| № урока | Тема урока Элементы содержания Тип урока | Требования к уровню подготовки обучающихся (ЗУНы) | Характеристика деятельности (УУД) |
| Синтаксис 3ч |
| 1 | Наша речь и наш язык. | Знать понятие речь и её значении в жизни человека. | Высказываться о значении русского языка, составлять текст по пословице. |
| 2 | Язык и речь. Формулы вежливости. | Уметь соотносить содержание текста с его темой и главной мыслью | Анализировать высказывания о русском языке. |
| 3 | Текст и его план. | Знать особенности текста, как единицы речи. Уметь составлять план текста. | Определять тему и главную мысль текста, подбирать заголовок, составлять заголовок и текст. |
| Развитие речи 2ч |
| 4 | Обучающее изложение №1 по прочитанному тексту «Сашины каникулы» | Уметь применять изученные правила орфографии и пунктуации при написании изложения | Соблюдать нормы построения текста, подробно излагать содержание повествовательного текста и оценивать правильность написанного. |
| 5 | Анализ изложения. Типы текстов. Контрольное списывание №1. | Уметь применять изученные правила орфографии и пунктуации в контрольной работе | Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения |
| Синтаксис 6ч |
| 6 | Предложение как единица речи. | Уметь распознавать предложение, выделять их интонацией, составлять предложение из слов, правильно оформлять предложение на письме. | Находить в тексте предложения. Соблюдать в устной речи логическое ударение и интонацию конца предложения. |
| 7 | Виды предложений по цели высказывания. | Знать виды предложений по цели высказывания и по интонации. Уметь правильно ставить знаки препинания в конце предложения | Составлять предложения, различные по цели высказывания и по интонации, классифицировать предложения по цели высказывания и по интонации. |
| 8 | Диалог. Обращение. | Знать знаки препинания в предложениях с прямой речью. Уметь анализировать предложение | Находить прямую речь и обращение в предложении, составлять предложения с обращением, выделять обращение на письме. |
| 9 | Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения. | Знать признаки изученных частей речи. Уметь соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации | Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в предложении, выделять и различать главные и второстепенные члены предложения |
| 10 | Контрольный диктант №1 по теме «Повторение». | Уметь применять изученные правила орфографии и пунктуации в контрольной работе | Оценивать результаты выполненного задания |
| 11 | Словосочетание. | Знать отличия словосочетания от предложения. Уметь выделять словосочетания в предложении. | Сравнивать предложение словосочетание и слово, объяснять их сходство и различия, выделять в предложении словосочетания |
| Орфография и пунктуация 3ч |
| 12 | Однородные члены предложения (общее понятие). | Знать признаки однородных членов предложения; подлежащих. Уметь расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами; соблюдать изученные нормы орфографии | Анализировать текст, находить предложения с однородными членами. |
| 13 | Связь однородных членов предложения. Знаки препинания в предложении с однородными членами. | Уметь анализировать предложение; соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации | Анализировать текст, находить предложения с однородными членами |
| 14 | Знаки препинания в предложении с однородными членами. | Уметь анализировать предложение; соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации | Анализировать текст, находить предложения с однородными членами |
| Развитие речи 1ч |
| 15 | Сочинение №1 по картине И. И. Левитана «Золотая осень». | Уметь применять изученные правила орфографии и пунктуации при написании сочинения | Соблюдать нормы построения текста, подробно излагать содержание повествовательного текста и оценивать правильность написанного. |
| Синтаксис 3ч |
| 16 | Анализ сочинения. Закрепление | Уметь анализировать предложение; соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации | Анализировать текст, находить предложения с однородными членами |
| 17 | Простые и сложные предложения. Связь между простыми предложениями в составе сложного. | Знать признаки простого и сложного предложений. Уметь расставлять знаки препинания в простом и сложном предложениях | Сравнивать простые и сложные предложения |
| 18 | Сложные предложения и предложения с однородными членами. | Знать признаки сложного предложения. Уметь расставлять знаки препинания в простом и сложном предложениях | Ставить запятые между простыми предложениями, входящими в состав сложного |
| Развитие речи 1ч |
| 19 | Обучающее изложение №2 по прочитанному тексту «Умный Епифан». | Уметь применять изученные правила орфографии и пунктуации при написании изложения | Соблюдать нормы построения текста, подробно излагать содержание повествовательного текста и оценивать правильность написанного. |
| Орфография и пунктуация 1ч |
| 20 | Контрольный диктант №2 по теме «Предложение». | Уметь применять изученные правила орфографии и пунктуации в контрольной работе | Оценивать результаты выполненного задания |
| Лексика 4ч |
| 21 | Слово и его лексическое значение. | Знать понятие лексическое значение слова. Уметь определять слово по лексическому значению | Выявлять слова, значение которых требует уточнения. Определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря |
| 22 | Многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Устаревшие слова. | Знать понятие однозначные и многозначные слова, переносное значение слов. | Распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значении. Подбирать предложения, в которых слова употреблены в прямом или переносном значении |
| 23 | Синонимы, антонимы, омонимы. | Знать понятие синонимы, антонимы, омонимы. Уметь подбирать синонимы, антонимы, омонимы. | Распознавать слова синонимы, антонимы, омонимы. |
| 24 | Фразеологизмы. Обобщение знаний о лексических группах слов. | Знать понятие фразеологизмы. | Распознавать слова фразеологизмы. Анализировать употребление в тексте лексических групп слов. |
| Орфография и пунктуация 7ч |
| 25 | Состав слова. Распознавание значимых частей слова. | Знать части слова. Уметь распознавать однокоренные слова. | Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова. Контролировать правильность объединения слов в группу |
| 26 | Состав слова. Распознавание значимых частей слова. | Уметь распознавать однокоренные слова, значимые части слова, разбирать слова по составу | Обнаруживать лишнее слово в ряду. Объяснять значение слова, роль и значение суффиксов и приставок. |
| 27 | Состав слова. Распознавание значимых частей слова. | Знать о роли суффиксов и приставок в словах. Уметь разбирать слова по составу. | Анализировать заданную схему слова и подбирать слова заданного состава. Анализировать текст с целью обнаружения в нём однокоренных слов |
| 28 | Правописание гласных и согласных в корне слова. | Уметь применять изученные правила орфографии и пунктуации при написании изложения | Установление наличия в словах изученных орфограмм, обосновывать их написание. Устанавливать зависимость способа проверки от места орфограммы в слове |
| 29 | Правописание гласных и согласных в корне слова. Удвоенные согласные. | Уметь применять изученные правила орфографии и пунктуации при написании изложения | Использовать алгоритм применения орфографического правила при обосновании написания слова. |
| 30 | Правописание приставок и суффиксов. | Уметь применять изученные правила орфографии и пунктуации при написании изложения | Группировать слова по месту орфограммы и по типу орфограммы. |
| 31 | Разделительный твёрдый и мягкий знаки. | Уметь применять изученные правила орфографии и пунктуации при написании изложения | Проводить звуковой и звуко-буквенный разбор слова. |
| Развитие речи 1ч |
| 32 | Обучающее изложение №3 по прочитанному тексту «Помощь дроздам» | Уметь применять изученные правила орфографии и пунктуации при написании изложения | Соблюдать нормы построения текста, подробно излагать содержание повествовательного текста и оценивать правильность написанного. |
| Морфология 5ч |
| 33 | Анализ изложения. Части речи. Морфологические признаки частей речи. | Уметь выполнять работу над ошибками. | Различать изученные части речи. Классифицировать слова по частям речи на основе изученных признаков. |
| 34 | Склонение имён существительных и имён прилагательных. | Знать лексико-грамматические признаки имен существительных и прилагательных. Уметь определять падеж имен существительных, и прилагательных, употреблять предлоги с различными падежами имен существительных | Изменять имена существительные и прилагательные по падежам |
| 35 | Имя числительное. Глагол. | Знать понятие имя числительное и глагол, правила написания приставок и предлогов, частицы НЕ. Уметь изменять глагол по временам. | Подбирать примеры изученных частей речи. Анализировать изученные грамматические признаки частей речи. |
| 36 | Наречие как часть речи. | Знать лексико-грамматические признаки наречия | Образовывать наречия от имён прилагательных. Определять роль наречий в предложении и тексте. |
| 37 | Правописание наречий. | Уметь распознавать наречия в тексте, | Подбирать примеры изученных частей речи. Анализировать изученные грамматические признаки частей речи. |
| | Развитие речи 1ч |
| 38 | Сочинение – отзыв №2 по картине В.М. Васнецова «Иван Царевич на Сером волке». | Уметь применять изученные правила орфографии и пунктуации при написании сочинения | Соблюдать нормы построения текста, подробно излагать содержание повествовательного текста и оценивать правильность написанного. |
| Морфология 8ч |
| 39 | Контрольный диктант№3 по теме «Части речи». | Уметь применять изученные правила орфографии и пунктуации в контрольной работе | Оценивать результаты выполненного задания |
| 40 | Анализ работ. Распознавание падежей имён существительных. | Знать понятие «предлоги». | Изменять имена существительные по падежам |
| 41 | Упражнение в распознавании именительного, родительного и винительного падежей неодушевлённых имён существительных. | Уметь определять именительный, родительный и винительный падежи имен существительных | Различать падежные и смысловые вопросы |
| 42 | Упражнение в распознавании родительного, дательного и винительного падежей неодушевлённых имён существительных. | Уметь определять родительный, дательный и винительный падежи имен существительных | Определять падеж имени существительного |
| 43 | Упражнение в распознавании имён существительных в творительном и предложенном падежах. | Уметь определять родительный и предложный падежи имен существительных | Анализировать таблицу «Падежные окончания имен существительных» |
| 44 | Повторение сведений о падежах и приёмах их распознавания. Несклоняемые имена существительные. | Знать понятие несклоняемые имена существительных. Уметь определять падеж имён существительных. | Соблюдать нормы употребления в речи неизменяемых имён существительных в речи |
| 45 | Три склонения имён существительных. | Знать признаки 1-, 2-, 3-го склонения имен существительных. Уметь определять склонение имен существительных | Соблюдать нормы употребления в речи неизменяемых имён существительных в речи |
| 46 | Упражнения в распознавании 1- го склонения имён существительных. | Знать признаки 1-, 2-, 3-го склонения имен существительных. Уметь определять склонение имен существительных | Определять принадлежность к 1 склонению и обосновывать правильность определения |
| Развитие речи 1ч |
| 47 | Сочинение №3 по картине А.А. Пластова «Первый снег». | Уметь применять изученные правила орфографии и пунктуации при написании сочинения | Соблюдать нормы построения текста, подробно излагать содержание описательного текста и оценивать правильность написанного. |
| Морфология 5ч |
| 48 | Анализ работ. 2 – е склонение имён существительных. | Знать признаки 1-, 2-, 3-го склонения имен существительных. Уметь определять склонение имен существительных | Определять принадлежность имен существительных к 2 склонению и обосновывать правильность определения |
| 49 | Упражнения в распознавании 2- го склонения имён существительных. | Знать признаки 1-, 2-, 3-го склонения имен существительных. Уметь определять склонение имен существительных | Определять принадлежность имен существительных к 2 склонению и обосновывать правильность определения |
| 50 | 3– е склонение имён существительных. | Знать признаки 1-, 2-, 3-го склонения имен существительных. Уметь определять склонение имен существительных | Определять принадлежность имен существительных к 3 склонению и обосновывать правильность определения |
| 51 | Упражнения в распознавании 3- го склонения имён существительных. | Знать признаки 1-, 2-, 3-го склонения имен существительных. Уметь определять склонение имен существительных | Определять принадлежность имен существительных к 3 склонению и обосновывать правильность определения |
| 52 | Типы склонения. Алгоритм определения склонения имени существительного. | Знать признаки 1-, 2-, 3-го склонения имен существительных. Уметь определять склонение имен существительных | Классифицировать имена существительные по склонениям |
| Развитие речи 1ч |
| 53 | Обучающее изложение №4 по прочитанному тексту «Поползень» | Уметь применять изученные правила орфографии и пунктуации при написании изложения | Соблюдать нормы построения текста, подробно излагать содержание повествовательного текста и оценивать правильность написанного. |
| Орфография и пунктуация 14ч |
| 54 | Анализ работ. Падежные окончания имён существительных 1, 2 и 3 – го склонения единственного числа. Способы проверки безударных падежных окончаний имён существительных. | Знать правописание падежных окончаний имен существительных единственного числа. Уметь различать типы склонения имен существительных (1-, 2-, 3-е) | Анализировать таблицу «Падежные окончания имен существительных» |
| 55 | Именительный и винительный падежи. | Знать падежные окончания имен существительных в родительном, дательном и предложном падежах. Уметь находить способы проверки написания слов с падежными окончаниями имен существительных в родительном, дательном и предложном падежах | Анализировать способы проверки безударного падежного окончания и выбирать нужный способ проверки при написании слов |
| 56 | Правописание окончаний имён существительных в родительном падеже. | Знать падежные окончания имен существительных в родительном, дательном и предложном падежах. Уметь находить способы проверки написания слов с падежными окончаниями имен существительных в родительном, дательном и предложном падежах | Обосновывать написание безударного падежного окончания |
| 57 | Именительный, родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных. | Знать падежные окончания имен существительных в родительном, дательном и предложном падежах. Уметь находить способы проверки написания слов с падежными окончаниями имен существительных в родительном, дательном и предложном падежах | Обосновывать написание безударного падежного окончания |
| 58 | Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже. | Знать падежные окончания имен существительных в родительном, дательном и предложном падежах. Уметь находить способы проверки написания слов с падежными окончаниями имен существительных в родительном, дательном и предложном падежах | Анализировать способы проверки безударного падежного окончания и выбирать нужный способ проверки при написании слов |
| 59 | Упражнение в правописании безударных окончаний имён существительных в родительном и дательном падежах. | Уметь находить способы проверки написания слов; соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации | Обосновывать написание безударного падежного окончания |
| 60 | Упражнение в правописании безударных окончаний имён существительных в родительном и дательном падежах. | Знать падежные окончания имен существительных в родительном, дательном и предложном падежах. Уметь находить способы проверки написания слов с падежными окончаниями имен существительных в родительном, дательном и предложном падежах | Анализировать способы проверки безударного падежного окончания и выбирать нужный способ проверки при написании слов |
| 61 | Правописание окончаний имён существительных в творительном падеже. | Знать окончания имён существительных в творительном падеже. Уметь правильно писать безударные падежные окончания имён существительных | Обосновывать написание безударного падежного окончания |
| 62 | Правописание окончаний имён существительных в творительном падеже. | Уметь проверять безударные падежные окончания имён существительных | Анализировать способы проверки безударного падежного окончания и выбирать нужный способ проверки при написании слов |
| 63 | Правописание окончаний имён существительных в предложном падеже | Уметь проверять безударные падежные окончания имён существительных | Обосновывать написание безударного падежного окончания |
| 64 | Правописание окончаний имён существительных в предложном падеже | Уметь проверять безударные падежные окончания имён существительных | Анализировать способы проверки безударного падежного окончания и выбирать нужный способ проверки при написании слов |
| 65 | Упражнение в правописание окончаний имён существительных во всех падежах. | Уметь находить способы проверки написания слов; соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации | Обосновывать написание безударного падежного окончания |
| 66 | Упражнение в правописание окончаний имён существительных во всех падежах. | Уметь различать типы склонения имен существительных (1, 2, 3-е) | Анализировать способы проверки безударного падежного окончания и выбирать нужный способ проверки при написании слов |
| 67 | Упражнение в правописание окончаний имён существительных во всех падежах. | Уметь различать типы склонения имен существительных (1, 2, 3-е) | Обосновывать написание безударного падежного окончания |
| Развитие речи 1ч |
| 68 | Сочинение №4 по картине В.А. Тропинина «Кружевница». | Уметь применять изученные правила орфографии и пунктуации при написании сочинения | Соблюдать нормы построения текста, подробно излагать содержание описательного текста и оценивать правильность написанного. |
| Орфография и пунктуация 7ч |
| 69 | Контрольный диктант№4 по теме «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе». | Уметь применять изученные правила орфографии и пунктуации в контрольной работе | Оценивать результаты выполненного задания. Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями, находить и исправлять ошибки. |
| 70 | Анализ работ. Повторение. | Уметь использовать приобретенные знания для создания в письменной форме несложных текстов | Анализировать способы проверки безударного падежного окончания и выбирать нужный способ проверки при написании слов |
| 71 | Склонение имён существительных во множественном падеже. | Знать признаки имен существительных; склонение существительных во множественном числе. Уметь анализировать слово как часть речи, соблюдать правила написания безударных окончаний имен существительных | Обосновывать написание безударного падежного окончания в формах множественного числа |
| 72 | Именительный падеж имён существительных множественного числа. | Знать признаки имен существительных; склонение существительных во множественном числе. Уметь анализировать слово как часть речи, соблюдать правила написания безударных окончаний имен существительных | Обосновывать написание безударного падежного окончания в формах множественного числа |
| 73 | Родительный падеж имён существительных множественного числа. | Знать признаки имен существительных; склонение существительных во множественном числе. Уметь анализировать слово как часть речи, соблюдать правила написания безударных окончаний имен существительных | Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями, находить и исправлять ошибки |
| 74 | Правописание окончаний имён существительных множественного числа в родительном падеже. Родительный и винительный падежи имён существительных множественного числа. | Уметь образовывать форму родительного падежа имён существительных множественного числа, правильно писать окончания имён существительных множественного числа. | Обосновывать написание безударного падежного окончания в формах множественного числа |
| 75 | Дательный, творительный и предложный падежи имён существительных множественного числа. | Уметь образовывать форму дательного, творительного и предложного падежа имён существительных множественного числа, правильно писать окончания имён существительных множественного числа. | Обосновывать написание безударного падежного окончания в формах множественного числа |
| Развитие речи 1ч |
| 76 | Обучающее изложение №5 по прочитанному тексту «Верный друг» | Уметь применять изученные правила орфографии и пунктуации при написании изложения | Соблюдать нормы построения текста, подробно излагать содержание повествовательного текста и оценивать правильность написанного |
| Орфография и пунктуация 2ч |
| 77 | Анализ работ. Правописание падежных окончаний имён существительных в единственном и множественном числе. | Уметь различать типы склонения имен существительных (1, 2, 3-е) | Обосновывать написание безударного падежного окончания в формах множественного числа |
| 78 | Контрольный диктант №5 за 1 полугодие. | Уметь применять изученные правила орфографии и пунктуации в контрольной работе | Оценивать результаты выполненного задания |
| Морфология 4ч |
| 79 | Анализ работ. Повторение | Уметь различать типы склонения имен существительных (1, 2, 3-е) | Оценивать результаты выполненного задания |
| 80 | Проверочная работа. Повторение. | Уметь применять изученные правила орфографии и пунктуации в контрольной работе | Оценивать результаты выполненного задания |
| 81 | Имя прилагательное как часть речи. | Знать лексико- грамматические признаки имен прилагательных | Находить имена прилагательные среди других слов в тексте |
| 82 | Род и число имён прилагательных. | Уметь определять род и число имен прилагательных | Определять род и число им. прилагательных |
| Развитие речи 1ч |
| 83 | Сочинение №: описание игрушки. | Уметь применять изученные правила орфографии и пунктуации при написании сочинения | Соблюдать нормы построения текста, подробно излагать содержание описательного текста и оценивать правильность написанного. |
| Морфология 1ч |
| 84 | Склонение имён прилагательных. | Знать склонение имен прилагательных. Уметь определять склонение имен прилагательных | Правильно писать родовые окончания им. прилагательных Правильно писать родовые окончания им. прилагательных |
| Развитие речи 1ч |
| 85 | Сочинение №6 на тему «Чем мне запомнилась картина В.А. Серова «Мика Морозов». | Уметь применять изученные правила орфографии и пунктуации при написании сочинения | Соблюдать нормы построения текста, подробно излагать содержание описательного текста и оценивать правильность написанного. |
| Орфография и пунктуация 7ч |
| 86 | Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. | Знать склонение имен прилагательных мужского и среднего рода. Уметь определять склонение имен прилагательных мужского и среднего рода | Правильно писать родовые окончания имён прилагательных. Правильно писать родовые окончания им. прилагательных |
| 87 | Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в именительном падеже. | Знать склонение имен прилагательных мужского и среднего рода. Уметь определять склонение имен прилагательных мужского и среднего рода | Правильно писать родовые окончания имён прилагательных. Правильно писать родовые окончания им. прилагательных |
| 88 | Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже. | Знать склонение имен прилагательных мужского и среднего рода. Уметь определять склонение имен прилагательных мужского и среднего рода | Правильно писать родовые окончания имён прилагательных. Правильно писать родовые окончания им. прилагательных |
| 89 | Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже. | Знать склонение имен прилагательных мужского и среднего рода. Уметь определять склонение имен прилагательных мужского и среднего рода | Правильно писать родовые окончания имён прилагательных. Правильно писать родовые окончания им. прилагательных |
| 90 | Именительный, винительный, родительный падежи. | Уметь определять склонение имен прилагательных мужского и среднего рода | Анализировать разные способы проверки безударного падежного окончания имени прилагательного |
| 91 | Правописании окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах | Уметь определять склонение имен прилагательных мужского и среднего рода | Выбирать наиболее рациональный способ проверки для имени прилагательного. |
| 92 | Упражнения в правописании имён прилагательных мужского и среднего рода. | Уметь определять склонение имен прилагательных мужского и среднего рода | Анализировать разные способы проверки безударного падежного окончания имени прилагательного и выбирать наиболее рациональный способ проверки для имени прилагательного |
| Развитие речи 1ч |
| 93 | Выборочное изложение №6 описательного текста «Церковь Пакрова». | Уметь применять изученные правила орфографии и пунктуации при написании изложения | Соблюдать нормы построения текста, подробно излагать содержание описательного текста и оценивать правильность написанного. |
| Орфография и пунктуация 6ч |
| 94 | Анализ работ. Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода. | Знать падежные окончания имен прилагательных мужского и среднего рода единственного числа. Уметь находить способы проверки написания слов | Анализировать разные способы проверки безударного падежного окончания имени прилагательного и выбирать наиболее рациональный способ проверки для имени прилагательного. |
| 95 | Склонение имён прилагательных женского рода. | Знать правописание безударных окончаний имен прилагательных. | Сравнивать падежные окончания им. Прилагательных женского рода по таблице |
| 96 | Именительный и винительный падежи имён прилагательных женского рода. | Знать склонение имен прилагательных женского рода единственного числа. Уметь находить способы проверки написания слов, определять склонение имен прилагательных женского рода единственного числа | Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания им. прилагательных женского рода |
| 97 | Родительный, дательный, творительный и предложный падежи имён прилагательных женского рода. | Уметь определять падеж имён прилагательных женского рода, правильно писать падежные окончания имён прилагательных | Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания им. прилагательных женского рода, проверять правильность написанного |
| 98 | Винительный и творительный падежи имён прилагательных женского рода. | Уметь определять падеж имён прилагательных женского рода, правильно писать падежные окончания имён прилагательных | Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания им. прилагательных женского рода, проверять правильность написанного |
| 99 | Упражнение в правописании падежных окончаний имён прилагательных. | Уметь определять падеж имён прилагательных женского рода, правильно писать падежные окончания имён прилагательных | Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания им. прилагательных женского рода, проверять правильность написанного |
| Развитие речи 1ч |
| 100 | Изложение №7 описательного текста «Семья лосей» | Уметь применять изученные правила орфографии и пунктуации при написании изложения | Соблюдать нормы построения текста, подробно излагать содержание описательного текста и оценивать правильность написанного. |
| Орфография и пунктуация 2ч |
| 101 | Анализ работ. Правописание падежных окончаний имён прилагательных. | Знать склонение и правописание окончаний имен прилагательных множественного числа. Уметь находить способы проверки написания слов, определять склонение имен прилагательных во множественном числе | Сравнивать падежные окончания им. прилагательных во множественном числе |
| 102 | Склонение имён прилагательных во множественном числе. | Знать склонение и правописание окончаний имен прилагательных множественного числа. Уметь находить способы проверки написания слов, определять склонение имен прилагательных во множественном числе | Сравнивать падежные окончания им. прилагательных во множественном числе |
| Развитие речи 1ч |
| 103 | Сочинение – отзыв №7 по картине Н.К. Рериха «Заморские гости». Анализ работ | Уметь применять изученные правила орфографии и пунктуации при написании сочинения | Соблюдать нормы построения текста, подробно излагать содержание описательного текста и оценивать правильность написанного |
| Орфография и пунктуация 4ч |
| 104 | Именительный и винительный падежи имён прилагательных множественного числа. | Уметь находить способы проверки написания слов, определять склонение имен прилагательных в единственном и во множественном числе | Работать с памяткой «Разбор имени прилагательного» |
| 105 | Родительный и предложный падежи имён прилагательных множественного числа. | Уметь находить способы проверки написания слов, определять склонение имен прилагательных в единственном и во множественном числе | Сравнивать падежные окончания им. прилагательных во множественном числе |
| 106 | Дательный и творительный падежи имён прилагательных множественного числа. | Уметь находить способы проверки написания слов, определять склонение имен прилагательных в единственном и во множественном числе | Работать с памяткой «Разбор имени прилагательного» |
| 107 | Обобщение по теме «Имя прилагательное». | Уметь находить способы проверки написания слов, выполнять работу над ошибками | Контролировать правильность записи текста, находить неправильно записанные слова и исправлять ошибки |
| Развитие речи 1ч |
| 108 | Сочинение - отзыв №8по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь». | Уметь применять изученные правила орфографии и пунктуации при написании сочинения | Соблюдать нормы построения текста, подробно излагать содержание описательного текста и оценивать правильность написанного. |
| Морфология 8ч |
| 109 | Обобщение по теме «Имя прилагательное». Проверка знаний. | Уметь находить способы проверки написания слов, выполнять работу над ошибками | Контролировать правильность записи текста, находить неправильно записанные слова и исправлять ошибки |
| 110 | Контрольный диктант №6 по теме «Имя прилагательное». | Уметь применять изученные правила орфографии и пунктуации в контрольной работе | Оценивать результаты выполненного задания |
| 111 | Анализ работ. Повторение. | Уметь находить способы проверки написания слов, выполнять работу над ошибками | Контролировать правильность записи текста, находить неправильно записанные слова и исправлять ошибки |
| 112 | Местоимение как часть речи. | Знать признаки местоимения, соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации | Распознавать местоимения среди других частей речи |
| 113 | Личные местоимения. | Уметь использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни | Определять наличие в тексте местоимений |
| 114 | Изменение личных местоимений 1–го и 2- го лица по падежам. | Знать признаки изученных частей речи. Уметь склонять личные местоимения | Работать с таблицами склонений личных местоимений |
| 115 | Изменение личных местоимений 3- го лица по падежам. | Знать признаки и склонение личных местоимений. Уметь определять склонение и роль в предложении личных местоимений | Соблюдать нормы употребления в речевых высказываниях местоимений и их форм |
| 116 | Изменение личных местоимений по падежам. | Знать признаки изученных частей речи. Уметь анализировать предложение с личными местоимениями | Соблюдать нормы употребления в речевых высказываниях местоимений и их форм |
| Развитие речи 1ч |
| 117 | Изложение №8 повествовательного текста с элементами описания «Букет мимозы» | Уметь применять изученные правила орфографии и пунктуации при написании изложения | Соблюдать нормы построения текста, подробно излагать содержание повествовательного текста и оценивать правильность написанного. |
| Морфология 8ч |
| 118 | Анализ работ. Обобщение по теме «Местоимение». | Знать признаки личных местоимений | Работать с памяткой «Разбор местоимения как часть речи» |
| 119 | Контрольный диктант №7 по теме «Местоимение». | Уметь применять изученные правила орфографии и пунктуации в контрольной работе | Оценивать результаты выполненного задания |
| 120 | Анализ работ. Повторение. | Знать признаки личных местоимений | Работать с памяткой «Разбор местоимения как часть речи» |
| 121 | Роль глаголов в языке. | Знать лексико-грамматические признаки глагола. Уметь употреблять глаголы в речи | Различать глаголы среди других слов и в тексте |
| 122 | Изменение глаголов по временам. | Уметь определять время глагола | Находить основание для классификации слов |
| 123 | Неопределённая форма глагола. | Уметь разбирать по составу глаголы неопределенной формы, задавать вопросы к глаголам | Различать неопределенную форму глагола среди других форм глагола |
| 124 | Неопределённая форма глагола. | Уметь разбирать по составу глаголы неопределенной формы | Ставить вопросы к глаголам в неопределенной форме и классифицировать глаголы, отвечающие на вопросы «что делать?», «что сделать? |
| 125 | Изменение глаголов по временам. | Уметь определять время глагола | Находить основание для классификации слов |
| Развитие речи 1ч |
| 126 | Изложение №9 повествовательного текста по цитатному плану «Живи на воле». | Уметь применять изученные правила орфографии и пунктуации при написании изложения | Соблюдать нормы построения текста, подробно излагать содержание повествовательного текста и оценивать правильность написанного. |
| Морфология 3ч |
| 127 | Анализ работ. Спряжение глаголов. | Уметь анализировать слово как часть речи. Знать признаки I и II спряжения глаголов | Определять лицо и число глаголов |
| 128 | Спряжение глаголов. | Знать признаки I и II спряжения глаголов. Уметь определять спряжение глаголов в настоящем и будущем времени | Определять спряжение глаголов |
| 129 | 2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе. | Уметь определять время глагола, образовывать глаголы настоящего и будущего времени | Определять спряжение глаголов |
| Развитие речи 1ч |
| 130 | Сочинение №9 по картине И.И. Левитана «Весна. Большая вода». | Уметь применять изученные правила орфографии и пунктуации при написании сочинения | Соблюдать нормы построения текста, подробно излагать содержание описательного текста и оценивать правильность написанного. |
| Морфология 3ч |
| 131 | 1 и 2 спряжение глаголов настоящего времени. | Знать признаки I и II спряжения глаголов. Уметь определять спряжение глагола | Определять спряжение глаголов |
| 132 | 1 и 2 спряжение глаголов будущего времени. | Знать признаки I и II спряжения глаголов. Уметь определять спряжение глагола | Определять спряжение глаголов |
| 133 | Закрепление изученного материала по теме «Спряжение глаголов» | Знать признаки I и II спряжения глаголов. Уметь определять спряжение глагола | Моделировать в процессе коллективной работы алгоритм определения спряжения глагола с безударным личным |
| Орфография и пунктуация 4ч |
| 134 | Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. | Знать способы определения спряжения глаголов. Уметь применять изученные правила при написании безударных личных окончаний глаголов | Анализировать и классифицировать объекты по выделенным признакам |
| 135 | Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. | Знать способы определения спряжения глаголов. Уметь применять изученные правила при написании безударных личных окончаний глаголов | Анализировать и классифицировать объекты по выделенным признакам |
| 136 | Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. | Знать способы определения спряжения глаголов. Уметь применять изученные правила при написании безударных личных окончаний глаголов | Анализировать и классифицировать объекты по выделенным признакам |
| 137 | Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. | Знать способы определения спряжения глаголов. Уметь применять изученные правила при написании безударных личных окончаний глаголов | Анализировать и классифицировать объекты по выделенным признакам |
| Морфология 1ч |
| 138 | Возвратные глаголы. | Знать понятие возвратные глаголы. Уметь применять изученные правила при написании безударных личных окончаний глаголов | Узнавать возвратные глаголы. Правильно произносить и писать возвратные глаголы. |
| Орфография и пунктуация 2ч |
| 139 | Правописание –тся, -ться в возвратных глаголах. | Уметь распознавать глаголы в форме 3 лица и в неопределённой форме. Уметь применять изученные правила при написании безударных личных окончаний глаголов | Отличать возвратные глаголы. |
| 140 | Правописание –тся, -ться в возвратных глаголах. | Уметь распознавать глаголы в форме 3 лица и в неопределённой форме. Уметь применять изученные правила при написании безударных личных окончаний глаголов | Отличать возвратные глаголы. |
| Развитие речи 1ч |
| 141 | Сочинение №10 по серии картинок «Юные помощники» | Уметь применять изученные правила орфографии и пунктуации при написании сочинения | Соблюдать нормы построения текста, подробно излагать содержание описательного текста и оценивать правильность написанного |
| Орфография и пунктуация 3ч |
| 142 | Правописание глаголов в прошедшем времени. | Уметь находить способ проверки написания слов, правильно писать личные окончания глаголов | Обосновывать правильность написания родовых окончаний глаголов |
| 143 | Правописание родовых окончаний глаголов прошедшего времени. | Уметь находить способ проверки написания слов, правильно писать личные окончания глаголов | Обосновывать правильность написания родовых окончаний глаголов |
| 144 | Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени. | Уметь находить способ проверки написания слов, правильно писать личные окончания глаголов | Обосновывать правильность написания родовых окончаний глаголов |
| Развитие речи 1ч |
| 145 | Изложение №10 повествовательного текста «Олимпийские игры» по вопросам | Уметь применять изученные правила орфографии и пунктуации при написании изложения | Соблюдать нормы построения текста, подробно излагать содержание повествовательного текста и оценивать правильность написанного. |
| Морфология 4ч |
| 146 | Контрольный диктант №8 по теме «Глагол». | Уметь применять изученные правила орфографии и пунктуации в контрольной работе | Оценивать результаты выполненного задания |
| 147 | Анализ работ. Повторение. | Уметь находить способ проверки написания слов, правильно писать личные окончания глаголов, выполнять работу над ошибками | Обосновывать правильность написания родовых окончаний глаголов |
| 148 | Обобщение по теме глагол. | Уметь находить способ проверки написания слов, правильно писать личные окончания глаголов, выполнять работу над ошибками | Обосновывать правильность написания родовых окончаний глаголов |
| 149 | Обобщение по теме глагол. | Уметь находить способ проверки написания слов | Обосновывать правильность написания родовых окончаний глаголов |
| Развитие речи 1ч |
| 150 | Изложение №11 повествовательного текста «Заяц спаситель» | Уметь применять изученные правила орфографии и пунктуации при написании изложения | Соблюдать нормы построения текста, подробно излагать содержание повествовательного текста и оценивать правильность написанного |
| Морфология 2ч |
| 151 | Проверка знаний по теме «Глагол». | Уметь находить способ проверки написания слов | Обосновывать правильность написания родовых окончаний глаголов |
| 152 | Анализ работ Повторение. | Уметь находить способ проверки написания слов | Обосновывать правильность написания родовых окончаний глаголов |
| Синтаксис 4ч |
| 153 | Язык. Речь. Текст. | Знать признаки текста. Уметь определять тему и основную мысль текста | Анализировать высказывания о русском языке. Определять тему и главную мысль текста, подбирать заголовок, составлять заголовок и текст. |
| 154 | Предложение и словосочетание. | Знать признаки предложения. Уметь выделять словосочетания из предложения | Сравнивать предложение, словосочетание, слово: описывать их сходство и различие |
| 155 | Предложение и словосочетание. | Знать признаки предложения. Уметь выделять словосочетания из предложения | Сравнивать предложение, словосочетание, слово: описывать их сходство и различие |
| 156 | Предложение и словосочетание. | Знать признаки предложения. Уметь выделять словосочетания из предложения | Сравнивать предложение, словосочетание, слово: описывать их сходство и различие |
| Лексика 1 |
| 157 | Лексическое значение слова. | Знать понятие лексическое значение слова, однозначные и многозначные слова, синонимы, антонимы, фразеологизмы. Уметь объяснять лексическое значение слов и фразеологизмов, подбирать синонимы и антонимы | Выявлять слова, значение которых требует уточнения. Определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря |
| Развитие речи 1ч |
| 158 | Сочинение №11 на тему Мои впечатления пот картины И.И. Шишкина «Рожь». | Уметь применять изученные правила орфографии и пунктуации при написании сочинения. | Соблюдать нормы построения текста, подробно излагать содержание описательного текста и оценивать правильность написанного |
| Орфография и пунктуация 4ч |
| 159 | Состав слова. | Знать части слова. Уметь разбирать слова по составу, подбирать однокоренные слова. | Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова. Контролировать правильность объединения слов в группу |
| 160 | Состав слова. | Знать правила правописания приставок. Уметь распознавать орфограммы в разных частях слова. | Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова. Контролировать правильность объединения слов в группу |
| 161 | Состав слова. | Знать виды орфограмм в корне слова. Уметь писать слова с орфограммами в корне слова. | Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова. Контролировать правильность объединения слов в группу |
| 162 | Состав слова. | Уметь писать слова с орфограммами в корне слова. | Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова. Контролировать правильность объединения слов в группу |
| Морфология 2ч |
| 163 | Части речи. | Знать признаки частей речи, признаки орфограмм в разных частях речи. Уметь определять части речи, распознавать изученные орфограммы | Различать изученные части речи. Классифицировать слова по частям речи на основе изученных признаков. |
| 164 | Части речи. | Знать признаки частей речи, признаки орфограмм в разных частях речи. Уметь определять части речи, распознавать изученные орфограммы | Различать изученные части речи. Классифицировать слова по частям речи на основе изученных признаков |
| Развитие речи 1ч |
| 165 | Изложение №12 повествовательного текста «Доигрался» по цитатному плану | Уметь применять изученные правила орфографии и пунктуации при написании изложения | Соблюдать нормы построения текста, подробно излагать содержание повествовательного текста и оценивать правильность написанного. |
| Морфология 3ч |
| 166 | Анализ работ. Части речи. | Уметь выполнять работу над ошибками | Различать изученные части речи. Классифицировать слова по частям речи на основе изученных признаков. |
| 167 | Итоговый контрольный диктант №9. | Уметь применять изученные правила орфографии и пунктуации в контрольной работе | Оценивать результаты выполненного задания |
| 168 | Анализ работ. Повторение. | Уметь выполнять работу над ошибками | Различать изученные части речи. Классифицировать слова по частям речи на основе изученных признаков. |
| Орфография и пунктуация 2ч |
| 169 | Звуки и буквы. | Знать характеристику звуков русского языка. Уметь делать звуко – буквенный разбор слов. | Классифицировать звуки и буквы |
| 170 | Повторение. | Уметь применять полученные знания при решении нестандартных заданий по русскому языку. | Делать звуко-буквенный анализ слов. |