kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект занятия на тему "К словам разнообразным, одинаковым, но разным".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект данного занятия разработан для факультативного курса по развитию речи. В него включены различные задания, которые в игровой форме знакомят ребят со словами - омонимами.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия на тему "К словам разнообразным, одинаковым, но разным".»

Тема: К словам разнообразным, одинаковым, но разным.


Цель: Формировать первичное представление об омонимах и их значении в речи. Упражнять в угадывании слов-омонимов по различным признакам предметов или понятий. Развивать логическое мышление.


Оборудование: предметные картинки, конверты с разрезными картинками.


Ход занятия


1. Организационный момент.

- Сегодня мы с вами поговорим о волшебных словах, которые ещё называют слова - близнецы.

Одинаково их пишут,

Одинаково их слышат.

Но важна не только внешность,

Потому не торопись,

Не всегда нужна поспешность,

Ты до смысла доберись.

Наподобие начинки,

Смысл запрятан в серединке,

Сходным лицам вопреки

Они по смыслу - далеки.


2. Основная часть.

Задание "Отгадай слово". (Многозначные слова.)

- Чтобы узнать, как называются такие слова давайте вместе разгадаем кроссворд. Я загадываю загадку. Вы ищите отгадку и записываете слово. (Учитель дублирует все действия учеников на доске.)




к

О

р

е

н

ь





М

о

л

н

и

я


и

г

О

л

к

а



к

р

а

Н








к

И

с

т

ь




з

е

М

л

я





И воду сосет ,

И камень грызет,

А у самой вершинки-

Нежные пушинки. (Корень)


Раскаленная стрела

Дуб свалила у села. (Молния)


Я одноухая старуха

Я прыгаю по полотну
И нитку длинную из уха
Как паутину я тяну…(Иголка)


Мойдодыру я родня,

Отверни скорей меня:

И холодною водою

Живо я тебя умою. (Кран)


Свою косичку без опаски

Она обмакивает в краски

Потом окрашенной косичкой

В альбоме водит по страничке. (Кисть)


Планета голубая,
Любимая, родная,
Она твоя, она моя,
А называется…(Земля)


- Прочитайте слово, которое получилось по вертикали. (омоним)


Значение термина "омоним".

- Слово "омоним" произошло от двух греческих слов: Омос – "одинаковый", Онима – "имя". Эти слова одинаково звучат и пишутся, но называют предметы и явления, ничем не связанные между собой, разные.


Задание "Найди слова - близнецы". (Чтение стихотворения подготовленным учеником.)

Мы сражаться стали,

В ход пустили шашки,

Шашки не из стали,

Мы играем в шашки.

- О чём это стихотворение?

- Назовите слова - омонимы.

- Определите лексическое значение этих слов?

(Учитель выставляет на доску изображение шашечной доски и холодного оружия.)


Задание "Загадай слово".

- Вы вытягиваете картинку, на которой изображены слова-омонимы. Ваша задача- объяснить ребятам это слово, не называя его: норка, кран, коса, лук.

Например: Это сделано из металла, им можно шить, это бывает у ежа, у ели. (иголки);


Игра "Подбери подходящее слово".

- Слова - близнецы любят использовать поэты в юмористических стихотворениях, каламбурах. Они позволяют выразить мысль ярче, острее.

-Работаем в группах. На ваших карточках- стихотворение с пропущенными словами-омонимами. Впишите его. Объясните свой выбор.

Слова –подсказки на доске: лапа, такса, пенка, пятачок, шишка, сережка.


Бросил палку кверху Мишка:

Падай в шапку с ели, (шишка)!

Шишка хлоп по голове, -

Стало (шишек) сразу две.


Возвращаясь под вечер с поля,

Потеряла сережку Поля.

Ту сережку нашел (Сережка).

Прибежал, постучал в окошко:

Отыскалась твоя (сережка).


Задание "Составь пару".

- Поработаем в группах. Возьмите конверты, там лежат картинки, которым нужно найти пару.

- Объясните, как вы составили пары.

Коса – прическа и коса – инструмент.

Лук – овощ и лук – оружие.

Ключ - дверной и ключ - родник.

Кисть - рябины и кисть - человека и кисть - для рисования.

Кран - подъёмный и кран - водопроводный.

Перо - для письма и перо птицы.

Ножка - у стула и ножка - у гриба и ножка у ребёнка.

Гриф - птица и гриф - у гитары.

- Почему эти предметы называются одинаково.


Задание "Найди отгадки". (На доске картинки-отгадки.)

- Вы послушайте загадки и покажите отгадки.


Эх, звоночки, синий цвет,

С язычком, а звона нет. (колокольчик)


Хвост – на дворе,

Нос – в конуре.

Хвост повернется,

Дверь отопрется. (ключ)


Я бываю выше дома

И легко одной рукой

Поднимаю груз огромный

Кто скажите я такой? (подъемный кран)


Бегу я, как по лесенке,

По камушкам звеня,

Издалека по песенке

Узнаете меня. (ключ)


Право я прическа – чудо!

Заплести меня не худо.

На лугу с шипеньем острым

справляюсь с сенокосом. (коса)


3. Работа с тетрадью.

Задание №1. "Выучи скороговорку".

Коси, коса, пока роса,

Роса долой - и мы домой. (Варианты произнесения: громко, тихо, с разной интонацией.)


Задание №2. "Чего не хватает?"

- Чего не хватает на картинках? Дорисуй и напиши это слово.












Задание №3. "Найди слова - близнецы".


4. Подведение итогов занятия.

Омонимы - это слова, которые…

Если бы не было таких слов близнецов…

Мы знаем такие слова - близнецы…


Источники

1. Кульгильдинова Т.А. Занимательная грамматика. Для 2 класса общеобразовательной школы - Алматы: "Атамұра", 1998. - 144 стр., - илл.

2. В мире волшебных букв и слов. Книга вторая. - Шымкент: ТОО "Шикула и К", 2004 - 288 с. + Приложение. Составители: Сатимбекова М., Саулебаева А., Кирилинская Л.В.

3. Тарабарина Т.Н., Соколова Е.Н.. И учеба и игра: русский язык, Ярославль: Академия холдинг, 2002 г.

4. Школа семи гномов. Конспекты занятия с детьми от 5 до 6 лет.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Конспект занятия на тему "К словам разнообразным, одинаковым, но разным".

Автор: Рудик Инесса Анатольевна

Дата: 09.02.2018

Номер свидетельства: 456055

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Конспект занятия на тему "К словам разнообразным, одинаковым, но разным"."
    ["seo_title"] => string(72) "konspiekt_zaniatiia_na_tiemu_k_slovam_raznoobraznym_odinakovym_no_raznym"
    ["file_id"] => string(6) "456039"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1518180831"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "Конспект занятия «Мороз и солнце – день чудесный. Яркий насыщенный колорит в живописи»."
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_zaniatiia_moroz_i_solntsie_dien_chudiesnyi_iarkii_nasyshchiennyi_kolor"
    ["file_id"] => string(6) "440690"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1511623339"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Факультативные занятия, как вид внеклассной работы по иностранному языку"
    ["seo_title"] => string(67) "fakultativnyiezaniatiiakakvidvnieklassnoirabotypoinostrannomuiazyku"
    ["file_id"] => string(6) "333996"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1465565569"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Работа с бумагой Бумагопластика. Изготовление объемной снежинки. Конспект урока технологии. "
    ["seo_title"] => string(99) "rabota-s-bumaghoi-bumaghoplastika-izghotovlieniie-obiemnoi-sniezhinki-konspiekt-uroka-tiekhnologhii"
    ["file_id"] => string(6) "185547"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426193937"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(194) "Статья на тему "Организация самостоятельной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы""
    ["seo_title"] => string(122) "stat-ia-na-tiemu-orghanizatsiia-samostoiatiel-noi-dieiatiel-nosti-uchashchikhsia-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "281861"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453615308"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства