Цель: формирование представления о механизме образования форм слова, об отличии форм слова от однокоренных слов; определение роли окончания.
Воспитательные – воспитывать культуру учебного труда, прививать интерес к урокам русского языка, создание благоприятной психологической обстановки для возможности раскрытия потенциала каждого ученика
Развивающие – способствовать развитию речи, мыслительных процессов, орфографической зоркости, памяти, мелкой моторики рук.
Обучающие – углубить представление об особенностях окончания как части слова; формировать умение находить окончания в словах.
Оборудование: интерактивная доска, компьютер, проектор, учебник, шаблоны.
Ход урока |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
Организационный момент | Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Вдохните глубоко и со вздохом забудьте вчерашние обиды и беспокойство. Вдохните в себя свежесть и красоту осеннего леса, тепло последних солнечных лучей. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу. Начнем наш урок русского языка. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Вдохните глубоко и со вздохом забудьте вчерашние обиды и беспокойство. Вдохните в себя свежесть и красоту осеннего леса, тепло последних солнечных лучей. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу. Начнем наш урок русского языка. - Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Вдохните глубоко и со вздохом забудьте вчерашние обиды и беспокойство. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу. Начнем наш урок русского языка. | Приветствие учителя. Настрой на работу в течении урока. | Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
Постановка учебной проблемы. Формулировка цели урока | - Открываем тетради, записываем дату и классная работа. - В строчку, через запятую напишите слова: альбом, овощ, помидор, берёза, ворона. - Сейчас запишите эти слова во множественном числе. - Сравните и скажете, что изменяется в этих словах. - Что такое окончание? Как выделяется? - Давайте выделим окончание. - Скажите, какая будет тема урока? - Что вы сегодня должны узнать на уроке? | Дети прописывают слова в строчку. - Альбомы, овощи, помидоры, берёзы, вороны. - Окончание. - Окончание – изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении. Выделяется - Окончание - Научиться находить в словах окончание. | Познавательные УУД: осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Коммуникативные УУД: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точности. |
Открытие нового знания | - Обратимся к словам, которые записали. Скажите, что нужно сделать, чтобы найти окончание? - Давайте прочитаем правило на странице 81. Правильно ли вы сказали? - Начинаем выполнять упражнение 147. Какой вывод мы можем сделать? | - Изменить форму слова. Читают определение. Ответы детей. Один ученик у доски. - чтобы найти окончание, нужно изменить форму слова. | Познавательные УУД: постановка и формулирование проблемы, структурирование знаний. Коммуникативные УУД: учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций. |
Физкультминутка | Видео. | Выполняют упражнения. | |
Закрепление нового материала | Выполняем упражнение 149. - Выделите в словах окончания. Сравните окончания, которые различаются формы этих слов. В каких словах вы не увидели окончаний? Прочитайте правило под галочкой. Выполняем упражнение 150. Предлагаю разделить тетрадный лист на 2 столбца. Первый – слова с нулевым окончанием, второй – слова, имеющие окончание. - У кого всё получилось? - Скажите, зачем вы выполняли данное упражнение? | Выполняют упражнение. 1 | 2 | Ветер, октябрь, трактор, праздник, обед, творог, понедельник, магазин, огурец, ужин. | Жёлтый, облако, погода, деревня, пшеница, Москва, сороки, ягода, яблоко, помидоры. | Ответы детей. - Чтобы научиться находить окончание. | Познавательные УУД: построение логической цепи рассуждений, доказательство, построение логической цепи рассуждений, выведение следствий. |
Рефлексия. | - Какую цель мы ставили перед собой в начале урока? - Добились ли мы цели? - Что узнали? - Чему учились на уроке? | - Научиться находить в словах окончание. Ответы детей. Ответы детей. | Познавательные УУД: контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Личностые УУД: самооценка на основе критерия успешности |
Домашнее задание. | Стр. 80 – 81. Учить правило. Упражнение 148. | | |