулась с интересной проблемой, которую ученые до сих пор обсуждают, и по которой еще нет однозначного мнения у науки: как отличить многозначное слово от омонима. В толковых словарях омонимы даются как разные слова в разных словарных статьях, а многозначные слова имеют одну большую словарную статью.

Многозначные слова – слова, которые имеют не одно, а несколько значений. В этих словах одно значение выступает как основное, а другие – как вторичные.

Например:

  1. Говорят: часы стоят,

Говорят: часы спешат,

Говорят: часы идут,

Но немножко отстают.

Мы смотрели с Мишкой вместе,

А они висят на месте.

  1. – Не жалейте пятачка, -

Говорит корова. –

Вы купите молочка –

Вкусного парного!

Поросята тут как тут:

- Нам по целой кружке! –

Пятачки свои суют

Меленькие хрюшки.

Это примеры, в которых встретились многозначные слова. (пятачки, часы)

Теперь ещё раз обратимся к словарю и прочитаем, что такое омонимы.

Омонимы – это слова, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по значению. В отличие от многозначныхслов, значения, которых тесно и непосредственно связаны друг с другом, омонимы представляют собой совершенно разные слова, так как обозначают разные предметы, признаки, действия.

Например:

За столом сказала мать:

- Хватит языком болтать!

А сынишка осторожно:

- А болтать ногами можно?

На мой взгляд, правильный подход сформулирован в следующей позиции. В отличие от многозначных слов, у омонимов лексические, т.е. смысловые значения, никак не связаны между собой, у них нет общих признаков, по которым можно было бы их отнести к разным значениям одного и того же слова. Это значит, что омонимы ни при каких обстоятельствах не могут иметь общих источников в происхождении тогда, как многозначные слова связаны общим значением.

Вывод: чтобы отличить омоним от многозначного слова, надо разобраться в значении слова, если слова похожи только внешне, а значение у них разное, значит перед вами омонимы.

3. Что такое омонимы, разновидности омонимов.

Я решила выяснить, все ли омонимы одинаковые, имеют ли они общие признаки, то есть все ли эти слова относятся к одному языковому явлению или есть какие-то отличия, тонкости. «Омоним» происходит от двух греческих корней: homos — одинаковый, опуmа — имя. Явление, когда одно и то же слово может иметь несколько значений или выражать несколько понятий, никак не связанных между собой, носит название омонимии, а слова называются омонимами.

Я стала разбираться дальше и обратила внимание на то, что некоторые слова, обозначающие разные явления или предметы, совпадают полностью, другие похожи только на слух, а значение третьих невозможно определить, если они написаны отдельно и не включены в текст или написаны без указания, куда падает ударение.

Например, никогда не перепутать слова «за'мок» и «замо'к», в устной речи, а в предложении: «Путник увидел замок», - наоборот, никогда не понять, что же увидел путник, если не знать контекста или если в слове не будет стоять значок ударения.

Случается и обратная ситуация, когда на письме фраза не вызывает сомнения, а когда ее произносишь, возникает комичная ситуация. Например, фразы из текста: В деревне Волки все крыши из ели.

Наука лингвистика, изучающая русский язык, дала определение для подобных омонимов. Выделяют полные омонимы, слова, полностью совпадающие по произношению и написанию, но обозначающие совершенно разные предметы, и неполные (частичные) омонимы. Среди частичных омонимов различают омофоны, омографы и омоформы.

1 группа слов-омонимов

  1. В полях, не кошенных косой,

Всё утро дождик шёл косой.

  1. Воду в ступе потолок,

Посмотрел на потолок.

  1. Норка вылезла из норки

И пошла к знакомой норке.

В норку норкину вошла,

Норку в норке не нашла.

Если в норке нету норки,

Может, норка возле норки?

Нет нигде. Пропал и след.

Норка здесь, а норки – нет!..

Слова косой, потолок, норка - одинаковые по звучанию и написанию, но принадлежащие к разным частям речи или разные формы одного и того же слова. Это ОМОФОРМЫ.

2 группа слов-омонимов

  1. Кругом снега, метель, занос.

Андрюша держится за нос.

  1. Деревенский старожил

Сад колхозный сторожил.

  1. Я вчера в густом лесу, встретил рыжую лису.

Занос и за нос, старожил и сторожил, лесу и лису – слова, одинаково звучащие, но имеющие разное написание. Это фонетические омонимы или ОМОФОНЫ.

3 группа слов-омонимов

  1. На двери за'мка нет замка'.

  2. Ко'сит косец, а зайчишка коси'т.

  3. На ветке сидело со'рок соро'к.

Слова за'мок – замо'к, ко'сит – коси'т, со'рок - соро'к одинаковые по написанию, но разные по произношению слова. Это графические омонимы или ОМОГРАФЫ. Если такие слова будут вне текста, то определить их значение можно при наличии ударения.

Для наглядности я представила все эти формы в виде таблицы и доработала её с учетом того, что узнала о разновидностях омонимов. На мой взгляд, таблица позволяет очень удобно представить информацию о различных видах омонимов:

Таблица «Омонимы»

вопрос

одинаковый

одинаковый

разный/одинаковый

разный

произношение

одинаковое

разное

одинаковое

одинаковое

написание

одинаковое

одинаковое

разное

одинаковое

примеры

ключ-ключ
свет-свет
уж-уж

за'мок-замо'к
му'ка-мука'
а'тлас-атла'с

сухой-с ухой
гриб-грипп
код-кот

печь-печь
косой-косой
лечу-лечу

вид омонимии

полный омоним

омограф

омофон

омоформа

 

Вывод: существуют полные омонимы и неполные (частичные), к ним относятся омоформы, омофоны, омографы. Чтобы различить их между собой, нужно посмотреть на написание, произношение, вопрос.

4. Нужны ли знания об омонимах в современной жизни?

Изучая вопрос, связанный с омонимами в русском языке, я стала думать о том, используются ли теоретические знания об этом языковом явлении в нашей жизни. Конечно же, вспомнила, почему я решила провести такую работу, и нашла много примеров в литературе, журналистике, фольклоре, где происходит игра слов на основе использования омонимов. И если человек не знает всех тонкостей языка, не понимает разницы между омонимами и многозначными словами, ему не выполнить многих заданий и не понять смысл текста, в котором используются полные или частичные омонимы.

Где же используются омонимы?

Омонимы имеют своих почитателей и недоброжелателей. Одни их считают лишними, мешающими в языке. Другие их принимают потому, что «куда денешься?» Хочешь, не хочешь, а приходится мириться. Третьи видят в них признак языковой развитости, силы. Но вот кто в открытую признаётся в любви к омонимам, так это создатели каламбуров, любители словесных игр, шуток. Для них тут есть, где разгуляться. Как и омонимы, омоформы, омофоны и омографы нередко используются в загадках, скороговорках, для создания яркого образа, разного рода шуток, каламбуров.

Каламбур – шутка, основанная на одинаковом звучании, но различном значении слов.

Люблю pечные отмели и косы,

Люблю, когда звенят лугами косы…

Но мне милей моей любимой косы!..

Ты не смотpи на эту слабость косо.

(Н.Глазков);

I.Стихи. Яков Козловский написал интересную книжку «О словах разнообразных, одинаковых, но разных». Там есть, например, стишки:

Бобёр, в Лисе души не чая,

К ней заглянул на чашку чая

И вежливо спросил: “Не помешал?

Лиса в ответ: “Ах, что вы, друг, напротив!

И села в кресло мягкое напротив,

И ложечкою чай он помешал.


Или:

Нёс медведь, шагая к рынку,

На продажу мёду крынку,

Вдруг на Мишку – вот напасть

Осы вздумали напасть.

Мишка с армией осиной

Дрался вырванной осиной,

Мог ли в ярость он не впасть,

Если осы лезли в пасть,

Жалили куда попало,

Им за это и попало.

II.Песни

- «Ох, рано встает охрана!» (из м/ф «Бременские музыканты»)

- песенок Винни-Пуха в пер. Б. Заходера: «– Вопрос мой прост и краток, Промолвил Носорог ,– Что лучше – сОрок пЯток Или пятОк сорОк?…»

- киркоровскую перепевку турка Таркана – «Ой, мама, шика дам».

III.Пословицы Омонимы придают особую остроту и пословицам (Каков ни есть, а хочет есть

IV. Загадки

У каких быков нет ни хвостов, ни рогов? (Быки мостов.) Какие кошки мышей не ловят? (Кошки электромонтера.) В бою рубят, а после боя развлекают. (Шашки.) Оружье, фрукты, камни-самоцветы, одно названье — разные предметы. (Гранаты.) Всех с дороги прочь гоню, коль разбегусь; а на крыше я торчу, не шелохнусь; лед на речке режу вдоль и поперек, а на дне морском я махонький... Кто? (Конёк.) В некоторых загадках обыгрываются омофоны: Ел старик хлеб сухой... Откуда же рыбьи кости? (Так ведь хлеб с ухой.)

Вывод: Каламбур можно встретить в поэтической речи, в фольклоре (загадки, пословицы, поговорки), в песнях, в прозе и т.д. Мысль, выраженная в каламбурной форме, выглядит ярче, острее; писатель обращает внимание на обыгрываемое слово

5. Заключение

Читая учебники, специальную литературу по языкознанию, делая запросы в Интернете по теме омонимы, я собрала много интересной информации. Я научилась отличать омонимы от многозначных слов, узнала о разновидностях омонимов. Главное, поняла, что изучение, на первый взгляд, чисто теоретического вопроса может носить и практический характер. Я подумала, что моим одноклассникам будет интересно узнать больше об омонимах и их использовании в повседневной жизни и подготовила наглядный материал (рисунки, на которых хорошо видны разновидности частичных омонимов). Мы с учителем приготовили презентацию, где постарались самое главное показать на экране, занимательный материал для внеклассного занятия по русскому языку по данной теме. Думаю, что моим одноклассникам будет интересно, они узнают много нового, полезного. А главное: я захотела донести до них свою мысль, что любые знания всегда пригодятся в жизни.

Моя гипотеза частично подтвердилась: омонимы – это необычное явление в языке, а знания о них - полезная и нужная информация. Для людей, любящих русский язык, интересующихся его разнообразием, факты из жизни омонимов – настоящее открытие.

В заключение хочется сказать:

  • Внимательное чтение и изучение произведений мастеров слова – одно из необходимых условий повышения своей собственной культуры.

  • Омонимические богатства русского языка огромны. Только тот, кто любит родную речь, кто знает её хорошо, только тот ощутит радость свободного владения ею.

По результатам работы можно сделать следующие выводы:

  1. Изучив литературу по данной теме, я научилась отличать омонимы от многозначных слов.

  2. Изучив омонимы и их разновидности, познакомлю с ними одноклассников.

  3. Сделала подборку заданий для внеклассного занятия по русскому языку, и ребята в игровой форме узнают об омонимах.

  4. Познакомив одноклассников со своей работой, я смогу заинтересовать их дальнейшим изучением русского языка.


















СПИСОК ИСТОЧНИКОВ


  1. Арсирий А. Т. Занимательные материалы по русскому языку: Кн. для учащихся/Под ред. Л. П. Крысина; Худож. О.С. Василькова. – М.: Просвещение, 1995. – 383 с.:ил. – ISBN 5-09-004345-0.

  2. Бурлака Е. Г., Прокопенко И. Н.: Донецк: ПКФ «БАО», 1997.

  3. Волина В. Весёлая грамматика. М, Знание,1995.

  4. Козловский Я.А. Игры с буквами и словами на уроках и дома. - М.: ACT-ПРЕСС, 1998. - 64 с.; серия "Занимательный русский язык".

  5. Успенский Л.В. По дорогам и тропам языка / Рис. В.Воробьёва. — М.: Дет. лит., 1980. — 271 с.: ил.

  6. Беляева Татьяна Петровна, Омонимы, Официальный сайт школы № 38, г. Калининграда, http://www.school38.org/index.php/workshop/111-omonimy

  7. Русские рифмы, http://rifma.com.ru/Museum-9+.htm



















Приложения

Занимательные задания для внеклассной работы

  1. Подчеркни омонимы:

  • Собирала Маргаритка
    Маргаритки на горе.
    Растеряла Маргаритка
    Маргаритки во дворе.

  • Возвращаясь под вечер с поля,
    Потеряла сережку Поля.
    Ту сережку нашел Сережка.
    Прибежал, постучал в окошко:
    Отыскалась твоя сережка.

  • На виду честного люда
    Трусит с горки ехать Люда.
    А у Сани, а у Сани
    С горки сами мчатся сани.

  1. Найди омонимы и объясни их значение:

Девочка с длинною косой
В полях, не скошенных косой.
Ох, скосит розовую кашку,
Своим козлятам “сварит” кашку.


  1. Вопросы-шутки

  1. Что бродит, стоя на месте? (мысли в голове, квас)

  2. Можно ли мешать, не препятствуя, а помогая? (суп в кастрюле)

  3. Что можно разбить, получив за это не выговор, а благодарность? (клумба)

  4. Какой город летает? (Орёл)

  5. Какое государство можно носить на голове? (Панама)

  6. Какая европейская столица стоит на скошенной траве? (Париж на Сене)

  7. Без какой музыкальной ноты нельзя приготовить обед? (соль)


  1. Найдите в стихах омонимы, омофоны, омоформы. Чем они различаются?

1) - Кто вы?

- Мы лисички, дружные сестрички.

- Ну а вы-то кто же?

- Мы лисички тоже.

- Как, с одной-то лапкой?

- Нет, ещё со шляпкой. (А. Шибаев)

2) Веснушкам нету сноса,

Не исчезают с носа.

Я, не жалея мыла,

Нос терпеливо мыла, -

Зависело б от мыла,

Веснушки я б отмыла. (Я. Козловский)


  1. Что придает стихотворению С. Долженко «Говорю своей сестрёнке …» шуточный характер? Почему девочка не поняла свою старшую сестру? В каком значении в тексте употреблено выделенное слово? Какие ещё значения оно имеет?

Говорю своей сестрёнке:

“На воскресник мне пора.

Разобьем сегодня клумбу

В центре нашего двора”.

И быстрей на плечи куртку

Да на голову платок.

“Подожди, – кричит сестрёнка. –

Ты забыла … молоток!”

  1. Переменка

Омонимы (в переводе с греческого "одинаковое имя") — это слова-"близнецы", которые звучат одинаково, но имеют разное значение. Попробуй сам написать эти слова.

Ответ: коса, иголка, лисичка, шляпка, зайчик, ручка.



  1.  Послушайте отрывок из сказки Л. Кэрролла. Найдите омоформы.

Наконец черепаха Квази немного успокоился и, тяжело вздыхая, заговорил:

- Когда мы были маленькие, мы ходили в школу на дне моря. Учитель у нас был – старик Черепаха. Мы звали его спрутиком.

- А зачем же вы звали его спрутиком, - спросила Алиса, - если на самом деле он был Черепахой?

- Мы его звали спрутиком, потому что он всегда ходил с прутиком, - ответил сердито черепаха Квази.

Составьте словосочетания или предложения с омоформами.



 

Просмотр содержимого презентации
«моя исследовательская»

Работу выполнила ученица 6 класса Ведрова Анастасия МКОУ Новоспасская СОШ Руководитель работы: Гуларова Н. А.

Работу выполнила

ученица 6 класса

Ведрова Анастасия

МКОУ Новоспасская СОШ

Руководитель работы: Гуларова Н. А.

Н.Г.Чернышевский

Н.Г.Чернышевский

Показать, что выбор нужного омонима и правильное его употребление – необходимое условие яркой, выразительной и точной речи.

Показать, что выбор нужного омонима и правильное его употребление – необходимое условие яркой, выразительной и точной речи.

выяснить, что такое омонимы и чем они отличаются от многозначных слов;  чем отличаются омонимы друг от друга; исследовать роль омонимов в языке; познакомить одноклассников с результатами работы.
  • выяснить, что такое омонимы и чем они отличаются от многозначных слов;
  • чем отличаются омонимы друг от друга;
  • исследовать роль омонимов в языке;
  • познакомить одноклассников с результатами работы.

Омонимия – это рядовое явление в языке или полезная вещь в современной жизни?

Омонимия – это рядовое явление в языке или полезная вещь в современной жизни?

МНОГОЗНАЧНЫЕ СЛОВА – СЛОВА, КОТОРЫЕ ИМЕЮТ НЕ ОДНО, А НЕСКОЛЬКО ЗНАЧЕНИЙ. Говорят: часы стоят, Говорят: часы спешат, Говорят: часы идут, Но немножко отстают. Мы смотрели с Мишкой вместе, А они висят на месте.

МНОГОЗНАЧНЫЕ СЛОВА – СЛОВА, КОТОРЫЕ ИМЕЮТ НЕ ОДНО, А НЕСКОЛЬКО ЗНАЧЕНИЙ.

Говорят: часы стоят,

Говорят: часы спешат,

Говорят: часы идут,

Но немножко отстают.

Мы смотрели с Мишкой вместе,

А они висят на месте.

ОМОНИМЫ – СЛОВА, ОДИНАКОВЫЕ ПОЗВУЧАНИЮ И НАПИСАНИЮ, НО СОВЕРШЕННО РАЗНЫЕ ПО ЗНАЧЕНИЮ. За столом сказала мать:  - Хватит языком болтать! А сынишка осторожно: - А болтать ногами можно?

ОМОНИМЫ – СЛОВА, ОДИНАКОВЫЕ ПОЗВУЧАНИЮ И НАПИСАНИЮ, НО СОВЕРШЕННО РАЗНЫЕ ПО ЗНАЧЕНИЮ.

За столом сказала мать:

- Хватит языком болтать!

А сынишка осторожно:

- А болтать ногами можно?

«ОМОНИМ» происходит от двух греческих корней: homos – одинаковый , onyma –имя. Полные омонимы - полностью совпадают по произношению и написанию, но обозначают разные предметы.  Неполные (частичные)омонимы - совпадают частично.

«ОМОНИМ» происходит от двух греческих корней: homos – одинаковый , onyma –имя.

Полные омонимы - полностью совпадают по произношению и написанию, но обозначают разные предметы.

Неполные (частичные)омонимы - совпадают частично.

В полях, не кошенных косой, Всё утро дождик шёл косой.

В полях, не кошенных косой,

Всё утро дождик шёл косой.

В лесу я нашёл гриб. У меня обнаружили грипп.

В лесу я нашёл гриб.

У меня обнаружили грипп.

На двери за'мка нет замка'.

На двери за'мка нет замка'.

вопрос одинаковый произношение одинаковый одинаковое написание разный/ одинаковый разное примеры одинаковое вид омонимии ключ-ключ свет-свет лист-лист одинаковое одинаковое разный разное одинаковое за'мок –замо'к му'ка-мука' а'тлас-атла'с полный омоним одинаковое сухой- с ухой гриб-грипп код-кот омограф печь-печь косой-косой лечу-лечу омофон омоформа

вопрос

одинаковый

произношение

одинаковый

одинаковое

написание

разный/

одинаковый

разное

примеры

одинаковое

вид омонимии

ключ-ключ

свет-свет

лист-лист

одинаковое

одинаковое

разный

разное

одинаковое

за'мок –замо'к

му'ка-мука'

а'тлас-атла'с

полный

омоним

одинаковое

сухой- с ухой

гриб-грипп

код-кот

омограф

печь-печь

косой-косой

лечу-лечу

омофон

омоформа

Омонимы, как и омографы, омофоны и омоформы нередко используются для создания шуток, каламбуров. Каламбур – шутка, основанная на одинаковом звучании, но различном значении слов. Люблю pечные отмели и  косы ,  Люблю, когда звенят лугами косы…  Но мне милей моей любимой косы!..  Ты не смотpи на эту слабость косо.

Омонимы, как и омографы, омофоны и омоформы нередко используются для создания шуток, каламбуров.

Каламбур – шутка, основанная на одинаковом звучании, но различном значении слов.

Люблю pечные отмели и  косы ,

Люблю, когда звенят лугами косы…

Но мне милей моей любимой косы!..

Ты не смотpи на эту слабость косо.

Каламбур можно встретить в поэтической речи, в фольклоре (загадки, пословицы, поговорки), в песнях, в прозе и т.д. Мысль, выраженная в каламбурной форме, выглядит ярче, острее; писатель обращает внимание на обыгрываемое слово
  • Каламбур можно встретить в поэтической речи, в фольклоре (загадки, пословицы, поговорки), в песнях, в прозе и т.д. Мысль, выраженная в каламбурной форме, выглядит ярче, острее; писатель обращает внимание на обыгрываемое слово
Нёс медведь, шагая к рынку, На продажу мёду крынку, Вдруг на Мишку – вот напасть – Осы вздумали напасть . Мишка с армией осиной Дрался вырванной осиной, Мог ли в ярость он не впасть , Если осы лезли в пасть , Жалили куда попало, Им за это и попало.

Нёс медведь, шагая к рынку,

На продажу мёду крынку,

Вдруг на Мишку – вот напасть

Осы вздумали напасть .

Мишка с армией осиной

Дрался вырванной осиной,

Мог ли в ярость он не впасть ,

Если осы лезли в пасть ,

Жалили куда попало,

Им за это и попало.

Омонимия лежит в основе многих песен - «Ох, рано встает охрана!» (из м/ф «Бременские музыканты»)  - песенок Винни-Пуха в пер. Б. Заходера: «– Вопрос мой прост и краток, Промолвил Носорог ,– Что лучше – сОрок пЯток Или пятОк сорОк?…»
  • Омонимия лежит в основе многих песен
  • - «Ох, рано встает охрана!» (из м/ф «Бременские музыканты»)
  • - песенок Винни-Пуха в пер. Б. Заходера: «– Вопрос мой прост и краток, Промолвил Носорог ,– Что лучше – сОрок пЯток Или пятОк сорОк?…»
Омонимы придают особую выразительность, остроту пословицам.  Каков ни есть, а хочет есть

Омонимы придают особую выразительность, остроту пословицам.

Каков ни есть, а хочет есть

У каких быков нет ни хвостов, ни рогов? (Быки мостов.) Какие кошки мышей не ловят? (Кошки электромонтера.) В бою рубят, а после боя развлекают. (Шашки.) Оружье, фрукты, камни-самоцветы, одно названье — разные предметы. (Гранаты.) Всех с дороги прочь гоню, коль разбегусь; а на крыше я торчу, не шелохнусь; лед на речке режу вдоль и поперек, а на дне морском я махонький... Кто? (Конёк.) В некоторых загадках обыгрываются омофоны: Ел старик хлеб сухой... Откуда же рыбьи кости? (Так ведь хлеб с ухой.)

У каких быков нет ни хвостов, ни рогов? (Быки мостов.) Какие кошки мышей не ловят? (Кошки электромонтера.) В бою рубят, а после боя развлекают. (Шашки.) Оружье, фрукты, камни-самоцветы, одно названье — разные предметы. (Гранаты.) Всех с дороги прочь гоню, коль разбегусь; а на крыше я торчу, не шелохнусь; лед на речке режу вдоль и поперек, а на дне морском я махонький... Кто? (Конёк.) В некоторых загадках обыгрываются омофоны: Ел старик хлеб сухой... Откуда же рыбьи кости? (Так ведь хлеб с ухой.)

РЕКЛАМА ИЗУЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ ПСИХОЛОГИЯ «НЕ ХРАНИТЕ ДЕНЬГИ В БАНКЕ, А ХРАНИТЕ ИХ В СБЕРБАНКЕ»

РЕКЛАМА

ИЗУЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ

ПСИХОЛОГИЯ

«НЕ ХРАНИТЕ ДЕНЬГИ В БАНКЕ, А ХРАНИТЕ ИХ В СБЕРБАНКЕ»

Внимательное чтение и изучение произведений мастеров слова – одно из необходимых условий повышения своей собственной культуры.  Омонимические богатства русского языка огромны. Только тот, кто любит родную речь, кто знает её хорошо, только тот ощутит радость свободного владения ею.
  • Внимательное чтение и изучение произведений мастеров слова – одно из необходимых условий повышения своей собственной культуры.

  • Омонимические богатства русского языка огромны. Только тот, кто любит родную речь, кто знает её хорошо, только тот ощутит радость свободного владения ею.
Изучив литературу по данной теме, я научилась отличать омонимы от многозначных слов. Изучив омонимы и их разновидности, познакомила с ними одноклассников. Мы сделали подборку заданий для внеклассного занятия по русскому языку, и ребята в игровой форме узнали об омонимах. Познакомив одноклассников со своей работой, я смогла заинтересовать их дальнейшим изучением русского языка.
  • Изучив литературу по данной теме, я научилась отличать омонимы от многозначных слов.
  • Изучив омонимы и их разновидности, познакомила с ними одноклассников.
  • Мы сделали подборку заданий для внеклассного занятия по русскому языку, и ребята в игровой форме узнали об омонимах.
  • Познакомив одноклассников со своей работой, я смогла заинтересовать их дальнейшим изучением русского языка.
1. Арсирий А. Т. Занимательные материалы по русскому языку: Кн. для учащихся/Под ред. Л. П. Крысина; Худож. О.С. Василькова. – М.: Просвещение, 1995. – 383 с.:ил. – ISBN 5-09-004345-0. 2. Бурлака Е. Г., Прокопенко И. Н.: Донецк: ПКФ «БАО», 1997. 3. Волина В. Весёлая грамматика. М, Знание,1995. 4. Козловский Я.А . Игры с буквами и словами на уроках и дома. - М.: ACT-ПРЕСС, 1998. - 64 с.; серия

1. Арсирий А. Т. Занимательные материалы по русскому языку: Кн. для учащихся/Под ред. Л. П. Крысина; Худож. О.С. Василькова. – М.: Просвещение, 1995. – 383 с.:ил. – ISBN 5-09-004345-0.

2. Бурлака Е. Г., Прокопенко И. Н.: Донецк: ПКФ «БАО», 1997.

3. Волина В. Весёлая грамматика. М, Знание,1995.

4. Козловский Я.А . Игры с буквами и словами на уроках и дома. - М.: ACT-ПРЕСС, 1998. - 64 с.; серия "Занимательный русский язык".

5. Успенский Л.В. По дорогам и тропам языка / Рис. В.Воробьёва. — М.: Дет. лит., 1980. — 271 с.: ил.

6. Беляева Татьяна Петровна, Омонимы, Официальный сайт школы № 38, г. Калининграда, http://www.school38.org/index.php/workshop/111-omonimy

7. Русские рифмы, http :// rifma . com . ru / Museum -9+. ht m


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Исследовательская работа по теме: «О словах разнообразных, одинаковых, но разных».

Автор: Гуларова Наталья Александровна

Дата: 06.02.2015

Номер свидетельства: 168360

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Исследовательский реферат по теме: "Каков он ученик 5 класса". "
    ["seo_title"] => string(66) "issliedovatiel-skii-riefierat-po-tiemie-kakov-on-uchienik-5-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "142549"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418314043"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Программа факультативного курса «Занимательный русский язык»  3 класс "
    ["seo_title"] => string(70) "proghramma-fakul-tativnogho-kursa-zanimatiel-nyi-russkii-iazyk-3-klass"
    ["file_id"] => string(6) "245973"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446273692"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Работа с бумагой Бумагопластика. Изготовление объемной снежинки. Конспект урока технологии. "
    ["seo_title"] => string(99) "rabota-s-bumaghoi-bumaghoplastika-izghotovlieniie-obiemnoi-sniezhinki-konspiekt-uroka-tiekhnologhii"
    ["file_id"] => string(6) "185547"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426193937"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Конспект урока на тему: "Особенности строения и жизнедеятельности  насекомых" "
    ["seo_title"] => string(85) "konspiekt-uroka-na-tiemu-osobiennosti-stroieniia-i-zhizniedieiatiel-nosti-nasiekomykh"
    ["file_id"] => string(6) "230463"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1442149772"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Презентация к уроку технологии "Вязание крючком" "
    ["seo_title"] => string(57) "priezientatsiia-k-uroku-tiekhnologhii-viazaniie-kriuchkom"
    ["file_id"] => string(6) "188857"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1426761273"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства